Глава пятая. Свобода от зависти — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава пятая. Свобода от зависти

2017-06-11 278
Глава пятая. Свобода от зависти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В ведической культуре термин «зависть» рассматривается многопланово. Это связано с тем, что зависть является ключевым звеном в развитии наших недостатков. Фактически зависть — одно из основных проявлений нашего эгоизма. Понять это непросто. Начнем с того, что мы не тело, мы — то, что находится в теле. В теле находится душа, которая имеет вечную природу, она никогда не умирает. Вы улыбнулись — я улыбнулся — произошло взаимодействие двух душ на уровне тонкого тела. Кто-то начинает ругаться, нам становится тяжело от этого: душа не видит смысла в зле.

Плохой настрой может передаваться и без слов, происходит это в силу влияния нашей плохой судьбы. Оказывается, если вся семья смотрит фильм ужасов, а кто-то один в семье не смотрит, то ему тем не менее передается психическое напряжение, которое испытывают его родные. Так взаимодействуют тонкие тела их умов. В уме находится характер, который влияет на окружающих и который к тому же регулирует работу всех наших органов, влияя на их здоровье. В зависимости от нашего характера и наших отношений с окружающими мы либо болеем, либо выздоравливаем. Тонкое тело разума содержит в себе знания, помогающие правильно жить.

У каждого человека свое знание, свое понимание того, как жить правильно. Ум тоньше, чем грубое тело, разум тоньше, чем ум, а еще тоньше — эгоизм человека. Есть эгоистичные люди, поступки которых пропитаны желанием делать все исключительно для себя, и есть неэгоистичные люди, которые всегда готовы делать что-то для других, а не для себя. С эгоистичными людьми нам не хочется иметь общих дел, потому что они постоянно вызывают в нас внутреннее раздражение, «ставят палки в колеса».

Неэгоистичные люди привлекают наше внимание, с ними хочется дружить. Истинное эго означает желание служить, испытывать счастье в жизни от деятельности для других людей. Истинное эго указывает на истинное счастье. Ложное эго приводит к страданию. Ложное эго и истинное эго пронизывают наше тело, жизненную энергию, ум, чувства и разум. Когда кто-то небрежно касается нашего тела, мы испытываем страдание под воздействием ложного эго. Ложное эго пронизывает нашу жизненную силу. Если нас принуждают к чему-то в грубой форме, у нас теряется жизненная сила, нам становится неприятно заниматься этим. Если нас оскорбляют, то под воздействием ложного эго наш ум напрягается и испытывает страдания. Ложное эго пронизывает ум, и нам становится больно в уме. Оно также пронизывает разум. Оказывается, что ложное эго пронизывает все оболочки души; однако и истинное эго также пронизывает их, но действует тогда, когда не действует ложное эго. Веды говорят, что человек, действующий с позиций истинного эго, счастлив в жизни, он достигает всех благ, которые только существуют: здоровья, счастья, успехов, процветания, богатства. Человек, который действует с позиций ложного эго, все теряет. У него не остается ничего. Человек, который живет для себя, страдает от этого. Если человек живет для других и испытывает от этого счастье, то он не страдает даже в том случае, когда судьба лишает его всего. Древняя мудрость гласит: «Нет счастья, равного удовлетворению; нет болезни, равной жадности; и нет добродетели, равной милосердию».

Три вида сил

Во Вселенной существует три вида сил, оказывающих влияние на людей. На людей, которые живут для других, влияет сила благости. Поэтому, если человек действует бескорыстно, его невозможно обмануть. Обмануть можно только тех, кто жадничает. Человек, находящийся под влиянием силы благости, живет бескорыстно и обладает силой знания: он знает, как правильно обращаться с теми или иными людьми. С жадными он старается не иметь ничего общего, но не желает им зла. С благостными людьми он дружит и пытается сделать для них все, что в его силах. Таким образом, бескорыстный человек ни с кем не имеет плохих отношений и потому не страдает.

С каждым человеком отношения следует строить согласно его разумности, возрасту, положению в обществе и праведности. Если человек способен правильно относиться ко всем, то он обретает счастье. Веды утверждают, что в этом мире счастливы те люди, которые великодушны со своими родственниками, добры к путникам, безразличны к людям порочным, любят людей хороших, осторожны в отношениях с подлецами, искренни в отношениях с истинными учеными, отважны с врагами, смиренны со старшими и по-доброму строги со своей женой. Все эти виды отношений возможны только на почве бескорыстия, и никак иначе.

В каких же случаях человек страдает? Страдания возникают в результате деятельности тех сил, которые исходят от страсти и невежества. Под их влиянием человек считает, что, если он не смог сделать что-то полезное для себя, любимого, значит, день прошел зря. Если, например, сегодня к нему на работе отнеслись плохо, значит, день прошел плохо, если хорошо, значит, день прошел хорошо. Счастье у таких людей меряется тем, сколько привалило им удачи.

Люди, которые находятся под влиянием силы страсти, иногда испытывают страдание, а иногда — счастье. Взаимодействие людей, эгоистично настроенных на личное счастье, порождает страдание. Так, человек, глядя на чужую красивую жену, невольно думает: «У него жена красивее, чем у меня, мне завидно, я тоже хочу красивую жену». Ложное эго действует независимо от нашей воли.

Веды говорят, что человек, желающий обрести подлинное счастье, должен посвятить себя бескорыстной деятельности и борьбе с завистливыми мыслями. Тогда его не будет слишком беспокоить то, какая у другого жена. На него механизм зависти не будет оказывать особого действия, а со временем перестанет действовать совсем.

Люди, находясь под влиянием силы страсти, всегда заботятся только о своем благополучии. Они говорят, что надо себя вести внешне безупречно, и тогда все будет хорошо; однако счастье предполагает наличие гармонии и глубоких отношений между людьми. Страстные люди могут призывать всех вокруг поменять себя в лучшую сторону, но сами они не в состоянии поменять себя, так как считают себя абсолютно хорошими, а никак не плохими. Для того чтобы произошли внутренние перемены, нужно поменять настрой.

На самом деле глубокие отношения любви и дружбы становятся возможными только при бескорыстном настрое. В Ведах говорится, что люди в страсти хотят жить только для себя и винят других в том, что не могут стать счастливыми. «Мне просто не повезло в жизни, у меня не тот муж, не те дети, поэтому я несчастный человек». Но несчастье возникает потому, что человек не там ищет свое счастье. Он хочет, чтобы другие жили для него, а те в свою очередь тоже хотят жить для себя, и потому возникает страдание.

Люди в невежестве говорят: «Я хочу жить для себя, и все равно буду счастлив. Если кто-то мне помешает, так я его растопчу». Люди в невежестве занимаются черными делами: «Держим в банке миллионто и плеванто на законто». Но на самом деле вся их крутизна только внешняя: они постоянно боятся за свою жизнь, поскольку общаются с такими же, как они, людьми, которые тоже не признают никаких правил. Сила невежества инициирует применение насилия. Насилие является основой жизни невежественных людей. Но люди в страсти тем не менее часто завидуют им. Они думают, что такая жизнь лучше, круче. К чему стремишься, то со временем и получишь, так говорят Веды.

Человек, который пытается заполучить что бы то ни было для себя, не может реализовать свою духовную природу, которая способна вместить в себя много счастья. Если человек делает что-то для других, то он может быть счастлив бесконечно. Но испытать бесконечное счастье от того, что кто-то другой делает для него очень многое, невозможно. Эгоистично настроенные люди хотят бесконечно много счастья для себя, но сами никого не постараются сделать бесконечно счастливым. Это и является корнем возникновения зависти.

Душа по своей природе постоянно хочет счастья, но счастье почему-то проходит стороной. Человек видит, что оно есть, но рядом не с ним, а с каким-то другим человеком. Такие мысли приводят к появлению зависти гораздо чаще, чем мы можем предполагать. Например, если человек видит священника, который живет на подаяние, и думает, что тот хорошо устроился — это зависть. Скажем, вы видите молодых людей, идущих в обнимку, и вам становится неприятно, что они делают это при всех, — это тоже зависть. Если один человек улыбается другому, и вам от этого становится нехорошо, — это тоже зависть. Человеку плохо от того, что его дети смеются, и он злится на них, — это зависть. Мысли о том, что у начальника зарплата больше, — зависть. Живя вместе с нами, зависть проявляется сплошь и рядом.

По тому, как люди воспринимают зависть, их можно разделить на две категории. Люди первой категории, завидуя, раскаиваются в этом. Таких людей называют божественными натурами. Люди второй категории всегда оправдывают свою зависть и строят на ней собственную философию; их называют демоническими натурами.

Божественные натуры идут путем прогресса. Демонические — деградируют. Мы можем наблюдать это в жизни. Школьные друзья (один стал ученым, другой спился) встречаются через 10 лет и удивляются, как они изменились. Из них один прогрессировал, а другой деградировал, хотя изначально они находились в равных условиях для воспитания и развития. Между ними тогда не было заметно никакой разницы, но наступил момент, когда эта разница проявилась. Деградация — реальный факт в нашей жизни. Веды говорят, что человек, который деградировал в этой жизни, не поменяв свое понимание счастья, будет деградировать и в следующей. Если ему удастся остановить деградацию в этой жизни, то в следующей, возможно, его ждет прогресс. Что же мешает начать прогрессировать немедленно? Главная проблема состоит в эгоизме и зависти, которые составляют квинтэссенцию необузданного желания материального счастья, желания жить для себя.

Древняя мудрость гласит: глупые завидуют умным, бедные — богатым, прелюбодейки — целомудренным женщинам, уродливые женщины — красивым. Зависть — проявление неудовлетворенного эгоизма. Когда человек хочет во что бы то ни стало удовлетворить свой эгоизм, то эта жажда коренится в его сердце; она пылает, как огонь, который разрушает все существование человека. Зависть порождает сплетни, а сплетни порождают оскорбления. Человека, который критикует других, сурово наказывает судьба, и он быстро деградирует.

Критицизм — не что иное, как проявление зависти. Человек, который завидует, теряет возможность услышать голос истины. Он не может предвидеть будущего, не может объективно проанализировать свое прошлое, он неправильно относится к окружающим и по отношению к ним настраивается отрицательно. Зависть порождает желание вершить насилие.

Человек, который завидует, постоянно неудовлетворен, раздражен, сплетничает.

Критическое состояние сознания лишает человека возможности слышать голос совести. Внутри каждого из нас есть представительство Бога, которое называется Сверхдушой. Сверхдуша дает нам понимание, что такое хорошо, что такое истина. Воспринимая окружающий мир, человек должен ориентироваться на внутреннее чувство, определяя таким образом, что такое хорошо и что такое плохо. Оценивать все происходящее вокруг и делать соответствующие выводы нужно, опираясь на голос совести. Но под воздействием чувства зависти человек не хочет советоваться со Сверхдушой, забывая при этом, что все счастье, которое только существует, исходит от источника истины — Сверхдуши. Веды говорят, что самый простой способ почувствовать счастье — это бескорыстно улыбнуться другому человеку. Он в ответ тоже улыбнется. Почему мы не делаем этого каждый день? Нам мешает зависть.

Например, вы живете на первом этаже и посадили садик под своим окном. Вы считаете его своей собственностью. Правда, дерево растет само по себе, но вы, так или иначе, считаете этот садик своим и, не дай Бог, рядом с ним будут играть чьи-то дети. Вы подумаете: «Какое право имеют их родители пускать детей на мою территорию? Я выращиваю здесь цветы и деревья. Это мое окно, мой вид из окна, который портится от их присутствия. Какое право они имеют мешать мне жить?» Человек, который завидует, не понимает, что счастье исходит изнутри, а не от участка под окном.

Когда делаешь доброе дело, Сверхдуша дает счастье, и мы чувствуем это. Согласно судьбе иногда бывает так, что человек, который в прошлом делал добрые дела, затем без особых усилий получает различные блага. От этого он испытывает счастье, а все остальные начинают завидовать ему. Но когда человек настроен эгоистично и завидует чужому счастью, у него происходит конфликт с совестью (вспомним садик под окном). Ложное эго этого человека говорит голосу совести: «Почему эти люди мешают мне быть счастливым?» Эгоист требует от Сверхдуши счастья в одни ворота — себе. Насилие же над Сверхдушой является греховной деятельностью, которая приводит к появлению в жизни больших проблем. Первая из них — сильная неудовлетворенность. Что такое постоянная раздражительность? Это конфликт с голосом своей совести. Как преодолеть этот конфликт? Надо раскаяться в своем поведении. В момент раскаяния будет больно. Эта боль связана с очищением от грехов.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.