Классификация профессий для старшеклассников — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Классификация профессий для старшеклассников

2017-06-13 907
Классификация профессий для старшеклассников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наиболее сложной является задача классификации профессий в целях профессиональной ориентации школьников. Сложность заключается в том, что классификация должна служить информационной базой для соотнесения знаний о профессии, собственных предпочтениях и внутренних ресурсах. Эта классификация должна была быть свободной от второстепенных деталей, в ней необходимо было отобрать самые важные, ключевые признаки профессий. Такого рода классификация профессий для профориентации школьников была разработана Е. А. Климовым (1971). В ней профессии предстают как многопризнаковые объекты. Характеристика конкретной профессии определяется сочетанием признаков, выбранных из некоторого множества по четырем уровням:

1) типы профессий по предметному содержанию труда (Ч (человек) — социономические, П (природа живая) — биономические, Т (техника и неживая природа) — технономические, 3 (знак) — сигнономические, X (художественный образ) — артономические);

2) классы профессий по преобладающей цели трудовых задач (П — преобразовательные, Г — гностические, И — изыскательские); 3) отряды профессий по используемым орудиям труда (Р — ручным, М — механизированным, А — автоматизированным, Ф — функциональным); 4) группы профессий по условиям труда и их требованиям к человеку (Б — бытовые условия труда, О — работа на открытом воздухе,

Н — необычные условия труда, связанные с наличием фак-

|б|о|н|м| Iv ярус — группы
торов вредности для здоровья, |Р|М|А|Ф| III ярус — отряды
опасности, М — особые тре- П Г И II ярус — классы
бования профессии к мораль- Ч П Т 3 X I ярус — типы
ным качествам субъекта труда). рис 2. Классификация профессий
Анализируя конкретную как многопризнаковых объектов
профессию по указанным че- Е. А. Климова (1971, 1984 и др.)

 

Т2, Ч1,З2 /П3 Г2 И1/Р1 М3 Ф2/02 Н3 М2

тырем основаниям, можно сос I ярус / П ярус / III ярус / IУ яруc

ставить ее «Формулу», отмечая

преобладающие Рис. 3. Формула профессии водителя пассажирского такси

 

в ней признаки каждого уровня, Профессии могут быть сложного состава и по предмету труда, и по целям действий, и по орудиям, и по условиям труда. Поэтому в каждой ячейке формулы профессии может быть не одна, а несколько букв, степень выраженности каждого признака может быть оценена в баллах: от 1 (минимальный вес) до 3 (максимальный вес) баллов.

Пример. Составим формулу профессии «водитель пассажирского такси» (рис. 3).

На I ярусе по предмету труда профессия водителя такси может быть отнесена к технономическому типу (так водитель должен знать и любить автомашины, уметь ремонтировать машину, понимать принцип ее работы, но не как конструктор или специалист-ремонтник, а как пользователь машины). Кроме того, эта профессия может быть отнесена к типу социономических, так как водитель обслуживает пассажиров, должен корректно вести себя, иметь достаточно развитый социальный интеллект. Водитель такси — сигнономическая профессия, ибо водитель должен хорошо ориентироваться в дорожных знаках (это специфический языковый код, правда, ограниченный в объеме), в карте города.

В оценке целей трудовых задач (признаки II яруса) профессия водителя такси относится к отряду преобразовательных (П) с индексом «3», так как главной его задачей является преобразование местоположения клиента, его следует доставить по указанному адресу. При этом водитель выполняет и гностические задачи (Г), ориентируется в дорожном движении, контролирует правильность движения по выбранному маршруту (но здесь индекс 2, а не 3, так как эти цели лишь обслуживают достижение главного результирующего события — доставку пассажира по адресу). В процессе движения возникает множество проблемных ситуаций (например, закрыт проезд из-за ремонта улицы). Решение проблемных ситуаций требует творческого отношения к делу, реализуя практический интеллект. Но эта работа возникает эпизодически (поэтому оценка И1).

Заполнение третьей клетки формулы требует анализа используемых водителем орудий труда (признаки III яруса). Ведущее средство труда водителя — автомашина (М3). Кроме того, при мелком ремонте водитель использует ручные орудия (отвертки, молоток и пр. — Р), индекс 1, ибо эти ситуации встречаются эпизодически. Функциональные орудия (Ф) также представлены в труде водителя, это его опыт, специальные знания и умения. Но индекс 2, а не 3, так как эти орудия труда лишь дополняют главное средство деятельности — автомашину.

Четвертая клетка формулы — оценка условий труда водителя (признаки IV яруса). Он работает на открытом воздухе (О), так как корпус машины не спасает его от летней жары, зимней стужи, и, кроме того, он часто в течение смены выходит на воздух для помощи пассажиру. Индекс 2, а не 3, ибо машина отчасти защищает водителя от внешней среды. Профессия может быть отнесена также к группе с необычными условиями (Н), так как велика опасность аварий на дорогах, нападений преступников, заражения инфекциями от пассажиров (это серьезные опасности, поэтому индекс 3). Профессия предъявляет высокие требования к моральным качествам водителя (М), так как он несет ответственность за здоровье и безопасность пассажира и других участников дорожного движения (индекс 2).

Данная классификация трактует мир профессий, конечно, упрощенно, но все же позволяет установить ее взаимосвязь со склонностями, эмоциональными предпочтениями, способностями и ограничениями человека, выбирающего профессию. Профессиональному психологу, однако, полезно уметь более подробно ориентироваться в главных компонентах трудового поста профессионала. В этой связи студентам предлагается выполнить ряд заданий, которые помогут разобраться в существующих предметах и продуктах труда, средствах труда (задание 1 и 2).

Для профконсультации и профориентации школьников и взрослых В. В. Гусейнова-Пчелинова (1991) разработала программу анализа профессий, которая содержит более подробные перечни признаков (53 признака), упорядоченные в 10 групп по следующим критериям: 1) предмет труда; 2) преобладающие цели профессиональных действий; 3) характер задач по степени интеллектуальной сложности; 4) факторы сложности труда, источники профессионального стресса; 5) используемые средства труда; 6) индивидуальность—совместность труда; 7) преобладание исполнительских или организаторских функций; 8) тип профессионального общения; 9) виды риска и ответственности в труде; 10) физические условия труда (микроклимат). Это вариант — промежуточный между «школьной» 16-признаковой классификацией профессий и обширной программой анализа профессии (более 100 признаков), представленной в информационно-поисковой системе «Профессиография»; его несколько модифицированная форма дана в приложении 7. Анализ профессии осуществляется в процессе составления ее «формулы», он основан на экспертной оценке наличия или отсутствия каждого из признаков в изучаемой профессии.

Такая экспертная оценка может проводиться профконсультантом-психологом и (или) его клиентом на основании имеющегося текста описания профессии. Для этих целей могут быть использованы профориентационные издания, энциклопедий, квалификационные справочники («Мир профессий...»; «Человек и профессия» и др.). Клиент, обратившийся за помощью в выборе профессии к психологу, в процессе выполнения многократных экспертно-аналитических процедур такого рода овладевает системой объективных критериев и признаков, задающих психологическое разнообразие профессий, учится их сравнивать. И в результате у него вырабатывается важное внутреннее средство деятельности — категориальная основа для сопоставления сведений о разных профессиях, появляется возможность соотнести информацию о профессиях со своими ожиданиями, возможностями и ограничениями.

Классификации профессий в целях профориентации требуют дальнейшего развития, уточнения, мониторинга (контроля) новых видов труда, изменения названий профессий. В. Е. Гаврилов предложил разбить каждый тип профессий на подгруппы, учитывающие цели, орудия и условия труда, результаты такой детализации представлены в табл. 4.

 

Таблица 4. Классификация типов профессий на подтипы

(Гаврилов В. Е., 1988)

Типы и подтипы профессий

1. СОЦИОНОМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ

Медицинское обслуживание

Воспитание и обучение

Бытовое обслуживание

Информационное обслуживание

Защита общества и государства

2. ТЕХНОНОМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ

Создание, монтаж, сборка технических устройств

Эксплуатация технических средств

Ремонт технических устройств

3. БИОНОМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ

Изучение, исследование и анализ состояния и условий жизни

растений и животных

Уход за растениями и животными (их выращивание, воспроизводство)

Профилактика заболеваний растений и животных, борьба с вредителями и возбудителями болезней, лечение заболевших

4. СИГНОНОМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ

Тексты на родном и иностранных языках

Цифры, формулы, таблицы

Чертежи, карты, схемы

Звуковые сигналы

5. АРТОНОМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ

Создание, проектирование, моделирование художественных произведений

Воспроизведение, изготовление различных изделий по эскизу, образцу в единственном экземпляре

Воспроизведение, копирование, размножение художественных произведений в массовом производстве

 

В порядке дополнения можно было бы 4 подгруппу представить в той же логике, которая работает в остальных случаях, и выделить группы профессий: создание новых и исследование существующих объектов в форме знаковых систем, языков, кодов; решение оперативных задач, требующих работы с информацией (текстами, цифровым материалом, чертежами, схемами, картами, звуковыми системами); коррекция, совершенствование, исправление знаковых систем.

В настоящее время созданы специальные классификации: профессий социономического типа (Каверина Р.Д., 1978), группы артономических профессий (Смирнов А.И., 1979), группы гностических профессий (Гаврилов В.Е., 1975). В рамках эргономики разработана классификация видов операторского труда (если рассматривать оператора как работника, использующего автоматические или автоматизированные средства труда): оператор-наблюдатель, контролер; оператор-манипулятор; оператор-технолог; оператор-исследователь; оператор-руководитель (Зинченко В.П., Мунипов В.М., 1979, с. 127 - 128).


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.