Вопрос 90. Теория и практика формирования правового государства. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вопрос 90. Теория и практика формирования правового государства.

2017-06-11 215
Вопрос 90. Теория и практика формирования правового государства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Либеральные политико-правовые идеи становятся материаль­ной силой тогда, когда общество стремится избавиться от ставших невыносимыми условий и порядков, тормозящих общественное развитие. Тирания власти служит побудительным мотивом для поиска более совершенных форм государства, в которых личность была бы не просто одним из атомов, а представляла бы самодо­статочную ценность, с которой бы соотносила свои действия вся­кая политическая власть.

Обычно, касаясь проблем и факторов, определяющих постро­ение правового государства, в числе приоритетных задач указы­вают на те из них, которые имеют материальный, осязаемый ха­рактер, например институт независимой судебной власти, разде­ление властей и т.п. Все это верно и не подлежит большому со­мнению. И все-таки нужно в какой-то степени сместить акценты и в первую очередь говорить о явлениях идеального свойства. В данной связи заслуживает самого серьезного отношения идея о том, что история развития человечества, ее этапы могут интер­претироваться и как смена различных мировоззрений, взглядов. Одним словом, правовое государство, его теоретическая конструк­ция стала реализовываться только потому, что она достигла не­которой «критической массы», способной переустроить человечес­кое бытие. Идея появляется как ответ на потребность человеческой практики, постепенно приобретает относительную самостоятель­ность и качество «самости», воздействуя на общественную жизнь.

Если правовое государство есть воплощение свободы, основан­ной на разуме, если вслед за классиком либерализма Б. Констаном понимать свободу как торжество личности над властью, то не уди­вительно, что свобода завоевывается в долгой и трудной борьбе. Необязательно с помощью социальных катаклизмов и революций. Всякое движение за свободу должно исходить от масс, а не сверху. Если либеральные начинания были инициативой верхов, они почти всегда носили половинчатый характер и не воспринимались обществом в полном объеме.

Каждая эпоха имела свой символ, девиз, наконец, идеал, ко­торый доминировал в общественном сознании и являлся как бы путеводной звездой. Так, идеалом древности была замкнутая, самодостаточная автаркия, которая основывалась на том, что от­дельное лицо существует не для себя, а только для государства и общества. Политическим идеалом средних веков было теократи­ческое государство, в котором имело место тотальное господство богословия и официальной церковной доктрины, т.е. та почва, на которой либеральной политико-правовой теории было трудно по­лучить жизнь. Конфликт между индивидом и государством еще не принял явственные формы, и мысль противопоставить их не могла найти себе поддержку в системе господствующих тогда идей. В то же время в недрах феодального общества против церкви восстали две новые силы: суверенное государство и автономия лич­ности. Первую связывают с именами Н. Макиавелли, Ж. Бодена. Вторая обязана своим происхождением протестантизму (М. Лютер и др.). Именно из этих двух течений, т.е. из идеи суверенного го­сударства и концепции автономной личности, их соотношения и влияния и развивается та мысль, которая и знаменует собой Новое время - правовое государство.

Рубежной чертой идеи правового государства стало Возрож­дение, лейтмотивом которого являлся гуманизм, основанный на признании достоинства Человека. Интеллектуальные усилия де­ятелей эпохи Возрождения были направлены на переустройство внутреннего мира человека, приобщение его к культуре. Это яв­лялось обязательным предварительным условием для того, чтобы трансформировать существующие общественные отношения в ра­зумное и гуманное общество, которому чужды навязанные извне правогосударственные регуляторы.

Идея правового государства была востребована в период бур­жуазно-демократических революций в Европе, завершивших пе­риод феодализма. Юридическое мировоззрение формирующегося третьего сословия претендовало на утверждение новых представ­лений о свободе человека посредством режима господства права как в частных, так и публично-правовых отношениях.

Все сказанное свидетельствует о том, что правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, пра­вовые, политические, культурные традиции. В качестве примера можно привести тот факт, что западный феодализм в весьма ран­ний период породил из нерегулярно созываемых съездов феодалов парламенты. Судебные системы Англии и Франции оформились из феодального института, конкретнее, из права вассала на пуб­личный суд, творимый не его господином, а третьим лицом.

Идеолог правового государства И. Кант говорил, что у человека есть только одно главное право - право на свободу, все же другие вытекают из него. Материализации идеи правового государства должна предшествовать кропотливая работа человеческого Духа, преобразующая мировоззрение общества и отдельной личности. Если культура, право, демократия, законность не станут инди­видуальными ценностями - ни о каком правовом государстве не стоит и думать.

Государство является продуктом общественного развития, и большей частью оно следствие, а не причина. Поэтому измене­ния в обществе задают темп, формы и методы изменений в госу­дарстве. В этой связи можно перефразировать известную сентен­цию Ж. де Местра и сказать, что «каждое общество имеет то го­сударство, которое оно заслуживает».

Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Куль­тура как наработанная человечеством сумма духовных и матери­альных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов. В истории можно увидеть немало примеров, когда всплески культуры, искусства совпадали с периодом либерализа­ции государства. Общество высокой культуры несовместимо с то­талитарной властью, поскольку она, как правило, персонифици­руется в харизматическом вожде, которому поет осанну неразвитое сознание масс. Истинную свободу, свободу от догм и стерео­типов, дают только знание, культура. Последняя основывается на принципах свободной личности, автономии ее от власти. Тотали­таризм держится на идолопоклонстве, своего рода язычестве, и только поэтому многие правители всячески противились распро­странению просвещения и культуры. Если не будет прогрессиро­вать массовая и индивидуальная культура, не только правовая реформа, но и всякая другая обречена на провал или уж, во всяком случае, на однобокость. Всякое государство, решившее серьезно двигаться по пути свободы, не должно экономить на культуре, образовании, ибо давно сказано, что скупой платит дважды.

Либеральное сознание продуцирует плюрализм - в политике, экономике, искусстве и т.п. Ему свойствен высокий уровень правосознания, поскольку право мыслится как один из главных со­циальных феноменов, опосредующих социальные связи членов об­щества. Право является не только критерием дозволенного, пред­писанного и запрещенного, но и мерилом свободы индивидов и социальных общностей.

 

№ 31. Закон: понятие, состав, виды. Определяющий признак закона состоит в том, что закон – это акт парламента, или даже акт,принятый всем народом на референдуме => закон выражает общественную волю представителей народа; закон – это первичный нормативный акт; закону нет необходимости ссылаться на иные нормативные акты; закон – это акт, принимаемый в особом порядке, особый порядок закрепляется в Конституции для того, чтобы максимально точно и полно выразить общую волю.

С юридической т.з. главный признак закона в том, что закон – это акт высей юр. силы; это означает, что все прочие нормативные акты должны приниматься на основе закона и не должны закону противоречить.

Высшая юр.сила закона означает также, что закон может быть изменен или отменен только законом.

В демократическом государстве именно законы составляют основу правовой системы.

Виды законов по юридической силе:

1. Конституция,2. Федеральные конституционные законы,3. Законы, принятие которых предусмотрено самой Конституцией, по содержанию примыкающие к Конституции, принимаемые и изменяемые в особом усложненном порядке,4. ФЗ (кодексы, объемные законы, стремящиеся исчерпывающим образом общественные отношения),5. Законы Субъектов Федерации, посредствам которых они реализуют свои полномочия.

№ 32 Юр. факты: понятие и виды.

Юр. факты – конкретные жизненные обстоятельства с которыми закон связывает возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Юр. факты делают то, что закон с ними связывает определенные юр. последствия. Юр. факты обеспечивают фактическое действие норм. Факты закрепляются в гипотезах норм права, устанавливаются в процессе применения права. Юр. факты: 1. по правовым последствиям: правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие 2. по волевому признаку: события – с волей человека не связаны (стихийные бедствия), действия – по воле людей

правомерные – юр. акты – это действия совершаемые с целью породить правовые последствия (заключение договора) *противоправные – юр. поступки – действия с которыми закон связывает правовые последствия независимо от намерения лица. Правонарушение: преступления и проступки. Объективное противоправное деяние – деяние есть, а субъекта нет. Для возникновения правовых последствий не достаточно одного факта.

 

№ 33 Государственно–правовой режим: понятие и виды.

Гос-но-правовой режим – это совокупность средств, методов осуществления гос-ной власти характеризуемая степенью участия народа в осуществлении гос-ной власти, а также наличием реальных политических прав и свобод.

Термин политического режима говорит об осуществлении политической власти.

Гос-но-правовой режим об осуществлении гос-ной власти, при чем обращает внимание на правовые стороны деятельности власти, в основе осуществления всякая власть, в том числе и гос-ной, лежат 2 принципа: 1-авторитарность – предполагает жесткое подчинение, безоговорочную дисциплину.,2-демократизм – предполагает согласование интересов при принятии решений, возможность выбора вариантов поведения и в зависимости от сочетания этих принципов от преобладания того или иного принципа.

Виды политического режима: 1-тоталитарный режим – характеризуется крайней чрезмерной авторитарность гос-во жестко подчиняет себе все общество, отстранено от участия в осуществлении власти,2-авторитарный режим – дополняется некоторой демократичностью, начала может дополняться деятельность политических партий,3-демократический режим – характеризуется решающим участием населения в осуществлении власти, наличие реальных политических прав и свобод Демократическая власть осуществляется по воле народа и в его интересах.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.