Психотерапевтические техники для повторного проживания клиентом травматического события и отреагирования эмоций — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Психотерапевтические техники для повторного проживания клиентом травматического события и отреагирования эмоций

2017-06-13 843
Психотерапевтические техники для повторного проживания клиентом травматического события и отреагирования эмоций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Техника «Письмо»

Это достаточно эффективный терапевтический инструмент в ра­боте с жертвами насилия, т. к. многие люди предпочитают такую форму общения беседе лицом к лицу и могут писать о себе более откровенно, чем говорить. Несмотря на то что письменная терапия может быть успешной, клиент должен иметь возможность попро­сить об индивидуальной беседе.

Так же как и при индивидуальных беседах, важное значение име­ет детальное структурирование процедуры написания письма. Пись­мо пишется воображаемой ручкой на воображаемой бумаге и прого­варивается вслух. Письмо начинается обычным приветствием •Здравствуй...» и заканчивается подписью автора. Важно, чтобы кли­ент понимал, что он может выразить абсолютно все свои чувства, без ограничений. Задача клиента описать его проблему настолько де­тально, насколько это возможно. В то же время акцент на анализе поведения должен быть преобладающим. Чисто после написания письма клиент начинает ощущать себя сильным, готовым противо­стоять жизненным трудностям.

Если техника применяется в групповой работе, несколько членов группы по очереди пишут письма. Может быть введен помощник (второе Я), который пишет постскриптум.

Техника «Телефонныйразговор»

Клиента просят яозвонить по телефону для предъявления про­блемной ситуации. Выбирается участник группы для роли обидчи­ка. Консультант просит описать место, где находится телефон, на­брать номер, держать в руке трубку и начать разговор такими словами: «Алло, говорит... Звоню тебе, чтобы...- Клиента побужда­ют говорить все, что приходит в голову, даже более открыто, чем в реальном, общении. Разговор занимает около 10 минут. Этот разго­вор не является повторением реальных разговоров в прошлом.

Раздел 1. Помощь Лицам, пережившим насилие в семое

Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия..

 

Цель этой техники - облегчить открытое выражение чувств по отношению к обидчику, выйти из эмоционального замешательства и определить свое отношение к реальным событиям, попытаться прийти к договору.

Техника «Пустой стул»

Эта техника является одной из самых распространенных в геш-тальт-терапии и психодраме. Консультант ставит стул напротив кли­ента и предлагает поместить на него отсутствующее лицо или от­дельную черту характера, эмоцию, значимую для него: 'Попробуйте представить, что на этом стуле сидит...• Возможность обратиться к воображаемому собеседнику позволяет сказать ему все, что хочется, все, что наболело на душе, высказать свои чувства, выплеснуть нега­тивные эмоции.

Техника «Возврат во времени»

Консультант предлагает вспомнить прошлую ситуацию, когда на­силие произошло впервые: «Давай переведем часы назад. Где проис­ходит инцидент? Какой сейчас час?» При этом разговор ведется в настоящем времени. Клиент поясняет свои действия: *Я делаю это потому, что...»

Это пс их одрам этическая техника, в которой используются все со­ответствующие приемы (второе Я, обмен ролями). Длится вместе с разогревом около четырех часов.

Техника «Шаг в будущее»

Консультант предлагает клиенту разыграть сложную конфликт­ную ситуацию, грозящую насилием, с которой он может столкнуться в будущем. Проигрываются различные сценарии с разными людьми и для выбора оптимальной поведенческой стратегии. Цель техники - опробовать норые способы взаимодействия, снижающие риск наси­лия, кроме того, отказаться от неподходящих стереотипов.

Достаточно эффективны в работе с жертвами насилия техники • репетиция поведения», методики «утилизации гнева», которые по конструированию сходны с предыдущими техниками.

Необходимо помнить, что в травмирующих кризисных ситуациях велика вероятность интенсификации психологической защиты. При индивидуальной, да и групповой работе, психологическая защита мо­жет исказить восприятие информации и послужить препятствием для эффективной работы, По мнению Л. И. Анцыферовой, психологичес­кая защита интенсифицируется тогда, когда при попытке преобразить травмирующую ситуацию все ресурсы и резервы оказываются почти ис­черпанными. Тогда в поведении человека центральное место занимает саморегуляция и человек отказывается от конструктивной деятельно-

сти. При консультировании следует учитывать, что у людей с разными личностными характеристиками вероятность активизации тех или иных механизмов психологической защиты различна.

Интенсификация вытеснения наиболее вероятна у людей замкну­тых, несколько холодных по отношению к окружающим, людей, кото­рые любят бывать в одиночестве. Им свойственна рассудочность, реа­листичность суждений, суровость и некоторая черствость. Они уделяют много внимания планированию поведения, стремятся действовать индивидуально, нейтрально относятся к общегрупповым нормам. Свои успехи, достижения они приписывают везению или счастливому слу­чаю, а ответственность за свои неудачи приписывают другим людям или считают их результатом стечения обстоятельств. В конфликтных ситуациях они не учитывают интересы другого человека и не предрас­положены к приспособлению и сотрудничеству.

Активизация отрицания может произойти у людей общительных, имеющих склонность к коллективному выполнению какой-либо дея­тельности, предпочитающих принимать решения вместе с другими людьми, ориентирующихся на социальное одобрение. Для них харак­терна некоторая расслабленность, излишняя удовлетворенность. Они экспрессивны, прояачяютповышеннуюсклонноегькриску. Их отлича­ет интернальность, как общая, так и в области достижений И семейных отношений. Они обладают высокой оценкой своего характера. В конф­ликтных ситуациях предпочитают прибегать ктакой стратегии, как при­способление. Имеют невысокий уровень логического мышления.

Клиенты с интенсивной регрессией склонны к индивидуализму, не псе-гдаконтролируютсвоижелания, робки, зависимы, проявляют покорность и подчиненность. Они обладают низким уровнем субъективного контро­ля в различных областях. Для них характерна пониженная оценка своих умственных способностей, практических умений и уверенности в себе.

Клиенты с активным замещением эмоционально неустойчивы, возбудимы, экспрессивны, импульсивны, обладают низким самоконт­ролем. Среди характеристик коммуникативной сферы им присущи зам­кнутость, осторожность в общении, индивидуализм. Они предраспо­ложены ктакому конфликтному поведению, как сопротивление, и мало прибегают к компромиссу как средству регулирования конфликта. Для них характерен низкий уровень субъективного контроля во всех облас­тях (достижений, неудач, семейных и межличностных отношений, здо­ровья и производственных отношений). Они обладают низким уров­нем логического мышления.

Представители с интенсивной компенсацией эмоционально неурав­новешенны, тревожны, обладают повышенной возбудимостью, вспыль­чивостью и низким самоконтролем. Они конформны, застенчивы, по­корны, отличаются высокой чувствительностью. В конфликтных ситуациях у них наблюдается тенденция к сотрудничеству и приспо­соблению. Они не склонны к таким способам регулирования конфлик­та, как избегание и компромисс. Для них характерна пониженная само­оценка практических умений и уверенности в себе. Наблюдается завышенный уровень притязаний в отношении внешности.

Людям, имеющим высокий уровень интенсивности реактивного образования, свойственны напряженность, стремление к индивиду­ализму, социальная робость, застенчивость, покорность. Они чув­ствительны, эмпатичньг, осторожны. В конфликтных ситуациях пред­расположены к такой форме поведения, как приспособление, и не склонны к избеганию. Их характеризует ригидность, практичность, конкретность мышления. У них проявляется высокий уровень субъек­тивного контроля в области семейных отношений. Они отличаются низкой самооиенкой умственных способностей, а также большим разрывом между самооценкой и уровнем притязаний по этой шкале.

Психологический портрет клиента с преобладанием зашиты по типу проекция выглядит следующим образом. Такие люди робки, застенчи­вы, чувствительны, конформны, часто оказываются подчинены. Об­ладают конкретностью и некоторой ригидностью мышления. Прояв­ляют низкий уровень субъективного контроля, как общий, так и в области достижений, неудач и межличностных отношений. Имеют пониженную самооценку умственных способностей и практических умений, а также повышенную дифферениированность самооценки.

Можно следующим образом охарактеризовать клиентов, у которых наблюдается интенсивная рационализация. Такие люди эмоционально неустойчивы, проявляют повышенную напряженность. Они предпочи­тают следовать по выбранному ими пути, самостоятельно принимать ре­шения. У них наблюдается высокий уровень внутреннего контроля пове­дения. Они практичны, реалистичны, жестки, благоразумны и осторожны.

Описанные корреляционные связи представляют несомненный ин­терес в психологической практике, поскольку могут оказать помощь в диагностической и консультационной работе с лицами, пережившими насилие. Знание данных корреляционных связей облегчает выявление предпочитаемых механизмов психологической зашиты и помогает выб­рать правильные пути реабилитационной работы.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.