Стоунхендж I (2350-1900) Стоунхендж II (1900-1700) Стоунхендж III(1700-1600) (стоит в наше время) Абсервотория каменного века — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Стоунхендж I (2350-1900) Стоунхендж II (1900-1700) Стоунхендж III(1700-1600) (стоит в наше время) Абсервотория каменного века

2017-06-13 1082
Стоунхендж I (2350-1900) Стоунхендж II (1900-1700) Стоунхендж III(1700-1600) (стоит в наше время) Абсервотория каменного века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мегалиты.Основные типы

Менгиры – вертикально поставленные камни, иногда очень больших размеров. Это надгробные памятники, ставившиеся в одиночку или группами:

· Менгиры острова Льюис, Калениш, Великобритания,

· «Шепчущиеся рыцари», Оксфордшир, Великобритания,

· Поля менгиров в Менеке)

Менгиры встречаются в сочетании с дольменами – сооружениями из нескольких вертикальных камней, поддерживающих горизонтальную каменную плиту. Чаще всего дольмены служили погребальными камерами и, одновременно, надгробными памятниками.

· Плиточный дольмен на реке Догуаб, Кавказ

· (пример: Дольмен «Логово Дьявола» Уилтшайр Великобритания)

дольмен – в простейшем варианте это один камень поставленный на несколько других. (жилища, гробницы, храмы)

- наиболее популярный вариант (3 камня поставлены в форме буквы «П» перекрытых сверху большой горизонтальной плитой.

Кромлех – это самый сложный тип мегалитических сооружений. Самый знаменитый из них

· кромлех в Стоунхендже (Англия).

· Кромлех в Тарксене, Валетта

Особого внимания заслуживают срубные постройки, в частности – курганы. Это распространенный вид сооружений мемориального характера.

Наряду с мемориальными и ритуальными постройками на поздних этапах развития первобытного общества появляется новый тип архитектурных сооружений – каменные и деревянные крепости.

Так же дольмен может засыпаться землей образуя курган.

Мегас – ряды камней, пути движения древнего человека.

 

2. Зарисовка 1. Схема плана Стоунхенджа.

Стоунхендж I (2350-1900) Стоунхендж II (1900-1700) Стоунхендж III(1700-1600) (стоит в наше время) Абсервотория каменного века

30 сарсеновых камней образуют круг диаметром 33 м. Эти камни имеют 4,1 м высоты, 2,1 м в ширину и весят около 25 тонн. Сверху на них положены камни-перемычки длиной около 3,2 м и шириной 1 м и толщиной 0,8 м так, что вершины перемычек находятся на 4,9 м над уровнем земли. Камни закреплялись при помощи системы «паз и шип». Дуга внешнего кольца из 13 камней сохранилась вместе с перекрытиями. На плане перемычки не указаны. В пределах этого круга стояло пять трилитов из сарсена, образуя подкову, открытую в сторону авеню. Их огромные камни весят до 50 тонн каждый. Трилиты устроены симметрично: самая маленькая пара трилитов была 6 м высотой, следующая пара немного выше, а самым большим был единственный центральный трилит высотой в 7,3 м

Периодизация и основные тенденции развития архитектуры Древнего Египта.

Древний Египет

3000–2800-е г. до н.э. Раннее царство

2800–2250-е г. до н.э. Древнее царство

2050–1700-е г. до н.э. Среднее царство

1580–1070-е г. до н.э. Новое царство

Поздний (11-4 вв. до н.э.)

Эллинистический (332г. до н.э. – 395г. н.э.)

 

Архитектура Древнего Египта

Жаркий сухой климат Египта, обилие тростника и ила определили характер строительных материалов: обмазанный глиной тростник, кирпич из нильского ила с соломой, в монументальных сооружениях — камень. Художественные формы и изобразительные мотивы сохранившихся храмов, дворцов, гробниц царей и знати взяты у природы: солнце, считавшиеся священными лотос и папирус, пальма, львы и т. п. Памятники древнеегипетской архитектуры и виды искусства имели в основном культовое назначение.

В эпоху Раннего царства,при первых фараонах, в архитектуре закрепились образные и изобразительные средства и нормы, установились культовые каноны. Дома бедняков, как и раньше, строили из тростника и глины, дома знати — из дерева и кирпича-сырца с угловыми прямоугольными в плане плоскими выступами — лопатками. Надземная часть гробниц царей и вельмож представляла собой прямоугольное в плане помещение для статуй богов и жертвенника перед ложной дверью в «вечное жилище» умершего. При гробницах строили заупокойные храмы, где совершали обряды, посвященные погребенному.

В период Древнего царства, начинается строительство монументальных храмовых сооружений: пирамид обожествляемых фараонов и гробниц знати (мастаба), храмов с лотосовидными, пальмовидными, папирусообразными колоннами. Получило развитие искусство рельефа. Сохранились знаменитые пирамиды фараонов в Гизе: пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина.

В период Среднего царства, когда столицей был город Фивы, получают распространение полупещерные храмы, скальные гробницы, декорированные росписями на традиционные сюжеты. Появляются новые формы храмов с двумя рядами колонн и повышенной средней частью, у входа в которые устанавливают монументальные пилоны, колонны с капителью в виде головы женщины с ушами коровы — богини Гатор.

В период Нового царства - время расцвета египетской архитектуры - создаются выдающиеся храмовые сооружения в Карнаке и Луксоре. Для архитектуры этого периода характерно подавление человека величественными громадами архитектурных форм многократно повторяющихся монументальных элементов — колонн, пилонов, сфинксов.

В эпоху Позднего периода Египет покоряли ассирийцы, персы, однако архитектурные традиции не исчезли даже после завоевания его греко-македонцами, когда в страну проникло сильное влияние античной архитектуры и общий облик храмов стал менее грандиозен и торжествен.

 

Пирамиды, построенные в период Древнего царства в третьем тысячелетии до н. э. в некрополе в Гизе, близ Мемфиса, основу которого составляют три пирамиды фараонов Хеопса (зодчий Хемиун, XXII в. до н. э.), Хефрена и Микерина (около 2900—2700 гг. до н. э.). Кроме того, в ансамбль входили три малые ступенчатые пирамиды, ряд связанных с пирамидами заупокойных храмов, многочисленные мастаба, сфинкс высотой 20 м, длиной около 40 м.

Высота самой большой из них — пирамиды Хеопса — около 150 м, со стороной квадрата основания — 233 м, площадью 52900 кв. м. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Сложена она без связующего материала, насухо, из плотно пригнанных блоков желтого известняка (по 2,5 тонны каждый), причем размеры блоков уменьшаются кверху пирамиды (высота блоков в основании - 1,5 м, у вершины — 55 см). Изначально наружная поверхность пирамиды Хеопса была облицована белым камнем, а основание — гранитом. Наклонный ход, перекрытый блоками напуском, ведет в небольшую центральную погребальную камеру фараона.

Гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства.

Снаружи пирамиды облицовывали тщательно обработанными каменными плитами, которые в незначительном количестве сохранились на вершине пирамиды Хефрена, которая была всего на 8 м ниже пирамиды Хеопса, значительно ниже (почти вдвое) — пирамида Микерина, наиболее поздняя из комплекса пирамид в Гизе, когда-то облицованная полированным гранитом.

 

5.Зарисовка 2. Пропорциональное построение пирамиды Хеопса.

Построена в 2680-2565 гг до н.э. Зодчий – Имхотеп. Высота – 146,8 м. Длина стороны – 230м. После этого Хеопс издал указ не строить пирамиды выше его собственной.

Вход в пирамиду строго с севера. От входа идёт длинный коридор к погребальной камере, расположенной в центре пирамиды. Облицовка – первоначально – известняком, образующим гладкую белую поверхность, а верхняя часть возможно была покрыта золочёными плитами с выбитыми на них молитвами.

Зарисовка 10. План Парфенона. Его основные части.

В основе построения квадрат со стороной в сто аттических футов – он определяет ширину храма по стилобату. Длина находится геометрически: засечкой радиусом, равным диагонали половины квадр

Храм Ники Аптерос

· Арх. Калликарт449 – 421. амфипростиль

выполнен в ионическом стиле Воздушность храма подчёркивают стройные и не утяжеляющие колонны. На фризовых выступах можно обнаружить изображения некоторых эпизодов из продолжительного боевого противостояния эллинов и персов. Там же находились и изображения богов с Олимпа. Ряд архитектурных профилей

повторяется в рисунке основания.

25. Зарисовка 12. Античный греческий дом пастадного типа (план).

Пастада– портик, вытянутый во всю ширину жилого дома; помещение, раскрытое в одну сторону. Промежуточное пространство между комнатами греческого дома и его внутренним двориком.

(примеров нет дажев учебнике)

 

Древняя Греция

· 5 – кон. 4 вв. до н.э. Классика

· 400–323 гг. до н.э. Поздняя классика

Наиболее ярко особенности развития малоазийской архитектуры сказались в построенном около 353 г. до н.э. архитекторами Пифеем и Сатиром Галикарнасском Мавзолее — гробнице Мавсола, правителя персидской провинции Карий.

Мавзолей поражал не столько величавой гармонией пропорций, сколько грандиозностью масштабов и пышным богатством убранства. В древности он был причислен к семи чудесам света. Высота Мавзолея, вероятно, достигала 40 - 50 м. Само здание представляло собой довольно сложное сооружение, в котором сочетались местные малоазийские традиции греческой ордерной архитектуры и мотивы, заимствованные у классического Востока. В 15 в. Мавзолей был сильно разрушен, и точная реконструкция его в настоящее время невозможна; лишь некоторые самые общие его черты не вызывают разногласий ученых. В плане он представлял собой приближающийся к квадрату прямоугольник. Первый ярус по отношению к последующим выполнял роль цоколя. Мавзолей являлся огромной каменной призмой, сложенной из больших квадров. По четырем углам первый ярус был фланкирован конными статуями. В толще этого огромного каменного блока находилось высокое сводчатое помещение, в котором стояли гробницы царя и его жены. Второй ярус состоял из помещения, окруженного высокой колоннадой ионического ордера. Между колоннами были поставлены мраморные статуи львов. Третий, последний ярус представлял собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещались стоявшие на колеснице большие фигуры правителя и его жены. Гробница Мавсола была опоясана тремя рядами фризов, однако их точное местонахождение в архитектурном ансамбле не установлено. Все скульптурные работы были выполнены греческими мастерами, в том числе Скопасом.

Сочетание давящей силы и огромных масштабов цокольного этажа с пышной торжественностью колоннады должно было подчеркнуть могущество царя и величие его державы.

Наиболее интересным из дошедших до нас сооружений, воздвигнутых частными лицами, являются хорегический памятник Лисикрата в Афинах (334 г. до н.э.). Афинянин Лисикрат решил в этом памятнике увековечить победу, одержанную подготовленным на его средства хором. На высоком квадратном в плане цоколе, сложенном из продолговатых и безукоризненно отесанных квад-ров, возвышается стройный цилиндр с изящными полуколоннами коринфского ордера. По антаблементу над узким и легко профилированным архитравом протянут непрерывной лентой фриз со свободно разбросанными и полными непринужденного движения рельефными группами. Пологая конусообразная крыша венчается стройным акротерием, образующим подставку для того бронзового треножника, который и явился призом, присужденным Лисикрату за победу, одержанную его хором. Сочетание изысканной простоты и изящества, камерный характер масштабов и пропорций составляют особенность этого памятника, отличающегося тонким вкусом и изяществом. И все же появление сооружений такого рода связано с утерей архитектурой полиса общественной демократической основы искусства.

· (Одним из первых архитектурных памятников, в которых сказались черты, свойственные поздней классике, был перестроенный после пожара 394 г. до н.э. храм Афины Алеи в Тегее (Пелопоннес). И само здание и скульптуры, его украшавшие, были созданы Скопасом. В некоторых отношениях храм этот развивал традиции храма в Бассах. Так, в тегейском храме были применены все три ордера — дорический, ионический и коринфский. В частности, коринфский ордер применен в выступающих из стен полуколоннах, украшающих наос. Полуколонны эти были связаны между собой и стеной общей сложнопрофилированной базой, шедшей вдоль всех стен помещения. В целом храм отличался богатством скульптурных украшений, пышностью и многообразием архитектурного декора.

· 3–1 вв. до н.э. Эллинизм (Гигантизм и репрезентативность, Формирование типов театров, музеев на рубеже классики и эллинизма)Были реконструированы или вновь простроены крупнейшие города Эллинистического мира: Милет, Пергам, Приена, Антиохия, Селевкия, Многочисленные Александрии. Дальнейшее развитие получила Гипподамова система планировки, были созданы ансамбли городских центров, главную роль в которых играли не храмовые комплексы, но комплексы общественных сооружений. Появились новые по назначению сооружения, Библиотеки, дворцы правителей. Создаются крупные инженерные сооружения: гавни, маяки и прочие. Среди эллинистических жилых домов встречаться два типа: пастадный и получивший большее распространение перистильный жилой дом, они оказали особое влияние на планировку дворцовых сооружений данного периода.Новыми свсредствами выразительности обоготилась композиционная ордерная система, рзработанны разные варианты сочетания ордера и стены, созданы ярусные ордерные композиции.

Алтарь Зевса в Пергаме (108 г д н э) Пергамский алтарь. Фрагмент. Около 180 г. до н. э. Берлин.

Алтарь Зевса, сооруженный при царе Эвмене II в честь окончательной победы над галлами, являлся одним из главных памятников пергамского акрополя. На широком, почти квадратном стилобате возвышался высокий цоколь; с одной стороны цоколь был прорезан лестницей, ведущей к верхней площадке. В центре площадки находился алтарь, обрамленный с трех сторон портиком ионического ордера. Портик был украшен статуями. Вдоль цоколя, служившего основанием для портика, тянулся грандиозный фриз, изображавший битву богов с гигантами. Согласно греческим мифам, гиганты — сыновья богини земли — восстали против богов Олимпа, но в жестокой борьбе были побеждены. Различные эпизоды этой битвы изображены на всем протяжении фриза. В борьбе участвуют не только главные, олимпийские божества, но и многочисленные божества воды и земли и небесные светила. Им противостоят крылатые и змеиноногие гиганты, возглавляемые царем Порфирионом.

Грандиозный фриз опоясывал цоколь алтаря, воздвигнутого в честь победы Пергамского царства над галлами. На фризе изображена борьба олимпийских богов с гигантами – детьми подземных недр.

Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров.

Амфитеатры

К концу 2 в театры потеряли свою популярность и были вытеснены другим видом массовых зрелищ битвами гладиаторов для проведения, которых использовались амфитеатры,

Амфитеатром в древнем Риме называли монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, конных ристалищ, театрализованных представлений). Он представлял собой соединение 2-х подковообразных греческих театров, точнее, двух театронов, уступами поднимавшихся вверх, с эллипсовидной ареной в центре. Арену окружала высокая стена - подий, за которой размещались ряды кресел для привилегированной публики (прообраз будущего театрального партера). За подием поднимались вверх несколько открытых ярусов, завершавшихся колоннадой. Наверху размещались места для остальных зрителей. Амфитеатр не имел крыши, ее функцию выполнял тент, велум, натянутый на мачты. Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Под ареной помещались клетки для зверей и подъемные механизмы. Древнейший римский амфитеатр, сохранившийся в Помпеях, (70 в. до н.э.), был рассчитан на 15 тысяч зрителей. Руины крупнейшего римского амфитеатра, Колизея, или амфитеатра Флавиев сохранились. К достоинствам античных театров и амфитеатров относятся большая вместимость, хорошие оптические и акустические качества, равная возможность всех зрителей видеть и слышать представление.

Почти все амфитеатры имеют вытянутую в длину арену с выходами по обоим концам. Ось арены направляет движения бойцов и вносит известный порядок в сражение; только в этом мы видим основание, оправдывающее конструктивную сложность, с которой связана овальная форма арены

 

 

Колизея в Риме. В 70-90 гг. (АмфитеатрФлавлев)

Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя до 87000 зрителей.

Амфитеатр Флавиев построен из крупных кусков травертинского камня, которые некогда были соединены между собой железными связями; для внутренних частей употреблены в дело также местный туф и кирпич. Дыры, видимые ныне в различных местах стен, суть гнезда упомянутых связей, исчезнувших в Средние века — эпоху, в которую железо очень ценилось и повсюду разыскивалось. С внешней стороны здание представляло три яруса арок. Между арками расположены полуколонны, в нижнем ярусе — тосканского, в среднем — ионического и в верхнем — коринфского ордера. Изображения Колизея на сохранившихся древних монетах свидетельствуют о том, что в пролетах арок среднего и верхнего ярусов стояло по статуе. Над верхним аркадным ярусом возвышается четвёртый более высокий этаж, представляющий сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами на компартименты и имевшую по четырёхугольному окну в середине каждого компартимента. На оконечностях большой и малой осей эллипса находились четыре главных входа в виде трёхарочных ворот. Двое из этих ворот (на оконечностях малой оси, со стороны Эквиллинского и Целиевского холмов) были назначены для императора; остальные служили для торжественных шествий перед началом представлений, для впуска зверей и для ввоза необходимых машин.

Зрители входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (gradus). Нижний ряд, или подий (podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене. На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента (velarium) для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.

Под ареной, у фундамента внутренней стены, находились клетки для зверей, а ближе к середине арены обнаружено, как уже было сказано выше, множество стен, столбов и сводов, поддерживавших арену или служивших для мгновенного появления из-под неё людей, животных, машин и декораций. Хотя новейшие раскопки распространились больше чем на половину всего пространства арены, назначение многих из этих стен и столбов пока ещё в точности не ясно.

Он вмещает50000 т зрителей, построен за 5 лет, верхний контур состоит из 80- ти арок – входов, (Три яруса арочных проходов) внутрь вела система галерей, арочно- ордерная система, суперпозиция ордеров Тосканский,Ионический,Коринфский. Колизей так же имел натягивающийся козырек, который крепился на деревянные шипы.

Вокруг арены поднимаются сплошные ряды сидений, прерываемые на различных уровнях кольцевыми проходами, причем каждый профиль прохода имеет уступ такой высоты, что движение по проходу А не заслоняет вида зрителям верхних ярусов. Все здание опирается на радиально расходящиеся стены, которые образуют одновременно и коробки лестниц, ведущих наверх, и служат опорами коробовых сводов, несущих ряды сидений.

План составлен так, что толпа зрителей самостоятельно, без всякого постороннего вмешательства, распределяется по амфитеатру, не создавая беспорядка. Аркады, равномерно распределенные по наружному периметру, открывают доступ на лестницы, из которых каждая заграждается барьером.

Колизей в Риме (фрагмент фасада). заложенимп. Веспасианом в 75г.н.э., открыт Титом в 80г.н.э.

В плане эллипс: длинная ось: 187,8 м., поперечная – 155,6м.

Постройка амфитеатрабыла начата императоромВеспасианомпосле его побед вИудее, и завершено в сыном Августа — императоромТитом.Колизей— самый большой из древнеримских амфитеатров, — один из знаменитых древних памятников древнего Рима и одно из самых примечательных сооружений в мире. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона. Колизей первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, потому что он был коллективным сооружением императоров династии Флавиев. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72-80 гг. н. э.

 

1й ярус – кон.1в н.э. 2ой ярус – 2в. н.э.

В отличие от позднейших христианских базилик,Ульпияне имела религиозных функций; она была создана для свершения правосудия, торговли и посещения императором. Также она была крупнейшей в Риме, размером 117 на 55 метров.

В плане базилика Ульпия была прямоугольной. Она состояла из большого центрального нефа с четырьмя проходами, разделёнными рядами колонн и экседрами в концах. Центральный неф охватывал всю высоту здания, боковые же нефы были двухярусными. Колонны и стены были из дорогого мрамора; здание перекрывалось бронзовыми стропильными фремами треугольной формы. Крыша, возвышавшаяся на 50 метров, была покрыта позолоченной бронзовой черепицей. С наружных длинных сторон фасадов проходили галереи[1].

Многие колонны все ещё стоят на своём месте, хотя большинство пало. Часть фундамента базилики находится теперь под улицей ВиадеиФориИмпериали — шоссе, построенном при Бенито Муссолини. Все здание было украшено трофеями Дакийской войны, проводимой Траяном.

Позднее она использовалась Константином как архитектурный образец для планировки новых христианских церквей.

Раннехристианская базилика,4-5 вв.- Раннехристианский период Наиболее ранние из известных ныне церквей, специально построенных для христианских богослужений, соответствовали типу римской базилики, ибо тот не имел стойких ассоциаций с язычеством[2]. Тип базилики — наиболее распространённый тип христианского храма IV-VI веков и основной тип пространственной композиции продольных христианских храмов в последующие века[1].

После легализации христианства в 313 году началось массовое возведение церквей в Риме и за его пределами. При этом базиликальный тип постройки продолжал противопоставляться традиционному типу языческого храма. Четырехугольная конструкция с ориентацией по сторонам света вполне отражала христианские представления о мироустройстве. С функциональной точки зрения базиликальная постройка отличалась большой вместительностью, с символической точки зрения — напоминала своей протяжённостью корабль спасения (см. неф).

В отличие от своих языческих предшественников, раннехристианские зодчие делали упор на продольной вытянутости базилики от апсиды на востоке до входа (нартекса) на западе. Осевую композицию подчёркивали параллельные ряды колонн между нефами, над которыми надстраивались арки. Потолки, как правило, кессонировались.

В Восточной Римской империи до VII века господствовал тип базилики в три или пять нефов с расположенными на одной оси нартексом, экзотнартексом и атрием. Такие храмы были не так сильно вытянуты, как в Риме, и часто обстраивались с трёх сторон галереями. Примером может служить пятинефная базилика Святого Димитрия (V век) или церковь Сан Джованни ин Латерано в Риме).

 

Раннехр. Базилика состоит из нескольких частей, расположенных на единой. Храм открывался окруженный колоннадой прямоугольным двором(атрием). За атрием вытянутый предел закрытые помещения, преддверия храма. Из него входы вели в главное помещение – вытянутый зал, который разделен в продольном направлении рядами колонн нефами, средний неф выше и шире.Возвышающаясяуго часть прорезана в виде листьев аканта. В противоположной стене аркада – апсида (полукруглая ниша), перед апсидой алтарь. Иногда между апсидой и продольными нефами – трансепт. От продольных нефов он отделен триумфальной аркой. Алтарем ориентирован на восток. В крупных базиликах был двор, в центре фонтан, глубже вход. Композиция подчинена движению.

44. Зарисовка 21. Схемы планов римской языческой базилики (на примере базилики Ульпия на форуме императора Траяна) и раннехристианской базилики (на примере церкви Сан Джованни ин Латерано в Риме).

Базилика Ульпия (нач. 2 века)

Свое название базилика получила в честь римского императора Траяна. В тот период времени, базилика являлась самым крупным сооружением, достигавшим практически 120 метров в длину и 60 метров в ширину. Базилика являлась частью Траянского форума, а играла важную роль в жизни и политике римлян. В религиозных целях церковь не использовалась, однако служила подражанием для раннехристианских храмов. Базилика Ульпия – это крытой зад прямоугольной формы с крышей из позолоты. Центральный неф разделяли колонны. Сегодня от легендарной церкви остались лишь руины. Апсиды- полукруглые выступы(алтари для жертвоприношений, статуи императора) И меет деревянное перекрытие,

Раннехристианская базилика на примере церкви Сан Джованни ин Латерано в Риме (312г)

была основана в эпоху императора Константина. Это мощное архитектурное сооружение монументального коринфского ордера.

45. Зарисовка 22. Парусный (пандативный) свод и купол на парусах (планы, разрезы, аксонометрии).

 

· Наиболее существенным конструктивным достижением византийской архитектуры является разработка система опирания купола на отдельно стоящие 4 опоры с помощью парусного свода. Парусный свод — вспарушенный свод на четырех опорах. Образуется отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола. Условно расчленен на две зоны: нижнюю — несущую, и верхнюю — несомую пологую часть сферы, называемую скуфьей. Иногда скуфье придавали полуциркульную форму.

· Купол на парусах - образуется отсечением вертикальными плоскостями частей сферической поверхности купола (без барабана).

 

Примеры:Собор Святого Марка (Базилика Сан-Марко)

46. История формирования раннехристианской архитектуры. Особенности планировочного и пространственного решения храмов.

После признания христианства императором Константином в Римской империи возникает раннехристианская архитектура (прежде всего при строительстве церквей). Первоначально христиане собирались в помещениях: большие жилые дома, катакомбы и мартириумы:

· дом-церковь в городе Дура-Европос 213г,

· катакомбы Св. Каллиста в Риме 3в.,

· мартириум Св. Петра на Ватиканском холме в Риме) 324-349 гг.

В начале 4 в, христианство стало господствующей религией. Ведущий тип – базилика. Христианская базилика – прямоугольное сооружение, вытянутое в длину, к которому примыкала апсида с восточной стороны. Перед базиликой обычно размещался прямоугольный двор перестильного типа- атрия, с фонтаном для омовения в центре. Пространство чаще всего разделялось на три нефа, но иногда и на пять. Средний неф был шире и выше, чем боковые и освещался сверху через окна. Главный неф, первоначально не имевший подшивного потолка, закрывающего конструкцию перекрытия, отделялся от боковых нефов колоннами и заканчивался апсидой. В боковые нефы женщины и мужчины входили раздельно. В главном нефе перед алтарной частью было выделено место для хора, а к нему примыкали кафедры. В пространстве апсиды стоял алтарь. Композиция света и одновременная направленность пространства в сторону алтаря.Организация пространства подчинена назначению сооружения.

Стремление создать идеальное пространство, преодолеть телесность материальных форм конструкций и оболочки стен, что соответствовало идеалом христианства 4 в и выражалось в противопоставлении несовершенства существующего земного мира миру потустороннему.

Позднее базиликальное пространство расширяется за счет поперечного нефа, трансепта, размещенного между апсидой и главным нефом, и в результате возникает новая структура внутреннего пространства. Изменяется и внешний вид здания. Над боковыми нефами иногда устраивались обходные галереи — эмпоры. Такое решение стало началом процесса увеличения высоты главного нефа, что получило особенно яркое проявление в средневековой архитектуре.

· Ц. Санта Мария Маджоре в Риме, 431

Башни-колокольни вплоть до VI в. ставились отдельно от базилики. На востоке башни включались в объем базилики. Примеры этому сохранились в Сирии, где уже в V в. возникли двухбашенные фасады церквей.

В Риме и по всей Италии в период начального развития христианства был возведен ряд базилик, которые, однако, впоследствии в большинстве случаев были перестроены. К наиболее крупным относится пятинефная базилика св. Петра в Ватикане, разрушенная в период ренессанса, и пятинефная базилика св. Павла, имевшая широкий поперечный неф.

Центрические сооружения — баптистерий и мавзолей — имели в плане круг, квадрат, многоугольник или равносторонний крест. В этих случаях речь шла об относительно небольших по размерам сооружениях.

Зарисовка 23. Крестово-купольная ячейка. План, разрез, аксонометрия.

51. Зарисовка 24. Крестово-купольная система в простом четырехстолпном варианте. План.

Четырехстолпный храм – прямоугольный объем разделенный четырьмя столбами на девять ячеек.Простые храмы – храмы, в которых прямоугольное алтарное помещение перед апсидами сливается с восточными угловыми помещениями основной ячейки.

 

 

52. Зарисовка 25. Крестово-купольная система в простом шестистолпном варианте. План

Шестистолпный храм – храм, в котором проемы между пространством храма и пространством нартекса превращаются в проемы между столбамиПростые храмы – храмы, в которых прямоугольное алтарное помещение перед апсидами сливается с восточными угловыми помещениями основной ячейки.

 

53. Зарисовка 26. Крестово-купольная система в сложном четырехстолпном варианте. План.

Четырехстолпный храм – прямоугольный объем разделенный четырьмя столбами на девять ячеек.Сложные храмы – храмы, в которых апсида и прямоугольное помещение перед ней прибавлено к основной части крестово-купольного храма.

 

54. Зарисовка 27. Крестово-купольная система в сложном шестистолпном варианте. План.

Шестистолпный храм – храм, в котором проемы между пространством храма и пространством нартекса превращаются в проемы между столбамиСложные храмы – храмы, в которых апсида и прямоугольное помещение перед ней прибавлено к основной части крестово-купольного храма.

 

Мегалиты.Основные типы

Менгиры – вертикально поставленные камни, иногда очень больших размеров. Это надгробные памятники, ставившиеся в одиночку или группами:

· Менгиры острова Льюис, Калениш, Великобритания,

· «Шепчущиеся рыцари», Оксфордшир, Великобритания,

· Поля менгиров в Менеке)

Менгиры встречаются в сочетании с дольменами – сооружениями из нескольких вертикальных камней, поддерживающих горизонтальную каменную плиту. Чаще всего дольмены служили погребальными камерами и, одновременно, надгробными памятниками.

· Плиточный дольмен на реке Догуаб, Кавказ

· (пример: Дольмен «Логово Дьявола» Уилтшайр Великобритания)

дольмен – в простейшем варианте это один камень поставленный на несколько других. (жилища, гробницы, храмы)

- наиболее популярный вариант (3 камня поставлены в форме буквы «П» перекрытых сверху большой горизонтальной плитой.

Кромлех – это самый сложный тип мегалитических сооружений. Самый знаменитый из них

· кромлех в Стоунхендже (Англия).

· Кромлех в Тарксене, Валетта

Особого внимания заслуживают срубные постройки, в частности – курганы. Это распространенный вид сооружений мемориального характера.

Наряду с мемориальными и ритуальными постройками на поздних этапах развития первобытного общества появляется новый тип архитектурных сооружений – каменные и деревянные крепости.

Так же дольм


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.