Тема 6. Взаимодействие на олигополистическом рынке — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 6. Взаимодействие на олигополистическом рынке

2017-06-13 721
Тема 6. Взаимодействие на олигополистическом рынке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Общая характеристика отраслевой олигополии.

2. Олигополистическое взаимодействие.

3. Олигополистическое ценообразование.

4. Количественные модели олигополистического взаимодействия.

1. Олигополия является в настоящее время наиболее распространенной

рыночной структурой. Олигополия дословно означает «несколько

продавцов» (греч. «oligos» – несколько, «poleo» – продаю, торгую).

Олигополия – это рыночная структура, при которой в реализации

какой-либо услуги доминирует очень немного продавцов, а появление новых

продавцов затруднено или невозможно. Главной причиной формирования

олигополии является экономия от масштаба производства. Отрасль

приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный

размер предприятия обеспечивает существенную экономию на затратах и,

следовательно, если крупные предприятия в ней имеют значительные

преимущества над мелкими.

Основными чертами олигополистического рынка являются:

немногочисленность предприятий, высокие барьеры для вхождения в

отрасль, всеобщая взаимозаменяемость.

Отрасль является олигополистической тогда, когда относительно малое

число предприятий господствует на рынках товаров или услуг.

Однако конкретно определить число предприятий весьма трудно,

поскольку рыночная модель олигополии охватывает большую область,

простирающуюся в диапазоне между чистой монополией и

монополистической конкуренцией. Экономисты определяют «жесткую»

олигополию (2–3 фирмы) и «расплывчатую» – 6–7 предприятий.

Основные причины существования олигополии:

1. Положительный эффект масштаба производства.

2. Финансовые барьеры — огромные расходы на рекламу и

продвижение своей продукции на рынок; другие барьеры — владение

патентами и лицензиями, контроль над сырьевыми источниками.

3. Эффект __________слияния, обусловленный взаимозависимостью фирм.

Примеры олигополистического рынка — производство и сбыт стали,

автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых

электроприборов.

Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях,

оказывающих как стандартизированные, так и дифференцированные услуги.

Во многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на

рынок, схожими с барьерами для монопольных фирм. Эти барьеры могут

выступать в форме: патентов на технические открытия, которыми владеют

отдельные компании; монопольного контроля над редкими источниками

сырья; положительного эффекта масштаба производства; преимущества в

неценовой конкуренции (сервисное обслуживание, техническое

превосходство, экономический шпионаж, реклама).

2. Характерной особенностью олигополии является высокая степень

взаимозависимости и координации действий, поскольку число предприятий в

отрасли настолько ограниченно, что каждое из них при принятии решений по

ценам и объему производства вынуждено принимать во внимание реакцию

конкурентов.

Необходимость тщательного учета действий конкурирующих фирм на

олигополистическом рынке при определении цен и объемов оказания услуг

называется олигополистической взаимосвязью.

При олигополии возможны самые разнообразные решения

конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая

отрасль в подобие чистой монополии, или же – в качестве другой крайности

– бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения.

Скоординированное поведение олигополии приближает ее к чистой

монополии.

Нескоординированное поведение одной фирмы может привести при их

небольшом количестве в отрасли к ценовой войне и постепенному

вытеснению конкурентов из олигополистической отрасли. Такое поведение,

может себе позволить не всякая фирма. Если доля фирмы составляет треть

рынка, то ответная реакция скоординировавших свои действия остальных

фирм приведет к ее же вытеснению из отрасли. Поэтому такую стратегию

может осуществлять только ведущая фирма, которая контролирует больше

чем половину рынка. Взаимосвязь и координация в олигополии очень тесно

связаны с политикой ценообразования.

3. Основные черты олигополистического ценообразования:

• олигополистические цены изменяются реже, чем цены в условиях

совершенной конкуренции, монополистической конкуренции или даже в

некоторых случаях чистой монополии;

• цены в условиях олигополии имеют тенденцию быть «жесткими»,

негибкими;

• в случае изменения цены одним производителем велика вероятность

того, что другие производители также изменят цены;

• олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие

стимулов и согласованных действий при назначении или изменении цен.

Выделяют четыре основные модели олигополистического

ценообразования:

1) Не основанная на тайном сговоре олигополия.

2) Основанная на тайном сговоре.

3) Лидерство в ценах (молчаливое тайное соглашение).

4) «Издержки плюс».

Ценовая конкуренция весьма затруднительна в олигополии, поэтому

наибольший упор переносится на неценовую конкуренцию, особенно при

производстве дифференцированного продукта. Это обусловлено следующим.

1. Конкуренты фирмы могут быстро и легко ответить на снижения цен,

поэтому возможность значительного увеличения чьей-нибудь рыночной

доли мала.

2. Промышленные олигополисты обычно обладают значительными

финансовыми ресурсами, которые позволяют расширять рекламу,

осуществлять развитие производства, улучшать качество и дифференциацию

продукта.

4. Понять закономерности поведения фирмы на олигополистическом

рынке позволяет анализ дуополии.

Дуополия это рыночная структура, при которой два продавца,

защищенные от появления дополнительных продавцов, являются

единственными производителями стандартизированных услуг, не имеющих

близких заменителей.

Количественные модели олигополистического взаимодействия:

- Модель дуополии Курно.

- Модель дуополистического рынка Штакельберга.

- Модель дуополии Жозефа Бертрана.

- Модель дуополии Фрэнсиса Эджуорта.

Модели дуополии позволяют проиллюстрировать, как предположения

отдельного продавца относительно ответа соперника воздействуют на

равновесный выпуск.

Модель Курно исходит из того, что на рынке действуют только две

фирмы и каждая фирма принимает цену и объем производства конкурента

неизменными, а __________затем принимает свое решение. Каждый из двух продавцов

допускает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск

стабильным. В модели предполагается, что продавцы не узнают о своих

ошибках. Фактически же эти предположения продавцов о реакции

конкурента, очевидно, изменятся, когда они узнают о своих предыдущих

ошибках.

Модель Курно базируется на двух основных предположениях о

поведении фирмы в условиях дуополии: во-первых, каждая фирма нацелена

на максимизацию получаемой прибыли; и во-вторых, каждая из фирм

предполагает, что при изменении собственного объема выпуска другая

фирма сохранит свой выпуск на существующем уровне.

Модель дуополистического рынка Штакельберга представляет

собой развитие модели Курно с введением асимметричного поведения фирм,

т. е. предполагается, что одна из фирм будет выступать в агрессивной роли

на рынке (станет «лидером»), а другая фирма примет на себя пассивную роль

(станет «последователем»), «лидер» первым выбирает объем производства.

Это будет максимизирующий собственную прибыль объем производства,

учитывая то, какой объем производства должен будет выбрать

«последователь». «Лидер» предполагает, что «последователь» также желает

максимизировать свою прибыль, но при заданном объеме производства

«лидера». Это предположение позволяет «лидеру» предсказать с большой

точностью объем выпуска «последователя». Кроме того, такое рыночное

взаимодействие носит характер неценовой (количественной) дискриминации

со стороны «лидера» на рынке. Особое значение в представленной модели

имеет первый ход (выбор объема выпуска и, соответственно, цены),

предоставляя значительное преимущество «лидеру».

Что получится, если ни одна из фирм не захочет взять на себя роль

«последователя»? Если обе фирмы попытаются стать «лидерами», то

ситуация на рынке может развиваться в трех направлениях. Первое – одна из

фирм преуспевает и становится «лидером», принуждая другую фирму

принять на себя роль «последователя»; таким образом, в итоге они приходят

к равновесию Штакельберга. Второе возможное направление развития

ситуации заключается в том, что обе фирмы приходят к равновесию Курно и,

соответственно, делят рынок и прибыли. Третье – рынок будет оставаться

всегда в состоянии дисбаланса (неуравновешенности).

Модель дуополии Бертрана основана на следующих предположениях.

Во-первых, если две фирмы оказывают однородные услуги, то потребители

будут покупать их у той фирмы, которая запросит более низкую цену. Во-

вторых, фирмы в модели Бертрана определяют цены, а объем оказания услуг

определяется рынком.

Согласно модели Бертрана, каждая фирма на дуополистическом рынке

устанавливает максимизирующую прибыль цену, предполагая, что цена

продукции конкурента останется неизменной. Именно это предположение

движет рынок к состоянию равновесия, в котором ни одна из фирм не желает

менять свою цену. Такое равновесие наступает, когда цена услуг снижается

до предельных издержек фирмы. В модели Бертрана равновесие

дуополистического рынка по ценам, объему производства и прибылям

соответствует равновесию рынка совершенной конкуренции, т. е. две фирмы

делят рынок на равные части и получают нулевые экономические прибыли.

Рассмотрим более детально модель Бертрана. Предположим, что две

фирмы продают однородные товары. Они сталкиваются с кривой спроса,

обладающей следующими характеристиками.

1. Если одна из фирм увеличивает цену по сравнению с ценой

конкурента, то спрос на ее товар будет равен нулю.

2. Если фирма устанавливает цену, которая будет ниже цены

конкурента, то она сможет переключить на себя весь спрос рынка

(предполагается, что фирмы обладают достаточной производственной

мощностью для покрытия спроса всего рынка).

3. Если обе фирмы устанавливают одинаковую цену, то они поделят

поровну спрос на рынке.

Модель дуополии Эджуорта. Модель позволяет решить проблему

ценовой конкуренции, при которой цена товара не опускается до уровня

предельных издержек. С другой стороны, данная модель не обладает

ожидаемым состоянием равновесия, т. е. здесь не существует пары

равновесных объемов выпуска и равновесной цены.

Все это происходит из-за основного предположения модели Эджуорта

о том, что фирмы дуополистического рынка ограничены по мощности, т. е.

ни одна из фирм не обладает достаточной мощностью для производства

такого количества услуг, которое соответствует объему спроса на рынке при

уровне цены, равной предельным издержкам производства. Именно это

предположение обеспечивает ситуацию, при которой устанавливаемые фир-

мами цены не падают неизбежно до уровня предельных издержек.

Модель Эджуорта описывает рынок, на котором цены движутся

циклически. Как только какая-либо из фирм пытается максимизировать

собственную прибыль, цена вырастает и затем падает, но никогда не остается

постоянной на одном и том же уровне. Если цена достигает размера

предельных издержек, то она всегда возвращается на более высокий уровень.

Таким образом, отрасль будет последовательно проходить через периоды

падения цен («ценовые войны») и периоды роста цен.

С точки зрения участников, олигополистическое ценообразование

обладает всеми чертами состязания или игры.

Фирмы – это игроки. Каждая фирма стремится выиграть, выбирая

стратегию, которая обеспечивает максимизацию прибыли.

Каждая фирма признает, что ее прибыль непосредственно зависит от

стратегии ее конкурентов. Логика такого соперничества является предметом

теории игр. Новейшие модели олигополии создаются с использованием

инструментария теории игр. Теория игр – наука, исследующая

математическими методами поведение участников в вероятностных

ситуациях, связанных с принятием решений. Среди наиболее простых

изображений игры – матрица результатов.

Задача каждого игрока состоит в том, чтобы выбрать стратегию,

максимизирующую его результат, принимая в расчет стратегии других

игроков. Задача использования игр состоит в том, чтобы найти такую пару

стратегий, которая решает проблемы каждого игрока.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.