Концепция исследовательских программ И. Лакатоса. Критика научного разума К. Хюбнера. Социология знания и науки (К.Маркс, М.Вебер) — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Концепция исследовательских программ И. Лакатоса. Критика научного разума К. Хюбнера. Социология знания и науки (К.Маркс, М.Вебер)

2017-06-13 321
Концепция исследовательских программ И. Лакатоса. Критика научного разума К. Хюбнера. Социология знания и науки (К.Маркс, М.Вебер) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

-Попер, свою концепцию назвал критический рационализм

Лакатос:
-для Попера критерий научности - возможность построить
-ученый для него - смело выдвигать гипотезы и критиковать,
для него отправная точка теория,

-с одной стороны последователь Попера, его концепция "Уточненный фальсификационизм", другое название "Методология научно-исследовательских программ"
-за основу взял математику, когда мы смотрим исторически на развитие какой-то теории, потом контрпимер(по Поперу теории конец), по Лакатосу мы часто эту теорию пытаемся защитить выдвигаем контрпримеры
-предложил следующую модель - концептуальная схема, в основании которой лежит жесткое ядро(чем-то напоминает парадигму, базовые принципы, законы),
негативная и позитивная эвристика - если теория сталкивается с опровергающими ядро фактами, то ученые не отбрасывают ядро, а формируют защитный пояс вокруг ядра(это негативная эвристика - отрицание аргументов на ядро). Но зачем нам нужна старая нип(научно-исследовательская программа). Она нужна нам..
-рационально действует тот исследователь, который предсказывает новые эмпирические явления
-позитивная эвристика(приращение научных знаний, укрепление, уточнение программы), но когда все усилия превращаются только в защиту программы - нужно отказаться от такой программы
-критерий научности тут - способны ли предсказывать новые знания(предсказательный потенциал)
-был резким противником социологии науки (наука - отдельный мир, развивающийся по своим законам, самодостаточна)
-! считал, что нет несоизмеримых парадигм в науки,
критиковали его за то, что у него отсутствует историческое чутье
-развитие науки - смена научно-исследовательских программ
????!Кун,, неопозитивисты были едины в одном (против Попера), - считали, что нет соизмеримых прадигм

Социология

 

Курт Хюбнер "Критика научного разума"
-последователь Куна
-априорные формы Канта(врожденные формы), у Курта эти формы исторически меняются. Если они меняются - у нас любое представление об истине/лжи будут менятся
-есть мифология, религия, политика, искусство, наука(формы мировозрения) - раскрывают разные аспекты реальности(разные способы овладения этой реальностью)
-все эти формы связаны, проникают друг в друга (в том числе внутри отдельного человека)
-тогда с помощью этих форм - общая культурно-историческая теория познания
-для любого человека(не важно, аспирант (и)или дворник) живут в одной культуре. Задача историка науки - реконструировать исторический контекст
-оттолкнулся от идеи парадигмы Куна, - от того как мы ставим проблемы, как мы их решаем - зависит..
Наука - то, что вырастает в определенной культуре
-для Курта эти формы носят конвенциональный характер (все договорились о них, пусть не осознано), это очки через которые все смотрят на мир
-Кун мыслил только рамками науки, а Курт шире ставит проблему. Например, у Куна парадигма - это проблема, которую ученые ставят, а Курт шире - проблема, которая обусловлена всей культурой(миф, религия, политика, искусство - никуда не делись). В рамках конкретного человека, а тем более в рамках всей культуры - будет сплав этих форм
поэтому единой рациональности(Попер, Лакатос-есть единая наука), для Куна, Курта - не рациональность, а конвенциональность
-интерсубъективность - то что объединяет разных субъектов друг с другом
-для Курта история науки существует неразрывно от исторических условий(исторический контекст)
-его цель - реконструировать эти формы,
то есть развивает исторический подход, он историк науки

Другое мощное направление, где ключевое слово
СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ (социология науки-составная часть этого подхода)
-на стыке философии и социологии
-исследование социальной природы и социальной детерминации различных форм знания, то как это знание порождается, распространяется и функционирует в обществе)
-самое главное для них - знанаие это просто все то, что признается таковым в данном конкретном обществе(а у позитивистов подлинное научное знание и искаженное, ненаучное, неправильное знание)
-тут подход широкий

Как она развивалась(социология знания):
1)Родоначальник - Маркс, у него труд "идеологи"(обусловленность социальным, знание - то что принято обществом на данном этапе)
-Лукас, Маркузе, Хокхайнер, Андорно-почитать!
2)Маркс Вебер, Эмиль Дюркгейм(столбы социологии)
3)Манхейм
4)Малкей
3,4 - все эти идеи приложат на социологию науки

!для неопозитивистов - типа знают как мыслить правильно, рационально. А историческая школа - исторически этот критерий, правила мышления - меняются
-Дюркгейм - позитивизм

Маркс Вебер:
-понятие идеологии ввел в коце 18 века - Дестюд ля де Траси
-идеология - исследование идей
-последователь Лока
-идеология - наука которая показывает, закономерности происхождения идей в голове(у Лока - челове только что пришедший мир - чистая доска)
-если Лок прав, а идеолог знает как у человека что образуется(тогда зная такое знание, можно вырастить подходящих людей), но Наполеон денег не дал и раскритиковал. И после этого термин стал носить "ненастоящий" смысл, пренебрежительный


-маркс:
-базис - СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА (состоит из производительных сил и производственных отношений - но эти отношения не только(хотя это и главное) экономические, но и другие
-в надстройке - государство, право, и идеология - это приращенная форма сознания, - есть некие первичные идеи, которые мы воплощаем в жизнь. У него первичны не идеи, а интересы. Идеология - идеи господствующего класса
-с точки зрения марксизма - получается, маркс бы не согласился, что есть единый критерий рациональности. //буржуазная наука и наша, все партийно, за любыми идеями стоят всегда чьи-нибудь идеи, в том числе и наука//
-получается за Марксом стоит фундаментальный исторический принцип


МАКС ВЕБЕР (1864-1920)
-один из создателей Веймерской Конституции
-как представитель социологии знания
-ключевая его книга - "Протестанская этика и дух капитализма"(советует прочитать)
-!базис определяет надстройку, но не жестко! Надстройка тоже может влиять на базис!
-!советует смотреть на маркса и макса - не как противников, а как в одном направлении мыслят

Теперь непосредственно Вебер:
-поведение
-социальное действие(рациональное действие)
-идеальный тип
-понимание

Поведение:
-базовая категория Вебера,
-становится действием, которое является осознанным
-социальные действия - такие, которые соотносятся с действиями других людей, это предмет социологии
-изучать социальное действие - через понимание - реконструировать те цели, смыслы которые ставит человек
-объяснение - методология естесственных наук(жесткая причинно-следственная связь)
-понимание - индивидуально(например, как мы по разному можем понимать произведение искусства)
-для физика нет ничего индивидуального, а для гуманитария - (?все индивидуально)
! Если гуманитарий на роман смотрит как на единичное, то физик пытается подвести под какую-нибудь теорию

-Вебер ставит на первое место понимание, у социолог на основе понимания - схемы
-для него на первое место выйдет не коллектив, а индивид(все смыслы, идеи, ценности в конце концов индивидуальны), а у Маркса - исходная точка - класс(то есть общее)

-выделяет цель рациональное действие
-есть разные типы социальных действий:
1)цель рациональная
-четкую цель ставит человек и ее достигает(целенаправленных людей неплохо
!если человек понимает чего хочет - это можно реконструировать
2)ценностно-рациональное
-система ценностей(верующий мусульманин не будет есть свинину)
3)традиционная(
-в основе - обычай
-трудно иногда рационально объяснить почему это так
-частично иррациональное, не всегда поддается реконструкции
4)аффективное(иррациональное)

1),2) - рациональное, и только это ставит целью реконструировать

Идеальный тип - некая модель (?ценностей) в рамках которой формируем идельный тип
-формулирование идеального типа - главная цель социологических факультетов
-должна быть четко выраженная система ценностей

-в качестве закона развития предлагает - традиционный тип действий(тем более аффективный) исторически вытесняется рациональным(это процесс неуклонный, закономерный)
-будет это доказывать в своем труде(протестанская этика..),
То есть у него победа капитализма над феодолизмом - объясняется этим
-!через культурно-этические установки обуславливают экономические отношения
-! на первом месте труд и признание-приводит к осознанию и накоплению
-!! В католицизме и православии - труд не ставился на первое место, а у протестантов(отвергли монашество, минимизация ритуалов, икон,
Кальвин - радикальное течение - отвергал свободу воли(есть люди, которые изначально родились чтобы спастись, а есть уже обреченные), осюда если успешный-отмечен благодатью, а если не успешен-не отмечен. У протестантов труд и мирское призвание - вышли на первое место

-расколдовывание мира - процесс приводит к отмиранию религиозного аспекта
-расколдовывание мира - непрерывный процесс рационализации
-протестантизм - это внутренний процесс рационализации в католичестве
-Вебер будет показывать, что это фактор не экономический, а рационализации
-в итоге протестанская этика(с апогеем труда) легла в основе рыночной системы. Труд не ради труда, а ради успеха
-религиознай фактор встроили(приспособили под свою рыночную систему) в рационализм(контракт надежнее заключить с верующим)
-чем больше рационализации - тем яснее, тем понятнее
-в науке - тоже самое

!и тут на Маркса и Вебера,
-критерий Маркса (смены экономической формации) - когда предыдущая формация исчерпала все, а новая образуется
-революция 17 года - пример опровержения этого критерия(получается настройка детерминировала базис

Появляется непосредственно социология науки

Манхейм Карл (1833-1947)
-основатель социологии именно как науки(Маркс и Вебер - это ее методологическая предтеча)
-для него предметом будут идеи ("знания")
-//как маркс не писал про влияние надстройки на базис, так и Вебер почти не писал о влиянии базиса на надстройку
-вся система ценностей опосредуется социально-историческими условиями(экономические, правовые, политические..
-у Вебера индивид с идее, а потом создаем типы чтобы дать обобщение, у маркса сразу группа, а Манхейм ближе к марксу(у него идеи, которыми мыслят не отдельные индивиды, а группы людей)
-главная его работа - идеология и утопия, задача этого труда - показать социальные корни мышления(то как мы мыслим опосредованы теми условиями в которых мы находимся)
!идеология - форма мышления связанная с существующим социальным порядком, ее носителем являются группы
-утопия(ввел это слово Томас Мор) - всегда носит образ нового социального устройство, те кто чем-то недовольны в обществе, формируют новый образ социального устройства
-и идеология и утопия - искаженные формы мышления(фактор искажения,
а возможен ли некоторый адекватный фактор(неискаженный)? Пытался найти, но все же приходит, что вроде как нет

!! Протестантизм начался с того, что не могли читать Библию(потому что в средние века церковь не распространяла текст Библии(могли слышать только на службе),
-а когда книгопечатание - прочли Библию и увидели, что там нет богатых церквей.., сопоставили с тем, что есть в реальности

-отсюда выдвигает большой проект - социология культуры, задача следующая - определить социальный характер, соответственно всех духовных явлений
Методология из 3-х этапов:
1)на первом этапе анализируется содержание зафиксированной в мыслях, чувствах людей
2)выявляем весь диапазон социальных взаимосвязей в контексте которых эти высказывания задумывались и осуществлялись
3)на основе этого возвращаемся на первый этап и отвечаем почему все так

Последняя фраза - Манхейм проблематизирует сам феномен культуры, почему она именно такая, а не другая, как она формируется?

!!! Встречаемся через 2 недели

 

Семинар №5 от 17.02.2017


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.