Тема 2. Рынок и механизм его функционирования — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 2. Рынок и механизм его функционирования

2017-06-13 449
Тема 2. Рынок и механизм его функционирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Понятие рынка. Критерии выделения рынка. Граница и структура

рынка.

2. Экономическая природа и содержание потребительского спроса.

3. Эластичность спроса на товары и услуги.

4. Предложение товаров и услуг и его взаимосвязь с потребительским

спросом.

5. Основные тенденции изменения спроса и предложения.

1. Рынок – базовое понятие экономики отраслевых рынков.

Именно на рынке взаимодействуют предприятия, организации,

учреждения, а параметры рыночного равновесия и возможности его

изменения представляют основной интерес для исследователя.

Бытовое значение слова «рынок» означает место, где с большей или

меньшей регулярностью встречаются продавцы и покупатели определенного

товара.

В науке рынок определяется как совокупность условий, благодаря

которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с

другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги), а также как

абстрактное или действительное пространство, на котором взаимодействуют

предложение и спрос на те или иные блага (товары и услуги, включая такие

специфические товары, как рабочая сила, капиталы и т. п.), и способ этого

взаимодействия.

Один из важных вопросов экономики сферы обслуживания – о соотношении рынка и отрасли.

Отраслью является совокупность предприятий, выпускающих товары

и услуги, являющиеся близкими субститутами в производстве (производятся

близкие товары и услуги, с использованием однородных ресурсов и схожих

технологий).

Различия между рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых технологий. Рынки объединяют товары и услуги, являющиеся субститутами с точки зрения покупателей. Показателем близости замещения является положительный коэффициент эластичности спроса. Понятие же отрасли значительно шире рынка. Например, химическая промышленность как отрасль может обслуживать ряд рынков, на которых имеется спрос на продукцию и услуги разного типа.

В странах Европейского Сообщества используются следующие критерии выделения рынка:

1) Показатель изменения выручки при изменении цены.

2) Географическая ограниченность рынка.

Так как рынок представляет собой систему со своей внутренней структурой, иерархией отдельных элементов и взаимосвязями, то в основу изучения рынка должен быть положен системный подход. Рыночное пространство складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой, рынков.

Рынок выполняет ряд функций: информационную, посредническую,

ценообразующую, регулирующую, распределительную и санирующую.

2. Под потребительским спросом понимается та часть совокупной общественной потребности в товарах и услугах, которая при данном уровне цен и тарифов может быть удовлетворена за счет денежных средств потребителей. В свою очередь, потребности представляют собой исторически обусловленные и объективно необходимые запросы людей к условиям жизни, труда и быта.

Различают общественные, коллективные и личные потребности.

Последние делятся на два вида: общие и частные.

В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных

на приобретение услуг. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не

существует. Косвенными его показателями могут быть прирост сбережений и

остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на

указанные товары и услуги, резкое снижение запасов указанных товаров и

услуг в торговой сети и на складах производителей.

В зависимости от дифференциации ассортимента товаров и услуг или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.

Макроспрос – это спрос на укрупненные группы товаров и услуг, например, на продовольственные или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары, а также спрос крупных групп населения, например, городского или сельского, спрос в масштабе страны, области или города. Микроспрос – это спрос на конкретный вид товара или услуги, спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших территориальных единиц.

Величина спроса, его структура и динамика формируются под влиянием огромного числа факторов, которые принято объединять в следующие группы:

1) предпочтения потребителей;

2) численность и состав потребителей на рынке;

3) уровень денежных доходов населения и их дифференциация;

4) уровень цен на услуги, особенно на услуги-заменители и услуги-

дополнители;

5) потребительские ожидания относительно возможных изменений

доходов и цен на услуги;

6) прочие факторы: национальные, географические, климатические и

другие.

3. Деятельность предприятия во многом зависит от реакции покупателей на изменение цен на данные услуги, цен на другие услуги, дохода. Эта реакция носит название «эластичности спроса». Различают прямую эластичность спроса по цене, перекрестную эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.

Прямая эластичность спроса по цене выступает мерой чувствительности спроса покупателей на данные услуги в зависимости от изменения их цены.

Если характер спроса совершенно эластичен, то при снижении цены покупатели повышают, а при повышении цены – снижают объем покупок на неограниченную величину.

Если характер спроса совершенно неэластичен, то объем покупок совершенно не изменяется как при снижении, так и при повышении цены. При единичной эластичности, если цена снижается, спрос растет в том же темпе, в каком падает цена; если же цена увеличивается, спрос снижается в том же темпе, в каком растет цена.

Если же характер спроса относительно эластичен, то при снижении цены покупатели значительно увеличивают объемы своих покупок (причем спрос растет более высокими темпами, чем снижается цена), при повышении цены покупатели значительно уменьшают объемы покупок (причем спрос снижается более высокими темпами, чем растет цена).

Если характер спроса относительно неэластичен, то при снижении цены темп роста покупок ниже темпа снижения цены, а при повышении цены – темп снижения объема покупок меньше темпа роста цены.

Эластичность спроса по цене зависит от многих факторов:

1. Чем больше данная услуга имеет услуг-заменителей, тем эластичнее

спрос на нее.

2. Эластичность спроса выше при высоких ценах и ниже при низких.

3. Эластичность спроса тем выше, чем выше доля расходов на данную

услугу в общих расходах потребителя.

4. Чем меньшую долю цены покупатель оплачивает сам, тем меньше

эластичность.

5. Для истинно инновационных услуг в начале жизненного цикла

характерна относительно низкая эластичность, затем с увеличением числа

конкурентов, повышением стандартизации услуг эластичность становится

больше.

6. Для различных уровней цены услуг эластичность неодинакова.

Эластичность спроса различается у различных марок услуг одного класса.

Представим, что эластичность спроса по цене на услугу Х равна 1,5.

Это означает, что при повышении цены на услугу Х на 1% объем спроса на

нее снизится на 1,5%.

На деятельность предприятия оказывает влияние перекрестная эластичность. Она показывает относительное изменение спроса на одну

услугу при изменении цены другой услуги. Если величина перекрестной эластичности больше нуля, то обе эти услуги являются взаимозаменяемыми,

и повышение цены на одну услугу ведет к повышению спроса на другую.

Если величина перекрестной эластичности меньше нуля, то такие услуги

являются взаимодополняемыми, и при повышении цены одной услуги спрос

на другую падает при неизменности ее цены. Если перекрестная эластичность спроса равна нулю, то такие услуги называют независимыми, и изменение цены одной не влияет на объем спроса на другую услугу.

Представим, что Еij = 3. Этот коэффициент показывает, что с изменением цены услуги j на 1% объем спроса на услугу i изменится на 3%.

Эластичность спроса по доходу - мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение спроса на какое-либо благо вследствие изменения дохода потребителя.

Эластичность спроса по доходу выступает в следующих основных формах:

• положительная, предполагающая, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма эластичности спроса по доходу относится к нормальным товарам, в частности, к товарам роскоши;

• отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага;

• нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению

дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним,

в частности, относятся товары первой необходимости.

Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:

1. От значимости того или иного блага для бюджета семьи. Чем больше благо нужно семье, тем меньше его эластичность.

2. Является ли данное благо предметом роскоши или первой необходимости. Для первого блага эластичность выше, чем для последнего.

3. От консерватизма спроса. При увеличении дохода потребитель не сразу переходит на потребление более дорогих благ.

С ростом доходов растет платежеспособность, а значит, растут объемы

продаж других товаров. Однако в какой мере отразится рост доходов на

экономике предприятия, зависит от того, какие товары оно производит.

4. Предложение и спрос – две противостоящие друг другу и взаимообусловленные категории рыночной экономики. Предложение формируется под воздействием населения, а спрос формируется и реализуется только при наличии предложения услуг на рынке. Их глобальные соотношения отражают определенный уровень развития экономики страны или региона. Например, в условиях рыночного равновесия, характерного для нормально развивающейся экономики,

предложение товаров (П) равно объему спроса (С): П = С.

При П < С имеет место неудовлетворенный спрос, характерный для

товародефицитной экономики. Он заставляет людей искать приложение

своим деньгам не только с целью удовлетворения своих потребностей, но и

под угрозой обесценивания денег. Выход из ситуации связан с увеличением

объема предложения или повышения уровня цен на товары.

Превышение предложения над спросом (П > С) может быть

результатом не только излишнего производства товаров, но и непомерного

вздувания цен, дефицита денег у населения при неудовлетворении многих

его потребностей. Выход из данной ситуации связан со снижением цен на

товары, расширением платежеспособного спроса населения.

5. В развивающейся экономике сложились следующие закономерности развития спроса:

• рост общего объема потребления и спроса на товары;

• улучшение структуры потребительского спроса;

• сближение уровней и структур потребления и спроса населения

различных регионов страны и отдельных групп населения.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.