Конструкция Советской власти по Конституции 1918 г. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Конструкция Советской власти по Конституции 1918 г.

2017-06-13 408
Конструкция Советской власти по Конституции 1918 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Итого первого периода истории Сов. гос-ва, были зафиксированы в Основном законе-

Конституция РСФСР 1918 г. была принята 10 июля на 5 съезде Советов, а опубликована 19.07. в «Из­вестиях ВЦИК". С момента опубликования Конститу­ция РСФСР 1918 г. вступила в силу. Проект Конститу­ции 1918 г. готовился 4 месяца (в апреле—июле 1918 г.). Основы Конституции РСФСР 1918 г. разрабатыва­лись с учетом положений «Декларации прав трудя­щегося и эксплуатируемого народа», в ней закреплялись коренные принципы сов. демократии, интернационализма, равноправия полов, и предоставляла широкий круг демократических свобод и прав. К.-четко определила форму федерации России –государство с автономными включениями, в качестве важнейшего принципа сов. федерации закреплялась добровольность объединения,закрепила сложившуюся систему органов власти и управления(Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком). Структура Кон­ституции 1918 г, включала в себя разделы.

1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируе­мого народа (гл.1-4).

2. Общие положения Конституции Российской Со­ветской Федеративной Социалистической Республи­ки – РСФСР (гл. 5)

3. Конструкция Советской власти (гл.6-12).

4. Активное и пассивное избирательное право (гл.13-15).

5. Бюджетное право (гл.16).

6. О гербе и флаге РСФСР (гл.17).

Конституция РСФСР 1918 г. закрепляла следую­щие положения;

1) политическую основу РСФСР — Сове­ты рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;

2) социальную основу — диктатуру пролетариата;

3) монополию государства в сфере экономики (выс­шим органом в ее управлении являлся Высший Со­вет Народного Хозяйства);

4) полную национализацию лесов, земли, недр, транспорта, банков, промышленности;

5)установление срока действия Конституции (пере­ходный период от капитализма к социализму);

6)объявление Российской Советской Федератив­ной Социалистической Республики по государ­ственному устройству Федерацией;

7) определение системы органов государственной власти, как то:

а) Всероссийский съезд Советов рабочих, солдат­ских, крестьянских и казачьих депутатов и подот­четный ему Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), в компетенцию ко­торых входили утверждение изменений Консти­туции; принятие в состав РСФСР; вопросы войны и мира; осуществление внешней и внутренней политики государства; регулирование экономи­ки; формирование государственной системы налогов; организация вооруженных сил; судоуст­ройство и судопроизводство; общегосудар­ственное законодательство;

б) Совет народных комиссаров (СНК);

в) областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, их исполнительные комитеты;

8) закрепление принципа демократического центра­лизма, т.е. вертикальное подчинение нижестоящих Советов вышестоящим и установление широких полномочий по реализации решений вышестоящих Советов на местах;

9) определение конституционных прав и свобод граждан, которые не перечислялись в Конститу­ции РСфСР 1918 г., назывались только те пра­ва и свободы, которые обеспечивало государ­ство. Значение- Конституцией РСФСР 1918 г. закреплялись конституционные права и свободы трудя­щихся. Причем только представители трудящих­ся (пролетариат, крестьяне) обладали активным избирательным правом. Трудящиеся обладали избирательным правом по достижении 18 лет и не­зависимо от их национальности, пола.

Не имели избирательного права:

а) лица, которые использовали наемный труд в це­лях извлечения прибыли;

б) граждане, живущие на нетрудовые доходы, т.е. на доходы, которые были получены от сдачи жилого помещения внаем, кредитования иных граждан за плату, определенную процентом за пользование денежными средствами, и т.п.;

в) частные торговцы и посредники;

г) представители духовенства;

д) служащие жандармерии, полиции и охранного отделения;

И сохранение многоступенчатости выборов;

11) закрепление обязанностей трудиться и нести воин­скую обязанность;

12) провозглашение отделения церкви от государства.

 

Возникновение РСФСР

В ходе Октябрьской революции 25 октября (7 ноября) 1917 года на территории Российской республики Постановлением II-го Всероссийского Съезда Советов была провозглашена Российская Советская Республика.

С 10 (23) января по 18 (31) января 1918 года, после роспуска 6 (19) января 1918 года Учредительного собрания, в Петрограде прошёл III съезд Советов, на котором 18 (31) января 1918 утверждена написанная В.И. Лениным и принятая ВЦИК 3 (16) января 1918 года ʼʼДекларация прав трудящегося и эксплуатируемого народаʼʼ[8], провозгласившая˸

1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам. 2. Российская Советская Республика учреждается на базе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Таким образом унитарное государство было преобразовано в федерацию. Государство — Советская Россия, называемая ранее в других документах Россия, Российская республика[12], Российская Федеративная республика[13], Советская Республика России[14], Российская Советская Республика[8] — всё чаще стала именоваться Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой[5] и Российской Федеративной Советской Республикой[15].

В целом, в период до февраля—марта 1918 года советская власть была установлена на большей части территории страны — т. н. ʼʼТриумфальное шествие Советской властиʼʼ. Столицей страны с 12 марта 1918 года стала Москва (прежде — Петроград), она же являлась в последующем и столицей Советского Союза.

В ночь с 16 по 17 июля под Екатеринбургом, были расстреляны отрекшийся ранее от престола российский император Николай II и его семья.

19 июля 1918 года вступила в силу Конституция РСФСР, которая закрепила новое официальное название советского государства — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

В период с октября 1917 по июль 1918 социалистическое государство было оформлено слабо. До 20 апреля 1918 ᴦ. отсутствовал официально утверждённый государственный флаг, до 19 июля 1918 — Конституция и герб, в различных государственных документах само государство именовалось по-разному (см. ниже), в административно-территориальном делœении ʼʼфедерацииʼʼ было полнейшее разнообразие, граничащее с неразберихой. Часто на одной и той же территории одновременно действовало несколько советов ʼʼрабочихʼʼ, ʼʼсолдатскихʼʼ или ʼʼкрестьянскихʼʼ депутатов в любом сочетании, и прочих революционных органов власти, вроде реввоенсоветов, исполнительных комитетов и т. п., которые часто просто игнорировали решения друг друга. Нередко отдельные губернии или национальные области провозглашали себя независимыми ʼʼсоветскимиʼʼ республиками. По этой причине наиболее адекватно состояние первого социалистического государства в данный период (по крайней мере, до принятия первой Конституции) отражают следующие неофициальные наименования˸ Республика Советов или Советская Россия (хотя это не вполне соответствует понятию РСФСР — см.Советская Россия).

7.

8.

9. Создание основ Уголовного и гражданского законодательство…

В 1919г. развитие уголовного права характеризо­валось наличием уголовно-правовых актов, которые издавались органами советской власти и содержали в себе нормы об отдельных составах преступлений, а также видах и мерах наказания. Данными актами руководствовались в своей деятельности революци­онные трибуналы, которые советская власть надели­ла судебными и карательными полномочиями. Рас­смотрение уголовных дел осуществлялось не на основании закона, а в соответствии с «революцион­ным менталитетом», что влекло за собой порожде­ние произвола.

Во избежание этого Наркомюст в декабре 1919 г. издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, систематизировав и обобщив в них судеб­ную практику и практику трибуналов. Новое уголовное право должно было основываться на принципе целе­сообразности, который по своей сути был противопо­ложен принципу законност и.

Руководящие начала представляли собой первое обобщение уголовного законодательства и практики его применения первых лет советской власти. Пред­полагалось, что суды в процессе рассмотрения дела будут руководствоваться принципом целесообразно­сти, а потому будут решать дела на основе Общей части кодекса.

Руководящие начала состояли из введения и 8 раз­делов: об уголовном праве; об уголовном правосу­дии; о преступлении и наказании; о стадиях соверше­ния преступления; о соучастии; о видах наказания; об условном осуждении; о действии уголовного зако­нодательства в пространстве.

Представляя собой судебную практику, Руководя­щие начала осуществляли свою деятельность, руко­водствуясь принципом аналогии, т.е. при отсутствии конкретной нормы в ходе рассмотрении какого-либо преступления могли применить аналогичную норму и решить дело по аналогии.

Основой данного правового акта был классовый подход, который наиболее выразился в определении понятий преступления и задач уголовного права. Так, задачей уголовного право была охрана обществен­ных отношений в интересах трудящихся масс при помощи репрессий. В соответствии со ст. 2 Руково­дящих начал по уголовному праву РСФСР «уголов­ное право имеет своим содержанием правовые нор­мы и другие правовые меры, которыми система общественных отношений данного классового общест­ва охраняется от нарушения (преступления) посред­ством репрессии (наказания)».

Под преступлением понималось нарушение поряд­ка общественных отношений, охраняемых уголовным законодательством, а назначение наказания расце­нивалось не как возмездие, а как оборонительная мера. При назначении наказания суд должен был оценивать не только обстоятельства совершения преступления, но и личность преступника и его социаль­ную принадлежность.

Существовало 16 видов наказания, которые вклю­чали в себя внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бой­кот, исключение из коллектива, возмещение ущер­ба, отстранение от должности, конфискацию имущест­ва, лишение политических прав, объявление врагом народа, принудительные работы, лишение свободы, расстрел (высшую меру наказания). Также применя­лось условное осуждение, имеющее воспитатель­ный характер. Признавались смягчающие обстоя­тельства, к которым относились принадлежность к нищему классу, состояние голода, нужды, невежест­во и несознательность.

Уголовная ответственность наступала с 14 лет.

Руководящие начала подразделял преступления на обычные и государственные, или контрреволюци­онные, которые имели своей целью свержение пра­вящего режима (теракты, вооруженные мятежи и др.). Государственные преступления подавлялись с при­менением крайне жестоких мер, а лицо, совершив­шее данное преступление, подлежало расстрелу.

В апреле 1918 г. был издан декрет об отмене наследования. Всякое имущество, оцениваемое на сумму свыше 10 тысяч руб после смерти собственника переходило в доход гос-ва. Декрет оговаривал, что в случае, если на иждивении наследодателя состояли нуждающиеся нетрудоспособные лица, то они имели право получать содержание из имущества умершего.

1918 – 1920 гг. Изменяется соотношение м\у важнейшими гражданско-правовыми институтами: вещным, обязательственным и наследственным.

В декретах Советской власти центр место занимает институт права собственности. Продолжается национализация различных объектов собственности. В августе 1918 г. б. издан Декрет об отмене права частной собственности на недвижимости в городах, в ноябре 1918 национализированы торговые оптовые и розничные предприятия и страховые компании..

Статус част. собственности превратился в наименее защищенную законом.

Обязательственное право. Поскольку большевики взяли курс на искоренение товарно-денежных отношений, постольку из гражданского права постепенно исчезает и такой раздел, как обязательственное право. Юридически старые нормы обязательсвен. права не отменялись, а просто не использовались.

Вначале национализировали розничную и оптовую торговлю, затем сократился фактический товарооборот. Деньги как всеобщий эквивалент перестали осуществлять свою роль. Денежная эмиссия привела к обесцениванию денег.

Разные услуги предприятиям и трудящимся предоставлялись бесплатно: пересылка писем, пользование телефоном, водопроводом, газом, канализацией, жильем, транспортом и пр.

В ряде нормативных актов ограничивалась возможность заключения договоров подряда, поставки, комиссии, а договор дарения совсем отменялся.

Договор купли-продажи все меньше использовался, больше использовался договор мены.

В области найма жилья. В этой области стали действовать нормы админис. Права (а не гражданского). Реквизировались жилые (свободные и занятые) помещения, осуществлялось принудительное выселение эксплуататоров из Москвы. 25 мая 1920 СНК принял Декрет о принудительном подселении в квартиры, где имелись излишки жилой площади.

 

10. Кодекс законов о труде- 1918 г. — первый нор­мативный акт, регулирующий трудовые отношения. КЗоТ был принят специальной комиссией Наркомюста и ВЦСПС и действовал с момента его опубликова­ния в Собрании узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. В КЗоТ 1918 г. было отражено экономическое и социальное положе­ние страны в годы Гражданской войны. Особенность КЗоТа состояла в том, что он распространялся только на лиц, работающих за вознаграждение, и был обяза­телен для всех предприятий, учреждений и хозяйств, а также и для всех частных лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение.

К ЗоТ включал в себя введение и 9 разделов, регу­лирующих:

1)трудовую повинность; 2) право на применение труда; порядок предоставления труда; предварительное испытание; перевод и увольнение трудящихся; вознаграждение за труд; рабочее время; обеспечение надлежащей производительности труда; 3) охрану труда.

Трудовую повинность по общему правилу несли все граждане РСФСР. Трудовой повинности не под­лежали лица, не достигшие 16-летнего возраста, лица старше 50 лет и лица, утратившие трудоспособность вследствие увечья или болезни.

От трудовой повинности временно освобождались лица, временно утратившие трудоспособность, на срок, необходимый для ее восстановления, а также беременные женщины на период времени за 8 не­дель до родов и 8 недель после родов. Правом на при­менение труда по своей специальности и за вознаг­раждение, установленное для этого рода работы, обладали все трудоспособные граждане.

Привлечение трудящихся к работе совершалось через отдел распределения рабочей силы. Привле­чение к работе возможно также в случае приглашения лица на работу по выбору соответствующего со­ветского учреждения или предприятия.

Предварительное испытание при длительном харак­тере работ составляло не более 6 дней для рабочих, а в советских учреждениях — 2 недели для неквалифи­цированных и неответственных видов труда и 1 месяц для квалифицированных и ответственных. По оконча­нии испытательного срока работник либо принимался на работу, либо отчислялся с уплатой вознаграждения за время испытания по тарифным ставкам.

КЗоТ предусматривал определенные основания увольнения трудящегося, как то:

1) ликвидация данного учреждения, предприятия или хозяйства, упразднение отдельных обязанностей или работ; 2) приостановка работ на срок более 1 месяца; 3) истечение срока работы, если работа носила вре­менный характер; 4) явная непригодность работника к работе (на осно­вании специального постановления органов управ­ления организации и с согласия профсоюза); 5) желание самого трудящегося.

Размер вознаграждения и порядок его выдачи определялись по тарифами, имеющимся для каждо­го рода труда. Размер вознаграждения устанавли­вался в зависимости от тяжести и опасности труда, сложности производимой работы, степени самостоя­тельности и ответственности за ее выполнение, а так­же от требуемой для ее выполнения степени обучен-ности и опытности. Продолжительность нормального рабочего времени трудящегося по КЗоТу не должна была превышать 8 дневных или 7 ночных часов. Про­должительность нормального рабочего времени не превышала 6 ч для лиц, не достигших 18 лет, и в отрас­лях труда, особо тяжких и неблагоприятных для здо­ровья. Обеспечение охраны жизни, здоровья и труда работников возлагалось на инспекцию труда, техни­ческих инспекторов и представителей санитарного надзора. КЗоТ содержал ряд приложений, в которых приводились правила о порядке установления нетрудо­способности, о выдаче пособии трудящимся во вре­мя их болезни, о безработных и о выдаче им пособий, о трудовых книжках, о еженедельном отдыхе и о празд­ничных днях.

Значение-Кодекс законов о тру­де был принят в декабре 1918 г. и подробно регламентировал все стадии трудо­вых отношений и социального права граждан РСФСР. Кодекс ввел 8-часовой рабочий день и оплачиваемый месячный отпуск, наделил каждого трудоспособного гражданина правом на применение труда по своей специальности и за вознаграждение, установленное для этого рода работы, установил основания для увольнения с работы, наделил профсоюзные органы широкими правами по вопросам найма, увольнения, оплаты труда, разработки тарифов и тарифных поло­жений.

11. Кодекс законов об актах гражд-го состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г.

22 октября 1918 г. был принят первый Кодекс Зако­нов об Актах Гражданского Состояния, брачном, се­мейном и опекунском праве 1918 г.- первый кодифицированный нормативный акт, регулирую­щий брачные, семейные и опекунские отношения, который отстранил церковь от регистрации браков, предоста­вил полное равноправие супругам в личностных и имущественных отношениях, установил равнопра­вие детей, родившихся в зарегистрированном браке и вне брака, и не признавал института усыновления.

Впервые в советском законодательстве установилась единая процедура гражданской регистрации брака в соответ­ствующих гос. органах, заменив цер­ковную регистрацию.

Были значительно упрощены условия вступления в брак. Отныне для вступления в брак необходимо достижение брачного возраста (16 лет для женщин и 18 лет для мужчин) и взаимное согла­сие, провозглашено равенство мужчин и женщин во всех сферах жизни. В РСФСР появилась возможность в судебном порядке устанавливать отцовство.

Декрет «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния» имел еще одну важную особенность: он положил начало зарожде­нию системы органов загса.

Процедура развода также стала более доступной и приобрела гражданский характер.

КЗАГС определяет, что акты гражданского состоя­ния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записей актов гражданского состояния. Кодекс наделял органы загса соответствующими полномочиями. КЗАГС определял порядок ведения регистрационных книг, порядок ре­гистрации отдельных актов гражданского состояния. КЗАГС содержал разделы, посвященные браку, а именно условиям заключения брака, порядку его регистрации, основаниям и порядку его прекраще­ния и признания недействительным.

Брак стал определяться как добровольный и рав­ноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением законодательства. Установлено, что брак заключается в целях создания семьи, впротив­ном случае он считается недействительным.

Кодекс провозглашал абсолютное равенство су­пругов в семье, их полную самостоятельность.

Это подтверждается принятием норм о том, что: 1) перемена местожительства одним из супругов не влечет перемены местожительства другого супруга; 2)каждый супруг имеет право сохранить свое граж­данство. КЗАГС уравнял в правах усыновленных, приемы­шей, примаков и их потомство и родственников по происхождению.

Что касается опекунского права, то КЗАГС содер­жал перечень органов опеки, определял порядок установления и снятия опеки и попечительства, порядок назначения и увольнения опекуна, а также его права и обязанности.

12. Руководящие начала по уголовному праву…

Развитие уголовного права в период Гражданской войны характеризовалось наличием ряда уголовно-правовых актов, издаваемых органами советской власти, в которых содержались нормы об отдельных составах преступлений и мерах наказания. Данные акты применяли в своей деятельности революционные трибуналы, наделенные чрезвычайными судебными и карательными полномочиями. Уголовные дела разрешались не на основании закона, а в соответствии с ≪революционным правосознанием≫, что вело к произволу и по сути представляло собой узаконенный террор по отношению к неугодным власти элементам.

Систематизировав и обобщив судебную практику, Наркомюст в 1919 г. издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Руководящие начала представляли собой кодификацию норм Общей части уголовного права. Руководящие начала состояли из 8 разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о действии уголовного права в пространстве.

Введение содержало классовую характеристику уголовного права, раскрывались его задачи - охрана общественных отношений в интересах трудящихся масс путем репрессий. Преступление понималось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом.

Наказание трактовалось не как возмездие, а как оборонительная мера. При определении меры наказания суду предписывалось оценивать не только совершенное преступление, но и личность преступника. Насчитывалось 16 видов наказаний, причем меры общественного воздействия применялись в качестве уголовного наказания (общественное порицание, бойкот). Высшей мерой наказания был расстрел. Уголовная ответственность наступала с 14 лет. Широко применялось условное осуждение как имеющее воспитательное значение.

Специфика Особенной части уголовного права состояла в наличии условного деления преступлений на ≪обычные≫, характерные для любой исторической обстановки, и ≪государственные, контрреволюционные преступления≫, направленные против правящего режима (вооруженные мятежи, шпионаж, теракты). Последние подлежали жестокому подавлению с применением крайних мер.

Появление новых составов преступлений (объявление врагом народа, лишение свободы до победы мировой революции, объявление вне закона) являлось порождением революционного творчества и было спецификой отдельной страны.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.