Психология труда, инженерная психология и эргономика. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Психология труда, инженерная психология и эргономика.

2017-06-13 439
Психология труда, инженерная психология и эргономика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  1. Содержание понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная пригодность» и основные принципы их оценки. Профессионально важные качества психолога и педагога.

 

  1. Работоспособность и утомление как функциональные состояния в трудовой деятельности. Характеристики работника и факторы трудового процесса, определяющие их возникновение и развитие.

 

  1. Индивидуальный стиль деятельности: проявление, механизмы формирования и методы изучения.

Индивидуальный стиль есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности. Индивидуальный стиль деятельности проявляется на поведенческом уровне (доступном внешнему наблюдателю) в форме устойчиво повторяющихся приемов и способов деятельности, выбранных субъектом, в форме своеобразной временной организации действий, в качественных особенностях продукта деятельности. Могут быть выделены и внутрисубъектные особенности ИСД (типичные стратегии деятельности, своеобразные особенности функционирования в деятельности, обусловленные свойствами индивидуальности, разная субъективная значимость компонентов деятельности, своеобразие форм сознательного контроля, саморегуляции действий, состояний (Е.А. Климов, В.И. Моросанова и др.). Е.А. Климов в структуре индивидуального стиля выделяет две группы особенностей: первая группа, образующая ядро стиля, включает в себя особенности, которые проявляются непроизвольно или без заметных усилий, базируется на свойствах нервной системы; вторая группа, образующая «пристройку» к ядру, включает в себя особенности, которые вырабатываются в результате сознательных или стихийных поисков. В ядро включаются две категории особенностей: одни благоприятствуют успеху, другие препятствуют ему. Последние «обрастают» компенсаторными механизмами. В «пристройку» к ядру стиля также входят две категории особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей субъекта, другие имеют компенсаторное значение. В соответствии с этим в структуре стиля выделяются механизмы адаптации и компенсации. Структура индивидуального стиля характеризуется особенностями соотношения ориентировочной, исполнительной и контрольной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности связан, прежде всего с выделением индивидуально-своеобразных приемов деятельности, характеризующих разные ее стороны. Во многих исследованиях в первую очередь отмечаются типологически обусловленные особенности выполнения исполнительных и ориентировочных действий: лица с подвижной и лабильной нервной системой обладают повышенными скоростными возможностями в выполнении различных действий, а лица с инертной нервной системой обладают благоприятными возможностями для выполнения медленных и однообразных действий. Кроме того, у инертных лиц и лиц со слабой нервной системой наблюдается развернутая ориентировочная деятельность. Таким образом, у одних лиц имеются более благоприятные возможности для достижения высокой производительности труда, а у других – для достижения высокого качества. Механизмами становления индивидуального стиля деятельности являются адаптация, компенсация и коррекция.

Существуют два пути формирования стиля — стихийный и целенаправленный. Первый — формирование стиля под влиянием имеющейся у человека склонности выполнять деятельность какими-либо определенными способами. Индивидуум выбирает тот или иной способ деятельности, потому что он ему больше нравится.

Второй, целенаправленный путь существует в трех вариантах. В одном случае человек целенаправленно формирует тот или иной стиль в силу подражания своему кумиру. В другом случае он анализирует свои сильные и слабые стороны: что ему удается лучше, а что — хуже, и, исходя из такого анализа, выбирает способ деятельности, позволяющий реализовать свои сильные стороны. В третьем случае стиль навязывается ему педагогом (наставником на производстве, учителем, тренером).

Причем это происходит часто без учета психофизиологических особенностей человека В результате возникает рассогласование между склонностями и способностями человека и тем стилем, который ему навязывается.

 

  1. Мотивация личности в труде. Подходы к объяснению мотивации труда. Методы повышения мотивационного потенциала рабочего места.

Две группы теории мотивации. 1процессуальная в содержательных процессуальных теориях речь идет о профессиональной деятельности к ним относятся потребности и мотивы. Процессуально концепции теории поведение человека определяет ее не только потребностями и мотивами они взаимодействуют с другими психическими процессами восприятие, опыт прошлой деятельности взаимодействие с другими людьми прогнозирование их поведения. 2. Содержательная классификация мотивов по Русалиновой отношение к труду определяет тип сочетание трех факторов. Факторы эти связаны с основными человеческими потребностями материальные, социальные, духовные. Факторы, влияющие на отношение к труду материальная заинтересованность, социальная престижность и значимость. Интерес к процессу труда. Содержательная теория Герцберг Ф 1. Факторы гигиены это те факторы, отсутствие которых вызывает неудовлетворённость. Зарплата условия труда, отношение к начальству, с другими сотрудниками режим работы, контроль. Факторы мотиваторы те условия которые повышают инициативность повышают лояльность за счет того что позволяют работнику удовлетворить потребности в личностном росте. Продвижение в карьере ощущение состояния успеха возможность творчества в работе осведомленность и ответственность. Привести в соответствие факторы гигиены и запустить факторы мотиваторы. Иерархическая концепция потребностей Маслоу. У человека есть ряд потребностей, которые насыщаются постепенно и уступают свое место другим. Пока не удовлетворить потребности низшего уровня вероятность того что возникнут потребности другого уровня низка. Высшие потребности возникают позднее могут удовлетворять большим числом способов субъективно воспринимаются как менее насущны. Но зато их удовлетворять способствует личностному благополучию. 1. Физиологические органические потребности способ удовлетворить обеспечение оптимальных условий труда и отдыха совершенная оплата труда. 2 уровень потребность безопасности это стремление находится в стабильном защищенном состоянии. Создание социальной гарантии коллективных договоров защищает сотрудника от коллективных раздоров, повышение квалификации. 3 потребность принадлежности и причастие к группе стремление в совместной деятельности с людьми. Организация работы позволяющая общаться возможность участие в социальных организации. Формирование неформальных отношений в работе. Потребности в уважении и признании. Чувствовать себя способным компетентным. Предоставление возможности проявить себя в случае успеха публичное поощрение, демонстрирование дополнительных прав и ответственности повышение квалификации присвоение званий, рангов, разрядов. Томашевский классификация мотивов. Процессы осознаются, включается осознанное отношение к своим способностям мотивам. В соответствии с этим складываются представление как о работнике, и достичь уровня результатов, т.е. складывается уровень притязаний. Самосознание складывается под влиянием оценок окружающих и оценки результатов своих поступков с нормами принятыми в обществе. следующий информативность. Рсалинова 1. Мотивы выгоды работник должен предоставить себе зависимость между производимостью труда и собственной выгоды. Выгода возможность работнику удовлетворить рабочую потребность материальные, социальные и духовные Задачи работодателя обеспечение работника информацией о качественных и количественных результатов труда и о вкладе труа в общении тип организации. Мотивы безопасности работни должен ощущать себя в состоянии безопасности от следующих видов угроз материальных денежная угроза, возможность социальной угрозы общественных мер воздействия.Мотивы удобства стремление человека выбирать приемлемый для человека наиболее привлекательна та работа степень трудности которой оптимальна. Мотивы удв. наличие в работе факторов которые доставляют работнику удовольствие. Мотив мнения товарищей самоотношение т.е. отдавать себе отчет в том чего от него ожидают окружающие. Это касается результатов и способов выполнения результатов способов выполнения действий. Обеспечение связи от коллег работнику. Пример процессуальной теории мотивации Врум теория ожидания. Концепция объясняет, почему независимо от потребности не всегда вкл. В кр. Деятельность в основе поведения лежит ожидание события затрат труда, результат вознаграждение. Затраты результата человек прогнозирует вероятность достижения результатов. Вознаграждение в ответ на достигнутый уровень результатов работни ожидает получение достижения. Субъективность валентность ценность вознаграждения зависит от индивидуальной типов личности. Разнообразие навыков предполагает выполнение профессиональных задач с опорой на разные способности работника. Например, секретарь-референт, обладающая разнообразными навыками, может стенографировать, печатать на машинке, работать на компьютере, отвечать на телефонные звонки, давать справки посетителям и т.д. Законченность работы - это возможность выполнения работы от начала и до конца. Например, портной будет иметь высокую степень законченности работы, если он будет выполнять всю работу, связанную с пошивом костюма (снятие мерок, выбор материала, раскрой, при-мерка и пошив). Значимость задания - это то влияние, которое выполняемая работа имеет на других людей (внутри организации или в более широком окружении). Например, значимость работы хирурга, когда от его работы зависит жизнь или смерть больного, очень высока. Самостоятельность, предоставляемая исполнителю - это степень, в которой работники имеют свободу и право планировать, определять график работ и выполнять работу по своему усмотрению. Например, мастер по ремонту мебели может действовать с высокой степенью автономии, определяя продолжительность и график своей работы и как он будет выполнять каждый полученный им заказ. Возможности для принятия самостоятельных решений повышают чувство личной ответственности за выполняемую работу. Если работники могут сами решать, что они будут делать и как, то они ощущают большую ответственность за результаты, как хорошие, так и плохие. Обратная связь - это информация, которую работник имеет об эффективности своей работы. Например, руководитель службы маркетинга испытывает острую потребность в получении информации о количестве заказов и объеме продаж, чтобы иметь представление о том, насколько успешна работа его подразделения. Знание связи между характеристиками выполняемой работы, трудовой мотивацией и трудовым поведением работников позволяет сформулировать несколько принципов, в соответствии с которыми может быть организована работа, для того, чтобы обеспечить высокий уровень трудовой мотивации и повышение рабочих показателей.Принцип 1. Объединение заданий. Это означает, что вместо того, чтобы разделять задание между несколькими работниками, вся работа (например, производство определенного продукта) может быть поручена одному работнику. Это обеспечивает большее разнообразие навыков и большую законченность (целостность) задания.Принцип 2. Законченность и целостность рабочих заданий. Это предполагает возможность исполнителя выполнить от началадо конца хотя бы часть своих рабочих заданий. Например, одной машинистке поручается печатать весь отчет, а не дают его по кускам разным машинисткам. Такая организация работы повышает степень ее ответственности, придает осмысленность и значимость выполняемой работе.Принцип 3. Установление отношений с потребителями. Такая организация работы, когда работник вступает в непосредственный контакт с потребителем результатов его труда, услуг, не только помогает обеспечить обратную связь, но требует от работника большего разнообразия профессиональных навыков, повышая степень его самостоятельности. Например, автомеханик кроме ремонта машины может и согласовывать условия ремонта с владельцами машин, закупать или заказывать необходимые детали или комплектующие.Принцип 4. Делегирование полномочий. Передача ответственности и контроля над работой от руководителей к подчиненным усиливает самостоятельность работников, повышает уровень их трудовой мотивации.Принцип 5. Установление обратной связи. Существует много типов обратной связи, которую могут получать работники, и работу следует организовать так, чтобы давать исполнителю как можно больше типов обратной связи. Обратная связь может даваться потребителями, непосредственными руководителями и товарищами по работе. Обратная связь может обеспечиваться и самой работой, если при этом используются различные показатели (например, производительность труда, уровень брака, дневной объем продаж и т.п.). Чем большее число каналов обратной связи задействовано, тем более точное представление будут иметь работники о том, как они работают, и тем выше будет их мотивация к достижению требуемых рабочих показателей, к улучшению своей работы.

 

  1. Профессиография как метод психологии труда. Цели, виды и общий план профессиографии.

Профессиография – это комплексный метод изучения и описания содержательных и структурированных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимоотношения с компонентами деятельности труда ее функционального обеспечения. Основным результатом профессиографии является составление профессиограммы. Профессиограмма – это система признаков описывающих ту или иную профессию, это описание социального экономических производственно технических санитарно гигиенических особенностей профессии. Профессия включает в себя две группы требовании 1. Требования, которые определяют не компенсируемые и необходимые условия качества. 2. Желательно определить возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Важная составная часть профессиограммы является психограмма характеристика предъявляемых профессиональной психики человеческих требований. Комплексный анализ профессий включает в себя производственную характеристику, профессии и ее специальную оценку, экономического значения профессии социально психологическую характеристику профессии, санитарно гигиеническую характеристику труда. Составление перечня требовании предъявляемых, формулировка требовании предъявляемых состоянию работников. Виды профессиограмм Иванова Е.М. Информационная предназначена для профессионально консультации с людьми для определения профессии. Схема информационной профессиограммы:1. общая характеристика профессии включает два пункта социальную ценность труда, история развития перспективы труда. 2. Обзорная характеристика 4. Орудие и следствие труда 5. Условия труда микроклиматические условия труда, социальные, социально психологические условия труда. 6. Типичные требования к профессии психофизиологическим свойствам и психологическим качествам и психологического здоровья. 7. Информацию об учебных заведениях готовящих специалистов. Диагностическая профессиограмма 1. Содержание труда 2. Требования и качество труда 3. Орудие труда вид режим работы труда. 3. Деятельность субъекта труда. Характер исполнения работы виды ошибок. Организация труда структура производственного труда. 4. Требования к профессиональным личностям (психологические) психологическая характеристика качества работы. 5. Диагностика причин низкой объективности. 6. Опытно экспериментальная проверка гипотезы по совершенствованию труда. Прогностическая применяется в целях выдачи работы по совершенствованию профессиональной деятельности. Общая характеристика профессии, перспективы, социально экономическая профессиональная среда. Содержание и объем профессионального поля факторы определяющие профессиональное поле прогноз развития, профессиональное образование квалификационный уровень профессионального образования. Оценка перспективности профессии, эмоциональная активность самосовершенствование карьеры.

 

Основы психокоррекции.

  1. Психологическая коррекция как вид деятельности практического психолога.

Виды осуществляемой деятельности: консультативная, диагностическая, профилактическая, профориентационная, психологическая коррекция Психокоррекция – это система мероприятий направленных на исправление психологических или поведения человека с помощь психологических средств и с помощью отдельных методов. Психокоррекция обоснованное во-зздействие на внутренние установки человека. Психокоррекция – это направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения и развития человека. В сферу компетенции не входят: нарушения, имеющиеся в своем основании органические причины. Устойчивые личностные качества взрослого человека. Специфические черты псиокоррекции она ориентирована на клиническую здоровую личность, имеющую психологические трудности, проблему, нарушения невротического характера. На людей желающих изменить свою жизнь и ставящие цель развития собственной личности. Психокоррекция имеет особенности личности и направлена, их изменения объект психокоррекции является человек любого возраста, а также семья, группа, коллектив. Психокоррекция ориентируется на сильные и здоровые стороны личности. Психокоррекция ориентирует ненастоящее и будущее клиента. Психокоррекция ориентируется на среднесрочную помощь от 10 до 15 встреч.

 

  1. Принципы и этапы психокоррекционной работы.

 

1.Принцип единства диагностики и коррекции. Названный принцип реализуется в двух аспектах.

Во-первых, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Во-вторых, позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента. 2. Принцип нормативности развития. при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики: 1) Особенности социальной ситуации развития (например, изменение типа образовательного или воспитательного учреждения, круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т.д.). 2) Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития. 3) Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.

3. Принцип коррекции "сверху вниз". Основным содержанием коррекционной деятельности является создание "зоны ближайшего развития" для клиента. Коррекция по принципу "сверху вниз" носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований. 4. Принцип коррекции "снизу вверх". основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения. Главной задачей коррекции "снизу вверх" становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. 5. Принцип системности развития психической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. 6. Деятельностный принцип коррекции. Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.

1.Диагностический этап основная задача этапа проведение полного психологического исследования личности, 2. Аналитический этап задача состоит в структурировании и анализе диагностическо информации для определенного психологического диагноза, прогноза, стратегии и модели клиента. 3. Установочный этап задачи в установлении психологического контракта прояснение модели предстоящей психокоррекционной работы и заключение контракта на оказание психокоррекционных услуг. 4. коррекционный этап проводится психокоррекционная работа осуществляется психокоррекционное воздействие согласно целям и задачам процесса уточняется план реализации и осуществляется последовательное выполнение. Психолог помогает клиенту организовать свою деятельность с учетом возможных неудач в достижении цели отслеживает динамику изменения клиента. 5. Оценка эффективности задача оценка уровня достижения цели коррекции разрешение проблемы и обобщение полученных результатов. 6. Завершающий этап Просматривается через динамику прихокррекционного опыта и достигнутых изменений копинг стратегий эмоциональных типов реагирования.

 

  1. Виды психологической коррекции.

 

  1. Структура психокоррекционной программы. Принципы составления психокоррекционных программ.

Элементы психокоррекционной программы:

1)Тема-должна фомулироваться в позитивной форме. 2)Цель-должна быть реалистична и соотнесена с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и способов действий в реальную практику жизненных отношений.

3)Задачи-не менее 3-4,50% и более коррекционные, а остальные-развивающие и профилактические. 4)Предмет программы-содержание коррекции. 5)объект программы-человек или группа, на которых направлена психокоррекционная работа. 6)Объем программы-общее время работы и частота встреч.7)Форма работы (индивидуальная, групповая). 8)Средства психокоррекции-конкретные напрвления работ, технологии, техники и методы психокоррекции. 9) Этапы-диагностический, аналитический, установочный, коррекционный, этап оценки эффективности, завершающий.

Основные принципы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в любой коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих. В нем отражена взаимосвязанность и гетерохронность (неравномерность) развития различных сторон личности ребенка.2. Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.3. Принцип приоритетности коррекции каузального типаВ зависимости от направленности выделяют два типа коррекции: 1) симптоматическую и 2) каузальную (причинную).Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных.4. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с

одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности - с другой.

 

  1. Основные направления и подходы в психокоррекции.

Подходы выделяют: 1) подход поведенческий; 2) подход деятельностный; 3) подход когнитивистский; 4) подход психоаналитический; 5) подход экзистенциально-гуманистический; 6) гештальт-терапия; 7) психодрама; 8) подход телесно-ориентированный; 9) психосинтез; 10) подход трансперсональный.

Направления психокоррекции

1. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В основе психоаналитической коррекции лежит представление о том, что аномальное поведение человека является следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений. Таким образом, коррекционная работа психоаналитика строится в двух основных направлениях:

1. Работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого (мотивов фиксации защитных механизмов, способов поведения) и принятие клиентом адекватной и реалистической интерпретации.

2. Работа с клиентом по усилению его «Ego» для построения более реалистичного поведения.

КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К. РОДЖЕРСА

Роджеровское направление психокоррекции акцентирует внимание на позитивной природе человека и свойственном ему врожденном стремлении к самореализации. Основу психического здоровья, по мнению Роджерса, определяет соответствие идеального "Я" реальному "Я", достигаемое реализацией личностного потенциала и стремлением к самоосознанию, уверенности в себе, спонтанности.

Экзистенциальная психотерапияСерена Кьеркегора помогает справиться со многими, казалось бы, тупиковыми жизненными ситуациями: депрессиями; страхами; одиночеством; зависимостями, трудоголизмом; навязчивыми мыслями и действиями;опустошенностью и суицидальным поведением; горем, переживанием утрат и конечности существования;кризисами и неудачами;нерешительностью и потерей жизненных ориентиров;потерей ощущения полноты жизни и др…

2. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Целью психологической коррекции в рамках поведенческого направления является приобретение ребенком новых установок, направленных на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение у него дезадаптивных форм поведения.

КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Главной задачей психокоррекции является изменение восприятия подростком себя и окружающей действительности на основе изменения поведения.

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ психотерапевтическая методика группового и личностного роста, автор Э. Берн. Основана на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, как интериоризаций социального опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я („родитель“ — „ребенок“ — „взрослый“).

Гештальттерапия Ф. ПерлсОсновной целью данного метода является достижение психической организацией индивида "хорошей фигуры". Для описания психотерапевтического процесса используются такие понятия, как организм — среда, граница контакта, концепция Я, цикл опыта, виды сопротивления (проекция, интроекция, ретрофлексия, слияние). В этом процессе происходит отреагирование заторможенных эмоциональных реакций, за счет чего достигается "завершение гештальта". Все травмирующие события интерпретируются как отчужденные частицы Я и аффективно проигрываются.

 

  1. Групповые и индивидуальные методы психокоррекционной работы.

Средства психокоррекции:

Общие методы: Специальные методы:

Игротерапия; Психодрама;

Арт-терапия: Гештальттерапия;

- рисуночный, скульптурный; Телесно-ориентированная

- музыкотерапия; психокоррекция;

- танцотерапия; Трансактная (Э.Берн);

- библиотерапия. Инструментальные виды

Сказкотерапия: групповой работы

- психологическая сказка (тренинги умений, напр.

(историю рассказывает психолог); тренинги продаж)

- коррекционная

(историю рассказывает клиент).

Поведенческие:

- «жетонный метод»;

- метод систематической десенсибилизации.

Когнитивный метод.

Рассмотрим групповые и индивидуальные формы работы

на примере проекта программы развития навыков межличностного общения дошкольников в возрасте 4-6 лет.

Основываясь на том, что базовыми видами деятельности в дошкольном возрасте являются игра, изобразительная деятельность, восприятие произведений искусства, начальные формы учебной деятельности, а также внеситуативно-личностное и внеситуативно-познавательное общение.

Мы применили комплекс методов коррекции межличностного общения и личностных особенностей (самооценка):

- игротерапия,

- арт-терапия (рисуночная терапия, музыкотерапия, драматизация сказки),

- методы речевого воздействия,

- метод статусной психотерапии,

- психогимнастика.

Методы и их содержание:

1. Подвижные игры: Цель - Знакомство с методом работы группы, объединение детей, обеспечение сотрудничества детей, создание высоко эмоционального подъема. Форма проведения – групповая Примеры – Лишний стул, нож и масло, плот, шеренга.

2. Работа с пиктограммами, рисуночная терапия: Цель - Развитие знаний о своих и чужих эмоциональных реакциях. Выявление сформированности понимания этого знания у детей. Форма работы – групповая, индивидуальная Пример М.И. Чистякова, мимика в рисунках «нарисуй/покажи настроение» «угадай эмоцию»

3. Рациональная терапия: групповая дискуссия Цель: Диагностика видения и представления себя каждым ребенком в различных ситуациях взаимодействия, осознание индивидуальности. Форма работы – групповая пример – «Я разный», «Сочиняем историю», «угадай кто»

4. Драматизация этюдов, сказок - Цель - Диагностика навыков коллективного взаимодействия, ориентация на партнера, Форма работы – групповая, Пример Чистякова постановка сказок

5. Игротерапия Цель - Развитие активного и волевого внимания, наблюдательности. Форма работы – групповая, Примеры – Хлопки, слушай звуки, фигуры

6. Психогимнастика Цель - Развитие внимания, правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений и адекватного использования жеста, что способствует социальной компетенции ребенка. Форма работы – групповая, Пример – возьми и передай

7. Музыкотерапия – Цель - Развитие способности понимать эмоциональное состояние человека, приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях, коррекция эмоциональной сферы ребенка. Форма работы – групповая и индивидуальная


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.