Социальные нормы и потребности, индикаторы их эффективности — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Социальные нормы и потребности, индикаторы их эффективности

2017-06-12 793
Социальные нормы и потребности, индикаторы их эффективности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальные нормы и потребности и индикаторы, их определяющие, составляют важнейшие факторы эффективного управления системой социальных услуг. Действующие нормы и потребности легко поддаются количественному измерению с последующими выводами относительно качества оказываемых услуг. Отмеченные выше составляющие эффективности системы социальных услуг для оценки ее качества требуется рассматривать через нормы и нормативы. Норма есть категория количественная, численная величина объекта, предмета. Нормативы есть расчетные величины, скажем, затраты рабочего времени или материальных ресурсов на единицу услуг, и т.д. Эти показатели применяются для нормирования труда, планирования деятельности организации и всех ее звеньев (скажем, количество единиц пользователей услуг на одного работника в день, неделю и т.д.).

Следует помнить, что сегодняшние нормативы завтра могут не устраивать ни общество, ни потребителей услуг, ни обеспечивать оптимальной защиты людей. Кроме того, нормы, как категория измерения качества, также динамичны, появляются новые нормативы, исходя из динамики потребностей. При всех случаях действует формула: что было – что стало – что должно быть, подразумевая под ней степень удовлетворенности социальных потребностей различных социальных категорий, степень их социальной защищенности, состояния сфер жизнедеятельности как среды обитания людей и т.д.

Как отмечено выше, в измерении качества и эффективности социальной работы одним из ведущих компонентов выступают социальные потребности.Социальные потребности человека есть «внутренний побудитель активности» они мотивируют личность в стремлении поддержать жизнедеятельность организма, личностные качества, активность социальной группы, совершенствование общественного организма в целом. Потребности могут быть представлены в виде следующих одна за другой стадий: возникновение потребностей; поиск путей удовлетворения потребностей; определение направления осуществления действия; поиск путей реализации потребностей [24, с. 141].

В социальной науке принято группировать потребности на естественные и социальные. Естественные потребности – это повседневные нужды человека, без чего он не может обойтись (еда, одежда, жилье, сон, отдых и т.д.).

Социальные потребности человека включают трудовую деятельность, социально-экономическую активность, духовные потребности, т.е. все, что является продуктом общественной жизни.

Естественные и социальные потребности органически взаимосвязаны. Первые служат основанием, на чем мотивируются и получают развитие социальные потребности людей. Тем не менее, в теории социальной работы принято дифференцировать потребности на узкое и широкое понимание. При узком понимании социальной работы удовлетворение потребностей сопрягается с социальной защитой слабых слоев населения и направлено, прежде всего, на естественные потребности людей. При широком понимании социальной работы как общественного института предполагается социальная защищенность всех людей, и речь может идти и о том, и о другом уровне потребности, но, в первую очередь, о социальных потребностях.

На конкретных примерах можно показать дифференциацию потребностей в зависимости от объектов социальной работы. В частности, защита малоимущих предполагает, в первую очередь, удовлетворение их нужд и потребностей в питании, жилье, получить образование и профессию. Защита инвалидов – удовлетворение потребностей в выздоровлении, в поддержании здоровья, обеспечении, пусть ограниченного, но определенного уровня трудоспособности и т.д.

В основе определения эффективности и оценки качества социальной работы лежат критерии, выступающие как наиболее общие показатели объекта, процесса. Квалитологию интересуют, в первую очередь, социальные показатели, т.е. качественные и количественные характеристики состояния таких объектов как: демографические, экономические, показатели политического, нравственного, социально-культурного и духовного развития, а также образа жизни в широком понимании, как состояние общества. Качественные показатели – это характеристика свойств объекта, количественные – это числовое выражение этих же свойств объекта в динамике, в развитии. Поскольку качества нет без количества, то оценка качества предмета и его количественное выражение становятся объектом управления одномоментно. Такое понимание управления качеством, в нашем случае, качеством социального обслуживания, социальной работы в целом, предполагает количественное выражение и социальных норм, и социальных потребностей, и критериев как идеального образа объекта и процессов, и индикаторов как социальных показателей. Задача состоит в адекватном, в зависимости от объекта оценки, подборе методов измерения и количественной оценки качества социального обслуживания.

В данном разделе предварительно заметим, что имеются общие методы измерения эффективности социального обслуживания и качества социальных услуг. К ним относятся: социологический (сравнительный анализ, статистический анализ, наблюдения), математическое моделирование, прогнозирование и др.

Наряду с применением общих методов магистры социальной работы должны овладеть способностью самостоятельно разрабатывать методики определения эффективности и качества социальных услуг с учетом специфики объекта, вида социальной услуги, применяемых технологий, учитывать при этом отечественный и зарубежный опыт социальной деятельности.

Контрольные вопросы и задания

1. Что означают понятия «управление», «социальное управление» и «управление в социальной работе»?

2. Раскройте содержания основных принципов форм и методов социального управления.

3. В чем состоят основные функции социального управления? Раскройте их содержания.

4. Что означает понятие «мотивация» в системе эффективности социальной работы?

5. Раскройте основные направления регулирования эффективности социальной работы.

6. Назовите основные критерии деятельности организации, являющиея объектом оценивания.

7. Докажите сопряженность результатов деятельности организаций с целью.

8. Раскройте содержание таких элементов качества как затраты, условия деятельности, мотивы деятельности.

9. Объясните положение, согласно которому «количество и качество становятся объектом управления одномоментно».



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.