Хутба 14. Побуждение к совершению благих дел — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Хутба 14. Побуждение к совершению благих дел

2017-06-13 455
Хутба 14. Побуждение к совершению благих дел 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть первая

Хвала Аллаху, Господу миров, Который создал смерть и жизнь, чтобы испытать нас: чьи дела окажутся лучше? Он сотворил Своих рабов и не оставил их без внимания и поддержки, а указал им путь добра и путь зла и направил к ним посланников. Он помогает вершить благие дела, кому пожелает, если видит в человеке искренность намерения и любовь к добру, и оставляет без помощи тех, кто отворачивается от поминания Его и проявляет высокомерие, не желая повиноваться Ему. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, который указал своей общине на всё, в чём благо для неё, и предостерёг её от всего, в чём зло для неё. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто следовал за ними в благодеянии.

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и смотрите на свои дела и намерения, ибо они — причина вашего счастья или несчастья, потому что Аллах не смотрит на ваш внешний вид и ваше имущество, а смотрит на ваши сердца и дела, и знайте, что воздаяние соответствует делам, и как осуждаете вы, так и сами будете осуждены. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт хадис-кудси:

«إنَّ اللهَ كَتَبَ الحَسَنَاتِ والسَّيِّئَاتِ ثُمَّ بَيَّنَ ذلِكَ ، فَمَنْ هَمَّ بحَسَنَةٍ فَلَمْ يَعْمَلْهَا كَتَبَها اللهُ تَبَارَكَ وتَعَالى عِنْدَهُ حَسَنَةً كامِلَةً ، وَإنْ هَمَّ بهَا فَعَمِلَهَا كَتَبَهَا اللهُ عَشْرَ حَسَناتٍ إِلى سَبْعمائةِ ضِعْفٍ إِلى أَضعَافٍ كَثيرةٍ ، وإنْ هَمَّ بِسَيِّئَةٍ فَلَمْ يَعْمَلْهَا كَتَبَهَا اللهُ تَعَالَى عِنْدَهُ حَسَنَةً كَامِلةً ، وَإنْ هَمَّ بِهَا فَعَمِلَهَا كَتَبَهَا اللهُ سَيِّئَةً وَاحِدَةً»

«Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это: “За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела; если человек решит совершить доброе дело и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя совершение от десяти до семисот и многим более добрых дел; за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела, а если он решит совершить дурное дело, и совершит его, Аллах запишет за ним одно дурное дело”» [Аль-Бухари; Муслим].

В этом хадисе упоминается о четырёх вещах: совершении благого дела, намерении совершить благое дело, совершении дурного дела и намерении совершить дурное дело. Каждое из перечисленных действий имеет определённые последствия, о которых также говорится в хадисе.

Награда за совершённое благое дело увеличивается в десять раз. Всевышний сказал: «Кто совершит доброе деяние, того ждёт десятикратное воздаяние» (6:160).

Однако Всевышний, если пожелает, может увеличить награду за благое дело во много раз. Всё зависит от дела, намерения, времени, места и обстоятельств его совершения, а также от человека, который его совершает. Например, награда за расходование средств на пути Аллаха увеличивается в семьсот раз. Всевышний сказал: «Притчей о тех, кто расходует своё имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе было по сто зёрен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» (2:261). Этот аят указывает на то, что награда за расходование средств на пути Аллаха увеличивается в семьсот раз.

Есть благие дела, награда за которые может увеличиваться до бесконечности. Всевышний сказал: «Кто даст Аллаху прекрасный заём, тому Он увеличит его многократно» (2:245). Всевышний также сказал: «Поистине, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счёта» (39:10). А в хадисе сказано:

«كلُّ عمل ابن آدم له إِلاَّ الصِّيَامُ ، فَإِنَّهُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ»

«Каждое дело сын Адама совершает для себя, кроме поста, ибо, поистине, он — для Меня, и Я воздаю за него» [Аль-Бухари; Муслим].

Награда за благое дело может увеличиваться во много раз, если оно совершается в определённом месте. Например, награда за молитву в мечети аль-Харам соответствует награде за сто тысяч молитв в обычной мечети, а за молитву в мечети Посланника * в Медине — награде за тысячу молитв в обычной мечети.

Награда за доброе дело, совершённое в благословенное время, также увеличивается. В хадисе сказано:

«عُمْرَةٌ فِي رَمَضَانَ تَعْدِلُ حَجَّةً مَعَ النَّبِّي»

«‘Умра, совершаемая в рамадан, подобна хаджу, совершённому вместе с Пророком *» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].

А воздаяние за дурное дело всегда строго соответствует ему, не увеличиваясь. Всевышний сказал: «А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» (6:160). А в приведённом ранее хадисе говорится: «…Аллах запишет за ним одно дурное дело».

Воздаяние за дурные дела не увеличивается в несколько раз; однако если оно совершается в благословенное время или в благословенном месте, например, в мечети аль-Харам или в заповедные месяцы, человек берёт на себя большой грех, и наказание за него будет суровее, чем за совершение того же дела в обычных обстоятельствах:

«Поистине, тем, которые не веруют, сбивают других с пути Аллаха, не пускают их в Заповедную мечеть, которую Мы воздвигли для всех людей, независимо от того, проживают они возле неё или кочуют, а также тем, кто склоняется в ней к несправедливости, Мы дадим вкусить болезненное наказание» (22:25).

А о заповедных месяцах Всевышний сказал: «…и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (9:36). А о месяцах ихрама Он сказал: «Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» (2:197).

Грех за дурное дело может увеличиваться и из-за высокого положения человека, совершающего его пред Аллахом. Всевышний сказал Своему Пророку *:

«Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону. Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти. И тогда никто не стал бы помогать тебе против Нас!» (17:74–75).

Всевышний также сказал, обращаясь к жёнам Пророка *: «О жёны Пророка! Мучения той из вас, которая совершит явную мерзость, будут удвоены» (33:30).

Грех, совершённый человеком, который обладает знанием, тяжелее греха любого другого. На увеличение наказания за дурное дело влияют и обстоятельства, в которых оно совершается. Упомянутые ранее слова Пророка *: «За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела» указывают на то, что Всевышний вознаграждает человека за намерение совершить благое дело, если человек не смог совершить его из-за возникшего на его пути препятствия. Например, человек намеревался участвовать в борьбе на пути Аллаха, но не смог осуществить своё намерение — Всевышний дарует ему награду борца на пути Аллаха. А тому, кто намеревался совершить добровольную ночную молитву и проспал всю ночь, не проснувшись для молитвы, Аллах дарует награду выстаивающего ночную молитву.

А слова Посланника *: «…за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя совершение целого доброго дела» указывают на то, что человеку, который задумал совершить дурное дело, но потом отказался от этой мысли из страха перед Всевышним, Он запишет совершение одного благого дела, потому что отказ от ослушания Всевышнего с таким намерением — благое дело. Если же человек отказался от совершения дурного дела не из страха перед Всевышним, а из страха перед кем-то из Его творений или из опасения, что его кто-то увидит, то Аллах не дарует ему такой награды. Некоторые считают даже, что он будет подвергнут наказанию, потому что запрещено бояться творения больше, чем Творца. Если же человек не смог совершить задуманное дурное дело по не зависящим от него обстоятельствам, однако он был решительно намерен совершить его, то его ожидает наказание за его дурное намерение и стремление к ослушанию Аллаха. Вспомним слова Пророка *:

«إِذَا التَقَى المُسلِمَانِ بِسَيْفَيْهِمَا فَالقَاتِلُ وَالمَقْتُولُ فِي النّارِ ، قُالُوا: يَا رَسُولَ اللهِ ، هَذَاَ القَاتِلُ فَمَا بَالُ المقْتُولِ ؟ قَالَ: إنَّهُ كَانَ حَرِيْصَاً عَلَى قَتْلِ صَاحِبَهِ»

«Если два мусульманина сойдутся (в бою, скрестив) свои мечи, то и убивший, и убитый окажутся в Аду». Люди спросили: «О Посланник Аллаха, с убийцей всё ясно, но почему же и убитый?!» Он ответил: «Ведь и он хотел убить своего товарища!» [Аль-Бухари].

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха, совершайте благие дела и будьте покорны Всевышнему — и вы спасётесь от того, что может погубить вас в этом мире и в мире вечном. Всевышний Аллах сказал: «Потом Мы спасём Наших посланников и тех, которые уверовали. Так Нам надлежит спасать верующих» (10:103). А Пророк * сказал:

«مَنْ سَرَّهُ أَنْ يَسْتَجِيْبَ اللهُ لَهُ ، عِنْدَ الشَّدَائِدِ وَالكَرْبِ ، فَلْيُكْثِرِ الدُّعَاءَ فِي الرَّخَاءِ»

«Кто желает, чтобы Аллах отвечал на его мольбы в трудные времена, пусть чаще обращается к Нему с мольбами в благополучные времена» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его хорошим].

Слова Пророка * означают, что между Всевышним и человеком, который боится Его, не преступает установленные Им границы и соблюдает Его права в благополучные времена, устанавливается особая связь, и когда с таким человеком случается несчастье, и для него наступают трудные времена, Всевышний посылает ему избавление. Кто боится Аллаха и повинуется Ему в благополучные времена, того Он не оставит в беде.

Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (65:2–3). Ад-Даххак ибн Кайс сказал: «Помните об Аллахе в благополучные времена, и Он не забудет о вас в беде, ибо, поистине, Йунус (мир ему) помнил об Аллахе в благополучные времена, и когда он оказался в чреве кита, Всевышний сказал ему: “Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха, то непременно остался бы в его чреве до того дня, когда они будут воскрешены” (37:143–144). А Фараон был нечестивцем, забывшем об Аллахе, и только перед смертью, уже поняв, что тонет, он воскликнул: “Я уверовал!” Тогда Всевышний Аллах сказал: “Только сейчас! А ведь раньше ты ослушивался и был одним из распространяющих нечестие” (10:91)». Самое тяжкое испытание, которое выпадает на долю человека в этом мире — смерть, а то, что следует за ней, ещё тяжелее, поэтому верующий должен готовиться к смерти и тому, что будет после неё, пока он здоров, запасаясь богобоязненностью и благими делами.

Всевышний сказал:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха и которых Он заставил забыть самих себя. Они являются нечестивцами» (59:18–19).

Кто помнил об Аллахе в благополучные времена и будучи здоровым, и готовился к встрече с Ним, того не забудет Аллах в трудные времена. Всевышний будет с ним, поможет ему, утвердит его в Единобожии и упокоит его снискавшим Его довольство. А кто забыл об Аллахе в период здоровья и благоденствия, и не готовился к встрече с Ним, того забудет Аллах в трудные времена. Всевышний отвернётся от него и не станет помогать ему, когда с ним случится несчастье.

Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха для себя и для вас за каждый грех. Просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха ли ва лякум мин кулли занбин фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).

Часть вторая

Хвала Аллаху, Господу миров, Который повелел нам повиноваться Ему и сообщил нам о том, что покорность Ему ведёт к спасению и радости, и запретил нам ослушиваться Его, потому что ослушание Его ведёт к гибели и злу. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник.

Мои братья по вере! Давайте вспомним удивительную историю, произошедшую с богобоязненными людьми, которых Всевышний спас от беды. Пророк * сказал: «Некогда трое людей из числа живших до вас отправились в путь и шли до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и наглухо закрыл для них выход из неё. Тогда они сказали: “Поистине, от этого камня вас может спасти только обращение к Всевышнему Аллаху с мольбой о том, чтобы Он избавил вас от него за ваши благие дела!” Тогда один из них сказал: “О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил молоком ни домочадцев, ни рабов до тех пор, пока не приносил молока им. Однажды поиски деревьев увели меня далеко от дома, а когда я вернулся, они уже спали. Я надоил для них молока, узнав же о том, что они заснули, не пожелал ни будить их, ни поить молоком домочадцев и рабов раньше их, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения, и всё это время дети кричали от голода у моих ног. А потом мои родители проснулись и выпили своё вечернее питьё. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня!” И после этого камень сдвинулся с места, но не настолько, чтобы они могли выбраться оттуда. Другой сказал: “О Аллах, поистине, была у меня двоюродная сестра, которую я любил больше людей и желал её, но она противилась мне. А однажды выдался засушливый год. Тогда она пришла ко мне, а я дал ей сто двадцать динаров, чтобы она позволила мне распоряжаться собой. И она пошла на это; когда же я получил возможность овладеть ею, она сказала: ‹Побойся Аллаха и не ломай эту печать иначе как по праву!› И тогда я покинул её, несмотря на то, что любил её больше всех, оставив у неё то золото, которое я ей дал. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!” И после этого камень опять сдвинулся с места, но не настолько, чтобы они могли выбраться оттуда. Третий сказал: “О Аллах, поистине, однажды я нанял работников и заплатил всем им, кроме одного человека, который оставил то, что ему причиталось, и ушёл, я же использовал его деньги и приумножил их. А через некоторое время он явился ко мне и сказал: ‹О раб Аллаха, отдай мне мою плату›. Тогда я сказал ему: ‹Платой твоей является все эти верблюды, коровы, овцы и рабы, которых ты видишь›. Он сказал: ‹О раб Аллаха, не насмехайся надо мной!› Я сказал: ‹Я не насмехаюсь над тобой›, — и он забрал всё это и угнал, ничего не оставив. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!”, и после этого камень сдвинулся настолько, что они смогли выбраться наружу и уйти» [Аль-Бухари; Муслим].

Эти трое, попав в беду, не нашли ничего, что могло бы спасти их, кроме своих благих дел. Первый, обращаясь к Всевышнему с мольбой об избавлении, упомянул о своём почтении к родителям и о том, что для него они были важнее семьи и имущества. Второй упомянул о том, что отказался от прелюбодеяния из страха перед Всевышним, хотя имел возможность совершить его. А третий сказал, что честно сохранил у себя плату своего работника и отдал ему её, как только тот пришёл к нему. И после того, как каждый из них обратился к Всевышнему с мольбой, упоминая при этом о своих благих делах, Всевышний избавил их от беды, в которую они попали. Так благие дела становятся причиной спасения от гибели в этом мире и в мире вечном.

Всевышний сказал:

«Поистине, Мы поможем Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда встанут свидетели. В тот день извинения [или оправдания] не помогут. На них лежит проклятие, и им уготована Скверная обитель» (40:51–52).

Всевышний Аллах погубил врагов посланников — например, народ Нуха и Люта, адитов, самудян, жителей Расса и Мадйана и им подобных, и спас верующих. Ни один верующий не погиб, и ни один неверующий не спасся.

Бойтесь же Аллаха, о мусульмане, и соблюдайте свою религию, в которой ваше спасение и счастье в этом мире и в мире вечном, и не оставляйте её, а иначе вы погибнете. Многие люди погрязли в грехах, ослушиваясь Аллаха и совершая запретное. Они будут подвергнуты заслуженному наказанию, и им не спастись.

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).

О Аллах! Будь доволен всеми сподвижниками — Абу Бакром, ‘Умаром, ‘Усманом, ‘Али и другими, и их семьями и жёнами (Аллахумма-рда ‘ани-с-сахабати аджма‘ин Аби Бакр ва ‘Умар ва ‘Усман ва ‘Али ва ан саири-с-сахби ва-ль-аль ва-ль-азвадж).

О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат).

О Аллах, облегчи нам дела наши, помоги нам совершить как можно больше благих дел, чтобы осуществились наши мечты, и чтобы наш конец в этом мире был благим! (Аллахумма йассир умурана ва-шрах судурана ва хаккык би-з-зийадати мина-ль-а‘мали-с-салихати а‘маляна ва-хтим биха аджаляна).

О Аллах, помоги нам делать добро и отдаляться от всего мерзкого и порицаемого! (Аллахумма аинна аля фи‘ли-ль-хайрат ва тарки-ль мункарат).

О Аллах, не давай Шайтану власти над нами! (Аллахумма ля таджаль ли-ш-Шайтани иляйна ва ля ‘аляйна сабиля).

О Аллах, прости нам нашу слабость, помоги нам и прости нам наши грехи и проступки! (Аллахумма-рхам да‘фана ва-джбур касрана ва-гфир зунубана ва-стур ‘айбана).

О Аллах, сделай Коран весной наших сердец, нашим светом и уходом печалей наших! (Аллахумма-джали-ль-Курана-ль-Карим раби‘а кулюбина ва нура судурина ва джаляа хумумина).

О Аллах, помоги нам погасить наши долги и быть воздержанными и нетребовательными! (Аллахумма-кды-д-дейн ‘анна ва-дж‘альна мина-з-захидин).

О Аллах, прости нашим родителям и родителям наших родителей! (Аллахумма-гфир ли-валидейна ва валиди валидейна).

О Аллах, помилуй их, спаси и введи в Сады наслаждения! (Аллахумма-рхамхум ва акримхум би-джаннатикя джаннати-н-на‘им).

О Аллах, сделай праведными наших молодых людей и девушек! (Аллахумма аслих шабаба-ль-муслимина ва аслих банати-ль-муслимин).

О Аллах, прости нам наши прошлые и будущие грехи, тайные и явные (Аллахумма-гфир ляна ма каддамна ва ма аххарна ва ма асрарна ва ма а‘лянна).

«Господь наш, не взыщи с нас за то, что мы забыли или ошиблись! Господь наш, и не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Поистине, Ты — Прощающий, Милосердный!»


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.