Слушание как элемент речевой культуры. правила этика для слушающего — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Слушание как элемент речевой культуры. правила этика для слушающего

2017-06-12 416
Слушание как элемент речевой культуры. правила этика для слушающего 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слушание как вид речевой деятельности не менее сложный процесс, чем говорение. Рассмотрим этот процесс с тех же позиций анализа структуры и психологического содержания, с которых ранее описывалось говорение. Так же, как и говорение, по структуре слушание прежде всего характеризуется трехфазностью, трехчастностью.

Первая фаза — побудительно-мотивационная. Как мы уже отмечали, ведущим и определяющим деятельность слушания является интеллектуально-познавательный мотив. В отличие от говорения, мотивационная сторона слушания в значительной мере зависит от деятельности другого участника общения, то есть от лектора. В этом плане слушание является как бы производным, вторичным в коммуникативной деятельности типа «лектор — аудитория». Цель слушания реализуется в предмете этой деятельности. Она заключается в раскрытии смысловых связей, осмыслении поступающего на слух речевого сообщения, произведенного говорящим. Другими словами, если предметом говорения является собственная мысль говорящего, развитие которой удовлетворяет его потребность высказывания и общения, то предмет слушания — чужая мысль, мысль лектора. Восстановление, понимание этой мысли и составляет цель слушания, в которой находит себя мотив этого вида речевой деятельности.

Вторая — аналитико-синтетическая — фаза деятельности представлена в слушании достаточно полно и развернуто. По мнению многих исследователей, в процессе слушания проходит как бы несколько этапов аналитико-синтетической обработки поступающего на слух речевого сообщения. Так, В. А. Артемовым [6] было выдвинуто предположение, что эта обработка начинается с первичного, иногда ложного синтеза, проходит этап анализа и завершается вторичным, или конечным, синтезом. При рассмотрении структуры слушания как вида речевой деятельности важно подчеркнуть взаимосвязанность анализа и синтеза в этом процессе и соответственно правомерность выделения аналитико-синтетической части в слушании. Обеспечивающий эту часть деятельности операциональный механизм включает операции «внутреннего оформления» (в данном случае воссоздания) чужой мысли. К этим операциям относятся операции отбора (выбора), сличения и установления внутрипонятийных соответствий, установления смысловых связей. В отличие от говорения, слушание не имеет механизма внешнего оформления и соответственно не располагает программирующим и планирующим внешнее моторное выражение устройством. Поэтому слушание как вид деятельности в основном определяется внутренней его стороной, а именно, смысловым восприятием.

1. Слушание выдвигается на 1-ый план, когда люди желают достигнуть согласованности в действиях. Если кто-нибудь обратился к вам с речью, нужно оборвать дела, чтоб слушать его. Естественно, вступивший в контакт должен ощущать, можно ли сделать собеседником занятого человека. Потому в служебной обстановке неэтично отрывать от дела работника; в транспорте лучше обратиться с вопросом не к тому, кто занят чтением, а к стоящему просто так. Отсюда правило этикета: дайте предпочтение слушанию перед другими видами деятельности. 2. Слушая, почтительно и терпеливо относитесь к говорящему. Пытайтесь слушать пристально и до конца. Даже если приходится слушать, с вашей точки зрения, не впору и говорящий, как вам кажется, несет ересь. Если же на этот момент слушать совсем нереально, тактично перенесите беседу на другое время, аргументированно сославшись на свою занятость. Не слушать младшего — в семье, на службе — означает нарушить важное правило этики общения. Не слушать старшего — просто проявить простую грубость. 3. Слушая собеседника, не перебивайте его, не сбивайте с мысли, не втыкайте каких-то замечаний, не переводите слушание в собственное говорение. 4. Слушая, поставьте в центр внимания говорящего и его интересы. Дайте ему проявить себя в речи. Вербально и невербально подчеркивайте заинтригованность в разговоре с ним. 5. Следует уметь впору оценить речь собеседника, согласиться либо не согласиться с ним, ответить на поставленный вопрос. По другому говоря, нужно искусно соединять внутри себя роль слушающего с ролью говорящего. 6. Не следует отвечать на вопрос, данный другому собеседнику, вообщем реагировать на речь, обращенную к другому. Но если тот, к кому ориентированы слова, не реагирует, что, естественно, вне правил ведения речи, то другой слушающий может взять на себя ответ, тем спасая положение в общей беседе

9.Деловой имидж. Имидж и его составные элементы

В условиях конкуренции для успешного ведения дел недоста- точно просто владеть крупным производством, быть талантливым финансистом или иметь интуицию, подсказывающую, как будет изменяться спрос на тот или иной товар. Как уже неодно- кратно говорилось выше, бизнес в наши дни – это в первую очередь общение, коммуникации различного типа и уровня. В лю- бом общении, кроме его содержательной составляющей, очень большую роль играет впечатление, производимое участниками общения друг на друга. От того, каким увидят вас ваши партне- ры, руководители, клиенты, зависит успех деловых коммуникаций и в конечном счете успех вашего бизнеса. Поэтому в мире деловых людей огромное значение придается имиджу

Кроме того, необходимо назвать: • вербальный имидж – что говорит субъект, как говорит, что и как пишет; • овеществленный имидж – предметы, вещи, которые он сде- лал; • кинетический имидж – движения рук, головы и т. д. Применительно к организации возможно выделить следую- щие составляющие имиджа: 1) визуальный имидж: целенаправленное воздействие на зри- тельные ощущения, фиксирующие информацию о дизайне, фир- менной символике и иных носителях графической информации (реклама); 2) социальный имидж: внедрение в сознание целевых групп представлений о социальных целях и роли организации в эко- номической, социальной и культурной жизни общества; бизнес- имидж: формирование представлений о субъекте деловой актив- ности (деловая репутация, объем продаж, относительная доля Глава 7. Деловой имидж 262 Деловая этика рынка, инновационность технологий, разнообразие товаров, гиб- кость ценовой политики т. д.). Бизнес-имидж организации обла- дает относительной стабильностью.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.