I. Краткий конспект лекционных занятий и зад ание на семинарские занятия — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

I. Краткий конспект лекционных занятий и зад ание на семинарские занятия

2017-06-13 341
I. Краткий конспект лекционных занятий и зад ание на семинарские занятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

П Р О Г Р А М М А

дистанционного обучения для студентов 1 курса по направлению «Журналистика» по дисциплине «Основы журналисткой деятельности»

 

Цель дисциплины:

Сформировать компетенции обучающегося в области журналистской практики, развивать журналистское мышление и навыки творческой журналистской деятельности.

Задачи дисциплины:

· дать представления о сущности редакционной работы журналиста как индивидуальной и коллективной деятельности, о ролевых обязанностях журналиста;

· раскрыть принципы творческой деятельности журналиста;

· показать специфику создания журналистского произведения, журналистских текстов;

· научить готовить журналистские материалы в разных жанрах для размещения на различных медийных платформах.

Тема 3. Журналистика как политический, и социальный институт

Журналистику относят наряду с государством к важнейшему политическомуинституту. Являясь его составной частью, она действует в рамках политической и правовой системы, установленной государством, решает вопросы, которые стоят перед государством. Это с одной стороны.

С другой стороны, являясь социальным институтом, служит прежде всего обществу, обращаясь к разуму и чувству людей. Ориентированная на наиболее важные в общественном отношении явления, выполняя регулирующую и контрольную функции, - все это дает основания говорить о журналистике как о влиятельном и активно действующем социальном институте, наряду с такими, как церковь, семья, культура и т.д.

Роль, которая возлагается на журналистику, предполагает наличие гласности, плюрализма мнений и свободы масс-медиа.

Гласность - это политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации.

Плюрализм – это свобода выражения мнений, убеждений.

Свобода масс-медиа – это конституционная гарантия функционирования СМИ в отдельно взятой стране. Закон о СМИ трактует о том, что в РФ поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, не подлежит ограничениям.

Таким образом, свобода – это возможность действовать со своими целями и интересами, это необходимое условие обеспечения социальных прав человека.

В связи с этим встает вопрос о высокой гражданской ответственности журналистики, что относится каждому, кто принадлежит к данной профессии.

Основное требование, которое предъявляется к журналистам:

· соблюдение объективности в оценке событий, выводах и прогнозах,

· отсутствие предвзятости в освещение происходящего, беспристрастное отношение к нему

· способность и возможность высказаться независимо и правдиво

· соблюдение нравственности и морали.

Эта проблема имеет значение первичной важности. Она оказалась в перечне проблем, связанных с обеспечением гуманитарной безопасности. Дело в том, что сама журналистика все более шаблонно-технической, целые ее блоки заимствуются из сетевого пространства. Особую опасность представляют для общества внедрение искаженных моральных стереотипов, что не лучшим образом сказывается особенно на подрастающем поколении.

Семинарские занятия по теме

1 Оценить структуру редакции СМИ, его устав и другие нормативно-правовые документы (на выбор студента).

Тема 8. Информация в журналистике и ее виды
Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности,создает свое произведениеи фиксирует его текстна каком-то матери­альном носителе (бумаге, кино- или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию.

Виды информации:

По способам восприятия: визуальная, аудиальная; по форме представления: текстовая, числовая, графическая., звуковая.

По общественному значению: массовая (обыденная, общественно-политическая, эстетическая), специальная (научная, производственная, техническая, управленческая), индивидуально-личностная – включающая в себя знания, умения неповторимый и уникальный личный опыт, чувства, интуицию, прогнозы и планы.

Термин «информация» в журналистике означает всю совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных), которую несет журналис­тика аудитории.

В теории журналистики применяется понятие «массовая информация» (лат. informatio «осведомление, изложение, сообщение»). Именно через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению массо­вой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности. Журналистика не располагает никакими дру­гими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме инфор­мации. Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, ин­формация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журнали­стики как специфическим социальным институтом. Этим объясняется вы­бор термина «средства массовой информации» для журналистики как со­вокупности многочисленных каналов печати, радио и телевидения.

Употребляемое в словосочетании «средства массовой информации» прилагательное «массовый» приобретает сле­дующий смысл:
• направленность на массу (общество, народ, класс, слой, регион, про­фессию и т. д.) при отсутствии непосредственного контакта независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории

• соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирующей в социально значимых явлениях и проблемах, затрагивающей широкий круг экономических, социальных, духовных интересов массы, и обеспече­ние ее сведениями, которыми она может оперировать как своими в раз­ных сферах жизни;
• стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой ак­тивной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечелове­ческим суждениям нормам;
• доступность информации для массы (бесплатное поступление ин­формации или за небольшую плату, удобный режим потребления - дома, в дороге, на работе, рядом с местом постоянного пребывания и пр.), про­стота формы, способствующая легкому усвоению;
• возможность одновременного получения массовой аудиторией (при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска) ин­формации; регулярность появления рубрик, циклов, постоянных блоков материалов;
• открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации в разных ее формах (письма, сотрудничество, ра­бота на общественных началах и т.д.).
Структура массово-информационной деятельност:.

-Сбор
-Обработка
-Компоновка.
-Передача
- Восприятие информации.
- Использование.

Источники информации.

1. Люди как источник информации – свидетели тех или иных событий, специалисты по определенному вопросу, люди, чье мнение может оказаться интересным для читателей, зрителей или слушателей.
Алгоритмы работы с ними таковы:
Интервью — наиболее часто употребляемый в журналистской прак­тике метод получения информации при подготовке публикаций практиче­ски всех газетных жанров. Характерная черта метода интервью заключает­ся в том, что автор будущей публикации предъявляет интервьюируемому некий перечень вопросов в устной форме, затрагивающих наиболее важ­ные, по мнению журналиста, стороны интересующей его проблемы, и вы­слушивает ответы, которые и составят основное содержание его будущего выступления.
Беседа, как и интервью, является непосредственным речевым обще­нием автора с собеседником. Но это уже общение, в ходе которого вопро­сы могут задавать друг другу оба собеседника — журналист и обладатель информации. Именно последний момент резко отделяет интервью от бесе­ды как метода получения информации. Выступая равноправными собесед­никами, журналист и тот, с кем он беседует, выступают равноправными участниками речевого действия, могут в одинаковой мере влиять на ход и содержание беседы. Естественно, в силу этого журналист-собеседник, в отличие от журналиста-интервьюера, может получить гораздо более не­предвиденный результат своей беседы.
Опрос — это метод получения информации, когда журналист пыта­ется выяснить у многих людей их мнения по одному и тому же (одним и тем же) вопросу (вопросам). Имея перед собой совокупность ответов, он может составить полную картину мнений, увидеть их разброс по шкале с полюсами: «полное одобрение» — «полное неодобрение» или получить набор программ, планов действий в связи с обсуждаемым явлением. Обобщив данные опроса, он может использовать их в виде цифр, процен­тов и других знаков, подтверждающих его собственные выводы относи­тельно предмета опроса.
Анкетирование — метод, близкий к опросу, однако, обладающий своими особенностями. Анкетирование проводится с помощью специально разработанных анкет и требует навыков социологической работы. Данные, полученные путем анкетирования, позволяют получить довольно обосно­ванный ответ на те или иные вопросы. Однако в силу определенной гро­моздкости и трудоемкости он применяется в журналистике -относительно редко по сравнению с другими методами получения информации.
2. Документы.

Этот метод является одним из наиболее распространенных в дея­тельности журналиста. Понятие документ происходит от латинского «documentum» («доказательство», «поучительный пример»). В настоящее время под документом понимается, прежде всего, письменное свидетель­ство о чем-либо. Но есть и другие толкования документа. Выделяется не­сколько типов документов по разным основаниям. Так, по типу фиксации они могут быть объединены в группы: рукописные; печатные; фото- и ки­нопленки; магнитные пленки, грампластинки, лазерные диски и т.д. По ти­пу авторства - официальные и личные. По степени близости к объекту ото­бражения - первоначальные и производные. По степени предназначенно­сти для печати - преднамеренно созданные и непреднамеренно. По сфере деятельности, породившей документ, - бытовые, производственные, госу­дарственно-административные, общественно-политические, научные, справочно-информационные.
Существуют разные методы анализа документов, в зависимости от того, какие сведения в данный момент более всего необходимы журналисту. Основные методы, описываемые специалистами, представляют так на­зываемые традиционные и формализованные методы. Традиционные ме­тоды, или как их еще называют - качественные, составляют основу журна­листского исследования документов. Эти методы преломляются в понима­нии исследуемого документа, в его интерпретации, в фиксировании полу­ченных таким образом сведений. Интерпретация осуществляется как срав­нение содержания документа с определенными критериями, соотносящи­мися с этим содержанием.
Что касается формализованного метода, основу которого составляет контент-анализ, то он требует изучения большого массива однотипных до­кументов (например, подшивки газет) по определенным параметрам. Кон­тент-анализ - это трудоемкий научный метод, и применяется в журнали­стике он довольно редко, поскольку требует особых навыков и отнимает много времени.
3. Окружающая действительность.

Этот метод основан на личном наблюдении, личном познании дейст­вительности путем чувственного ее восприятия. В отличие от обыденного наблюдения, которое часто носит непреднамеренный, случайный характер, журналистское наблюдение целенаправленно. Оно базируется на общих, значимых и для других сфер деятельности основаниях: систематичности, целенаправленности, последовательности.
Объектом журналистского наблюдения могут быть и относительно простые, и исключительно сложные общественно-политические, культур­ные, религиозные, нравственные процессы, события, ситуации.
Существует несколько видов журналистского наблюдения. Их можно классифицировать по разным основаниям, например, способам органи­зации, предмету, характеру интересующих наблюдающего сведений. По первому основанию наблюдения подразделяются на открытое и скрытое. Особенностью открытог о наблюдения является то, что журналист, открыто заявляет о своей цели, о редакционном задании, может сообщить и о том, как он его будет выполнять, какая ему может потребоваться помощь со стороны уча­стников действа. В отличие от открытого, скрытое наблюдение характеризуется тем, что журналист в течение определенного времени (или никогда) не сообща­ет окружающим его людям, за действиями которых он наблюдает, что он является журналистом и собирает необходимую ему информацию, а также о том, какого рода сведения его интересуют. Скрытое наблюдение может применяться при изучении, например, конфликтной ситуации в каком-то коллективе или при проведении журналистского расследования.
Особенности журналистского наблюдения могут быть предопреде­лены и таким фактором, как степень его участия в том событии, за кото­рым он ведет наблюдение. По этому основанию наблюдения могут быть разделены на включенные и невключенные. В первом случае журналист становится участником событий и выполняет в событии свою нежурналистскую роль. Невключенное наблюдение пред­ставляет собой изучение какой-то деятельности со стороны.
В зависимости от условий изучения предмета, на который направле­но внимание журналиста, наблюдение может оказаться прямым и косвен­ным. Имеется в виду, что одни предметы автор может наблюдать непо­средственно, другие же — в силу их удаленности, скрытости и других ус­ловий — лишь опосредовано, используя косвенные данные.
По временному признаку наблюдения подразделяются на кратковре­менные и длительные. Кратковременные наблюдения используются при подготовке оперативных публикаций; в случае же, когда надо изучить предмет подробно, основательно, применяется длительное наблюдение.
Правовые и этические нормы работы с источниками.
Конституции, п. 4, 29 статьи которой гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». То же дублируется в «Законе о СМИ».
Право журналиста:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;
6) производить записи, в том числе с использованием средств аудиои видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

Статья 38 статья этого же Закона, которая декларирует право граждан на получение информации через СМИ, и обязывает предоставлять информацию:
- по запросам редакций;

- на организованных ими же самими пресс-конференциях;

- в своих рассылках справочных или иных материалах;
- да и в любых других формах, в зависимости от собственной испорченности.
Соблюдение этики. Кодекс профессиональной этики российского журналиста (принят в 1994 г.):

- При выполнении своих профессиональных обязанностей журналист не прибегает к незаконным и недостойным способам получения информации. Журналист признает и уважает право физических и юридических лиц не предоставлять информацию и не отвечать на задаваемые им вопросы - за исключением случаев, когда обязанность предоставлять информацию оговорена законом.
- Журналист сохраняет профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем. Никто не может принудить его к открытию этого источника. Право на анонимность может быть нарушено лишь в исключительных случаях, когда имеется подозрение, что источник сознательно исказил истину, а также когда упоминание имени источника представляет собой единственный способ избежать тяжкого и неминуемого ущерба для людей.

- Журналист обязан уважать просьбу интервьюируемых им лиц не разглашать официально их высказывания.

- Только защита интересов общества может оправдать журналистское расследование, предполагающее вмешательство в частную жизнь человека.
- Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности. Плагиат недопустим. Используя каким-либо образом работу своего коллеги, журналист ссылается на имя автора.

Охрана прав и законных интересов личности.
-Тайна переписки,

- неприкосновенность жилища,

- презумпция невиновности

- исключение дискриминации по расовому, национальному, половому признакам,
- не­прикосновенность личности и обязанность удовлетворять ее потребнос­ти, в том числе - потребности в информации,

- права на свободу убеждений,
- выражение взглядов и мнений,
- получение и распространение информа­ции
Действующее Российское законодательство ограничивает свободу по 4 позициям:

1. Это обязанность в установленных законом случаях помещать обязательные сообщения в СМИ. В частности, ГК РФ обязывает редакцию СМИ публиковать опровержение не соответствующих действительности сведений; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» обязывает электронные СМИ с государственным или муниципальным участием предоставлять эфир кандидатам и избирательным объединениям.
2. Законодательные запреты на сбор и распространение информации определенного рода. Большое количество таких запретов содержит Конституция РФ. Так, ст. 21 содержит запрет на умаление достоинства личности; ст. 24 - на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия; ст. 29 запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства; ст. 49 закрепляет принцип презумпции невиновности. Кроме того, ст. 44 Конституции гарантирует защиту интеллектуальной собственности, что также налагает на редакции СМИ и журналистов определенные ограничения. Множество подобных ограничений, касающихся сбора и распространения информации с помощью СМИ, содержится в других законодательных актах (ФЗ «О борьбе с терроризмом», ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности», ФКЗ «О чрезвычайном положении, ФКЗ «О военном положении»).
К числу таких ограничений можно отнести обязанность хранить государственную тайну и иную конфиденциальную информацию, распространяющуюся на тех, кому она была доверена в специальном порядке. Ограничения на осуществление определенной деятельности, которые также могут затрагивать СМИ. К их числу относится регистрация СМИ, которая по своему содержанию является разновидностью разрешительной системы. И лицензирование частот.

 

Тема 9. Жанровое многообразие журналистских произведений
ЖАНР (франц. genre) (иск.), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях).
Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Главная цель информационного материала, будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится «свежий» факт – новость).Факт для журналистики - без фактов журналистика немыслима.
Информационные жанры.

1. Хроника - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.
2. Заметка (информация). Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д.

· Анонс - заметки, представляющие собой превентивные сообщения о будущих все­возможных культурных мероприятиях, выставках, концертах

· Аннотация - предметом отображе­ния в котором выступает определенное, уже состоявшееся инфор­мационное явление (прежде всего — это книги, статьи). Цель пуб­ликации данного типа заключается не столько в том, чтобы известить аудиторию о появлении, существовании какого-либо но­вого издания, сколько в том, чтобы описать кратко его качества. В аннотации сообщается об основных, «узловых» моментах возникшего феномена (его названии, авторе или авторах, издателе или постановщике, теме, содержании, времени появления, цели со­здания).

· Мини-рецензия - представляет собой оценочную заметку, предметом которой выступает какое-то информационное явление (книга, кинофильм, пьеса и т.д.). Цель публикации данного типа заключается в том, чтобы сообщить читателю о впечатлении, по­лученном ее автором в ходе знакомства с отображаемым предме­том.

· Блиц-портрет - содержит краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.

· Мини-обозрение – это фактологическая заметка, только предметом отображения выступает не одно какое-то событие, действие, явление, а их совокупность.

· Мини-история - предмет отображения - какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей. Такого типа заметки ориентиро­ваны на небольшой объем информации, сопровождающей, как правило, цветные фотографии.

· Мини-совет - обычно предстает в виде какого-то короткого совета, рекомендации.

3. Информационное интервью - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. В полной мере информационным интервью получается тогда, когда акцент сделан на вопросах «что?», «где?», «когда?». Цель – проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но отнюдь не проанализировать этот предмет. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

4. Информационный отчет - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке,
5. Зарисовка - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.
6. Информационное обозрение - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).
7. Информационный репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Дать аудитории возможность увидеть описываемое событие гла­зами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.
8. Блиц-опрос - симбиоз журналистики и социологии. Представление коллективного мнения по одному или нескольким специально выбранным проблемам, темам, вопросам..

9.Информационная корреспонденция - отличается от заметки бо­лее детальным и более широким освещением предмета. Таким пред­метом обычно выступает какое-то единичное событие, явление, действие. Причем публикация такого жанра может включать в себя не только фактологическое описание предмета, но и некоторые элементы оценки, предписания, прогноза и пр. Вместе с тем автор информационной корреспонденции не ставит перед собой задачу выявить взаимосвязи описываемого предмета, проникнуть в суть его. Основное для него — сообщить некоторые лежащие на повер­хности параметры отображаемого явления.

Аналитические жанры

Отчет. Предметом аналитического отчета являются выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, сле­тов, конференций и т.п. Но он, в отличие от информационного не констатирует ход собраний людей, а отображает внутреннюю связь выступлений, докла­дов, речей. Цель - показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, вы­водов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с ре­альными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, рай­она, страны.

Корреспонденция. С одер­жит в себе сообщение о событии, явлении. Одна­ко само сообщение не является самоцелью. Оно лишь дает пред­ставление о событии, предваряющее его истолкование. Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирова­ние его развития и т.д. В силу этого автор аналитической коррес­понденции неизбежно использует теоретические методы позна­ния — анализ, синтез, индукцию, дедукцию и др.

Интервью. Кроме того, содержит и анализ факта, отве­чая при этом на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т.д. Роль автора аналитического интервью заключается прежде все­го в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо Аналитический опрос. Есть общее с развернутым комментарием. В одном тексте объединяются нескольких подробных ответов на один и тот же вопрос.

Беседа. Журналист-собеседник является равноправным, наряду со сво­им партнером по коммуникативному акту, создателем содержа­ния будущего текста. Употребляется тогда, когда обсуждаемый предмет не поддается момен­тальному и однозначному истолкованию, но требует спокойного всестороннего, глубокого своего рассмотрения, аргументирован­ного и квалифицированного «препарирования».

Комментарий.

Социологическое резюме. Тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социо­логических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают («выжимку» из них). Аналитическое начало в публика­циях такого рода обеспечивается прежде всего содержанием самих исследований, которые, как это понятно, нацелены на анализ действительности. Кроме того, автор резюме может не просто пуб­ликовать их в той последовательности, в которой они изложены в самом исследовании, но и определенным образом соотносить те или иные социологические данные и таким путем дополнительно комментировать их, что также выступает одной из ступеней ана­литического осмысления предмета отображения в резюме.

1. Анкета. Анализ анкеты. Жанр позволяет удовлетворять потребность ауди­тории в знании того, как реагируют на те или иные общественные ситуации, процессы, явления определенные социальные группы, поскольку именно такое знание позволяет выбирать правильные ориентиры в собственном поведении и оценке действительности.

2. Мониторинг. «Слежение» за каким-либо явлением, систематически по­вторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности. Мониторинг дает возможность увидеть, так сказать, «срез» како­го-то явления, прежде всего в виде совокупности статистических данных, которые «обнаруживают» сиюминутную тенденцию раз­вития этого явления

3. Рейтинг. Цель публикации подобного рода заключа­ется в том, чтобы осуществить определенную «ранжировку» сход­ных явлений по какому-то конкретному признаку. Эта цель достигается прежде всего за счет применения традуктивных мето­дов — аналогии и сравнения.

4. Рецензия -это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п.

5. Статья -жанр, предназна­ченный прежде всего для анализа актуальных, общественно значи­мых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономер­ностей. Это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

6. Общеисследовательская статья – общезначимые, широкие вопросы.

7. Практико-аналитическая статья актуальные практические про­блемы промышленности, сельского хозяйства, предприниматель­ства,культуры, науки, образования, бизнеса, финансов. В этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства и пр

8. Полемическая статья – спор, короче.

9. Журналистское расследование. Р ассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответстсвующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.

10. Обозрение. Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помо­щью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуа­циями, возникшими проблемами.

11. Обзор СМИ.

12. Прогноз. Предсказание того, как будут развиваться события. Аналитичности в этот метод добавляет то, что используются три аналитических метода:

13. Метод Экстраполяции проецирование основной тенденции развития какого-то явления на будущее.

14. Метод аналогии - на основе совпадения ряда основных призна­ков делается вывод о том, что и все другие признаки сравниваемых явлений совпадают.

15. Метод сценариев - Подобный метод исходит из того, что слож­ные ситуации, процессы развиваются под воздействием ряда фак­торов. При наличии определенных условий преобладающим может оказаться влияние одного из факторов, а значит — возможны и разные результаты этого влияния.

16. Версия. Моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).публикация базируется на неполных доказатель­ствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений.

17. Эксперимент. Искусственная, специально организованная самим жур­налистом предметно-практическая ситуация. Об этом должно быть указание в тексте.

18. Письмо. «Дорогая редакция…».

19. Аналитический пресс-релиз. Предметом аналитического пресс-релиза являются качества, возможности каких-либо людей или организаций, фирм, учреж­дений во взаимосвязи их с потребностями, задачами, которые в данный момент могут быть у аудитории СМИ. Журналист, поста­вивший перед собой задачу подготовить пресс-релиз, встает перед необходимостью проанализировать причинно-следственные взаи­мосвязи между возможным удовлетворением потребностей, кото­рые есть у аудитории СМИ, и рекламируемой деятельностью фирм, учреждений, отдельных личностей.

Семинарские занятия

Сделать обзор программ одного из теле или радиоканалов, дать оценку.

II. Темы курсовых работ

1. Жанровая характеристика газеты (журнала).

2. Выразительные средства в творчестве одного журналиста.

3. Выразительные средства в качественной и массовой прессе.

4. Информационные жанры журналистики, их функционирование в современных условиях.

5. Аналитические жанры журналистики, их функционирование в современных условиях.

6. Трансформация жанра (-ов) в современных СМИ.

7. Особенности кратких сообщений в газете.

8. Структура редакции, ее построение.

9. Информационный выпуск на телевидении.

10. Интернет-сайт, его особенности.

11. Пресс-служба, организация ее деятельности.

12. Районная газета в системе СМИ

13. Система региональных СМИ

14. Информационная заметка в газете.

15. Современный репортаж в СМИ.

16. Жанр корреспонденции в качественной прессе.

17. Жанр интервью в газете.

18. Журналистское расследование: жанровые особенности.

19. Комментарий как форма публицистического выступления.

20. Аналитический отчет как жанр периодической печати.

21. Статья как жанр аналитической журналистики (другие отдельные аналитические жанры по выбору).

22. Художественно-публицистические жанры в периодической печати.

23. Жанр очерка в творчестве одного журналиста.

24. Зарисовка как жанр журналистики.

25. Фельетон как жанр.

Цель контрольной работы – глубокое, всестороннее изучение на теоретическом и эмпирическом уровне определенной темы, связанной с журналистскими текстами разных жанров в том или ином СМИ, их системы и структуры на федеральном, региональном и местном уровнях.

Требования к выполнению и представлению результатов курсовой работы

Контрольная работа является одним из важнейших этапов научно-исследовательской и творческой работы студента и должна соответствовать следующим критериям:

· Полнота охвата первоисточников и исследовательской литературы.

· Уровень овладения методикой исследования.

· Научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций.

· Научный стиль изложения.

· Актуальность и степень разработанности темы.

· Творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах.

· Правильная структурированность разделов работы.

· Степень соответствия оформления государственному стандарту.

· Своевременная сдача на проверку.

Контрольная работа выполняется печатным текстом на бумаге формата А4.

Текст набирается через 1,5 межстрочных интервала, высота букв должна


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.