Группы методов Виды методов Источники передачи содержания — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Группы методов Виды методов Источники передачи содержания

2017-06-12 679
Группы методов Виды методов Источники передачи содержания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I группа Словесные методы Рассказ, беседа, инструктаж и др.

II группа Практические методы Упражнения, тренировка, самоуправление и др.

III группа Наглядные методы Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.

Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности:-методы формирования сознания; -методы формирования поведения; -методы формирования чувств и отношений.

Это тоже широко распространенная классификация.

Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание - это основа мировоззрения, поведения, отношений. Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений.

Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе. Этот метод служит для формирования взглядов, которых в сознании учащегося, в его тезаурусе раньше не имелось (или они не были закреплены), или для актуализации имеющихся знаний

Самоутверждение и самовыражение личности школьника происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми и глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях

Методы организации деятельности и формирования поведения - это практические методы. Человек - субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека. Более подробно остановимся на методе упражнений.

Метод упражнений - это метод управления деятельностью дошкольника при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения.

Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему.

Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.

 

 

 

14.Особенности образовательной деятельности в детском саду.

Учебная деятельность – деятельность субъекта, направленная на освоение общих способов действия и саморазвит. особенности образовательной деятельности в детском саду.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
Научение (англ. learning), приобретение знаний, умений и навыков. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания, термин "Н." применяется преимущественно в психологии поведения и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта. К Н. относятся такие явления, как привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и, наконец, так называемое разумное Н. у человека
Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости.
Учебная деятельность — это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Из определения следует, что такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.
Умение учиться проявляется в том, что ребенок стремится делать правильно. Это можно заметить по его просьбам оценить работу: «Посмотрите, я правильно вырезаю салфетку? Я правильно сложил уголок к уголку?».Лучшей формой учения дошкольников является дидактическая игра и игровое оформление заданий, когда сказочный персонаж «просит» показать, как правильно делать (считать, рисовать и т. д.)В последние годы много внимания в работе с детьми уделяется и специальным знаниям о математических отношениях, о явлениях природы, о звуковом составе слов и т. д. Но при этом остается главным развитие теоретического интереса к знаниям, выполнение словесных инструкций, развитие стремления делать правильно, а в ряде случаев и прямая задача научиться каким-то действиям.

Обучение и воспитание - два параллельно существующих, взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности. На практике их невозможно разделить.
Особую роль в воспитывающем образовании играет содержание образования.
Правильный отбор содержания образования имеет большое значение для качества обучения и его влияния на развитие личности ребенка. Под содержанием образования в педагогике понимается вся совокупность основ наук, техники, искусства, культуры, общественной жизни, которую необходимо освоить учащимся. Оно отбирается из всего богатства культурного достояния человечества. Конечно, в детском саду и начальной школе мы не можем представить все многообразие компонентов содержания образования, здесь ограничения налагает возраст детей.

Без воспитания нет и обучения.. Обучение дает ребенку знания о качествах личности, которые должны быть постепенно сформированы у него: о морали, ее нормах и правилах, о нормах общения с другими людьми, об эстетическом идеале, научные знания о природе, обществе, человеке, составляющие основу его будущего мировоззрения, и т. д.
Воспитание же, с одной стороны, помогает ребенку качественнее и лучше усваивать эти знания в силу того, что у него сформировано соответствующее отношение к учебе и самим знаниям, с другой же, оно целенаправленно осуществляется в педагогическом процессе через различные методы и формы организации воспитания, применяемые учителем и воспитателем.
Итак, обучение, приобретаемые знания воспитывают, и этого нельзя недооценивать. Но для того чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к самим знаниям, к учебе. В этом суть воспитывающего образования.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ - объективные закономерности обучения, исходные положения, которыми руководствуется воспитатель при отборе содержания, организации и методов обучения.
Содержание, методы и формы организации учебной работы в детском саду находятся в существенной зависимости от дидактических принципов.
Впервые дидактические принципы были сформулированы Я. А.Коменским в книге "Великая дидактика". Уже тогда он выдвинул принцип доступности, систематичности и последовательности обучения, концентрированности, наглядности, активности. В дальнейшем дидактические принципы были разработаны К. Д.Ушинским, который дал научное обоснование дидактических принципов, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста.
1) Принцип гуманизации и демократизации заключается в ориентации педагога на личность ребенка, в обеспечении условий длятворчества детей, проявления уникальности каждого ребенка, в возможности педагогам выбирать программу, формы и методы реализации программы обучения.
2) Принцип воспитывающего характера обучения. Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Обучение и воспитание всегда выступают в единстве, хотя и имеют свое содержание, свои методы, свои психологические предпосылки.
3) Принцип развивающего обучения. Умственное развитие ребенка зависит от обучения. Л. С.Выготский разработал теорию взаимоотношения обучения и развития, известную как учение о "зоне ближайшего развития". Если ребенок сегодня выполняет задание с помощью взрослого, то завтра он будет выполнять его самостоятельно. То, что входило в зону ближайшего развития ребенка, в процессе его обучения перешло на первый уровень наличных знаний, а роль обучения и заключается в том, чтобы снова создавать для ребенка новую зону ближайшего развития.
4) Принцип научности. На занятиях вос-ль формирует у детей реальные представления, знания об окруж. мире. Со временем они становятся основой для формирования научных знаний. Знания могут с разной глубиной отражать действительность, не теряя своей научности. Поэтому правильное объяснение явлений окружающего возможно на всех этапах обучения, значит, и в дошкольном возрасте.

5) Принцип наглядности обучения. Необходимость этого принципа объясняется конкретностью мышления дошкольника. Принцип наглядности гласит: все, что можно, надо объяснить и показать ребенку на предметах, картинках, наглядных образцах. Это объясняется тем, что ведущими формами мышления в этом возрасте являются наглядно-действенное и наглядно-образное.
6) Принцип доступности. Учебный материал, излагаемый педагогом, должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки и развития. Новое содержание должно быть увязано с имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом. Воспитатель должен знать уровень развития познавательных психических процессов,
7 )Принцип систематичности, последовательности и постепенности. Содержание обучения и требования к его усвоению отвечают основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. По каждому разделу программы воспитатель намечает определенную

систему в подаче материала детям на занятии. Систематичность в обучении требует, чтобы дети овладевали знаниями, умениями и навыками в определенном порядке, постепенно и последовательно. Последовательность предполагает - усвоение нового материала опирается на имеющиеся знания детей, и подается частями, во взаимосвязи с ранее, изученным.
8) Принцип связи обучения с жизнью. Знания, приобретаемые детьми на занятиях, используются детьми в жизни (в игре, труде, занятиях). Благодаря этому возрастает воспитывающее значение обучения.
9) Принцип активности и сознательности. Усвоить учебный материал можно лишь при достаточном уровне активности познавательных процессов ребенка, при его активном психическом состоянии. Если ребенок хочет учиться, ему легче усваивать учебный материал. Чем больше ребенок решает познавательных и практических задач самостоятельно, тем эффективнее идет его развитие.
10) Принцип учета индивидуальных особенностей. Групповые формы усвоения материала основаны на общих психолого-педагогических особенностях возрастного развития детей. Нужно знать уровень развития личности ребенка, его индивидуальные способности, качества. Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию учебного процесса.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.