Коцепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Коцепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина

2017-06-13 288
Коцепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В диффер н енциальной психологии, психофизиологии, психоге­нетике имеется немало содержательных теорий, освещающих про­блемы индивидуальных различий. Как нам представляется, одной из наиболее удачных и широко используемых в отечественной психологии является концепция интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Вся научная биография Вольфа Соломоновича Мерлина (1898—1982), работавшего сначала в Казанском уни­верситете, а с начала 60-х гг. в Пермском педагогическом инсти­туте, была связана с изучением индивидуальных свойств человека. В.С.Мерлин опирался на идеи Б.Г.Ананьева (1980) о целостном изучении индивидуальности человека, которые, в свою очередь, продолжали отечественные традиции комплексного целостного исследования личности, заложенные в трудах В.М.Бехтерева и А.Ф.Лазурского. В.С. Мерлин собрал воедино многочисленные частные данные об индивидуально-психологических различиях в рамках концепции интегральной индивидуальности, посмертно опубликованной его учениками (Мерлин B.C., 1986, 1996). В тео­рии интегральной индивидуальности им выделено три уровня индиви­дуальных свойств: уровень организма, уровень индивидно-личностных свойств, уровень субъекта социальных отношений (табл. 19).

На уровне организма биохимические свойства индивидуально­сти человека характеризуются уникальными для каждого организма особенностями обменных процессов, неповторимой структурой белка, тканей органов, пропорцией гормонов, выделяемых эн­докринными железами. Общесоматические свойства индивидуаль­ности отражают особенности его тела как биомеханической ма­шины: вес, рост, мышечную массу, давление крови, объем лег­ких, силу сокращения мышц, общее состояние здоровья челове­ка, его общую трудоспособность, наличие хронических заболева­ний. Здесь также рассматриваются особенности конституции: Э. Кречмер выделял такие типы конституции, как астеник, пикник, атлетик и диспластик; по У. Шелдону, существуют эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный типы конституции.

Нейродинамические свойства характеризуют скорость возникно­вения, развития и протекания нервных процессов, их силу, лабильность и другие показатели.

 

Таблица 19. Свойства интегральной индивидуальности (Мерлин B.C., 1986, с. 50)

Уровни индивидуальности Свойства индивидуальности
1. Уровень свойств организма а) биохимические свойства б) общесоматические свойства в) нейродинамические свойства (особенности развития нервной системы, типологические свойства нервной системы, функциональная асимметрия мозга)    
2. Уровень индивидуально-личностных свойств г) темперамент (психодинамические свойства) д) психические свойства личности (включая особенности характера, психических процессов, способностей и опыта, мотивационно-потребностной сферы, эмоционально-волевой регуляции, особенности речи, движений, мимики и пр.) е) возрастно-половые свойства
3.Уровень социально-психологических свойств личности ж) осуществление социальных ролей в группе (в семье, в группе друзей, в учебной группе, в трудовом коллективе, в профессиональном сообществе) з) осуществление социальных ролей в социально-исторических общностях (этническая, классовая идентичность)

Под функциональной асимметрией мозга понимается доминирование одного из полушарий коры го­ловного мозга. У леворуких доминирует правое полушарие, у праворуких — левое. Асимметрия затрагивает также работу глаз, слух, управление движением ног, функции восприятия запахов левой и правой половинкой носа. Есть данные о том, что у людей с преоб­ладанием правого полушария чаще встречается талант художни­ка, чем ученого, и наоборот.

В системе индивидуально-личностных свойств (по Мерлину, индивиду­ально-психических) представлены темперамент и психи­ческие свойства личности. Темперамент рассматривается В. С. Мерлиным как вторичное индивидное свойство, характеризующее ус­тойчиво повторяющиеся динамические особенности поведения че­ловека.

Характер в системе интегральной индивидуальности понима­ется как индивидуально своеобразное сочетание устойчивых пси­хических особенностей человека, задающих типичный для данного человека способ его поведения, эмоционального реагирования. Если темперамент отражает формально-динамическую сторону поведения и эмоциональных реакций человека, то характер свя­зан с поступками человека, с содержательными особенностями отношения человека к жизненным обстоятельствам. Черты харак­тера формируются прижизненно на фоне свойств нижележащих уровней интегральной индивидуальности. Они, по сути, представ­ляют собой закрепленные устойчивые отношения человека к раз­ным сторонам действительности. Характер в известной мере мо­жет быть изменен самим человеком в процессе самовоспитания или под влиянием изменений в организме человека, т. е. непроиз­вольно (например, у хронически больных людей).

Способности являются результатом развития задатков, это функ­циональные органы, обеспечивающие выполнение человеком определенных форм деятельности и освоение им новых знаний, умений и навыков.

В психологии термин «личность» используется в широком и уз­ком понимании. В широком смысле личностью называют целост­ную психическую организацию человека, объединяющую в себе проявления способностей, характера и темперамента. В таком рас­ширенном варианте слово «личность» оказывается тождественным слову «индивидуальность», это такое единство внутренних усло­вий, через которые, как говорил выдающийся отечественный психолог С.Л.Рубинштейн, «преломляются все внешние воздей­ствия» (Рубинштейн С.Л., 1999).

В узком смысле личностью называют некую неповторимую це­лостность, выполняющую роль высшего регулятора жизнедеятель­ности человека. Эта роль становится возможной благодаря само­сознанию (Асмолов А. Г., 2001). Функция самосознания подчиняет Я человека его главным смысловым ориентациям, ценностям, идеалам. Основу, или ядро, личности составляет иерархия его мотивов, отражающих смысловые отношения человека к разным сторонам жизни. Эта иерархия (или соподчиненная структура) складывается постепенно по мере взросления ребенка, овладения им своим поведением, речью. Этот процесс особенно бурно про­текает в подростковом возрасте, когда у человека формируются его убеждения, ценности, мировоззрение.

С нашей точки зрения, к уровню индивидуально-личностных свойств целесообразно добавить возрастно-половые свойства, ко­торые детерминированы как биологическими процессами созре­вания, так и факторами социализации, психического развития. Половая принадлежность определяется комплексом телесных, репродуктивных, поведенческих и социальных признаков, опре­деляющих человека как мальчика, юношу, мужчину или как де­вочку, девушку, женщину. Антропологи выделяют следующие разновидности термина «пол»:

пол генетический — устанавливается на основе исследования генов (у женщин, как известно, половые хромосомы выражены сочетанием XX, а у мужчин — XY);

пол гормональный — определяется по преобладанию выработки эндокринными железами мужских (тестостерон, андроген) или женских (эстроген и прогестрон) гормонов;

пол морфологический, или соматический, — определяется строе­нием внутренних и наружных половых органов, особенностями строения тела, типом распределения волосяного покрова;

пол гражданский — обозначение формальной принадлежности данного человека к группе мужчин или женщин, которое за­крепляется отметкой в паспорте;

пол психологический — внутреннее ощущение человеком своей идентичности или принадлежности к группе мужчин или жен­щин, выбор им социально ожидаемого способа поведения, ти­пичного для женщин или мужчин;

пол социальный — типичный способ поведения людей, кото­рый складывается в обществе под влиянием воспитания, культур­ных традиций.

В современной социологии и антропологии (в широком смыс­ле) последние два варианта групповых различий обозначаются термином «гендерные различия». Слово «гендер» английского про­исхождения «gender» имеет два значения: «род», грамматическое понятие, и «пол» — в смысле особенностей поведения мужчин и женщин. «Гендер» необходимо, таким образом, отличать от «пола (биологического» (в английском языке обозначаемого словом «sex»).

Словосочетания «гендерные различия», «гендерная роль» от­ражают набор ожидаемых типичных (и в этом смысле родовых) образцов поведения, норм для мужчин и женщин. Гендерные те­ории разрабатывают социологи и социальные психологи. Они ис­следуют стереотипы поведения, типичные для групп мужчин и женщин, их типичные представления, предпочтения, мнения, способы преодоления проблемных ситуаций.

Уровень социально-психологических свойств индивидуально­сти отражает специфику личностного и социального статуса человека, понимаемых как совокупность особенностей человека, вы­текающих из его социальных ролей, его принадлежности к конк­ретным социальным группам (друзья, семья, трудовой коллек­тив, профессия) и социально-историческим общностям, или боль­шим группам (этнос, класс, страна). Данный уровень индивиду­альности В.С. Мерлин обозначает также термином «метаиндивидуальность», ибо здесь имеются в виду психологические характе­ристики взаимоотношений человека с окружающими его людьми. В. С. Мерлин считает, что метаиндивидуальность человека и ее свойства зависят как от требований, ожиданий социальной группы, так и от свойств интраиндивидуальности (относительно авто­номных от социального окружения). К интраиндивидуальности можно отнести свойства первого и второго уровней интегральной индивидуальности, а также те внутриличностные качества чело­века, которые определяют выбор им социальной роли, ее приня­тие личностью. По Мерлину, связь между личностным статусом и интраиндивидуальными свойствами человека — сложноопосредованная, не прямая.

Человек представляет собой целостное единство индивидуаль­ных свойств разных уровней. В разных жизненных ситуациях могут быть особенно важными различные свойства. Главным основани­ем для выделения уровней интегральной индивидуальности слу­жили для В.С.Мерлина содержательно-концептуальные предпо­сылки, представления о генезе и функциональной роли каждого из указанных свойств в жизнедеятельности человека. Дополнитель­ным основанием были статистические связи между индивидуаль­ными свойствами. В частности, свойства, относящиеся к разным уровням интегральной индивидуальности, оказались связанными много-многозначными связями, тогда как свойства одного уров­ня имели более выраженные однозначные связи.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.