Вследствие событий, с которыми законодательство Республики Казахстан связывает наступление гражданско-правовых последствий. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Вследствие событий, с которыми законодательство Республики Казахстан связывает наступление гражданско-правовых последствий.

2017-06-13 606
Вследствие событий, с которыми законодательство Республики Казахстан связывает наступление гражданско-правовых последствий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из понятия гражданского правоотношения вытекает, что это — отношение между правоспособными лицами, урегулированное юридической нормой. Следовательно, для возникновения правоотношения требуется наличие правовой нормы, предусматривающей, во всяком случае, допускающей возникновение правоотношения данного вида и правоспособность субъектов, могущих быть его участниками. Но наличие этих обстоятельств само по себе не порождает определенного правоотношения между определенными участниками. Это — лишь необходимые абстрактные предпосылки возможности его возникновения.

Для того же, чтобы правоотношение как таковое возникло, необходимы конкретные обстоятельства, порождающие конкретные права и обязанности между конкретными лицами.

Подобные же обстоятельства необходимы для изменения или прекращения гражданского правоотношения.

Такие обстоятельства принято называть юридическими фактами. В отличие от правовой нормы, которая не имеет индивидуального адресата, юридический факт всегда имеет индивидуальную направленность. Его можно поэтому признать конкретной предпосылкой правового отношения.

Итак, юридический факт — это обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение либо прекращение правоотношения.

8. Гражданская правосубъектность физических лиц.

Все гражданские правоотношения устанавливаются между людьми. Эти люди и организации могут заключать сделки и участвовать в правоотношениях только в общественном качестве субъекта права, которого называют также лицом.

Субъектами гражданского права или лицами законодательством РК признаются люди (индивиды) и некоторые их организации (юридические лица, государство, административно-территориальные единицы), обладающие особым юридическим свойством — гражданской правосубъектностью, т.е. способностью иметь гражданские права и обязанности и осуществлять их. Обладание этим свойством и превращает индивида или организацию в субъект гражданского права. При этом каждый человек, выступает ли он как гражданин РК, гражданин другого государства или лицо без гражданства, обладает гражданской правосубъектностью и, следовательно, признается субъектом гражданского права. Другое дело — организация. Она может быть, а может и не быть субъектом гражданского права, обладать или не обладать гражданской правосубъектностью. Обладают гражданской правосубъектностью организации, признанные юридическими лицами, а также государство и административно-территориальные единицы.

Вместе с тем, нельзя отождествлять субъект гражданского права и его правосубъектность. Понятие «субъект гражданского права» шире понятия его правосубъектности и включает в себя также имя (наименование), место жительства (место нахождения) и некоторые другие признаки.

Истоки гражданской правосубъектности коренятся в экономических товарных отношениях, а само указанное свойство закреплено позитивным правом, хотя термин «правосубъектность» гражданским законодательством не используется. Само же понятие правосубъектности разработано юридической наукой и законодательно закреплено в Конституции Республики Казахстан.

Субъектам гражданских прав ГК РК посвящает отдельную главу (глава 2), в которой термины «субъекты права» и «лица» используются как однозначные. Нормы о субъектах права имеются не только в ГК, но и в других законодательных актах.

Среди субъектов гражданских прав (или лиц) ГК выделяет граждан РК и других физических лиц, которым и посвящена настоящая глава учебника. В главе в минимально необходимой мере затронуты вопросы общего понятия гражданской правосубъектности, а в необходимых случаях в сравнительном плане рассматриваются вопросы правосубъектности физических и юридических лиц.

Общее понятие «физическое лицо» сформулировано в ст. 12 ГК РК. Эта статья родовым понятием физических лиц объединяет граждан Республики Казахстан, граждан других государств (иностранцев), а также лиц без гражданства. Так как подавляющее большинство физических лиц, находящихся на территории Казахстана — это его граждане, а сам ГК является национальным законом РК, он обычно применяет термин «гражданин» в широком смысле для обозначения физических лиц, а не только граждан Казахстана. Такое широкое понимание термина «гражданин» возможно, поскольку иностранцы и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, установленные для граждан Казахстана, если иное не предусмотрено законодательством и международными договорами (п. 4 ст. 12 Конституции РК, п. 7 ст. 3 ГК РК). Здесь говорится о гражданах лишь в специальном смысле слова как о субъектах гражданского права, хотя понятие «гражданин» имеет гораздо более широкое значение и применяется во всех отраслях права.

Гражданская правосубъектность — это один из видов отраслевой правосубъектности. При анализе этого понятия сразу же возникает вопрос: для чего вообще возникает и существует правосубъектность как юридическая реальность, каково ее практическое значение? Наиболее краткий ответ заключается в том, что существование правосубъектности как особого института гражданского права объективно обусловлено необходимостью дифференциации возможностей и меры (пределов) включения людей, как общественных существ, в правовые отношения. Поэтому правосубъектность представляет собой общественное, юридическое свойство людей. В разных отраслях права эта дифференциация проводится по различным критериям. Конституция РК дифференцирует правосубъектность людей прежде всего на основе выделения и различения прав человека и гражданина. Права последнего имеют больший объем, чем права человека. Они включают в себя все права человека плюс права и обязанности, присущие только гражданам РК (например политические права, обязанности по несению воинской службы).

В гражданском праве существование правосубъектности как предпосылки обладания конкретными правами и обязанностями связано с юридической дифференциацией участников товарно-денежных и иных, основанных на равенстве участников, отношений, на физических лиц, юридических лиц и особых субъектов гражданского права, причем мера (пределы) правообладания этих участников различны.

9. Институт безвестного отсутствия физических лиц по гражданскому законодательству.

В современных условиях развития общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим особенно актуальна, поскольку ежегодно определенное количество граждан пропадают без вести и установить их местонахождение практически невозможно.

Основной целью института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим является защита интересов заявителей и заинтересованных лиц, путем вынесения законного и обоснованного судебного решения, направленного на устранение неопределенности в семейных, гражданских, жилищных и других правоотношениях, которыми безвестно отсутствующий гражданин связан с физическими лицами и организациями.

Как правило, заявления по данной категории дел подаются с целью расторжения брака, получения пенсии по случаю потери кормильца, оформления наследственных прав и др.

При этом рассмотрение заявлений о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим осуществляется судом по правилам гл.гл. 31, 34 ГПК в порядке особого производства.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства заявителя либо по последнему известному месту жительства безвестно отсутствующего гражданина.

В заявлении должно быть четко обозначено: для какой цели необходимо заявителю признать лицо безвестно отсутствующим или объявить его умершим; кем, когда были получены последние сведения о месте пребывания отсутствующего лица; промежуток времени, в течение которого неизвестно о месте пребывания такого лица (дата, с которой связывается получение последней информации о нем); факты, которые подтверждают невозможность установить место его пребывания; сведения об отсутствующем, в том числе, о его последнем месте работы, месте жительства. Также необходимо изложить обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

Если заявителем не соблюдены указанные выше требования, то суд не принимает заявление к своему производству и возвращает его.

Дела данной категории могут быть начаты по заявлению членов семьи, прокурора, общественных объединений, органа опеки и попечительства и других заинтересованных лиц.

Заинтересованными признаются физические и юридические лица, государственные органы, которые в соответствии со ст. 8 ГПК имеют право обратиться в суд с заявлением о защите прав и охраняемых законом интересов других лиц или неопределенного круга лиц в случаях, предусмотренных законом, и для которых признание безвестно отсутствующим или объявление умершим влечет возникновение, прекращение или изменение личных и имущественных прав. Например, право на пособие, установление опеки над имуществом и т.д. В связи с чем недопустимо принимать заявления от граждан и организаций, не являющихся заинтересованными лицами, которым законом не предоставлено право обращения в суд с такими заявлениями в интересах других лиц.

Безвестное отсутствие слагается из установления нескольких фактов: установление места жительства гражданина; отсутствие гражданина в этом месте жительства; отсутствие каких-либо сведений о гражданине в месте жительства в течение одного года. При этом срок, установленный для признания гражданина безвестно отсутствующим, начинается со дня получения последних сведений о нем.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - 1 января следующего года (п. 2 ст. 28 ГК).

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о нем в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая, - в течение шести месяцев.

Военнослужащий или иное лицо, пропавшее без вести в связи с военными действиями, могут быть объявлены умершими не ранее, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти лица, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случаях объявления умершим лица, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая, суд может признать днем смерти этого лица день его предполагаемой гибели (ст. 31 ГК).

При подготовке дела к судебному разбирательству судья выясняет, какие лица могут дать сведения об отсутствующем лице, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному местожительству и месту работы отсутствующего лица, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 319 ГПК РК судья в определении о подготовке дела к судебному разбирательству обязывает заявителя за свой счет произвести публикацию в средствах массовой информации (районного, областного, республиканского уровня, в сети Интернет, на телевидении) о возбуждении дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим.

Заявитель обязан представить суду подтверждение о публикации в СМИ не позднее трех рабочих дней со дня ее размещения. Непредставление подтверждения о публикации влечет оставление заявления без рассмотрения.

При подготовке дела судья выясняет, не связано ли отсутствие гражданина с его желанием уклониться от выполнения юридических обязанностей. Нередко это позволяют сделать данные органов внутренних дел, которые осуществляют розыск пропавших граждан. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим суд рассматривает с обязательным участием прокурора.

Поскольку судебное решение о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим основано на соответствующих презумпциях, явка или обнаружение места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, опровергает судебную презумпцию и возникает основание для отмены соответствующего судебного решения этим же судом.

Таким образом, законодатель не исключает возможности последующей явки лица, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, либо последующего обнаружения места пребывания таких лиц. В подобной ситуации суд первой инстанции на основании ст. 322 ГПК РК отменяет свое ранее вынесенное решение новым решением. Это решение является основанием для прекращения опеки над имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, и аннулирования в книге регистрации актов гражданского состояния записи о смерти лица, объявленного умершим.

Отмена решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим является основанием для восстановления имущественных прав указанных лиц.

10. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений.

Помимо граждан (физических лиц) субъектами гражданских правоотношений могут быть организации - юридические лица. Согласно статье 33 ГК Республики Казахстан юридическим лицом признается организация, имеющая свое обособленное имущество, которым она отвечает по своим обязательствам, приобретающая и осуществляющая от своего имени имущественные и личные неимущественные права и обязанности, могущая быть истцом и ответчиком в суде.

Основополагающий признак юридического лица - его имущественная обособленность и вытекающая из этого самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам.

Юридические лица образуются во всех сферах общественной и хозяйственной деятельности, но необходимость и важность этого института прежде всего определяется тем, что он позволяет отделить образуемого субъекта имущественных отношений от тех, кто образовал юридическое лицо. И, поскольку юридическое лицо - это самостоятельный и имущественно обособленный субъект прав и обязанностей, его учредители, как правило, не отвечают по его долгам (равно как и юридические лица не отвечают по долгам создателей).

11. Возникновение юридического лица. Условия и порядок регистрации.

Способ возникновения юридического лица

1) разрешительный

2)нормативно-явочный.

Условия и порядок регистрации: юридическое лицо регистрируется в Министерстве юстиции и получает документ «Свидетельство о государственной регистрации».

Перерегистрация производится в следующих случаях

1) Изменения уставного капитала

2) Изменения наименования

3) Изменение состава участника (учредителя).

Получает документ «Свидетельство о государственной перерегистрации»

Статья 6. Порядок государственной регистрации юридических лиц (Закон о государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств)

Для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган подается заявление по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан, и прилагаются учредительные документы, указанные в статье 7 настоящего Закона, составленные на казахском и русском языках и представляемые в трех экземплярах.

Уставы (положения) юридических лиц, относящихся к субъектам среднего и крупного предпринимательства, их филиалов и представительств, за исключением уставов (положений) акционерных обществ, их филиалов и представительств, при государственной регистрации не представляются.

Государственная регистрация юридического лица, относящегося к субъекту малого предпринимательства, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 6-1 настоящего Закона.

В случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, для государственной регистрации юридического лица, предметом деятельности которого является оказание финансовых услуг, дополнительно требуется разрешение Национального Банка Республики Казахстан (далее - Национальный Банк).

Государственная регистрация субъектов рынка, занимающих монопольное положение на соответствующем товарном рынке, а также государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, которые будут осуществлять свою деятельность на территории Республики Казахстан, за исключением случаев, когда такое создание прямо предусмотрено законами Республики Казахстан, указами Президента Республики Казахстан или постановлениями Правительства Республики Казахстан, осуществляется регистрирующим органом с согласия антимонопольного органа. Антимонопольный орган представляет в регистрирующий орган перечень государственных предприятий, юридических лиц, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированных с ними лиц, созданных с согласия антимонопольного органа.

При государственной регистрации юридического лица, относящегося к субъекту среднего и крупного предпринимательства, заявление подписывается и подается в регистрирующий орган учредителем или одним из учредителей либо уполномоченным учредителем лицом в случаях, когда единственным учредителем либо одним из учредителей являются иностранец или иностранное юридическое лицо, Правительство Республики Казахстан или государственные органы либо Национальный Банк, с приложением учредительных документов, удостоверенных в нотариальном порядке в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

При государственной регистрации юридического лица, не относящегося к субъекту частного предпринимательства, заявление подписывается и подается в регистрирующий орган учредителем (учредителями) либо уполномоченным на то лицом с приложением учредительных документов, удостоверенных в нотариальном порядке в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

Государственная регистрация юридических лиц, относящихся к субъектам среднего и крупного предпринимательства с иностранным участием, производится в порядке, установленном для государственной регистрации юридических лиц Республики Казахстан, относящихся к субъектам среднего и крупного предпринимательства. Если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, дополнительно должны быть представлены:

легализованная выписка из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что учредитель - иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки;

копия паспорта или другой документ, удостоверяющий личность учредителя-иностранца, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки.

Государственная регистрация общественных и религиозных объединений осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей, с учетом особенностей, предусмотренных законами Республики Казахстан «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Одновременно в регистрирующий орган представляются квитанция или иной документ, подтверждающие уплату в бюджет регистрационного сбора за государственную регистрацию юридического лица, за исключением юридических лиц, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Требование каких-либо документов и сведений, кроме предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан, запрещается.

Государственная регистрация юридического лица может быть произведена на основании электронного заявления, поданного посредством сети Интернет, в порядке, определяемом Министерством юстиции Республики Казахстан.

При государственной регистрации юридического лица, относящегося к субъекту частного предпринимательства, субъект самостоятельно определяет категорию в соответствии с критериями субъекта частного предпринимательства, установленными Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, и указывает ее в заявлении.

12. Основания прекращения деятельности юридического лица.

Ликвидация -прекращение существования юридического лица путём внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Ликвидация юридического лица влечет утрату им гражданской правоспособности.

Реорганизация -прекращение юридического лица, влекущее возникновение отношений правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. Виды: (слияния, присоединения, преобразования, разделения, выделение)

13. Юридические лица и их классификация.

ГК различает следующие виды юридических лиц в зависимости от целей деятельности:

а) коммерческие;

б) некоммерческие.

Коммерческое юридическое лицо - организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческое юридическое лицо - организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Приведенная классификация имеет большое практическое значение, поскольку каждый из видов юридических лиц подчинен особому правовому режиму.

Важные новеллы содержатся в нормах статьи 34 ГК РК, посвященных формам юридических лиц. Так, согласно пункту 2 указанной статьи юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может быть создано только в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества, производственного кооператива.

Предусмотренный Гражданским кодексом перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц, таким образом, является исчерпывающим и не может быть дополнен иным законодательным актом.

В соответствии с действующим законодательством выделяют следующие методы классификации юридических лиц:

- по форме собственности;

- по цели деятельности;

- по составу учредителей;

- по характеру прав участников;

- по порядку образования.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.