Историческийэкскурс:массажисты с ограниченными возможностями здоровья по зрению. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историческийэкскурс:массажисты с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

2017-06-12 993
Историческийэкскурс:массажисты с ограниченными возможностями здоровья по зрению. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Существует не так много профессий, где не обладающий зрением человек может проявить себя, как никто другой. Одна из таких профессий - массажист.

Слепые массажисты традиционно ценились на Востоке с древнейших времен и ценятся до сих пор; недаром японская поговорка гласит: «Слепой массажист на вес золота».

История первого известного объединения слепых в профессиональное сообщество начинается в Японии с IX века, когда сын императора Ниммё (810-850 гг.) принц Санэясу (831-872 гг.) потерял зрение вследствие глазной болезни, удалился в местность Ямасина (сейчас территория города Киото), собрал при себе незрячих людей и обучал их искусству игры на бива (японской лютне), духовых и струнных инструментах, поэзии. Кроме музыкантов, среди незрячих были сказители, мастера игры в го и японские шахматы, а также массажисты («амма») и мастера иглоукалывания и прижигания моксой («синкю»).

Благодаря продуманной политике правительства, разрешившей монополию на профессии, цех незрячих специалистов стал одним из основных факторов развития медицины, музыки и других исполнительских искусств в Японии, вплоть до середины XIX века.

Именно в это время массаж, как профессия слепых,из Японии проник через Англию в Европу, где первоначально не получил широкого распространения. Тем не менее, на съезде русских деятелей по распространению профессионального и технического образования в Москве уже в 1896 году А.А. Густовский сделал доклад о доступности для слепых массажа как профессии. На основании опыта он утверждал, что слепые хорошо усваивают приёмы массажа, в частности хирургического, и вполне справляются с этим делом. То есть профессия массажиста давно вошла в список рекомендуемых при профориентации слепых и их трудоустройстве.

В журнале «Досуг слепых» за 1899 год писали: «Преподаватель Петербургского училища для слепых А. Густовский изучал в Японии тамошние приемы массажа и затем обучал массажу своих воспитанников».

Цыганков Т.И., земский врач, ослепший от тифа, в 1901-1902 гг. стажировался по массажу в Петербурге, а затем в Берлине у профессора Заблудовского. Возвратившись к себе, в Харьков, стал практиковать Сестринское дело в массаже и приобрел большую известность.

Первой незрячей медсестрой массажисткой в царской России считается Витковская О.А. Будучи из дворянской семьи, ослепшая, она получила пенсию от своего дяди, что позволило ей обучаться массажу и работать в одной из больниц Петербурга с 1904 г.

Ерошенко В.Я., выпускник Московского училища для слепых в 1915г. обучался массажу в Японии, в Токийской школе массажистов.

Во время мировой войны 1914-1918 г.г. этой профессии стали обучать военно-ослепших. Возникла ассоциация слепых массажистов.

Однако в дореволюционной России для ослепших взрослыми возможности готовиться к полноценному интеллектуальному труду не имелось. Существовавшие при Александро-Мариинском училище в Петербурге курсы настройщиков и массажистов охватывали в основном старших воспитанников этого училища. Курсы настройки страдали плохой постановкой практики. Курсы массажистов работали более успешно; для подготовки массажистов признавался достаточным годичный срок. В дореволюционное время, кроме Петербурга, массажу обучали только в Харькове.

В 1921 – 1922 гг. в Москве доктор Московской школы для слепых детей Гандер В.М. для выпускников школы организовал первые курсы медсестер-массажистов. Для преподавания были привлечены специалисты из медицинского института. Так началось государственное обучение массажу.

Цыганков Т.И. в 1920 - 1925 гг. создал первую профессиональную школу массажистов для слепых. Школа была открыта губернским отделом здравоохранения. Ее руководителем и преподавателем был Цыганков. Им написан учебник по массажу для средних медработников. В 20-е годы на Кавминводах первыми незрячими массажистами стали Аксюк А.Х. (выпускник школы Цыганкова) и Сыромятников В.П. Они долгие годы работали и в годы Великой Отечественной войны.

Для подготовки к интеллектуальному труду военноослепших, потерявших зрение в боях с белофиннами, в Ленинграде в 1940 г. были организованы специальные курсы в доме-интернате для них и при Ленинградском педагогическом институте им. Герцена. Курсы, организованные в Ленинградском доме-интернате военноослепших, были естественным положением общеобразовательного обучения, проводившегося в госпиталях и в самом доме-интернате. Курсы имели целью дать профессиональную подготовку по массажу, машинописи или баяну и образование в объеме неполной средней школы. В учебный план курсов дома-интерната была включена профессиональная подготовка. Это давало учащимся наряду с образованием в объеме семилетки возможность овладеть новой профессией. У большинства специальностью был массаж, а у части – машинопись. Занятия по подготовке массажистов проводились 2 раза в неделю по 5 часов, что дало возможность пройти следующие предметы: анатомию – 40 лекционных часов с практическими занятиями: технику массажа – 20 часов лекций с практическими занятиями; практику массажа под руководством массажисток – 162 часа; стажерскую практику в одном из лечебных учреждений – по 4 часа ежедневно (в течение месяца – 104 часа). Во втором полугодии предполагалось прохождение специальных разделов по массажу и заключительная стажерская практика в лечебных учреждениях. Количество часов намечалось такое же, как и в первом полугодии.

Одним из основателей профессиональной подготовки массажистов с проблемами зрения считается Андрей Сергеевич Онуфриев (1908-1979). Андрей Сергеевич родился в селе Тюменцево (ныне Алтайский край) в 1908 году в крестьянской семье. В десятилетнем возрасте потерял зрение.

В 1929 году начал трудовую жизнь в Новосибирской сапоговаляльной и верёвочной мастерской для слепых. Вступил в ряды ВОС. В 1931 году был направлен на учёбу в Московский Техникум по организации труда инвалидов. В 1933 году, окончив его, вернулся в Новосибирск и был избран председателем городского отдела ВОС. Чуть позже стал работать инструктором по трудоустройству инвалидов по зрению западно-сибирского краевого отдела ВОС. В 1937 году организовал кратковременные курсы массажа для незрячих в Томске, а в 1939 году - такие же курсы в Новосибирске. В годы Великой Отечественной Войны работал массажистом в Павлодаре, а позже - в военном госпитале в Евпатории. Такую деятельность Андрей Сергеевич продолжал до 1947 года. В это время он подготовил несколько групп незрячих массажистов.

В 1949 году по предложению председателя Ставропольского краевого отдела ВОС Ф. Ф. Бердникова Андрей Сергеевич организовал курсы по подготовке незрячих массажистов в Кисловодске. В 1956 году эти курсы при активном участии Андрея Сергеевича были преобразованы в профессиональную школу массажистов Всероссийского Общества Слепых. Обучение в школе продолжалось 2 года. Первый выпуск составил 28 человек. Позже набор значительно увеличился. Андрей Сергеевич стал первым директором профессиональной школы. Преподавательский состав вместе с директором и завучем включал в то время пять человек. Главным помощником Андрея Сергеевича стал преподаватель А. А. Трущенко, ученик знаменитого врача массажиста И. М. Саркизова-Серазини. Он изучал массаж в Германии и Японии, много сделал для оснащения школы наглядными пособиями. Андрей Сергеевич вместе с первыми преподавателями и единомышленниками заложил высокий уровень требований к объёму и качеству обучения.

В этой же школе с 1964 г. начал работу по преподаванию массажа незрячий врач массажист, ученик Трущенко, – Игорь Витальевич Дунаев. Он – автор базового учебника по массажу, был большим энтузиастом по организации выездных семинаров по изучению сестринского дела в массаже для незрячих массажистов.

Андрей Сергеевич Онуфриев долгое время возглавлял республиканский совет массажистов при ЦП ВОС. При его непосредственном участии выходили периодические сборники «Консультации и методические указания слепых массажистов» шрифтом Брайля. Андрей Сергеевич был награждён значками «Отличник здравоохранения» и «Отличник ВОС». В 1980 году по решению Городского Совета Народных Депутатов г. Кисловодска на здании профессиональной школы массажистов была установлена мемориальная доска, где начертано: «Здесь работал основатель и первый директор профессиональной школы массажистов Онуфриев Андрей Сергеевич».

В 1981 году профессиональная школа получила статус медицинского училища Минздрава РСФСР. С 1999 года это - медицинский колледж. Со времени основания из стен учебного заведения вышло более 2000 незрячих массажистов высшей квалификации. Сегодня выпускники-массажисты активно работают во всех уголках нашей страны и высоко несут знамя профессионализма и мастерства. Долгое время медицинское училище со специальностью – медицинская сестра по массажу оставалось единственным в стране. В Кисловодск приезжали учиться незрячие со всего Советского Союза. Ныне география проживания студентов и будущих массажистов также очень обширна. Аналогичные школы, училища, колледжи открыты в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске, Уфе и других российских городах.

В Кисловодском колледже постоянно действуют курсы повышения квалификации. Темы курсов самые разнообразные, включая все новинки в области массажа. За годы существования учебного заведения неоднократно проходили семинары по обмену опытом с массажистами многих стран: Германии, Франции, Великобритании, Китая, Польши, Болгарии, Норвегии, Финляндии, Объединенных Арабских Эмиратов, Ирана, Чехословакии, Румынии, Югославии, Дании, Венгрии, Индиии Японии.

Таким образом, лучшие традиции японского цеха незрячих массажистов в полной мере раскрылись именно на российской почве, получив высокую оценку коллег из «страны восходящего солнца».

 

 

2. Профессиональные требованияк массажисту

 

В требованиях, предъявляемых к массажисту, можно выделить два аспекта– психологический и технический.

К психологическому аспекту относится ряд личностных качеств массажиста и некоторые этико-деонтологические принципы: внимательность, терпеливость, тактичность, дружелюбие, спокойствие, уверенность в правильности выполнения плана сеанса массажа.

Отношения между пациентом и массажистом очень важны для эффективности лечения, поэтому массажист должен быть корректен, предупредителен, тактичен и находчив, но не допускать фамильярности в обращении с пациентом, тем более обсуждать с ним качество работы своих коллег или лечащего врача.

Движения массажиста должны быть аккуратны и точны. Неточные жесты могут показаться пациенту двусмысленными.

Правильный подход к пациенту повышаетавторитет массажиста и располагает пациента к доверию. Нередко пациенты посвящают массажиста в интимные стороны своего заболевания и личной жизни. Массажист не должен разглашать тайны пациента, иначе это может привести к различным конфликтам и резкому снижению авторитета массажиста в глазах пациентов.

Недопустимо проявление массажистом раздражения или недовольства пациентом. Пациенты очень чувствительны к равнодушному отношению к своим жалобам, поэтому каждую жалобу пациента следует внимательно выслушать, по возможности извлечь из нее новые данные и использовать их для более эффективного применения массажа.

Массажист обязан внимательно относиться к жалобам пациента, быть выдержанным, терпеливым и в то же время настойчивым для достижения лечебного эффекта. Он должен уметь рассеять пессимистическое настроение пациента и внушить ему веру в выздоровление.

Массажист обязан разбираться в особенностях клинического проявления различных заболеваний и в соответствии с этим умело подбирать необходимую методику или разновидность лечебного массажа, следить за реакцией больного во время массажа и правильно оценивать результаты своего труда, при этом он должен поддерживать тесную связь с лечащим врачом. Для правильного понимания действия массажа на различные ткани, системы, органы и весь организм в целом большое значение имеет знание физиологии человека, особенно его нервной системы, так как главенствующая роль принадлежит нервно-рефлекторному действию массажа. Необходимо знание клинических и специальных дисциплин (сестринского дела в терапии, хирургии, педиатрии, нервных болезнейи других).

Массажист должен постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки путем самостоятельной работы с медицинской литературой, на семинарах в группах массажистов и курсах повышения квалификации.

К техническому аспекту относят само выполнение массажных приемов, умение выполнять любой вид массажа, выбирать наиболее эффективные приемы, соблюдать рациональную последовательность основных и вспомогательных приемов массажа, учитывать адекватность ответной реакции пациента на проведенный сеанс или курс массажа.

Массажист должен знать нормальную топографическую и патологическую анатомию, особенности строения различных тканей, хорошо разбираться в топографии массируемойчасти тела, свободно ориентироваться в расположении кожных зон сегментарной иннервации и уметь отличать патологическое состояние тканей и органов от нормы.

Знание топографической анатомии особенно важно в связи с введением в лечебную практику сегментарного и точечного массажа. Только при строгом выполнении этого требования массажист сможет стать квалифицированным специалистом. В противном случае, плохо понимая, например, почему одни приемы можно делать только в одном направлении, а другие — в любом, он не будет получать полноценных лечебных результатов в работе.

Массажист обязан безукоризненно владеть пальпаторным методом исследования. Важна осмысленнаячувствительность пальцев,поэтому необходима ежедневная тренировка и специальные упражнения для пальцев.

Массажисту должны быть хорошо знакомы ощущения, возникающие при пальпации человеческого тела. Он должен научиться пальпаторно распознавать отдельные мышцы, мышечные группы, связки, сухожилия, места прикрепления сухожилий к костям. Определять пастозность (потеря эластичности) и отечность тканей, отличать повышенный или пониженный мышечный тонус от нормального, знать расположение основных сосудисто-нервных пучков. Хорошо развитая чувствительность позволяет определить состояние массируемых тканей и понять, когда необходимо закончить массаж на данном участке и перейти на другой. Чтобы сохранить высокую чувствительность пальцев, необходимо оберегать кожу рук от ранений, нагноения, высушивания, ожогов.

Массажист должен одинаково владеть обеими руками для сохранения и качества массажа, и работоспособности.

Массажист обязан отлично владеть техникой, знать методику массажа и умело использовать знания при лечении различных заболеваний. Чтобы применять массаж направленно, он должен отчетливо представлять физиологическое действие каждого массажного приема и знать его показания и противопоказания. Поскольку классический лечебный массаж является основой почти всех разновидностей массажа, массажист должен глубоко освоить его приемы, а в дальнейшем постоянно совершенствовать технику выполнения массажных приемов и не допускать их искажений. Нарушение правил выполнения приемов классического массажа приводит к снижению эффективности лечения и даже ухудшению состояния больного.

Эти важные профессиональные качества начинающие массажисты должны воспитывать в себе с первых занятий, с первого знакомства друг с другом и с профессией. Все это в дальнейшем поможет им легко и естественно наладить доверительные отношения с пациентами и добиться уважения среди врачей и коллег.

 

 

Гигиена массажиста

Издавна особенная форма одежды у людей считалась определенным знаком отличия.

Униформа является обязательным атрибутом деятельности массажиста. Она носит практический характер, но также может решать совершенно другие задачи.

На современном этапе развития массажных технологий одежда для массажиста может быть разнообразной в зависимости от направления массажных услуг.

Массажист, прежде всего, должен быть одет чисто и аккуратно. Одежда должна соответствовать духу процедуры. Например, при выполнении восточных видов массажа массажист может быть одет в кимоно. Одежда пациента (клиента) и массажиста, полотенца и покрывала – все должно отвечать единой цели: созданию комфортной атмосферы, в которой пациенту приятно и удобно находиться, а массажисту – работать.

Белый цвет всегда будет занимать лидирующее положение. В истории цветов он самый древний, с ним с давних времен связаны самые важные символы нашей жизни. Белый цвет ассоциируется с чистотой и невинностью, честностью. Голубой цвет – успокаивающий, освежающий, холодноватый, часто встречается в расцветках японских кимоно. По китайской философии возможно использование всей палитры цветов.

Традиционной одеждой медиков считается белый халат. К медицинской одежде предъявляются особые требования, которым она должна соответствовать: быть кровоотталкивающей, эргономичной, антистатической и легко дезинфицироваться. Используются из материалов не только хлопковые ткани, но и смешанные (например, хлопок и полиэстер).

Медицинская форма массажиста должна состоять из медицинского халата (или костюма) и медицинской шапочки. Недопустимо, чтобы во время работы волосы массажиста касались тела больного или массируемого участка.

Медицинский халат не должен стеснять движений, в нем должна быть достаточно открыта шея, для лучшей вентиляции тела во время работы. Халат должен быть чистым, все его детали (пуговицы, завязки, карманы) должны быть пришиты, рукава подвернуты выше локтя (рукав, опущенный ниже локтя, мешает во время работы, стесняет движения рук, прикосновение рукава к телу пациента вызывает у последнего неприятное чувство). Нижний край халата должен закрывать край платья. В карманах халата не должно быть предметов, беспокоящих пациента.

Халат не должен быть слишком широким или слишком узким: слишком широкий — имеет неряшливый вид, слишком узкий — стесняет движения во время работы и препятствует нормальной циркуляции воздуха над поверхностью тела, что ведет к нарушению терморегуляции, перегреванию тела и преждевременному утомлению массажиста.

Одежда. Перед приемом пациентов массажист переодевается в рабочую одежду, которая должна храниться в кабинете. Одежда должна быть легкой, удобной, не стесняющей движений и не сдавливающей грудную клетку и талию, свободно пропускать воздух и не задерживать влагу, в частности пот, выделение которого усиливается во время работы. Тугой пояс сдавливает мышцы и сосуды поясницы и брюшного пресса, способствуя их утомлению и нарушая нормальную работоспособность.

Обувь. Практикой установлено, что работать в обуви на высоком каблуке неудобно — ноги становятся неустойчивыми и быстро устают. Обувь без каблуков способствует развитию плоскостопия, при этом возможны боли и судороги в икроножных мышцах и нарушение кровообращения в ногах. Лучше работать в удобной и свободной обуви со средним и широким устойчивым каблуком. Рабочую обувь следует хранить в шкафу массажного кабинета.

Уход за руками. Во время массажа на руках не должно быть колец, часов, браслетов во избежание нанесения микротравм больному. Кожа кистей и пальцев не должна иметь омозолелостей, ссадин, царапин, гнойничков.

Ранки на руках массажиста во время работы загрязняются и могут нагноиться, поэтому такими руками работать нельзя. Перед началом массажа и после него тщательно вымыть руки теплой водой с мылом (лучше всего в присутствии пациента). Если руки мыть постоянно холодной водой, то кожа, особенно на тыльной поверхности кисти и пальцев, становится сухой, тонкой; в холодное время года на ней появляются трещины, вызывающие болезненные ощущения.

После работы необходимо вымыть руки теплой водой, слегка высушить их и смазать тонким слоем питательного крема.

При повышенной потливости ладоней рекомендуется периодически обтирать их сухим полотенцем или пользоваться тальком. Тальк гигроскопичен и хорошо впитывает воду (пот). Можно протирать ладони ватой, смоченной водно-спиртовым раствором или эфирно-спиртовой смесью, в крайнем случае, 1—2 % раствором формалина. Ногти на руках должны быть достаточно короткими, для чего их необходимо периодически обрабатывать персональной пилочкой, при этом край ногтя не должен быть острым. Заусенцы ногтевого ложа обрабатывать с помощью острых ножниц, йода или бриллиантовой зелени.

Участки загрубевшей кожи на ладонях ликвидируются пемзой во время мытья рук или тонкой наждачной бумагой, когда руки сухие.

Прочие требования. Во время работы массажист часто располагает свое лицо близко к лицу пациента, поэтому необходимо следить за чистотой полости рта.

Неприятный запах бывает при наличии больных зубов, при гнойных пробках в миндалинах, при курении и т. д. Учитывая это, массажист должен вовремя лечить зубы и носоглотку, по возможности отказаться от привычки курить.

Не следует забывать и о том, что некоторые пациенты не переносят запаха духов или одеколона, — в таком случае желательно воздержаться от их употребления.

 

 

4. Гигиенические требования к пациенту

При первом посещении пациенту следует разъяснить, что массаж проводится на чистой коже, так как загрязненная кожа способствует опасности ее инфицирования во время массажа. Если пациент впервые прибыл на массаж с недостаточно чистой кожей, протереть кожу массируемого участка ватным тампоном, смоченным водно-спиртовым раствором.

Густой волосяной покров на поверхности массируемого участка препятствует проведению массажа. Захват волос руками массажиста вызывает у пациента боль, при этом волосяная луковица от механического раздражения может воспалиться, что делает дальнейшее проведение массажа невозможным. В таком случае можно порекомендовать снять волосы машинкой, но не брить, потому что бритва снимает не только волосы, но и поверхностный слой эпидермиса, отчего кожа становится тонкой и легко ранимой.

На первой процедуре для лучшего скольжения можно применить масло для массажа или тальк. После массажа масло убрать ватным тампоном, смоченным в спирте.

Совершенно недопустимо, чтобы пациент ложился на массажный стол в брюках и обуви.

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.