Признаки одаренности по А. И. Доровскому — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Признаки одаренности по А. И. Доровскому

2017-06-12 1227
Признаки одаренности по А. И. Доровскому 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возраст Признак одаренности
Раннее детство (1—3 года) Неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за событиями, большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, кото­рая интересна. Способности к рисованию, музыке, счету. Нетерпиливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия
Дошкольный период (4—7 лет) Отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через «этажи»),яркое воображение. Нечеткость в разграничении реаль­ности и фантазии: преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторнаякоординация, предпочтение общества старших детей и взрослых.Доброта, открытость, понятливость. Превосходное вла­дение искусством речевой коммуникации. Громадная любознательность,изобретение собственных слов, склонность к активно­муисследованиюокружающего. Острое реагирование на несправедливость.

 

Школьный период (8—17 лет) Успех во многих начинаниях, высокие результаты в деятельности. Потребность в коллекционировании, классификации, принятие слож­ных и долгосрочных заданий. Великолепное чувство юмора. Развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышле­ния, выраженная установка на творческое выполнение заданий. Владе­ние основными компонентами умения учиться, оригинальность сло­весных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятель­ности, создание в воображении альтернативных систем.
Взрослый период (после 18 лет) Легкость усвоения новых идей и знаний, комбинирование знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах дейст­вий, социальных ситуациях. Отличная развитость навыков общения, открытость, дружелюбие, умение ценить юмор. Живое и непосредст­венное воображение. Открытое выражение своих чувств и эмоций. Активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску. Не­терпеливость при выполнении рутинной работы, предпочтение сложных заданий. Независимость в суждениях и поведении.

2.​ Виды детской одаренности и их особенности. Работа с одаренными детьми в образовательной организации.

Виды одаренности (по В.И.Панову):

Общая одаренность − высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельности, в которой человек может достичь больших успехов.

«Художественная» одаренность − музыкальная, изобразительная, сценическая. Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, драматургии (театре).

«Практическая» одаренность редко признается школой и не рассматривается как одаренность. Ключевой особенностью практической одаренности психолог из Йельского университета Р.Стернберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать эти знания. Этот вид одаренности имеет общие компоненты с социальной одаренностью или включает ее в себя.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с одаренностью этого вида овладевают основополагающими понятиями, эффективно запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые спо­собности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне возможностей, умений, навыков, быстро и кон­кретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.

Специальная одаренность допускает ситуацию, когда человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к дру­гой, что в природе является довольно большой редкостью.

Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Нестандартность мышления приводит к не­стандартности поведения. Данный факт способствует тому, что таких детей не всегда понимают, их часто называют неудачниками.

В основе одаренности находится творческий потенциал, раскрываю­щийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе поста­новки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: науч­ных, технических, духовных. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и разворачивается по мере его взросления.

Интеллектуальная одаренность — способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Интеллектуальные дети в семье — «умни­ки» и «умницы», а в школе — отличники, но среди них есть такие, кото­рые учатся на «отлично» только по одному-двум предметам и не успевают по другим.

Интелектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интелектуального развития. Интеллект− относительно устойчивая структура способностей, обеспечивающих переработку разнообразной информации и ее осознанную оценку.

Академическая одаренность проявляется в необычной способности к учебе; способствует высокой результативности в познавательной деятельности. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалиты. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дсициплнами (математикой, естествознанием и т. п.), используют стандартизированные тесты достижений.

Психомоторная (спортивная) одаренность определяет исключительные спортивные способности. Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений. Стандизированные тесты на прецептивно-двигательное развитие позволяют оценивать различные параметры моторного развития: темп, координацию движений, скорость реакции.

Социальная или лидерская (организаторская) одаренность рас­куривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определя­ющее успешность в общении. Социальный интеллект развивается 17-18 лет.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успеш­ности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности по­шить, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником.

 

Билет 10

1.​ Характеристика понятий «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «брошенные дети», «социальный сирота».

Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель (одинокая мать).

К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительно болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия.

«социальные сироты» - дети, которые имеют биологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними.

2.​ Причины сиротства. Специфика социализации ребенка в закрытом учреждении. Основные психологические, личностные и социальные особенности воспитанников детского дома (дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст).

Основные причины сиротства состоят в следующем:

во-первых, это добровольный отказ родителей от ребенка, как правило, вскоре после его рождения — легальной или нелегальной форме (дети-подкидыши, дети в клиниках или проданные другим лицам);

во-вторых, лишение родительских прав;

в-третьих, утрата родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции.

Специфика социализации личности в условиях детских домов связана с наличием значительных трудностей, как в усвоении социального опыта и социальных ролей, так и в процессе их воспроизводства и реализации.

Особенности социализации воспитанников детских домов обусловлены замещением семьи, основного института социализации, учреждением. Основными факторами, затрудняющими процесс социализации воспитанников детских домов, являются своеобразная закрытость учреждения, их изолированность, отстраненность от реальной жизни; ограничение социальных связей воспитанников, скудный выбор образцов для подражания, усвоения социального поведения; субкультурная изолированность и психологическое отчуждение воспитанников в отношениях с обществом; резкая регламентация жизни, ограничение социальной активности детей, недостаточное включение их в разные виды полезной практической деятельности; принудительный характер общения, обусловленный постоянным составом детского и взрослого контингента детского дома; дефицит неформального общения со взрослыми; ограничения в сфере реализации усвоенных социальных норм и социального опыта; наличие негативного опыта социализации в семье.

Период дошкольного возраста. У детей, воспитывающихся в детском доме, доминирует потребность во внимании и доброжелательности, хотя для этого возраста свойственны более сложные формы потребности в общении (потребность в сотрудничестве, уважении, сопереживании, которые у них выражены слабо). Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, не осваивает навыки продуктивного общения (отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться). В этом возрасте воспитанники оказываются неспособными к конструктивному решению конфликтных ситуаций, т.к. преобладают защитные формы поведения (агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину).

Период школьного возраста. Дети, воспитывающиеся в детских домах, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. Социально – психологические условия способствуют росту у детей эмоционального напряжения, тревожности, усиливают агрессию. Особая психологическая проблема – отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, отдохнуть от взрослых и других детей.

Незнание самого себя как личности, отсутствие познавательной структуры отношений «дом-родители-ребенок» приводит к слабой, незрелой ориентации в самостоятельной жизни, к неправильным реакциям и непродуманным поступкам. Притязания ребенка реализуются в собственной среде через физическую силу, агрессию, а порой – и асоциальные формы поведения (эмоциональные срывы, ощущение гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнев).

Период подросткового возраста. В условиях детского дома складывается интернатское понятие «мы», возникает своеобразное сопоставление (идентификация) друг с другом. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они».

Дети могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Это объясняется нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально нестабильным положением ребенка. Воспитанники детских домов психологически отчуждены от людей, предпочитают полагаться только на себя (не имея навыков самостоятельности), утверждаясь всеми доступными средствами: нарушают морально-нравственные нормы, склонны к демонстрации превосходства над другими, лгут, ленятся и т.п. Все это приводит к нарушению нравственного развития. У детей, живущих на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция «нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность. Уже в доме ребенка такие дети недоверчивы и вялы, не привязываются к взрослым. Они замкнуты и печальны, нелюбознательны, у них плохо развита речь, отсутствует всякая самостоятельность. В подростковом возрасте указанные причины вызывают определенные трудности в самоутверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я». Они не подготовлены к самостоятельной жизни, не в состоянии планировать свое будущее, живут только одним днем, болезненно переживают свою ненужность.

Таким образом, психологические особенности воспитанников детских домов выражаются: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неспособности выстроить продуктивные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия желания сотрудничать.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.