Взаимодействие с государственными органами — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Взаимодействие с государственными органами

2017-06-12 1101
Взаимодействие с государственными органами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Участие в судьбе конкретного человека, права которого были нарушены, или разрешение системных проблем в сфере защиты прав, как правило, требуют вмешательства надзорных или контрольных органов, наделенных специальными полномочиями по осуществлению комплекса действий, в компетенцию которых входит проверка фактов, изложенных в обращениях к Уполномоченному, а если такие факты подтвердятся, то привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав, возмещение причиненного заявителям вреда.

Поэтому Уполномоченному невозможно обойтись без содействия этих органов. Чаще всего обращения Уполномоченного направлялись в прокуратуру, органы следствия, руководителям федеральных органов исполнительной власти и в суд.

Более половины обращений в суды и органы прокуратуры составляли ходатайства о проверке правомерности вступившего в законную силу конкретного решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления судьи.

В Правительство Российской Федерации Уполномоченным было направлено 47 обращений, в Верховный Суд Российской Федерации - 92, в Следственный комитет Российской Федерации - 36.

Ни одно из обращений Уполномоченного в адрес руководителей органов государственной власти не осталось без внимания, по ним проводились проверки и принимались соответствующие меры по восстановлению нарушенных прав, если таковые были установлены.

Продолжилась практика участия представителей Уполномоченного в судебных заседаниях разного уровня при его обращении в суды с ходатайствами. В общей сложности представители Уполномоченного приняли участие в 42 заседаниях: в судах общей юрисдикции в порядке ст. 47 ГПК РФ - 31, в связи с административным исковым заявлением - 5, в судебных заседаниях в порядке надзора (подп. 1 и 4 п. 1 ст. 29 ФКЗ N 1) - 6.

Особое значение Уполномоченный придает взаимодействию с Конституционным Судом Российской Федерации, которое способствует выявлению положений законодательства, ущемляющих права и свободы человека: в 2016 году направлено три заключения (в порядке ст. 50 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации") и две жалобы (в порядке подп. 5 п. 1 ст. 29 ФКЗ N 1) в связи с нарушением конституционных прав и свобод граждан законом, примененным в конкретном деле.

Особенно наглядно эффективность взаимодействия Уполномоченного с иными государственными органами просматривалась при рассмотрении коллективных жалоб.

К Уполномоченному поступило обращение 14 человек в связи с непризнанием заявителей потерпевшими по делу о мошенничестве, возбужденному в отношении В. Обманным путем В. вынудил заявителей оформить кредиты в ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" и присвоил заемные средства себе. При этом потерпевшим по делу был признан только банк, что дало ему возможность взыскать сумму похищенных средств с заявителей. В результате обращения Уполномоченного прокуратурой Ростовской области был инициирован пересмотр приговора суда в кассационном порядке. Приговор был отменен, дело возвращено прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.

В рамках взаимодействия Уполномоченного с судами и органами прокуратуры имели место случаи восстановления прав не только самих заявителей, но также других лиц.

К Уполномоченному поступила жалоба заявителя К. на угрозу жизни и здоровью жителей города Перми, созданную при эксплуатации магистрального нефтепровода Каменный Лог - Пермь, в частности, на отказ прокуратуры Пермского края в проведении внеплановой выездной проверки. Уполномоченным направлено ходатайство в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации о проведении проверки обоснованности отказа прокуратуры Пермского края, проверки доводов заявителя и о разрешении жалобы по существу. В результате принятых мер были выявлены нарушения при эксплуатации магистрального нефтепровода, органами прокуратуры внесены представления об устранении выявленных нарушений, виновные лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. Тем самым восстановлены права неопределенного круга лиц - жителей города Перми.

При рассмотрении жалоб Уполномоченный вправе проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами проверку деятельности государственных органов, а также поручать проведение таких проверок уполномоченным органам (подп. 4, 5 п. 1 ст. 23 ФКЗ N 1). В ходе проверок, например, нашли подтверждение обстоятельства по жалобе проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан на ненадлежащие действия администраций.

В ходе проверки, проведенной по поручению Уполномоченного Министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области по жалобе сотрудников ГБУ СО "Сызранский пансионат для инвалидов (психоневрологический интернат)" и ГБУ СО "Сызранский пансионат для ветеранов труда", были подтверждены факты оснащения служебных помещений администрации и медицинского персонала пансионата для инвалидов мебелью, бытовой, аудио- и видеотехникой, приобретенными на личные денежные средства подопечных. В результате были оперативно приняты меры, исключающие использование указанных предметов для обеспечения работы сотрудников пансионата и дальнейшее приобретение за счет недееспособных граждан товаров, не предназначенных для дальнейшего пользования ими подопечными.

По проблемам, поднятым в ежегодных докладах Уполномоченного, и высказанным в них рекомендациям правоприменительного характера органами государственной власти, как правило, принимаются конкретные меры. В 2016 году в адрес Уполномоченного поступило 8 ответов от федеральных органов исполнительной власти (от Минобороны России, Минюста России, Минздрава России, Минобрнауки России, Минстроя России, Минприроды России, ФМС России, ФАДН России), направленных в порядке информирования о принимаемых мерах и планируемых мероприятиях в целях решения проблем осуществления и защиты прав человека, о которых упоминалось в Докладе за 2015 год. В частности:

- поддержана инициатива Уполномоченного о формировании в субъектах Российской Федерации специальных комиссий для решения жизненно важных проблем пострадавших людей, находящихся в пунктах временного пребывания на территории Российской Федерации;

- приняты меры по защите лесов и выжиганию сухой травы в целях недопущения крупных пожаров: в 2016 году улучшилась пожароопасная обстановка [по данным Минприроды России, на 10% снизились показатели лесных пожаров и площадь, пройденная огнем; размер ущерба, причиненного лесными пожарами на землях лесного фонда, сократился в 3,8 раза (с 56,4 млрд до 15,2 млрд руб.)];

- Росздравнадзором восстановлены права на получение качественной и безопасной медицинской помощи 5086 граждан, защищены права 366 140 человек на получение качественной и безопасной медицинской помощи, восстановлены в правах на получение бесплатных лекарственных препаратов 4022 человека, на получение лекарственных препаратов в целях обезболивания - 675 граждан. Росздравнадзор сообщил, что при планировании контрольных мероприятий на 2017 год положения Доклада Уполномоченного будут учтены в части включения в план проверок медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь и осуществляющих санаторно-курортное лечение.

Однако результативность реализации предложений Уполномоченного (в том числе нормотворческого характера) невысока. В связи с этим предлагается закрепить более конкретный механизм рассмотрения рекомендаций Уполномоченного, адресованных органам исполнительной власти, излагаемых в ежегодных и специальных докладах.

Одной из традиционных форм взаимодействия Уполномоченного с органами государственной власти является его участие в совещаниях и коллегиях органов государственной власти, в координационных органах, а также в совместных рабочих группах по подготовке законопроектов и других нормативных правовых актов, затрагивающих права граждан.

Уполномоченный принимал участие в коллегиях, совещаниях и конференциях Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, ряда министерств и служб.

В составе межведомственной рабочей группы, сформированной совместно с Мин-юстом России и ФСИН России для совершенствования законодательства, касающегося соблюдения и защиты прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, сотрудниками Аппарата Уполномоченного прорабатывался вопрос о внесении изменений в УК РФ, УИК РФ, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 10З-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"; о совершенствовании подзаконного регулирования отношений в сфере исполнения наказаний, содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений.

Плодотворным является сотрудничество Уполномоченного с органами государственной власти и должностными лицами, осуществляемое в рамках работы координационных органов.

В рамках работы Правительственной комиссии по профилактике правонарушений представители Аппарата Уполномоченного участвовали в выработке рекомендаций, связанных с профилактикой детской преступности, ресоциализацией и социальной адаптацией лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

По итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека, состоявшегося 8 декабря 2016 года, Президентом Российской Федерации был утвержден Перечень поручений, среди которых Правительству Российской Федерации было поручено представить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих реализацию мер социальной реабилитации и адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Дальнейшее развитие законодательства в части гарантий ресоциализации и социальной адаптации бывших заключенных находится на контроле Уполномоченного.

Ряд координационных межведомственных совещаний был проведен непосредственно Уполномоченным по его инициативе в связи с обращениями граждан по системным вопросам, затрагивающим их права.

Ранее, например, отмечалось, что Уполномоченным проведено межведомственное совещание по обсуждению проблемы освобождения от наказания в связи с тяжелой болезнью, по результатам которого создана межведомственная рабочая группа из представителей правозащитных организаций, научного сообщества, органов исполнительной власти и Аппарата Уполномоченного по подготовке проекта соответствующего законодательного акта в указанной сфере.

Возросла интенсивность взаимодействия Уполномоченного с палатами Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам совершенствования законодательства. Уполномоченный и его представители приняли участие в 35 мероприятиях, проходивших в Государственной Думе, и в 18 мероприятиях - в Совете Федерации.

По итогам состоявшегося в Совете Федерации заседания Совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества на тему "О состоянии и перспективах развития институтов уполномоченных по правам человека и системы общественного контроля на федеральном и региональном уровнях", а также по результатам проведенного Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству Совета Федерации круглого стола "Государственные институты защиты прав человека: опыт и перспективы развития в контексте 50-летия принятия международных пактов о правах человека" была образована совместная рабочая группа, целью которой является разработка предложений, направленных на совершенствование законодательного обеспечения деятельности уполномоченных по правам человека на федеральном и региональном уровнях и совершенствование правозащитной системы как целостного механизма, включающего работу всех институтов гражданского общества.

В 2016 году Уполномоченный провел ряд рабочих встреч с руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации (республик Дагестан, Крым, Татарстан и Тыва, Камчатского края, Орловской, Владимирской и Новосибирской областей, городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, Ненецкого автономного округа), в рамках которых обсуждались актуальные вопросы сотрудничества в различных сферах, имеющих отношение к вопросам обеспечения избирательных прав граждан в период проведения в сентябре 2016 года выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, а также организации совместной работы по решению проблем в области прав человека.

Оперативному и эффективному разрешению правозащитных вопросов способствовало также взаимодействие с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Взаимодействие с каждым органом исполнительной власти имеет свою специфику. Поэтому между Уполномоченным и другими федеральными государственными органами начиная с 2004 года заключаются двусторонние соглашения о сотрудничестве и взаимодействии.

Как показывает практика, взаимодействие на базе соглашений способствует оперативному решению вопросов восстановления прав граждан, связанных с компетенцией соответствующих государственных органов, взаимному обогащению информацией по вопросам ситуации с правами человека в том или ином секторе общественных отношений, более качественному осуществлению правового просвещения и достижению других положительных результатов.

В 2016 году были подписаны соглашения с Федеральной службой судебных приставов, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Ранее такие соглашения были заключены с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (от 3 мая 2007 года); Главной военной прокуратурой (от 16 июня 2006 года); МВД России (от 14 сентября 2004 года) и Минобороны России (от 11 ноября 2009 года).

В рамках реализации Соглашения о порядке взаимодействия Уполномоченного и Федеральной службы судебных приставов 29 сентября 2016 года был проведен единый день приема граждан по проблематике соблюдения прав граждан при исполнении судебных решений. Мероприятие проводилось при совместном участии ФССП России и Уполномоченного, а также руководителей региональных управлений ФССП России и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Большинство обращений, поступивших от граждан в ходе этой акции, касалось неисполнения должниками судебных решений по выплатам алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Кроме того, гражданами были подняты проблемы социального характера: предоставление жилья, выплата задолженности по заработной плате и другие. В единый день приема всем обратившимся были даны подробные разъяснения. По некоторым мерам принудительного исполнения, принятым судебными приставами-исполнителями, проведены проверки.

Соглашение о взаимодействии между Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в период проведения избирательных кампаний и кампаний референдума наряду с такими традиционными формами взаимодействия, как обмен информацией, проведение совместных мероприятий (включая проверки информации о нарушениях избирательных прав граждан), предусматривает также организацию "горячих линий" связи с избирателями. Взаимодействие в указанной форме было осуществлено в ходе избирательной кампании в 2016 году. Кроме того, на основании Соглашения в части сотрудничества по совершенствованию законодательства 8 декабря 2016 года Координационный совет российских уполномоченных по правам человека направил в ЦИК России предложения по совершенствованию избирательной системы.

Деятельность по укреплению взаимодействия и сотрудничества с федеральными органами государственной власти и иными государственными органами и должностными лицами планируется продолжать, имея в виду поиск новых форм, направленных на эффективное соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.