Словарь терминов (глоссарий). — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Словарь терминов (глоссарий).

2017-06-12 339
Словарь терминов (глоссарий). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принцип целостности предполагает, что деятельность психолога и психологической службы образовательного учреждения должна быть ориентирована на целое, на систему. Это означает, что внимнием психолога должно быть охвачено большинство учащихся.

Внутренняя позиция школьника - сплав потребностей, определяющих познавательные и социальные мотивы, новое отношения ребенка к окружающей среде (Л.И.Божович).

Вторичная профилактика направлена на детей «группы риска», подразумевает как раннее выявление отклонений и нарушений в развитии ребенка. Основная задача состоит в преодолении трудностей до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Включает в себя консультирование родителей и учителей, обучение их стратегиям преодоления различного рода трудностей и т.д.

Педология – междисциплинарный подход к изучению целостного ребенка (Арямов И.А., Басов М.Я., Выготский Л.С., Залкинд А.Б., Корнилов К.Н., Моложавый С.С., Фортунатов Г.А. и др.)

Первичная профилактика предполагает работу с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществление заботы о психическом здоровье и ресурсах практически всех учащихся. Именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья.

Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью, к ним относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Принцип взаимосодействия состоит в том, ято деятельность психолога, педагогов, администрации основана не просо на сумме активности, но и на взаимосодействии их как элементов школьной системы. Взаимосодействие направлено на достижение определенного результата, общей цели системы, каковой является развитие учащегося как личности и субъекта деятельности.

Принцип индивидуального подхода к учащемуся - основной принцип работы практического психолога, в его основе лежат понимание и признание индивидуальности человека как ценности, как уникального явления.

Принцип профессионально-педагогической активности означает использование психологом не только классической модели «психолог – ученик», но и специфической модели школьной психологии «психолог – педагог – ученик». Деятельность психолога направлена и на активизацию педагога. В свою очередь, реализация данного принципа предъявляет высокие требования к профессионализму педагога и, вместе с тем, способствует его развитию в профессиональном и личностном плане.

Психодиагностика в системе психологической службы образования характеризуется практической направленностью и ориентирована на решение основной задачи ПС – создание психолого-педагогических условий для полноценного психического развития и укрепление психологического здоровья дошкольников и школьников.

Психодиагностика определяется как наука, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психокоррекция — это система мероприятий, направлен­ных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологическо­го воздействия.

Психологическая готовность к обучению в школе – необходимый и достаточный уровень психическог развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая служба образования – интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, - теоретического, прикладного, практического и организационного аспектов психологической службы (Дубровина И.В.).

Психологическое просвещение – приобщение взрослых – воспитателей, учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям (Дубровина И.В.).

Психолого-педагогический конси­лиум представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой пси­холого-педагогической стратегии сопровождения каждого ре­бенка в процессе его обучения, а также определенных учени­ческих групп и параллелей.

Психолого-педагогическое консультирование - это универсальная форма организации сотрудничества пе­дагогов в решении различных школьных проблем и проф­ессиональных задач самого педагога.

Психопрофилактика - специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей.

Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, путем разрешения которых субъект определяет для себя путь развития.

Сопровождение – метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Социальные мотивы учения связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Третичная профилактика концентрирует внимание на детях с ярко выраженными учебными и поведенческими проблемами, ее основная задача – коррекция и преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.

Цель психологической службы образования – повышение эффективности деятельности учреждений образования путем содействия полноценному психическому развитию детей (В.В.Рубцов).

Школьная адаптация – приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам отношений, режиму жизнедеятельности.

Школьная дезадаптация – образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.