Права и обязанности покупателя — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Права и обязанности покупателя

2017-06-13 190
Права и обязанности покупателя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Покупатель обязан принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму. Обязанность оплатить товар имеет значение только для тех договоров розничной купли-продажи, в которых момент заключения и исполнения не совпадают (договор с условием предварительной оплаты; договор продажи в рассрочку или кредит), т.к. договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты. Когда договором предусмотрена предварительная оплата товара (ст.487 ГК), неоплата покупателем товара в установленный договором срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон. При заключении договоров розничной купли-продажи товаров в кредит, в том числе с условием оплаты покупателем товаров в рассрочку, не подлежат уплате проценты на просроченную сумму в соответствии со ст.395 ГК со дня, когда по договору товар должен быть оплачен и до дня оплаты товара покупателем. Покупатель вправе оплатить товар в любое время в пределах установленного договором периода рассрочки оплаты товара [8, с.15].

Покупатель вправе до заключения договора осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

В Законе о защите прав потребителей установлено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя [2, п.1 ст.7].

В течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара покупатель может обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Более длительный срок для обмена может быть объявлен продавцом. Когда имеется разница в цене обмениваемых товаров, производится соответствующий перерасчет. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению в том случае, если имеются три условия: товар не был в употреблении; сохранены его потребительские свойства; имеются доказательства приобретения его у данного продавца (ст.502 ГК).

При обмене товаров необходимо учитывать требования Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Например, не подлежат возврату или обмену парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, автомобили и мотовелотовары, животные и растения.

В соответствии со ст. ст.8 - 10 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах. Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации [2, ст.8].

Информация об изготовителе (продавце) включает фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения и режим работы. Эти сведения продавец должен размещать на вывеске. Если изготовителем (продавцом) является индивидуальный предприниматель, то он обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю также должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также сведения об органе, выдавшем эту лицензию. Информация об изготовителе (продавце) должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца [2, ст.9].

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. При этом по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать (п.2 ст.10 Закона о защите прав потребителей):

наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;

сведения об основных потребительских свойствах товаров;

гарантийный срок, если он установлен;

указания на цену и условия приобретения товаров;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом о защите прав потребителей;

адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;

информацию о правилах продажи товаров.

Кроме того, если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), то потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Информация о товарах доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, а информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

В случае продажи товара ненадлежащего качества у покупателя возникает ряд возможностей, установленных ст.503 ГК. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

либо замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

либо соразмерного уменьшения покупной цены;

либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

либо возмещения расходов на устранение недостатков товара.

В ст.18 Закона о защите прав потребителей в дополнение к возможностям, указанным ст.503 ГК, потребителям предоставляется также возможность требовать замены недоброкачественного товара на товар надлежащего качества другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Все указанные требования покупателя подлежат удовлетворению лишь в том случае, если продавец при заключении договора не оговорил, что реализует товар с недостатками. В противном случае покупатель знает о приобретении товара с недостатками и у него нет оснований выдвигать в связи с этим какие бы то ни было требования. В некоторых случаях такая оговорка может явствовать из самого характера продажи (продажа в специальных магазинах или отделах уцененных товаров, товаров, бывших в употреблении).

Покупатель может свободно выбирать из указанных требований, но вправе предъявить лишь одно из них. По общему правилу предъявление этих требований ничем не обусловлено, однако в законе установлены отдельные исключения из этого правила. Так, право на замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества в отношении технически сложного или дорогостоящего товара может быть реализовано лишь в случае существенного нарушения требований к его качеству (п.1 ст.503 ГК, п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей). В отношении граждан-потребителей перечень таких товаров утверждается Правительством.

Согласно п.3 ст.503 ГК и п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей вместо предъявления требований о замене недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерном уменьшении покупной цены, незамедлительном безвозмездном устранении недостатков товара либо возмещении расходов на их устранение покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не имеет права удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Последствия продажи товара ненадлежащего качества по договору розничной купли-продажи любому покупателю и аналогичные последствия в отношениях с участием граждан-потребителей неодинаковы. Поскольку согласно п.3 ст.492 ГК РФ к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК, применяются нормы Закона о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним, следует прийти к выводу о том, что последствия продажи товара ненадлежащего качества, установленные ст.503 ГК, применяются к любым лицам, вступившим в отношения по договору розничной купли-продажи, за исключением граждан-потребителей. В связи с этим, если в договоре розничной купли-продажи одной из сторон является гражданин-потребитель, должны применяться последствия продажи товара ненадлежащего качества, определенные п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей, а не ст.503 ГК РФ.

В отличие от общих положений ГК потребитель согласно п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей вправе при расторжении договора требовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. В данном случае имеется в виду ситуация, когда применение потребителем одного из последствий продажи товара ненадлежащего качества не покрывает причиненных ему убытков. В этом случае он вправе требовать возмещения убытков в полном объеме (ст.15 ГК), однако обязан доказать их наличие и размер.

Важной гарантией защиты прав потребителей является правило, установленное п.6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей. В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, но в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае, когда срок службы не установлен.

Если указанное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем, либо обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю иные требования, предусмотренные п.3 ст.18 Закона о защите прав потребителей, либо возвратить товар изготовителю и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Требования, изложенные в п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей, предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю. Кроме того, согласно п.3 указанной статьи предусматривается возможность обратить требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов потребителя по их устранению либо замене товара на аналогичный непосредственно к изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю либо импортеру. Однако поскольку потребитель не имеет возможности предъявить к изготовителю все требования, изложенные в п.1 ст.18 Закона о защите прав потребителей, ему также предоставляется право вместо предъявления этих требований возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать от него уплаченной за этот товар суммы.

Пункт 3 ст.18 Закона о защите прав потребителей содержит весьма важное правило, предоставляющее потребителю, которому продан товар ненадлежащего качества, право предъявить ряд требований, указанных в этом пункте, непосредственно к изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю либо импортеру. Ранее действовавшее законодательство не допускало предъявления каких бы то ни было требований по поводу качества проданного товара к изготовителю, поскольку между ним и потребителем отсутствовали правовые отношения.

Согласно п.2 ст.503 ГК в случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их, покупатель вправе по своему выбору потребовать только замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены. В отличие от этого в соответствии с п.4 ст.18 Закона о защите прав потребителей в указанном случае потребитель по своему выбору вправе потребовать от продавца:

-замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула);

-замены на доброкачественный товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

-соразмерного уменьшения покупной цены;

-либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а от изготовителя - замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула);

-или возврата уплаченной за него денежной суммы.

В соответствии с п.5 ст.18 Закона о защите прав потребителей продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель, а также импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель имеет право участвовать в проверке качества товара.

В тех случаях, когда возникают разногласия с потребителем о причинах возникновения недостатков товара, продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель и импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. При этом потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Однако если в результате экспертизы товара было установлено, что недостатки в товаре возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец (изготовитель) не отвечает, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю либо импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Согласно п.6 ст.18 Закона о защите прав потребителей, в случае, когда на товар не установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель и импортер освобождаются от ответственности за недостатки, если потребитель не докажет, что они возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента. В случае, когда на товар установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель и импортер освобождаются от ответственности за недостатки, если они докажут, что недостатки возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

В Законе о защите прав потребителей содержатся специальные нормы, устанавливающие механизм реализации отдельных требований потребителя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Согласно п.1 ст.20 этого Закона, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем незамедлительно, т.е. в минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения.

Если недостатки товара устранялись в течение гарантийного срока, то данный срок продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.

При возврате продавцу товара ненадлежащего качества покупатель вправе потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а если требование добровольно не удовлетворено - на момент вынесения судом решения. Кроме того, согласно п.5 ст.24 Закона о защите прав потребителей потребителям, которым товар был продан в кредит, в случае расторжения договора купли-продажи возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.

 

Вывод по 2 главе

 

Итак, обязанности продавца в договоре розничной купли-продажи состоят в передаче покупателю товара: в определенном месте; со всеми принадлежностями и документами, относящимися к товару; в согласованном количестве; в определенном ассортименте; соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен; установленного качества; свободным от прав третьих лиц; в надлежащей упаковке и (или) таре.

Права продавца заключаются в установлении на товар дополнительного гарантийного срока либо в отказе от исполнения договора в строго определенных случаях.

Покупатель обязан принять товар и уплатить за него цену.

Права покупателя охраняются законом о защите прав потребителей.

Заключение

 

Подводя итог курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

.Договор купли-продажи - основной вид гражданско-правовых обязательств, применяемых в имущественном обороте. Купля-продажа - это договор, по которому, одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

2.Отношения купли-продажи регулируются положениями действующего на территории России гражданского законодательства и договорами купли-продажи, заключенными между сторонами сделки.

.Договор розничной купли-продажи - это двусторонний, консенсуальный, возмездный договор. Специфической чертой его является то, что продавцом всегда выступает предприниматель, осуществляющий профессиональную деятельность по продаже товаров в розницу. Это предполагает большую степень ответственности со стороны продавца, как профессионала в данном договоре. Покупателем, напротив, может быть лишь гражданин приобретающий товары исключительно для личных, семейных и домашних нужд.

.Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты товара. Однако оплата товара и достижение соглашения между сторонами - это не одно и то же. Иногда оплата следует за соглашением сторон, иногда предшествует ему.

.Существует пять видов договора розничной купли-продажи:

-продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок,

-продажа товаров по образцам,

-продажа с использованием автоматов,

-продажа товара с условием о его доставке покупателю,

-дистанционный способ продажи товаров.

В договоре розничной купли-продажи должны быть четко прописанные права и обязанности обеих сторон по договору. Покупатель обязан лишь принять и оплатить товар. Обязанности продавца весьма обширны, и за их неисполнение он несет строгую ответственность.

Анализируя законодательство РФ, следует отметить, что, несмотря на четко прописанные в нормативных актах права и обязанности сторон, нарушения в сфере розничной купли-продажи не редки. Все еще высока степень безответственности и безнаказанности продавцов и изготовителей. Причина кроется в пассивности, нежелании граждан бороться за свои права, в низком уровне правовой образованности. Законы не могут работать сами по себе, в отрыве от граждан страны. В связи с этим необходимо повышать уровень правовой культуры граждан, показывать, что с беззаконием можно эффективно бороться.

 

Глоссарий

 

№ п/пПонятиеОпределение1Договор купли-продажи договор, по которому одна сторона (продавец) принимает на себя обязательство передать указанный в договоре товар в собственность другой стороне (покупателю). Покупатель, в свою очередь, обязуется принять товар и уплатить цену. 2Договор контрактации договор, в котором оговаривается, что ассортимент, количество и другие параметры товара могут уточняться после официального заключения договора. 3Неотгруженный товар проданный, но неотгруженный товар по обстоятельствам, находящимся вне его контроля продавца. 4Продавец в торговле - организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли-продажи. 5Розничная торговля торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. 6Рыночная цена средняя цена, по которой можно приобрести товар на определенном рынке или средняя цена осуществления сделок по определенному товару в конкретный период времени. 7Статьи договора купли-продажи статьи, в которых излагаются условия внешнеторговой сделки. Обычно договоры купли-продажи содержат статьи: предмет договора, количество и качество товара, упаковка и маркировка; цена, условия платежа; срок поставки, транспортные условия, страхование, сдача-приемка, гарантии, санкции, форс-мажор, претензии, арбитраж; юридические адреса сторон. 8Типовой договор стандартная, типовая, отпечатанная типографским способом форма договора со стандартными условиями и формулировками. Все условия типового договора заранее согласованы между продавцами и покупателями. 9Торговля вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям. 10Условия продажиусловия, предлагаемые фирмой при продаже своих товаров и услуг за наличные или в кредит.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.