Тема 1. Характеристика периода новорожденности — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 1. Характеристика периода новорожденности

2017-06-12 218
Тема 1. Характеристика периода новорожденности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План:

Первый месяц после рождения

Уровни бодрствования младенца

Рефлексы

Вопрос №1

Первый месяц после рождения — особый этап в жизни ребенка. Его выделяют из периода младенчества, поскольку именно за это время малыш должен привыкнуть к тому, что он покинул укрывающую и питающую материнскую утробу, и приспособиться к внешней среде. Первый месяц жизни посвящен восстановлению после рождения и является временем перестройки основных функций организма ребенка, таких как дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция. Кроме того, это период, когда устанавливаются жизненные ритмы и находится баланс между недостатком и избытком стимуляции сигналов изменчивой внешней среды. В состоянии ли родившийся в срок ребенок справиться с этими задачами?

До 60-х годов XX века ученые считали, что новорожденные неспособны к организованному произвольному поведению. Нередко внутренний мир младенца характеризовался как «беспорядочная смесь расплывающихся образов и сливающихся в монотонный шум звуков». Именно так описывал состояние новорожденного Уильяме Джемс (1842-1910). В психологической литературе можно было прочесть, что у детей до годовалого возраста вообще не задействованы высшие мозговые центры, а новорожденные способны различать только свет и тень, но не воспринимают предметы или организованный фон. Поведение ребенка в первые недели жизни считалось практически полностью рефлекторным.

Проведенные позже эксперименты показали, насколько недооценивались возможности новорожденных. Сейчас мы знаем, что новорожденные способны к организованным, предсказуемым реакциям, к более сложной психической деятельности, чем было принято считать до недавнего времени. Младенцы уже имеют определенные предпочтения и обладают поразительной способностью к научению. Более того, они владеют и способами привлечения внимания взрослых к своим потребностям.

Ключ к новому пониманию психологии младенцев — в разработке более точных и нешаблонных методов наблюдения за их поведением. Проводившиеся ранее исследования часто ставили малыша в положение, которое лишало его возможности показать, на что он в действительности способен. Даже взрослый человек, если его положить на спину и туго спеленать, оставив для обозрения один белый потолок, вряд ли сможет в достаточной мере проявить свои перцептивные и двигательные способности. Но когда голенького младенца положат животом вниз на обнаженный живот матери, он продемонстрирует всю «обязательную программу» своего поведения. Осознание учеными такого, казалось бы, простого факта и использование новых методик исследования позволяют младенцам более полно проявить свои способности.

Вопрос №2

Наблюдая за спящими новорожденными, можно заметить, что временами они лежат тихо и спокойно, а иногда неожиданно вздрагивают, их лица искажаются легкой судорогой или гримасой, хотя глаза остаются закрытыми. Пробудившись от сна, ребенок то ведет себя спокойно, то мечется в кроватке и плачет. В результате длительных наблюдений за младенцами Петер Вольф выделил шесть состояний поведения новорожденного, которые отражают и сегодняшний уровень представлений этой проблемы: активное бодрствование, крик (плач), спокойное бодрствование, полусон, ровный (глубокий) сон, неровный (поверхностный) сон. Они обладают постоянной (типичной для них) длительностью и соответствуют предсказуемому ежедневному циклу.

Активное бодрствование

Ребенок часто совершает разнообразные движения, в них принимает участие все тело. Глаза открыты, дыхание очень неровное.

Крик (плач)

Ребенок плачет и проявляет сильно выраженную неорганизованную моторную активность. Плач может принимать различные формы. Например, «голодный» плач, «гневный» плач, плач «боли» или «дискомфорта».

Спокойное бодрствование

Глаза открыты и блестят; взгляд ясный. Ребенок провожает глазами движущиеся предметы. Двигательная активность практически отсутствует, гримас нет.

Полусон

Ребенок лежит практически без движения. Глаза открыты, но часто закрываются. Малыш дышит ровно, но чаще, чем при глубоком сне. Когда глаза открыты, взгляд кажется тусклым, отсутствующим.

Ровный (глубокий) сон

Глаза ребенка закрыты, тело полностью расслаблено. Дыхание медленное и ровное. На лице нет признаков напряжения и тревоги, веки неподвижны.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.