Элективный курс «Решение физических задач» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Элективный курс «Решение физических задач»

2017-06-12 243
Элективный курс «Решение физических задач» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Элективный курс «Решение физических задач»

I. Пояснительная записка

Решение физических задач — один из основных методов обучения физике. В процессе решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, приводятся сведения из истории физики и техники, формируются такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, внимательность, аккуратность. Формируются творческие способности.

Основные задачи курса:

§ углубление знаний по физике;

§ формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решений физических задач;

§ развитие логического мышления учащихся;

§ развитие интереса к физике, к решению и составлению задач по физике.

Первый раздел программы в значительной мере является теоретическим. Здесь учащиеся получают минимальные сведения о понятии «физическая задача», ее структуре, знакомятся с основными приемами составления задач, их классификацией.

В программе выделены также основные разделы школьного курса физики, раскрыты особенности физических задач по этому разделу.

В начале изучения каждого раздела рекомендуется повторить с учащимися основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу следует использовать вычислительные, качественные, экспериментальные и творческие задачи.

 

II. Общая характеристика учебного курса

Рабочая программа элективного курса по физике разработана в соответствии с положением Закона «Об образовании», требованиями ФГОС. Она ориентирует учащихся на совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений.

Элективный курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказанной позиции.

Первый раздел знакомит школьников с понятием «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В первую очередь особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, анализу полученного ответа. Изучив первый раздел, ученик должен анализировать физическое явление, программировать последовательность действий, анализировать полученный результат. В итоге курса обобщается и систематизируется как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к аттестации.

При решении задач по различным разделам главное внимание уделяется формированию умений решать задачи, на накопление опыта решать задачи различной сложности. Анализ решений задач и обсуждение вопросов позволяет глубже понять сущность явлений и процессов, побуждает стимул к поиску, инициативе, умению выдвигать гипотезу, развивает речь, закрепляет вычислительные навыки, развивает умение работать со справочной и научно-популярной литературой.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся.

 

III. Описание места элективного курса в учебном плане

Программа реализуется за счет вариативной части БУП, формируемой участниками ОП, ориентирована на учащихся 10 класса, рассчитана на 1 год обучения, 34 часа, 1 час в неделю.

 

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса

Метапредметные результаты.

· Приобретение навыков самостоятельной работы, работы со справочной литературой;

· Овладение умениями планировать учебные действия на основе выдвигаемых гипотез и обоснования полученных результатов;

· Овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при решении практических задач;

· Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц или графиков, выделять основное из прочитанного.

Личностные результаты.

· Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

· Самостоятельность в приобретении новых знаний и умений;

· Приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения;

Предметные результаты.

· Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна.

· Смысл физических величин: Скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, температура, средняя кинетическая энергия, количество теплоты, элементарный электрический заряд.

· Смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции.

· Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движения тел в поле тяготения, свойства газов, жидкостей и твердых тел, электромагнитную индукцию.

· Отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие что: наблюдение и эксперимент, являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; Физическая теория дает возможность объяснить известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё не известные явления;

· Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики, электродинамики.

· Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;

· Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых приборов.

 

V. Содержание элективного курса

Механика. Кинематика (4ч).

Координатный метод решения задач по кинематике. Равномерное и равноускоренное движение. Сложение перемещений и скоростей.

Криволинейное движение. Движение точки по окружности. Вращательное движение твердого тела.

Динамика (4 ч).

Координатный метод решения задач по динамике.

Решение задач на основные законы движения: законы Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Подбор, составление и решение задач: занимательных, с бытовым, техническим, краеведческим содержанием.

Статика (2ч).

Момент силы. Общие условия равновесия твердого тела. Центр тяжести.

Законы сохранения (4ч).

Решение задач по кинематике, динамике с помощью законов сохранения.

Решение задач на определение работы и мощности

Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение.

Решение задач на сохранение и превращение механической энергии.

Решение комбинированных задач

Основы термодинамики (2 ч).

Решение комбинированных задач на первый закон термодинамики. Решение задач на тепловые двигатели.

Библиотечный фонд

1) Сборник задач по физике: 10-11кл. А.П.Рымкевич – М.: Дрофа 2016. – 193 с.

2) Физика. Сборник олимпиадных задач. 8-11 классы/ под оед. Л.М. Монастырского _ изд. 2-е, испр. – Ростов – на- Дону. Легион – МЮ 2011 – 224 с. – (Готовимся к олимпиаде)

3) 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик – изд. 3-е перераб. – «ИЛЕКСА» «ГИМНАЗИЯ» Москва – Харьков 1997

4) Справочник школьника по физике: 7 – 11 кл. – М.: Дрофа, 1996. – 208 с.: ил

5) Физика. 10 класс. Задачник для общеобразовательных организаций Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик, И.М. Гельфгат, И.Ю. Ненашев; под редакцией Л.Э. Генденштейна. – 6-е изд., стер. –М.: Мнемозина, 2014. – 127с

6) Сборник задач по физике 10-11 класс. О.И. Громцева, Г.Я. Мякишев. Мнемозина 2015. – 208 с.

Мультимедийные пособия

1. Физика 7-11 классы. Учебное электронное издание. Практикум.

2. Физика. Библиотека наглядных пособий. 7-11 классы

3. Библиотека электронных наглядных пособий. Физика 7-11 классы

4. Видео энциклопедия для народного образования. Физика

5. Виртуальная книга Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10 класс

6. Виртуальная книга Кирилла и Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия. 10 класс

 

IV. Планируемые результаты изучения элективного курса

ü Научиться решать нестандартные задачи, используя стандартные алгоритмы и набор приемов, необходимых в математике;

ü Приобретение навыка предварительного решения количественных задач на качественном уровне, графического решения задач;

ü Углубление знания в области физики механических, тепловых и электрических процессов.

Элективный курс «Решение физических задач»

I. Пояснительная записка

Решение физических задач — один из основных методов обучения физике. В процессе решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, приводятся сведения из истории физики и техники, формируются такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, внимательность, аккуратность. Формируются творческие способности.

Основные задачи курса:

§ углубление знаний по физике;

§ формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решений физических задач;

§ развитие логического мышления учащихся;

§ развитие интереса к физике, к решению и составлению задач по физике.

Первый раздел программы в значительной мере является теоретическим. Здесь учащиеся получают минимальные сведения о понятии «физическая задача», ее структуре, знакомятся с основными приемами составления задач, их классификацией.

В программе выделены также основные разделы школьного курса физики, раскрыты особенности физических задач по этому разделу.

В начале изучения каждого раздела рекомендуется повторить с учащимися основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу следует использовать вычислительные, качественные, экспериментальные и творческие задачи.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.