Философия Платона: учение об идеях, теория познания, проблема души, теория идеального государства. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Философия Платона: учение об идеях, теория познания, проблема души, теория идеального государства.

2017-06-13 2478
Философия Платона: учение об идеях, теория познания, проблема души, теория идеального государства. 4.67 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Учение об идеях:

 

Платон является основателем идеализма.

Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

 

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

 

• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

 

• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

 

• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

 

• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);

 

• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

 

Идея некий смысл понятия.

 

Понятие идеи существует не только в разуме человека, но и в вещах. Идеи есть у всех предметов, понятие которых мы можем помыслить. Мыслить можно только мыслью – мир состоит только из мыслей и познаваем, но только к мыслям его свести нельзя. Наложение и совпадение идеи вещи с понятием человека о ней позволяет установить связь между мыслью и материей.

 

Мысль – сверхчувствительное, не локализованное в пространственно-временном континууме.

 

Вещь существуют только реально, но смысл их недосягаем. Есть такая точка, где всё соприкасается, исчезают различия между идей и материей.

Если вещи-точки, от них повести векторы, то направления этих векторов в этой точке пересекутся. Общее есть сущность вещей, закон их развития.

 

Мир – грандиозная, иерархично организованная система, вершину которой образует верховное духовное благо, нижним пределом служит материя.

Истинной реальностью обладают лишь идеи, а переходящий мир вещей – зависим и истинен лишь в той степени, в которой «причастен» к миру вечных и неизменных идей.

 

*Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: (проблема души)

 

• "единого";

 

• "ума";

 

• "души".

 

"Единое " - является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.); есть ничто;выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

 

"Ум" - происходит от "единого"; разделен с "единым"; противоположен "единому";является сущностью всех вещей;есть обобщение всего живого на Земле.

 

"Душа " - подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое — ничто" и "ум — все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления; также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; душа человека (вещи) есть часть мировой души; душа бессмертна (при смерти человека умирает только тело, душа приобретает новую телесную оболочку); постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса.

 

Теория познания:

 

Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

 

 

• поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать, прежде всего, "чистые идеи";

 

• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса");

 

• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

 

• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".

 

Теория государства:

 

Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

 

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

 

• монархия — справедливая власть одного человека;

 

• тирания — несправедливая власть одного человека;

 

• аристократия — справедливая власть меньшинства;

 

• олигархия — несправедливая власть меньшинства;

 

• демократия — справедливая власть большинства;

 

• тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

 

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

 

Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:

 

• все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;

 

работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

 

воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях;

 

философы (мудрецы)разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

 

• философы и воины не должны иметь частной собственности;

 

• жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

 

• не существует брака, все жены и дети общие;

 

• допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.

 

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.