Структура деятельности тренера по борьбе — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Структура деятельности тренера по борьбе

2017-06-13 772
Структура деятельности тренера по борьбе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Функции тренера (обучение, воспитание, учет, контроль, планирование, организация, самосовершенствование).

Рассмотрим особенности функциональных компонентов деятельнос­ти тренера, от которых главным образом зависит его мастерство.

Конструктивный компонент предусматривает:

-предвидение, осмысление и проектирование тренером деятель­ности спортивного коллектива и своей собственной, своего поведения;

-разработка конкретных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач;

-проектирование качеств, которые необходимо воспитывать у спортсменов;

-установление объема, содержания и последовательности изло­жения учебного материала по всем видам деятельности учеников;

-методическая разработка отдельных направлений деятельности спортивного коллектива в учебное и внеучебное время;

- планирование учебно-воспитательной работы.

Организаторский компонент предусматривает:

- организацию деятельности спортивного коллектива с учетом включения в нее каждого спортсмена;

- развитие и создание традиций в коллективе;

- формирование организаторских умений у спортсменов;

- обучение спортсменов способам действий по руководству командой, обеспечению взаимодействия в коллективе, приемам по­буждения юных спортсменов к действиям;

- умение использование в работе сочетания учета, контроля, системы наказания и поощрения.

Коммуникативный компонент предусматривает:

- установление педагогически целесообразных отношений с кол­лективом, в коллективе, с каждым членом коллектива;

- установление педагогически целесообразных отношений с внешней средой: родителями, шефами, администрацией;

- расширение и укрепление контактов с другими спортивными коллективами и организациями.

Гностический компонент предусматривает:

- изучение и оценку существующего опыта руководства спортив­ными коллективами;

- применение положительного опыта в своей работе;

- анализ собственного опыта, опыта своих коллег;

- постоянное самообразование.

В частности, изучают и анализируют:

- объект деятельности (ученика и коллектива), его состояние, развитие, все изменения, происходящие в нем;

- условия, средства, формы и методы осуществления деятельности, объективные и субъективныефакторы, влияющие на характер этой деятельности;

- достоинства и недостатки в развитии личности самого тренера.

Двигательныйкомпонент предусматривает:

- квалифицированное владение техникой физических упражнений избранного и вспомогательных видов спорта;

- владение приемами страховки и самостраховки;

- рациональный выбор методов, форм проведения занятий, своего места в зале;

-владение способами организации перемещений учеников в зале, на ковре;

- владение средствами, способами, методами оказания первой немощи пострадавшим;

- умение отремонтировать и изготовить простейший спортивный инвентарь.

На основе анализа содержания подготовки тренеров-преподавате­лей в институтах физической культуры А.Хархури разработал модель деятельности тренера по спортивной борьбе, включающую 20 ос­новных функций:

а) очень важных

- управление технико-тактической подготовкой;

-повышение своего профессионального и культурного уровня;

-организа­ция воспитательной работы в коллективе;

-планирование процесса под­готовки борцов;

-управление физической подготовкой борцов;

-управление соревновательной деятельностью;

-управление волевой подготовкой бор­цов;

-контроль тренировочного процесса и состояний воспитанников;

б) важных:

-проведение спортивного отбора;

-управление теорети­ческой подготовкой борцов;

-организация спортивных сборов;

-органи­зация восстановительных процедур;

-оказание медицинской помощи;

-проведение учета и отчетности;

-участие в научно-методической работе,

- решение организационных вопросов подготовки спортсменов;

-контроль за повышением общеобразовательного ценза воспитанников;

-организация соревнований;

в) менее важных:

- подготовка тренеров-общественников и судей;

-судейство соревнований.

И.II. Соколова в процессе наблюдения за работой тренеров по легкой атлетике выявила общий арсенал дидактических умений, которые характерны для тренеров по другим видам спорта, в том числе и по борьбе.

Наиболее существенными из этих умений являются следующие:

1) видеть ошибку;

2) видеть причину ошибки;

3) кратко и до­ходчиво объяснить упражнение;

4) выбрать место для наблюдения;

5) анализировать технику выполненного упражнения с учетом индивидуаль­ных и возрастных особенностей;

6) подбирать упражнения с переходом от простых и легких к более трудным; 7) определить логическую последовательность упражнения;

8)подобрать имитационные упражнения;

9) выделить основные элементы техники;

10)предвидеть возможные затруднения в овладении техникой движений;

11)подобрать систему разнообразных упражнений для развития специальных физических качеств.

Менее существенными, но имеющими место в деятельности тренера, являются умения:

I) заставить выполнить задание,

2) образно сравнить изучаемое упражнение,

3) создать ассоциации с имеющимся двигатель­ным опытом,

4)оказать практическую помощь ученику(вовремя подтолк­нуть, поддержать, наклонить и т.д.),

5) разделить упражнение на со­ставные элементы,

6)выполнить правильно упражнение,

7) показать упражнение в целом с различной скоростью и акцентом на узловые час­ти и элементы,

8) показать упражнение по частям и элементам.

Проявление тех или иных дидактических умений тренера во многом определяется уровнем подготовки контингента занимающихся, с которым тренер работает, и характером учебного материала.

В работе с новичками и со спортсменами массовых разделов практически важны все приведенные выше умения, степень выраженности которых характеризует мастерство тренера.

Для тренеров, работающих со спортсменами высокой квалификации, достоверно возрастает значимость таких умений, как:

кратко и доходчиво объяснять, создать ассоциации с уже имеющимся двигательным опытом, видеть причины возникающих ошибок в технике выполнения упражнений.

Педагогическая деятельность осуществляется поэтапно (Н.В.Кузьмина).

Выделяют 3 этапа: подготовительный, исполнительный, контрольный.

На подготовительном этапе осуществляется познавательная и проектировочная деятельность, на второмэтапе-непосредственно исполнительская деятельность и на третьем-оценочная деятельность, связанная с оценкой конечных результатов (учет, контроль).

Любая деятельность в целом и отдельном своем действии осуществляется в соответствии с ролью человека в данной системе отношений,опосредствующих деятельности, с процедурами поведения, предписываемыми этой ролью-общественной функцией человека в данной ситуации.

Тренер в системе воспитательного процесса выступает как:

- руководитель коллектива (тренер-организатор);

- учитель (тренер-теоретик и практик);

-воспитатель (тренер-психолог);

-личность, имеющая собственное мировоззрение, моральный облик, определенные профессиональные качества.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.