Предмет философии науки. Классическая концепция науки логического позитивизма — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Предмет философии науки. Классическая концепция науки логического позитивизма

2017-06-13 294
Предмет философии науки. Классическая концепция науки логического позитивизма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Ключевые проблемные поля философской науки


Классическая стандартная концепция науки
Что такое философия науки? Общие закономерности, тенденции научного познания.. наука функционирует как социальный институт - нет науки как таковой во все времена - это позиция их - наука всегда менялась - задача - как эти изменения проискодили - как и почему она менялась - 2 варианта объяснения:
Наука самодостаточна
Наука существует в социокультурном контексте
С чего начиналась философия науки - отчет с 19 века
19 век - в н. 20 века
Несколько направлений:
Неоконтианство(первыми четко разделили гуманитарные и технические науки). Начала развиватся специфика понимания гуманитарных наук
- все что связано с позитивизмом:
-очень могущественное течение, на западе(в англосаксонском мире) доминирует. Большая часть философии науки - позитивизм и есть
Марксизм
Феноменология(Э. Гуссер) - тоже связана со спецификой гумманитарного познания
! Главная проблематика - наука менялась - нужно выявить социокультурную детерминацию науки
Как отделить научное знание от ненаучного?
Отделить науку от метафизики - было одно из центральных задач

У этой проблемы 2 стороны медали:
Культура существует в социокультурном контексте
Наука влияет на общество, например воспитание современных людей (то есть обоюдный процесс)

Эта проблема называется - демаркация научного знания(отделение от ненаучных форм знания)
-термин метафизика, введен Родосским(был переписчиком Аристотеля-он переписал сначала тома по физике, а остальное потом и получилось "после философии"
-у Аристотеля были:
1-я философия(
2-я философия(физика)

Физика опирается на эмпирический опыт, а метафизика - это сверхчувственное - в смысле разум
-опыт-все меняется
-а должно быть что-то неизменное-
"!первые начала причины"-определение метафизики по Аристотелю
-очень долго ядро философии составляла эта Аристотелевская философия

Первая критика началась в рамках европейского эмпиризма - есть только чувственный опыт на который нужно опиратся для построения научного знания, мы об этих предметов и знать ничего не может
-по Канту: мир который нас окружает - вещь в себе - есть формы познания мира: априорные(врожденные-за них мы выпругнуть не можем
Кант по сути предлагает феномен и ноумен(
Феномен - явление - то что доступно органам чувст для познания
Ноумен- не доступно, то есть пустое понятие
Критика чистого разума - если очистить разум - то останется структура,
антиномия - противоречие - проблема с пустыми понятиями в том, что мы не можем не доказать, ни опровергнуть. То есть когда имеем дело с определенным фактом - мы можем что-то познать, но проблема с пустыми понятиями в том, что мы можем с одинаковым успехом доказать тезис и антитезис. Достоверного знания по этим проблемам не можем получить
3 ключевые проблемы по Канту:
Бог
Мир
Человек(свободы)
S-O
Эти идеи возникают из-за структуры разума - но проблема в том, что сталкиваемся с пустыми понятиями.
А наука нормальная стремится получить
!!! Например, один говорит - мир конечен и развивает теорию
другой, опровергает тоже теорией. Но! Эмпирически мы это не можем проверить

Позитивизм
-прошел 3 этапа
Огюст Конт - первый позитивист
-другими словами говорит то, что говорил Кант
Культура знание.. проходит 3 стадии:
1религиозное
2метафизическое
3позитивная(это и есть настоящая наука)
Для него проблема разделения - отделить 3 от 1 и 2
Пример хороший - астрономия(прошла все стадии)
!!! Пустое понятие - то которое нельзя ни доказать не опровергнуть

ой этап - язык науки
??? (Махисты) наш язык вы
По канту - субъект - объект

Неопозитивизм(логический) позитивизм
2 понятия:
1)сциентизм-единственное наше адекватное форма познания - научное(это позитивисты)
2)антисциентизм-осмысляя природу человека наука чем то поможет, но на все ответы не дает(Ницше, Сартр, Камю!!! Специально выбирают стиль - художественное произведение. Почему? Для науки важно понять правильно/неправильно. А для художественного произведения - можно сказать оно ложно или истино? То есть совсем другая система координат!!!
!Сартр - нет встроенных критериев добра и зла, человек сам определяет
-антисаентисты-жизнь не сводится только к разуму, формулам, причинно-следственная связь. Остальное сводится к иррациональному(а определением этого иррационального антисциентисты и различаются)

Неопозитивисты? Что за модель науки они создали?
!!! Людвиг Виттепштейн (1889-1951)
"Логико-философский трактат"
Стал! настольной книгой для группы людей в Вене - "венский кружок", возглавлял его Шлик(все было организовано), второе имя - Рудольф Карнап (1891-1970)
Стали этот проект реализовывать - они!!! сформировали
классическую(стандартную) концепцию науки

Виттепштейн - вся его литература делится на
Раннего
Позднего
Поздний от много своего отказался, плюс еще - идея "языковая игра"
-! с его именем связан лингвистический поворот в философии
философы смотрят на язык иначе, чем филологи
он увидил следующую проблему: есть мир, есть язык, есть мышление. Граница нашего мышления (все наше знание о мире) совпадает с границами языка(поскольку все наши знания выражены в языке). Далее - язык это такой же инструмент познания как микроскоп.. а дальше проблема - язык берет нас в плен, или картина мира выраженная в языке нас пленит, язык переодевает мысли.
Смысл философии в том что - логическое прояснение мыслей или критика языка
Заметил что - с одной стороны есть мир - можем говорить о некой логике мира(связь, структура
Язык:
Символы
Синтаксис
Отсюда следует особая логика языка - мы думаем что мыслим свободно, но на самом деле подчинены логике языка описания. То есть та реальность в которой мы живем она во многом искусственна - это языковая реальность. Наше поведение детерминированно языком
!Вся проблема - неправильно пользуемся языком
Я есть аспирант - я и аспирант понятно, а есть - непонятно. Для Виттепштейна есть - ничего не дает. Вывод - надо создавать искусственный язык освобожденный от лишнего. То есть можем запутаться и порождать что-то бесмыссленное.
???!!!Логика, структура языка может диктовать нам поведение
Знаменитый его афоризм: "О чем невозможно говорить - о том следует молчать" - мы можем говорить только о том что можем эмпирически проверить. Следовательно вся этика, эстетика - набор бессмысленных высказываний
Этика - гельиотина Юма - проблема - есть суждения есть/ни есть, а с другой стороны есть суждения со словом "должно" нужно отсечь суждения с со связкой есть от должного(например лектор рассказывает-мы слушаем - из этого следует какое-то должное? Из констатации только этих эм
! Венский кружок на базе Виттепштейна создали современную логику
Правила соответствия:
-есть факт- с одной стороны выработать язык-наблюдения, а с другой-язык-теория
Есть логика мира - в идеале должны создать такой язык, чтобы логика языка нашего описания совпала с языком мира
Логика мира равно логика языка.
! Ранний Вингельштейн проблему поставил, а поздний сказал, что она нерешаема
У физиков - 2 картины мира и два языка описания:
1)карпускулярная(частицы)
2)волновая
!//пример - кошка Шредегира(одновременна жива и мертва)
! Если даже у физиков нет целостности..вообще утеряно целостное восприятие мира - решили строить универсальный язык
Принципы по которым решили строить этот язык:
Есть универсальный критерий научности(рациональности)
-есть универсальный, вечный критерий какое знание научное - какое нет
Редукция к эмпирическому базису
-все научное знание можно перевести в эмпирическое содержание
Принцип верификации(верифицированности)
если теорию на языке сформулировали-как будете проверять - эмпирическая проверка
Возможен единый унифицированный язык
-каждый элемент означает факт
Полностью убираем роль субъекта
-сам субъект не играет вообще никакой роли - есть только эмпирические факты
(Впоследствии все раскритикованы так как недостижимый идеал)

2 главных принципа:
Индукция(накапливаем знания о мире)
Кумулятивизм-идеи непрерывного прогресса в науке(сначала знали мало, потом больше..). Новое знание - это приращение старого, а все прошлые истины - неотъемлемая часть науки. Заблуждения не являются частью научного знания.
! Есть универсальный критерий научности, все выстраиваем на эмпирическом базисе и все выстраиваем на этих принципах и приходим к универсальному языку
Концепция - логический отомизм
! В фундаменте языка науки лежат простейшие протокольные высказывания - какой то объект обладает каким то свойством(это простые протокольные высказывания) - всю теорию можно свести к этому - а впоследствии простое накопление этого.
В чем будет проблема? Если посмотреть на историю науки - далеко не все научные знания можно свести к протокольным высказываниям
То есть редукция(2 принцип) неосуществима - то есть может язык наблюдения мы и можем выстроить, но переход - тут то и пробуксовываем - например, мыслима ли физика без времени, пространства, силы.. их они не смогли выразить через протокольные высказывания
Между теорией и опытом существует напряженная связь и абсолютно свести одно к другому не получается
К. Попер - могильщик логического позитивизма

Есть опыт-наблюдение-теория
Что такое теория?
-они видели ее обобщением эмпирического опыта, с помощью языка теории мы связываем протокольные высказывания

!самая общая точка зрения - что есть в теории:
Эмпирический базис(набор фактов в ходе наблюдения, эксперимента получили. Зачем он нам - чтобы что то объяснить(объяснительная модель)
Исходная теоретическая основа - некий набор первичных допущений (аксиом) - некий идеальный неверефицированный объект теории - без которых теория не работает. Такие первичные допущения есть всегда(от которых мы в своей теории отталкиваемся)
Логика теории - у любой теории есть язык, который подчинен правилам(когда высказывание имеет смысл, а когда нет)
Те утверждения, которые выводятся из этой основы и составляют содержание научного знания(выводы)
! Проблема в том, что как выводы проверить - если в основе них непроверяемое

Попер по этому будет бить откроет этап - постпозитивизм
-наука проходит этапы(научно-технические революции)
//Кельзенберг - теорема неполноты//
!!! Проблема квантовой механики - нельзя познать микромир без влияния на него наблюдателя
Степин - промодель - тип рациональности - 3 этапа развития научной иррациональности:
Классический - идеал объективного знания(субъект устранен или эллиминирован)
Неклассический(началась с квантовой физики, есть субъект, который совершает какие-то опреации и получает какое-то знание. Те действия которые мы совершаем накладывают отпечаток на наше знание - в идеале нужно все устранить, но
Постклассический
ценности которыми ученые оперирую влияют на полученное знание. Мы делая себя объектом изучения меняем и себя. То есть эту ценностную структуру тоже нельзя убрать, если дальше - культурная сфера включена в наше научное знание о мире. В итоге - чем дальше - идеальное знание получить не можем

!!! Краткий учебник - Васильев в.в., Кротов, Бугаев(история философии! В целом ничего лучше нет
!философия не наука

Семинар №3 от 13.01.2017


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.