Изменения в советском гос. аппарате в послевоен. годы 1945-50 гг. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Изменения в советском гос. аппарате в послевоен. годы 1945-50 гг.

2017-06-13 321
Изменения в советском гос. аппарате в послевоен. годы 1945-50 гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВО. война нанесла значитель­ный ущерб экономике страны. Помимо экономиче­ских потерь, в стране наступила сильнейшая засуха. Обострилась международная обстановка, которая была вызвана «холодной войной» между США и СССР. С окончанием Вов. изменения в совет гос. аппарате: перестройка гос. аппарата, упразднение чрезвычайных органов. Были ликвиди­рованы Гос. комитет Обороны(ГКО)-функции переданы Совету Народных Комиссаров и Ставка Верховного Главнокомандующе­го. В1946 г. проведены выборы в Верховный Совет СССР, Красная армия была переименована в Со­ветскую, Совет Народных комиссаров преобразован в марте 1946 г. в Совет Министров СССР, а наркоматы - в министерства. Военно-промышленные наркоматы преобразованы в органы управления мирными отраслями. В марте 1946 г сокращен количественный состав Президиума, стал более оперативным(вместо 42 чел. стало-9).В феврале 1947 г. расширена компетенция Президиума Верховного Совета СССР-к его ведению отнесено денонсирование междунар. договоров, установление почетных и воинских званий, дипломатических рангов. Попытки совершенствования системы органов гос.управления проводились не только за счет количественных изменений, но и путем перераспределения компетенций между органами. В 1952г. на 19 съезде ВКП(б) как правящая партия была переименована в КПСС.

В послевоенные годы была сделана попытка раз­работать проект новой конституции, но в текст Кон­ституции СССР были только внесены изменения. Фактическое руководство страной осуществляли партийные инстанции, на высшем уровне — Секрета­риат ЦК ВКП(б).

Изменение права в послевоенные годы не носило принципиального характера. Изменениям подверг­лись отдельные отрасли и институты права.

В сфере гражданско-правовых отношений постанов­лением Совета Министров СССР от 21.04. 1949 г. «О заключении хозяйственных договоров » были за­креплены 2 вида договоров:

1) генеральные — между хозяйственными система­ми и отраслями;

2) локальные — между предприятиями.

В финансовом праве в декабре 1947 г. была про­ведена денежная реформа. Она была осуществлена путем замены старых денежных знаков на новые с из­менением их номинала. Одновременно с реформой была проведена конверсия облигаций государствен­ных займов — замена ранее выпущенных облигаций госзаймов новыми.

В 1950 г. для укрепления финансовой системы СССР отказался вступить в Международный валют­ный фонд (МВФ), вышел из долларовой зоны. Рубль стал неконвертируемым, что позволило поддержи­вать низкие цены и не допускать инфляции.

Изменения коснулись и права СССР. Так, в семей­ном праве был запрещен брак с иностранцами (Указ 1948 г.), он рассматривался как антипатриотичный.

В трудовом праве были ликвидированы нормы во­енного времени, восстановлен 8-часовой рабочий день, прекращались трудовые мобилизации, отме­нялись сверхурочные работы.

После окончания войны полностью освобождались от наказания осужденные к лишению свободы на срок до 3 лет. Всем остальным наказание сокращалось наполовину. Амнистия не распространялась на осуж­денных за тяжкие преступления. Однако в уголовном праве прослеживается тенденция к ужесточению уго­ловной репрессии.

Указом от 4 июня 1947 г. за хищение личной соб­ственности граждан, совмещенное с разбоем, преду­сматривалось наказание до 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Была сохранена уголов­ная ответственность за хищение государственного и общественного имущества. В 1950 г. была восстановлена отмененная в 1947 г. смертная казнь по отношению к изменникам Родины, шпионам и ди­версантам.

35. Советский государственный механизм в период либерализации общественных отношений (середина 50-х — середина 60-х гг.).

На внешнеполитическую деятельность Советского государства значительное влияние оказывала сложившаяся после второй мировой войны международная обстановка. Главной ее особенностью было продолжение «холодной войны» между капиталистическими странами и Советским Союзом и другими социалистическими странами, начавшейся в первые послевоенные годы.

В мае 1955 г. между Советским Союзом, Болгарией, Польшей, Чехословакией, Румынией, Венгрией и Германской Демократической Республикой был заключен Варшавский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Таким образом, в Европе сложились две противостоявшие друг другу военные группировки — страны Североатлантическою блока (НАТО) и страны Варшавского Договора.

Советский Союз оказывал политическую и экономическую помощь странам Азии, Африки и Латинской Америки. При его содействии были прекращены войны в Индокитае, Египте и других странах.

СССР продолжал отстаивать вопросы всеобщего сокращения разоружения, запрещения атомного и водородного оружия и их испытаний, сокращения вооруженных сил и т. д.

Демократизация государственной жизни нашла отражение в мерах, направленных на повышение роли Советов, активизацию их деятельности и упрочение связей с народными массами.

В январе 1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами», в соответствии с которым задачами Советов объявлялись: улучшение организационно-массовой работы, укрепление связей Советов с населением, вовлечение трудящихся в работу комиссий и т. п.

В результате принятых мер деятельность Советов значительно активизировалась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, теснее стали связи Советов с населением, активизировалась деятельность комиссий Советов и др.

В 1957—1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных Советах депутатов трудящихся. В данных нормативных актах устанавливались полномочия Советов, порядок их деятельности, структура и другие организационные вопросы.

В рассматриваемый период встала проблема повышения эффективности управления народным хозяйством. Существовавшая централизованная административно-командная система тормозила развитие экономики.

На смену отраслевому принципу управления промышленностью и строительством пришел территориальный. Страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них создавался Совет народного хозяйства, который руководил всеми предприятиями и стройками района. Переход к территориальной системе управления преследовал цель приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства. Однако значительных изменений в развитии промышленности и строительства не произошло.

В марте 1954 г. из состава МВД СССР был выделен и образован Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.

В октябре 1956 г. управления Министерства внутренних дел и управления милиции в областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках были преобразованы в отделы исполкомов районных, городских и поселковых Советов депутатов трудящихся. Таким образом, в организационном построении органов внутренних дел был восстановлен принцип двойного подчинения.

Были восстановлены принципы организации и деятельности прокуратуры, нарушенные в условиях культа личности. 24 мая 1955 г. было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с данным Положением высший надзор за исполнением законов всеми государственными органами и учреждениями, отдельными должностными лицами и гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР. В Положении устанавливалась обязанность всех работников прокуратуры быть принципиальными и непримиримыми в борьбе за обеспечение строгого соблюдения законности. На прокуратуру возлагалось своевременное применение мер по устранению всяких нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили.

В 1957 г. были восстановлены наблюдательные комиссии. Они создавались при исполкомах районных Советов депутатов трудящихся, на территории которых имелись исправительно-трудовые учреждения. На наблюдательные комиссии возлагалась задача по осуществлению постоянного контроля за соблюдением законности в деятельности ИТУ, за приобщением осужденных к общественно полезному труду.

Органы правосудия также подверглись существенной реорганизации. В 1958-г. были пересмотрены полномочия и объем деятельности высшего судебного органа страны — Верховного суда СССР. Были сокращены его надзорные функции и расширены полномочия верховных судов союзных республик.

Верховный суд СССР состоял из Пленума Верховного суда СССР, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии.

В состав Верховного суда СССР входили: Председатель Верховного суда СССР, заместители Председателя Верховного суда СССР, члены Верховного суда СССР, народные заседатели, избиравшиеся Верховным Советом СССР, председатели верховных судов союзных республик, являвшиеся членами Верховного суда СССР по должности.

В декабре 1958 г. в соответствии с утвержденными Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автонемных республик участковая система народных судов подлежала замене народным судом города (района). Увеличивался с 3 до 5 лет срок полномочий народных судей. Народные заседатели избирались на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, а военнослужащих — по воинским частям.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.