Государственное устройство и административно-территориальное деление периода становления Русского централизованного государства. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Государственное устройство и административно-территориальное деление периода становления Русского централизованного государства.

2017-06-13 459
Государственное устройство и административно-территориальное деление периода становления Русского централизованного государства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Новый государственный аппарат Русского централизованного государства сформировался к середине XVI в.Возглавлял Русское государство великий князь, сконца XV в. он стал именоваться государем всея Руси.

По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому великому князю его власть значительно возросла. В XIV—XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав, удельные князья и бояре становятся подданными великого князя.

Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упорядочения финансов была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Ее основное значение заключалось в том, что она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.

Великий князь, еще не имея абсолютной власти, управлял государством при поддержке совета боярской аристократии — Боярской думы.

Боярская дума была постоянно действовавшим органом, основывавшимся на принципе местничества (замещение государственной должности связывается с происхождением кандидата, со знатностью его рода). Дума вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность.

Состав Боярской думы на протяжении XIV—XVI вв. постоянно менялся. В нее входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и др.

В XIII—XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами — путями. В XIV в. существовали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами. Постепенно эти придворные чины превращались в государственные должности.

Централизация государства, расширение территории и усложнение социально-экономического и политического развития потребовали создания специального управленческого аппарата.

В результате начиная с конца XV в. происходит становление новых органов центрального и местного управления — приказов. Они представляли собой постоянно действовавшие административно-судебные учреждения, компетенция которых распространялась на всю территорию государства. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный, Ямской и другие приказы.

Приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции. Они имели свои штаты, приказные избы, делопроизводство, архивы. Приказы возглавлялись боярами, в состав также входили приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные.

К середине XVI в. приказная система управления окончательно вытесняет дворцово-вотчинную.

Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками великого князя в городах и волостелями в сельской местности.

Компетенция наместников и волостелей четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами. Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» — часть собранного с населения. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен.

С централизацией Русского государства положение кормленщиков изменилось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др.

В начале XVI в. учреждаются новые дворянские и земские органы — губные и земские избы. В их компетенцию входили финансовые, полицейские и судебные функции.

Специальных судебных органов еще не существовало. Суд не был отделен от администрации, и судебные функции осуществляли: великий князь, Боярская дума, дворцовые ведомства, приказы, наместники, волостели и церковный суд. С созданием губных органов большинство уголовных дел было отнесено к их компетенции.

Формируется система обжалования решений суда — центральные органы могли рассматривать жалобы на решения местных судов.

В конце XV — начале XVI в. была проведена реорганизация вооруженных сил, которые стали теперь включать феодальное ополчение, дворянское поместное ополчение, народное ополчение и княжеское дворцовое войско

 

17. Светские и духовные феодалы в XV-XVII вв., их положение в русском общ-ве. Класс феодалов подразделялся на несколько разрядов. Во главе стоял великий князь крупнейший феодал, владевший дворцовыми и черносошными землями. Дворцовые земли принадлежали князу и его семье непосредственно и зачастую раздавались приближенным за службу. Служилые князья превратились в крупных вотчинников, подданных великого князя, обязанных ему службой. Бояре – крупные землевладельце, основная категория господствующего класса феодалов (наряду с монастырями и церковниками) в период феодальной раздробленности. Они имели большие права на землю и живших на них крестьян: передавали землю по наследству, отчуждали ее, меняли и.т.д. В их руках (согласно иммунитетным грамотам) находились суд, управление, сбор податей. Они были свободны от податей и повинностей, входили в состав феодального совета при князе (боярской думы), занимали важнейшие должности в системе управления гос-ом и в вооруженных силах, имели привилегии в суде. Служилые люди – дворяне – владели землей на так называемом поместном праве, т.е. условно за службу и на время службы. Владельцы поместных земель не могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть наместниками. Монастыри и церковь – крупнейшие землевладельце-вотчинники имели до трети всех частновладельческих земель. Духовенство связывало свою политику с великим князем, поддерживало его стремление к политическому объединению Руси, укреплению гос. аппарата, но в то же время широкие привилегии, иммунитеты церковных феодалов мешали централизации гос-ва. В начале 16 в. определилась тенденция к их изменению: земли монастырей и церквей перестали освобождаться от уплаты государственных податей, из юрисдикции суда были изъяты дела о наиболее тяжких преступлениях. церковные феодалы имели ряд личных привилегий – не платили государевых податей (были «белым» сословием), подлежали только суду духовенства, их жизнь, честь, имущество защищалось повышенными мерами наказания.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.