Лекция № 64 Культура и наука в 1917-1930-е годы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Лекция № 64 Культура и наука в 1917-1930-е годы

2017-06-13 740
Лекция № 64 Культура и наука в 1917-1930-е годы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. Цели и задачи культурного строительства в послереволюционный период.

1. Цели: создание новой социалистической культуры и подъем общего уровня культуры населения.

2. Средства и методы политики в области культуры: партийный и государственный аппарат, пропаганда.

а. Создание Агитпропа (1920г.), Главлита и Главреперткома 1922г. Главлит, понятно, это цензура литературы, Главрепетком – это цензура театра.

б. Создание Главполитпросвета и Социалистической (с 1924г. Коммунистической) академии общественных наук.

в. Коммунистический университет им. Свердлова (1919г.), Истпарт 1920г., Коммунистический университет трудящихся Востока 1921г., Институт Маркс и Энгельса 1921г., Институт Ленина 1923г., Общество воинствующих материалистов 1924г, Общество историков-марксистов 1925г., Сеть университетов марксизма-ленинизма. Высшая партшкола 1939г.

г. Пролеткульт (1918г.) – культурно-просветительская и литературно-художественная организация (теоретики – А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев, их позиция: пролетарская культура может быть создана только представителями пролетариата; (деятельность Пролеткульта прекратилась в начале 1930х. годов).

3. Власть и интеллигенция.

а. Попытки власти наладить диалог с интеллигенцией (А.В. Луначарский);

б. Проследование антибольшевистски настроенной интеллигенции; высылка в 1922г. 160 философов и историков («философский пароход») их посадили на пароход и отправили в Европу; запрет произведений Н. Гумилева, частный запрет произведений Андрея Платонова, с 1927г. – частичный запрет Есенина;

в. «попутчики» (М. Булгаков, А. Толстой).

4. Власть и церковь.

а. Декрет СНК об отделении церкви от государства и церкви – от школы (20 января 1918г.);

б. «борьба с религиозными пережитками» (журнал «Революция и церковь» - 1919г.). Газета «Безбожник» - 1922г.; кампания изъятия церковных ценностей – 1922г., «Союз безбожников» - 1925г. (с 1929г. – он стал называться Союз воинствующих безбожников», около 3,5 млн. человек): аресты и казни священнослужителей (около 8 тыс. было арестовано, не все из них были казнены); ликвидация патриаршества (1927г., восстановлено в 1943г.); 1932г. – декрет о «безбожной пятилетке»; задача – забыть «имя бога» к 1 мая 1937г. Но уже в 36 году произошел поворот в сторону от этого процесса.

II. Образование, воспитание, подготовка кадров.

1. Ликвидация неграмотности: «декрет о ликвидации неграмотности» (26 декабря 1919г.) – обязать всех от 8 до 50 лет научиться писать; июль 1920г. – ВЧК по ликвидации неграмотности; 1923г. – массовое движение «долой неграмотность»; 1926г. – 51% грамотных (1917г. – 40%); 1928г. – «Всесоюзный культпоход за грамотностью».

2. Борьба за повышение уровня грамотности в 1930е годы. 1939г. – 90% грамотных в городе, в деревне – 77%; к 1940 г. грамоте обучили 50-60млн. чел.; 40 народов впервые получили свою письменность; народы Средней Азии перевели с арабского сначала на латиницу, а с середины 1920х годов на кириллицу.

3. Реформа системы народного образования.

Создание единой трудовой школы (на основе положения ВЦИК «О единой трудовой школе» от 16 октября 1918г., то есть школа должна была быть трудовой обязательно; принципы: связь обучения с производством, преемственность в воспитании и образовании, совместное обучение мальчиков и девочек).

1922г. – отмена преподавания «4 буржуазных дисциплин» (философия, логика, латынь, древнегреческий).

1925г. – декрет о введении в СССР всеобщего начального обучения.

1930г. – введение в городе всеобщего 7-летнего обучения;

1934г. – изменена структура единой среднеобразовательной школы: начальная (1-4 классы), неполная средняя (1-7 классы), средняя (1-10 кл.);

В 30е гг. Свертывалось экспериментирование, характерное для 1920х годов; восстановление преподавания всемирной и русской истории (с сугубо классовых позицией, история, как история классовой борьбы);

В конце 30х годов – 1,23 млн. учителей (в дореволюционное время – 260 тыс.); с 1938г. – обязательное изучение русского языка в национальных школах; с 1940г. – преподавание иностранных языков.

4. Высшая школа.

Цель – формирование новой рабоче-крестьянской интеллигенции.

Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918г. «о правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР».

1919г. – начало функционирования рабфаков, то есть рабочих факультетов.

1921г. – упразднение автономии высшей школы;

1918г.-21гг. – закрытие юридических, философских, историко-филологических факультетов; вместо них ФОН (факультет общественных наук); с 1921г. – обязательное изучение марксизма-ленинизма; к 1937г. – 498 вузов, сняты классовые ограничения на поступления в вузы; 1933-37гг.: выпущено 74 тыс. специалистов;

Накануне войны в СССР было 812 тысяч студентов, больше чем в 22 европейских странах вместе взятых, но качество этих студентов было очень низкое (причем 50% студентов – женщины);

К концу 30х годов началась формироваться советская интеллигенция в первом поколении.

5. Подготовка кадров, культурно-просветительская, оборонно-массовая и физкульрная работа.

1930-32гг. – преобразование старших классов школы в техникумы;

Создание школ фабрично-заводского ученичества и школ крестьянской молодежи; создание системы клубов, домов культуры, библиотек, музеев, парков культуры и отдыха;

Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при СНК;

Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству (ОСОВИАХИМ); ДОСААФ – добровольное общество содействия армии и флоту; нормы БГТО – будь готов к труду и обороне, ГТО.

III. Наука.

1. Учреждения центрального советов экспертов при ВСНХ 1918г.

2. Разработка плана ГОЭРЛО 1920г. – 200 ученых. Это план электрификации России, государственный план.

3. Активное выдвижение членов партии в руководство наукой (с конца 1920х годов); подчинении Академии Наук СНК (1933г.); восстановление системы ученых степеней и званий 1934 г.

4. Естественные и технические науки.

а. Наука

- ядерная физика и электроника (Н.Н. Семенов, П.Л. Капица, А.Ф. Иоффе);

- математика (И.М. Виноградов, М.В. Келдыш, С.В. Соболев, Н.Н. Лузин);

- физиология (И.П. Павлов);

- биология (Н.И. Вавилов, Д.Н. Прянишников);

- химии (С.В. Лебедев);

- геохимия (И.В. Вернадский). Я даю инициалы, сейчас я скажу про Вернадского. Три ученых носят эту фамилию: дед, отец и сын. Самый известный из них это В.И. Вернадский – Владимир Иванович Вернадский – геохимик, его сын Георгий или Джордж, потому что он уехал в эмиграцию и работал в Соединенных Штатах. Но вот очень интересный человек, практически неизвестный у нас это Иван Вернадский. Он был специалист по статистике. И в 1854 году он написал потрясающую работу, предвосхитив всех Бжезинских и прочих. Называлась эта небольшая работа Великобритания и политическое равновесие в Европе, где впервые, не употребляя этого термина, сформулировал идею Анаконды. Анаконда это британская стратегия окружения России, как змея сдавливает. В 1878 году, по-моему, работа была переиздана, работа очень сильная. Так что три Вернадских, но тот, о котором мы говорим это Владимир Иванович Вернадский геохимик.

1928г. – Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина.

1933г. – Реактивный НИИ, то есть НИИ, который занимался проблемами реактивных двигателей, реактивных самолетов и так далее.

1933-36гг. – первые советские ракеты; дрейфующая станция «Северный полюс-1»; беспосадочные рекордные перелеты Чкалова, Коккинаки, Громова.

б. Военная техника

- самолеты Туполев, Ильюшин, Яковлев, Лавочкин;

- танки Котин, Кошкин, Морозов;

- артиллерийские орудия и минометы (Иванов, Петров, Грабин);

- автоматическое оружие (Дягтирев, Шпагин, Токарев)

5. Гуманитарные и общественные науки. Философия.

а. Разгром экономической науки (Чаянов, Кондратьев).

б. Разгром школы Покровского в истории

в. Создание новых институтов в системе АН СССР: 1936г.- истории, 1937г. – философии.

г. «Краткий курс истории ВКП (б)» 1938г. Это был написан краткий курс, в котором излагалась такая просталинская точка зрения на всю историю большевистской партии.

IV. Художественная культура

1. Литература.

а. Литературные объединения и организации: Всероссийский союз пролетарских писателей (1918г.), Российская Ассоциация Пролетарских Писателей РАПП (1920г.) руководитель Авербах, «Серапионовы братья» -1921г.; «Перевал».

б. Инерционное продолжение Серебряного века в 1920е годы (Анна Ахматова – правильней говорить, потому что это псевдоним, нельзя сказать о Донском, он Дмитрий Донской), Мандельштам, Цветаева).

в. Творчество Андрея Платонова, Замятина, Пришвина, Булгакова, А. Толстого, Бабеля, Пастернака, Маяковского, Есенина, Шолохова;

г. Централизация и бюрократизация управления художественной культурой; постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественной организации» (16 апреля 1932г.) – ликвидация всех существующих прежде литературных объединений, творческая интеллигенция были объединена в союз. Союз писателей, Союз художников. Союз композиторов.

д. Метод социалистического реализма (призван «отражать действительность в ее революционном развитии в сочетании с задачей воспитания трудящихся в духе социализма»);

е. Литература 1930х гг. Н.А. Островский «Как закалялась сталь», Горький, кстати, Горький в 20е годы пишет свой главный роман Жизнь Клима Самгина это о пореформенной России, А.Н. Толстой, Булгаков, Шишков, Зощенко, Гайдар, Цветаева, Ахматова, Пастернак, Заболоцкий, Мандельштам).

2. Живопись

а. 1920е годы – инерционное продолжение Серебряного века (Кандинский, Шагал, Лентулов, Малевич, Черный квадрат, он собрал друзей и показал, вот я нарисовал Черный квадрат, потом они выпили хорошо. И когда Малевич уснул, друзья нарисовали еще 5 черных квадратов, но поскольку черный квадрат может нарисовать кто угодно, они неотличимы. Так что черный квадрат – 6 штук). Петров-Водкин).

б. Основание ВХУТЕМАС (высшие художественно-технические мастерские) – подготовка художников.

в. Союзы художников – ассоциация художников революционной России (Малютин, Греков). Общество художников-станковистов (Дейнека, Пименов). Эти два союза заложили основы социалистического реализма в живописи. «Четыре искусства» - Петров-Водкин, Фаворский. Общество московских художников (Кончаловский, Лентулов, Фальк). Эти два союза развитие традицией русского авангарда. С Фальком и Хрущевым связана забавная, такая трагикомическая история. Дело в том, что Хрущев очень не любил абстракционистов. И однажды ему позвонили и сообщили, что художники дошли до предела, это было в 60 или 61 году. Вывесили картины, и картину Обнаженная Фалька. Хрущев не знал кто такой Фальк. Ему послышалось Обнаженная Валька. Он пришел в ярость, он сказал, что я сейчас явлюсь в манеж и сам эту картину сорву. И последовал за эти знаменитый визит Хрущева в Манеж, где была вот эта современная живопись. Ему очень не понравилась скульптура Эрнста Неизвестного. Он попытался ее схватить. Эрнст Неизвестный встал у него на пути., они начали дергать друг друга. Эрнст Неизвестный оторвал у него пуговицу. Такие были эпизоды довольно забавные.

Три художника вне различных группировок. Грабарь, Нестеров, Корин.

3. 1934 г. – Союз художников.

4. Монументальная пропаганда. Скульптура (Андреев, Шервуд, Мухина, Шадр).

5. Архитектура и градостроительство.

а. Градостроительство – упорядоченное развитие больших городов (архитекторы: Жолтовский, Щусев). Они разработали план реконструкции Москвы.

б. Конструктивизм – главное направление советской архитектуры (братья Веснины, М.Я Гинзбург).

в. Завершение строительства мавзолея (1929-30 гг.), 1928г. – Планетарий, в то же время разрушение исторических памятников (Храм Христа Спасителя, Сухаревская башня).

г. 1932г. – союз советских архитекторов.

д. Генеральный план реконструкции Москвы, 1935г. (под руководством В.Н. Семенова и С.Е. Чернышева). Это когда взорвали очень много церквей. И есть такая история, возможно, эта история выдуманная, возможно нет. Но она очень характерная, когда обсуждался вопрос, что делать с Красной площадь. Были макеты. Каганович поднял макет храма Василия Блаженного, и сказал, а это мы уберем. На что Сталин сказал, поставь храм на место. И Каганович его поставил. Я не знаю, правда, это или нет. Звучит, вообще, как выдумка. Но очень может быть и правда.

6. Музыка.

а. Песенное творчество первых лет советской власти. Композиторы – Д.Я. Покрасс, А.В. Александров.

б. Российская ассоциация пролетарских музыкантов.

в. Классическая музыка 1920х годов: Мясковский, Глазунов, Ипполитов-Иванов;

г. Основание союза советских композиторов 1932г. Кстати, очень интересная вещь, был Союз советских композиторов, Союз советских писателей, Союз архитекторов. Когда были репрессии, Союз композиторов был практически единственным, которого репрессии не коснулись. Там было меньше свар. И там очень четко держал ситуацию под контролем композитор Хренников, который был председателем Союза композиторов.

д. Музыка 1930х годов: опера Тихий Дон И.И. Дзержинского, балет Ромео и Джульетта и кантата Александр Невский С.С. Прокофьева, она звучит в фильме Александр Невский, Хачатурян, Шостакович;

е. Массовая песня, музыка кино: В.И. Лебедев-Кумач, Т.Н. Хренников, И.О. Дунаевский.

6. Театр.

а. Национализация театров (26 августа 1919г.) к 41 году – 926 театров.

б. Театры 20х годов: театр Вахтангова, Моссовета в Москве, БДТ в Ленинграде.

в. Первые советские пьесы: Шторм В.Н. Билль-Белоцерковского 1925г., «Любовь Яровая» К.А. Тренева 1926г., «Баня» и «Клоп» Маяковского 1929-30гг.

г. МХАТ: классика, пьесы Булгакова Дни Турбины, Мольер.

8. Кинематограф.

а. Революционные фильмы С.М. Эйзенштейн (Броненосец Потемкин, Октябрь) Васильевы Чапаев.

б. Массовое кино: Волга-Волга, Цирк, Веселые ребята Г.А. Александрова. Режиссер Александр поехал в Голливуд, посмотрел там технологию производства массового фильма, приехал и сделал советский массовый фильм. И советскую звезду голливудского типа Любовь Орлову.

в. Исторические фильмы Александр Невский Эйзенштейна, Петр1 В.М. Петрова

9. Народное творчество. Частушки. Лубок.

10. Репрессии против деятелей науки и культуры: арестованы и погибли: Пильняк, Мандельштам, Бабель, Вавилов. Арестовывались и были выпущены: А.Н. Туполев и С.П. Королев. Но речь не идет о том, что специально репрессировались деятели культуры. Просто кто-то попал в период в период репрессий.

V. Культура русского зарубежья.

Центры русской эмиграции.

Берлин, Париж, Прага.

Белград, Рига, София.

Харбин, города Канады, Нью-Йорк, Латинской Америки, Африки.

«Русский институт» в Праге, «Русский заграничный архив» в Праге (1923-45гг., передан АН СССР).

2. Наука.

а. Естественные и технические науки: механик С.П. Тимошенко, авиаконструктор И.И. Сикорский, электронный физик В.К. Зворыкин, кораблестроитель В.И. Юркевич.

б. Гуманитарные и общественные науки: философия - Бердяев, историки- Вернадский, Милюков, Ростовцев, социолог – Сорокин.

в. Философская и социальная мысль. Евразийство (Савицкий, Трубецкой, Вернадский). Сменовехство (сборник Смена вех Прага 1921г.) это часть эмиграции, в основном более молодая часть, которые решили, если в России НЭП, то значит, Россия начинает выруливать на путь восстановления старых форм, возрождение русской государственности, реакция на НЭП части эмиграции (Устрялов, Ключников).

3. Художественная культура

а. Литература: Бунин, Куприн, Шмелев, Набоков, Бальмонт.

б. Живопись: Бенуа, Коровин, Кандинский, Шагал.

в. Музыка: Стравинский, Рахманинов.

г. Опера и балет: Шаляпин, Лифарь, Павлова.

VI. Выводы: основные характеристики советской политики в области культуры в 1920-30е годы.

1. Идеологизация и классовый подход.

2. Авторитарно-бюрократический стиль руководства культурой и наукой.

3. Унификация и регламентация культуры.

4. Поворот власти в сторону советского патриотизма.

5. Объявление о завершении культурной революции. 1939г.

Что касается советского патриотизма, смотрите, какая вещь. Мне нужно, чтобы вы логику поняли. Я вам уже говорил, что русскую революцию в широком смысле, то есть с 1917 по 1939 год можно условно разделить на 2 фазы. Первая интернационал-социалистическая, это когда у власти были люди, которые считали, что нужна мировая революция. А Россия это хворост в топку этой революции. Эта группа возглавлялась Троцким отчасти Лениным. Они потерпели поражение. И с 26-27 годов команда Сталина начала реализовывать другой проект социализм в одной отдельно взятой стране, другими словами возрождение российского государства в виде красной империи. И вот эта вторая фаза русской революции это 2 фаза с 27 по 39 год. И естественно, если это поворот к социализму в одной отдельно взятой стране, значит, должны были произойти и культурные изменения. И в середине 30х годов эти изменения начинают происходить. Меняется название праздника 7 ноября. Этот праздник очень долгое время назывался от 36 года 1 день мировой революции. С 36 года он стал называться праздник великой пролетарской революции. А потом Великой Октябрьской революцией. В 36 году впервые появляется термин советский патриотизм. Слово русский перестает быть браным. Начинают говорить о русской культуре, о русском народе. И пика это достигнет во время Великой Отечественной Войны, когда будут возвращены погоны, когда будет новый гимн, в котором будут слова «сплотила навеки Великая Русь». Когда будет упразднен институт комиссаров, когда распустят Коминтерн, но начался этот процесс в 36 году, в середине 30х годов, это поворот в сторону советского патриотизма. Даже сам термин «советский патриотизм» появляется в 36 году.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.