В психогенетике изучались: полезависимость/поленезависимость, рефлексивность/импульсивность. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

В психогенетике изучались: полезависимость/поленезависимость, рефлексивность/импульсивность.

2017-06-13 381
В психогенетике изучались: полезависимость/поленезависимость, рефлексивность/импульсивность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чаще всего выделяют стили восприятия и стили мышления. Понятие когнитивного стиля использовалось раньше других Г.Виткином, который, изучая восприятие, обратил внимание на то, что разные люди в большей или меньшей степени ориентируются на контекст. Умение сопротивляться воздействию фоновых признаков при выделении фигуры было им названо поленезависимостью, а полезависимостъ означала включенность в контекст.

Полезависимость отражает уровень психического развития, связанный со степенью дифференцированности: если в начале жизни человек не выделяет себя из ситуации как субъекта, то затем он начинает осознавать границы между внешним и внутренним, различать части окружающего мира и самого себя.

Позже Дж.Каганом была выделена такая стилевая характеристика, как импульсивность – рефлексивность (тенденция к более или менее развернутому анализу задачи перед принятием решения, количество понятий, которые человек использует для решения проблемы). Когнитивный стиль показывает, как разные люди приходят к одному результату, т.е. отражает преимущественно процессуальные, динамические характеристики деятельности, и во многом определяется темпераментальными особенностями. В настоящее время, помимо уже указанных, выделяют еще такие свойства, как аналитичность – синтетичность, экстернальность – интернальность, детализированность – цельность, когнитивная сложность – простота (7, 12).

А в рамках Менингерского исследования Г.Клейн и Р.Гарднер, изучающие когнитивные стили (который они называли когнитивными контролями) с позиций психоанализа, выделили следующие пять характеристик. 1. Уравнивание – заострение характеризует меру чувствительности к различиям: так, можно игнорировать резкие различия между объектами, а можно замечать мельчайшие несовпадения. 2. Высокая – низкая толерантность к нереалистическому опыту указывает на готовность человека принимать факты, противоречащие его личному опыту. 3. Узкий – широкий диапазон эквивалентности показывает, насколько различные объекты попадают в один класс, признаются одинаковыми. 4. Фокусирование – сканирование характеризует особенности концентрации внимания на главных объектах. 5. Ригидность – гибкость показывают меру произвольности когнитивной деятельности (7).

По-видимому, выделенные характеристики могут быть особенно ценными при изучении социального интеллекта, описывая особенности развития личности в целом. Когнитивные стили ‑ это психологические качества, которые, будучи относимыми в большинстве работ к формально-динамическим свойствам, тем не менее представляются наиболее перспективными в решении проблемы интеграции когнитивных и аффективных процессов, динамического и содержательного в структуре индивидуальности.

Когнитивный стиль - способ переработки информации, ее получения, хранения и использования.

Идеи когнитивных стилей возникли в 30-е года, серьезные исследования 40-е года

Отличительные признаки стилей:

  • Проявляются в любых видах деятельности, независимо от содержания
  • Характеризуют предпочтения в способах интеллектуального поведения
  • Индивидуально - своеобразные способы получения когнитивного продукта (инструментальная характеристика)
  • Являются биполярным измерение каждый из полюсов не является ни «хорошим» ни «плохим»

Основные направления в изучении когнитивных стилей:

  • Исследования Г.Виткина
  • Менингерское исследование (Гарднер, Хольцман)

Исследования Г.Виткина.

Работал нейропсихологом на авиабазе, где оценивал личностные характеристики, которые позволяли наиболее успешно выполнить задания. Среди летчиков выделил 2 способности поведения:

- ориентация на внешнюю среду,

- собственные ощущения

Выделил 2 полюса: полезависимость-поленезависимость

Для измерения этого было придумано 3 теста:

  1. Стержень и рамка (измеряется точность расположения стержня, вертикально или горизонтально полу) – более успешными оказались поленезависимые летчкики.
  2. Регулирование положения тела
  3. Включенные фигуры (методика Готтшалдт-1926г., усложняет фигуры и добавляет цвет)

Если человек может находить и выделять фигуру в фигуре – это поленезависимость.

Менингерское исследование (Гарднер Р., Хольцман П., Кляйн Г.)

Авторов интересовало есть ли связь между когнитивными и эмоциональными сферами, есть ли внешнее воздействие, есть ли посредник между информацией и тем, как мы ее воспринимаем.

Они выделяют когнитивные контроли (Гарднер):

  • Влияют на регуляцию и аффекты
  • Координация психических возможностей
  • Способы анализа и оценивания ситуации
  • Адаптивные формы отражения соответствующего поведения человека в данной ситуации
  • Независимы друг от друга

В процессе исследования приходят к тому, что каждый контроль нужно рассматривать как отдельный стиль.

5 когнитивных стилей:

  1. Уравнивание (сглаживание) – заострение

Индивидуальные различия между людьми по особенностям сохранения в памяти информации, процесс сохранения и хранения. Те, кто склонны к уравниванию – упрощают материал, теряют детали, сохраняют общее. Заострители – акцентируют внимание на деталях запоминая их. Было создано 2 методики: «Методика схематизации» (предъявляют несколько фигур, которые нужно сравнить с образцом, кол-во ошибок говорит о заострении или уравнивании), Методика «Последовательность картинок» (предъявляется 60 картинок, на каждой последовательно меняется деталь. Испытуемому требуется сказать какая).

  1. Толерантность к нереалистическому опыту

Толерантные – быстрее готовы признать, что их знания противоречат восприятию. «Кажущиеся движения» - картинки с бегущими лошадьми, Методика Роршаха – просят показать фигуру, которую увидеть нельзя.

  1. Узкий - широкий диапазон эквивалентности

На что обращает внимание человек при выделении групп. Характеризует особенности классификации объектов. При узком – человек обращает внимание на различия и выделяет множество групп, при широком – на детали внимания не обращает, выделяет мало групп. Тест «свободной сортировки»

  1. Фокусирование – сканирование

Акцент на концентрации внимания. Фокусировщики – концентрируют внимание на деталях, замечают детали. Сканировщики – все в целом.

Методика «оценки размера круга в условиях отвлекающих помех. Методика «сортировка эмоционального и нейтрального содерж.

Когнитивный контроль эмоциональной сферы очень развит», Методика «сортировки эмоционального и нейтрального содержания».

1,3,4 – истинные стили когнитивного контроля. В основном используется 3, дает более надежные данные

  1. Ригидный – гибкий познавательный контроль

Различия в степени контроля собственных когнитивных процессов, т.е. насколько способны управлять в условиях когнитивного конфликта. «Методика словесно – цветовой интерференции».

 

Изучение индивидуальных способов категоризации

Каган Дж.- 60-ые годы.

Устанавливает 3 способа категоризации:

· Аналитико – описательный (группировка на анализе их признаков)

· Тематический

· Категориально – заключительный (высокая степень обобщения)

Установил, что наиболее востребованы 1 и 2.

Сравнивает 1 и 2 (почему одни люди предпочитают один способ, а другие другой)

Аналитико – описательный: внимание к деталям, лучше контроль поведения, рефлексивные действия.

Тематический: менее внимательны, гиперактивность, импульсивность в поведении.

 

В основе различий лежит баланс тревоги и желания успеха. Обнаружив эту мотивационную основу, переходит к понятию стиля. Называет его «рефлексивность – импульсивность». Этот стиль стал 2-ым по значимости стилем (первый «полизав-полинезав»).

 

Когнитивные теории личности

1. Теория понятийных систем (Харви О.) – система понятий, которая создается для характеристики окружающего мира.

Конкретная: нет дифференциации понятий, незначительная интеграция, черно – белое мышление, ситуативное поведение, трудность гипотетически рассуждать.

Абстрактная: высокая дифференциация и интеграция, ориентация на внутренний опыт, склонность к риску, гибкость, креативность, незавимость.

Методики: завершение предложений и методика «Я верю что…»

 

2. Теория личностных конструктов Келли Дж. - позволяют обобщать представления об окружающем, сравнивать и обобщать. Развивает понятия абстрактности-конкретности.

Человек выстраивает либо простую либо сложную систему личностных конструктов. Сложные содержат в себе разнородные понятия, восприятие и отношение к окружающему миру. На основе его теории появляется «Когнитивная простота – сложность».

Сложность – многомерность мира, множество взаимосвязанных сторон.

Простая – упрощенная схема.

Методика: «репертуарная решетка Келли».

 

3. Уровни когнитивных стилей по Н.Когану. Когда стилей стало слишком много Коган решил их классифицировать:

1. Когнитивные стили, имеющие 1 правильное решение (позависимость/поленезависимость)

2. Стили, характеризующие онтогенетическое развитие (ригидный/ гибкий познавательный контроль, толерантность к нереальному опыту, диапазон эквивалентности)

3. Стили, описывающие индивидуальные различия, (менингерское исследование, личностные стили).

 

23. Современные теории темперамента. Основные свойства темперамента.

Признаки темперамента: формально-динамический характер, связь с биологич подструктурами, онтогенетическая первичность (проявляется в раннем детстве), стабильность во времени, модальность (проявление в разн сит), проявление в экстрем сит. Свойства темперамента: активность, эмоциональность, общительность, импульсивность.

Не относится к темпераменту: «биологические» свойства личности, психологические черты.

Темперамент. Гиппократ и Галлен (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик). И. Кант их описал в «Антропология» 1789. Вундт. Юнг. Э. Кречмер. У. ШелдонЕще Павлов. И Айзенк – сочетание первых 4 типов, Юнга и стабильность-нестабильность.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.