Методы изучения эволюции. Доказательства эволюции — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Методы изучения эволюции. Доказательства эволюции

2017-06-12 1089
Методы изучения эволюции. Доказательства эволюции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции — (1) гомологичные органы либо (2) аналогичные органы:

 

А) усы таракана и рыбы сома

Б) чешуя ящерицы и перо птицы

В) глаза осьминога и собаки

Г) зубы акулы и кошки

Д) нос обезьяны и хобот слона

Е) когти кошки и ногти обезьяны

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Гомологичные органы имеют общее происхождение, но выполняют разные функции, аналогичные органы — имеют разное происхождение, но одну функцию.

 

Ответ:212211

2. Установите соответствие между уровнями организации жизни — популяционно-видовой (1) и биоценотический (2) — и явлениями, происходящими на этих уровнях.

 

A) внутривидовая борьба за существование

Б) межвидовая борьба за существование

B) хищничество

Г) миграции в поисках пищи

Д) забота о потомстве

Е) поток энергии

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Биоценоз характеризуется круговоротом веществ и энергии, между видами в нем идет борьба за существование, хищничество и другие виды взаимоотношений. Остальные признаки популяционно-видового уровня.

 

Ответ:122112

3. Установите соответствие между уровнями организации живого (биоценотический (1) или биосферный (2)) и их характеристиками и явлениями, происходящими на этих уровнях.

 

A) процессы охватывают всю планету

Б) симбиоз

B) межвидовая борьба за существование

Г) передача энергии от продуцентов консументам

Д) испарение воды

Е) сукцессия (смена природных сообществ)

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Биосфера — биологическая оболочка Земли, совокупность всего живого. Происходящие в ней процессы охватывают всю планету (А), в ней происходит передача энергии от продуцентов консументам (Г), в биосфере происходит круговорот веществ и химических элементов, а также превращение солнечной энергии (Д).

 

Биоценотический уровень жизни, представляет собой сообщество особей разных видов на определенной территории, связанных различными внутривидовыми и межвидовыми взаимоотношениями, а также факторами неживой природы. На этом уровне проявляются экологические закономерности и эволюционные процессы. На этом уровне изучаются типы питания, типы взаимоотношений организмов и популяций в экосистеме, численность популяций, динамика численности популяций, плотность популяций, продуктивность экосистем, сукцессии (Б, В, Е). Этот уровень изучает экология.

 

Ответ:211221

4. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.

 

ПРИМЕР   ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
A) филогенетический ряд лошади Б) наличие копчика в скелете человека B) перо птицы и чешуя ящерицы Г) отпечатки археоптерикса Д) многососковость у человека   1) сравнительно-анатомические 2) палеонтологические

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

Пояснение.

1) сравнительно-анатомические доказательства: наличие копчика в скелете человека (рудимент), перо птицы и чешуя ящерицы (гомологичные органы), многососковость у человека (атавизм)

2) палеонтологические доказательства: филогенетический ряд лошади, отпечатки археоптерикса

 

Ответ:21121

5. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят.

 

ПРИМЕР   ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
A) переходные формы Б) гомологичные органы B) рудименты Г) единый план строения органов Д) окаменелости Е) атавизмы   1) палеонтологические 2) сравнительно-анатомические

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

1) палеонтологические доказательства: переходные формы, окаменелости.

2) сравнительно-анатомические доказательства: гомологичные органы, рудименты, единый план строения органов, атавизмы

 

Ответ:122212

6. Установите со­от­вет­ствие между ра­бо­той учёного и его именем.

 

 

НАУЧНАЯ РА­БО­ТА   УЧЁНЫЙ
А) раз­ра­бо­тал метод мен­то­ра в селекции Б) ини­ци­а­тор со­зда­ния круп­ней­шей коллекции семян куль­тур­ных растений В) сфор­му­ли­ро­вал закон гомологических рядов на­след­ствен­ной изменчивости Г) от­крыл цен­тры про­ис­хож­де­ния культурных растений Д) раз­ра­бо­тал метод по­лу­че­ния полипло- идных ги­бри­дов   1) И. В. Мичурин 2) Н. И. Вавилов 3) Г. Д. Кар­пе­чен­ко

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д
         

 

Пояснение.

Метод мен­то­ра — спо­соб направленного раз­ви­тия («воспитания») мо­ло­дых гибридных рас­те­ний при их при­вив­ке на дру­гой сорт, раз­ра­бо­тал И. В. Мичурин. Ва­ви­лов создал закон го­мо­ло­ги­че­ских рядов, от­крыл центры про­ис­хож­де­ния культурных растений, и начал со­зда­вать коллекцию семян. Кар­пе­чен­ко занимался от­да­лен­ной гибридизацией и раз­ра­бо­тал метод пре­одо­ле­ния бесплодия у ги­бри­дов путем по­лу­че­ния полиплоидных гибридов.

 

Ответ:12223

7. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром и мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ской особенностью, ко­то­рой со­от­вет­ству­ет дан­ный пример.

 

ПРИМЕР   ОСОБЕННОСТЬ
А) пред­пле­чье ля­гуш­ки и курицы Б) ноги мыши и кры­лья ле­ту­чей мыши В) кры­лья во­ро­бья и кры­лья саранчи Г) плав­ник кита и плав­ник рака Д) ро­ю­щие ко­неч­но­сти крота и медведки Е) во­ло­сы че­ло­ве­ка и шерсть собаки   1) го­мо­ло­гич­ные органы 2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д
         

Пояснение.

1) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны: пред­пле­чье ля­гуш­ки и ку­ри­цы; ноги мыши и кры­лья ле­ту­чей мыши; во­ло­сы че­ло­ве­ка и шерсть со­ба­ки

2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны: кры­лья во­ро­бья и кры­лья са­ран­чи; плав­ник кита и плав­ник рака; ро­ю­щие ко­неч­но­сти крота и мед­вед­ки

 

Примечание.

ГОМОЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ — органы, имеющие принципиально общее строение независимо от сходства выполняемых ими функций. Сходство в строении, или гомология, возможно только при наличии более или менее отдалённого общего предка.

АНАЛОГИЧНЫЕ ОРГАНЫ — сходны у организмов разных систематических групп по выполняемой функции, но имеют различное происхождение и неодинаковое внутреннее строение

 

Ответ:112221

8. Установите со­от­вет­ствие между со­бы­ти­ем и уров­нем ор­га­ни­за­ции жизни, на ко­то­ром оно происходит.

 

СОБЫТИЕ   УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ
А) му­та­ци­он­ный процесс Б) сукцессия В) внут­ри­ви­до­вая борь­ба за существование Г) об­ра­зо­ва­ние пи­ще­вых цепей Д) сво­бод­ное скре­щи­ва­ние особей Е) кру­го­во­рот веществ   1) по­пу­ля­ци­он­ный уровень 2) био­гео­це­но­ти­че­ский уровень

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

По­пу­ля­ци­он­ный уро­вень: му­та­ци­он­ный про­цесс, внут­ри­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние, сво­бод­ное скре­щи­ва­ние осо­бей

Био­гео­це­но­ти­че­ский уро­вень: сук­цес­сия, об­ра­зо­ва­ние пи­ще­вых цепей, кру­го­во­рот ве­ществ

Ответ: 121212.

9. Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ   МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
А) колючки кактуса и колючки барбариса Б) останки зверозубых ящеров В) филогенетический ряд лошади Г) многососковость у человека Д) аппендикс у человека   1) палеонтологический 2) сравнительно-анатомический

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
         

Пояснение.

МЕ­ТО­ДЫ ИЗУ­ЧЕ­НИЯ ЭВО­ЛЮ­ЦИИ — это доказательства эволюции живой природы:

1) па­ле­он­то­ло­ги­че­ский метод: Б) остан­ки зве­ро­зу­бых яще­ров; В) фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди

2) срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ский метод: А) ко­люч­ки как­ту­са и ко­люч­ки бар­ба­ри­са; Г) мно­го­сос­ко­вость у че­ло­ве­ка; Д) ап­пен­дикс у че­ло­ве­ка

 

Примечание.

Па­ле­он­то­ло­гия — наука, изу­ча­ю­щая остат­ки вы­мер­ших ор­га­низ­мов, вы­яв­ля­ю­щая их сход­ства и раз­ли­чия с со­вре­мен­ны­ми ор­га­низ­ма­ми. Бла­го­да­ря па­ле­он­то­ло­ги­че­ским дан­ным уда­лось уста­но­вить пе­ре­ход­ные формы и фи­ло­ге­не­ти­че­ские ряды.

Фи­ло­ге­не­ти­че­ские ряды — по­сле­до­ва­тель­ные ряды ис­ко­па­е­мых форм ор­га­низ­мов, эво­лю­ция ко­то­рых со­вер­ша­лась в ука­зан­ных на­прав­ле­ни­ях. Такие ряды видов, по­сле­до­ва­тель­но сме­ня­ю­щих друг друга ор­га­низ­мов, сви­де­тель­ству­ют о су­ще­ство­ва­нии эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са.

Ответ: 21122

10. Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ПРИЗНАК БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА   КРИТЕРИЙ ВИДА
А) органы чувств — одна пара щупалец Б) коричневый цвет раковины В) населяет пресные водоемы Г) питается мягкими тканями растений Д) раковина спирально закрученная   1) морфологический 2) экологический

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

 

Пояснение.

Кри­те­рии вида — это при­зна­ки, по ко­то­рым срав­ни­ва­ют 2 ор­га­низ­ма, чтобы опре­де­лить, от­но­сят­ся они к од­но­му виду или к раз­ным.

Мор­фо­ло­ги­че­ский — внут­рен­нее и внеш­нее стро­е­ние.

Фи­зио­ло­го-био­хи­ми­че­ский — как ра­бо­та­ют ор­га­ны и клет­ки.

По­ве­ден­че­ский — по­ве­де­ние, осо­бен­но в мо­мент раз­мно­же­ния.

Эко­ло­ги­че­ский — со­во­куп­ность фак­то­ров внеш­ней среды, не­об­хо­ди­мых для жизни вида (тем­пе­ра­ту­ра, влаж­ность, пища, кон­ку­рен­ты и т. п.)

Гео­гра­фи­че­ский — ареал (об­ласть рас­про­стра­не­ния), т. е. тер­ри­то­рия, на ко­то­рой живет дан­ный вид.

Ге­не­ти­ко-ре­про­дук­тив­ный — оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство и стро­е­ние хро­мо­сом, что поз­во­ля­ет ор­га­низ­мам да­вать пло­до­ви­тое потом­ство.

 

Мор­фо­ло­ги­че­ский: ор­га­ны чувств — одна пара щу­па­лец, ко­рич­не­вый цвет ра­ко­ви­ны, ра­ко­ви­на спи­раль­но за­кру­чен­ная

Эко­ло­ги­че­ский: на­се­ля­ет прес­ные во­до­е­мы, пи­та­ет­ся мяг­ки­ми тка­ня­ми рас­те­ний

Ответ: 11221

11. Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его формами. Для этого к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

РЕЗУЛЬТАТ   ФОРМА
А) Развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий. Б) Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере. В) Сходное строение органов зрения у хордовых животных. Г) Возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих. Д) Отбор новорожденных млекопитающих со средним весом. Е) Сохранение фенотипов с крайними отклонениями внутри одной популяции.   1) стабилизирующий 2) движущий 3) дизруптивный (разрывающий)

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
         

Пояснение.

Стабилизирующий отбор - отбираются особи со средним значением признака, любые отклонения отсеиваются В Д

Движущий отбор - постоянно изменяется норма реакции: А Г

Разрывающий отбор - средний показатель "убирается", сохраняются крайние формы в норме реакции: Б Е

Ответ: 231213

12. Установите соответствие между характеристиками и путями достижения биологического прогресса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
А) частные приспособления к условиям жизни Б) возникновение классов животных B) образование родов внутри семейств Г) повышение уровня организации организмов Д) возникновение отделов растений .   1) ароморфоз 2) идиоадаптация

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д
         

Пояснение.

Ароморфоз — направление эволюции, характеризующееся приобретением новых признаков, которое сопровождается повышением уровня организации.

Идиоадаптация — направление эволюции, заключающееся в приобретении новых признаков при сохранении уровня организации предковых форм.

 

Ответ: 21211

 

 

Микроэволюция

1. Установите соответствие между признаками большого прудовика и критериями вида, для которых они характерны — (1) морфологический либо (2) экологический:

 

А) органы чувств — одна пара щупалец

Б) коричневый цвет раковины

В) населяет пресные водоемы

Г) питается мягкими тканями растений

Д) раковина спирально закрученная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

Пояснение.

Морфологический критерий описывает строение организма.

 

Ответ:11221

2. Установите соответствие между признаками голого слизня и критериями вида, для которых они характерны — (1) морфологический либо (2) экологический:

 

А) обитает в садах и огородах

Б) раковина отсутствует

В) тело мягкое мускулистое

Г) питается мягкими тканями наземных растений

Д) органы чувств — две пары щупалец

Е) ведет наземный образ жизни

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Морфологический критерий описывает строение организма.

 

Ответ:211212

3. Установите соответствие между особенностями биологической системы и системой, для которой эти особенности характерны.

 

ОСОБЕННОСТИ   БИОСИСТЕМА
А) элементарная единица эволюции в соответствии с СТЭ Б) представители могут никогда не встречаться в силу изоляции В) вероятность скрещивания между членами группы максимально вероятна Г) распадается на более мелкие, обособленные группы Д) ареал распространения может захватывать несколько континентов   1) популяция 2) вид

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

Пояснение.

Популяция — группа особей, способная к более-менее устойчивому самовоспроизводству (как половому, так и бесполому), относительно обособленная (обычно географически) от других групп, с представителями которых (при половой репродукции) потенциально возможен генетический обмен. С точки зрения популяционной генетики, популяция — это группа особей, в пределах которой вероятность скрещивания во много раз превосходит вероятность скрещивания с представителями других подобных групп. Обычно говорят о популяциях как о группах в составе вида или подвида.

В современных эволюционных теориях (например, в СТЭ — Синтетической теории эволюции) популяция считается элементарной единицей эволюционного процесса (А,В)

 

Вид — основная структурная единица биологической систематики живых организмов (животных, растений и микроорганизмов)— таксономическая, систематическая единица, группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённого ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды (БГД)

 

Ответ:12122

4. Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела.

 

ЖИВОТНОЕ   ТИП ОКРАСКИ
A) медоносная пчела Б) речной окунь B) божья коровка Г) колорадский жук Д) белая куропатка Е) заяц-беляк   1) покровительственная 2) предупреждающая

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

1) покровительственная: речной окунь, белая куропатка, заяц-беляк

2) предупреждающая: медоносная пчела, божья коровка, колорадский жук

 

Ответ:212211

5. Установите соответствие между признаком животных и экологической группой, которую он характеризует.

 

ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ   ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА
A) высокая плодовитость Б) развитие органов чувств B) развитие со сменой хозяина Г) наличие специальных органов прикрепления (крючков, присосок)   1) свободноживущие 2) паразиты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г
       

Пояснение.

1) свободноживущие: развитие органов чувств

2) паразиты: высокая плодовитость, развитие со сменой хозяина, наличие специальных органов прикрепления (крючков, присосок)

 

Ответ:2122

6. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ФОРМА ОТБОРА
А) сохраняет среднее значение признака Б) способствует приспособлению к изменившимся условиям среды В) сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения Г) способствует увеличению многообразия организмов Д) способствует сохранению видовых признаков   1) движущая 2) стабилизирующая

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д
         

Пояснение.

Движущий отбор — форма естественного отбора, которая действует при направленном изменении условий внешней среды. В этом случае особи с признаками, которые отклоняются в определённую сторону от среднего значения, получают преимущества.

Стабилизирующий отбор — форма естественного отбора, при которой его действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака.

 

Ответ:21112

7. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром дей­ствия есте­ствен­но­го от­бо­ра и его формой.

 

ПРИМЕР ОТ­БО­РА   ФОРМА ОТБОРА
А) По­яв­ля­ют­ся бактерии, устой­чи­вые к антибиотикам. Б) Со­кра­ща­ет­ся число рас­те­ний клёна с ко­рот­ки­ми и очень длин­ны­ми кры­лья­ми у плодов. В) На фоне закопчённых де­ре­вьев уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ство тёмных бабочек. Г) С по­хо­ло­да­ни­ем кли­ма­та по­сте­пен­но воз­ни­ка­ют жи­вот­ные с гу­стым шёрстным покровом. Д) Стро­е­ние глаза при­ма­тов не изменяется тысячи лет.   1) дви­жу­щий отбор 2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д
         

Пояснение.

Стабилизирующий отбор уби­ра­ет при­зна­ки от­кло­ня­ю­щи­е­ся от нормы, как со­кра­ща­ет число рас­те­ний с ко­рот­ки­ми и очень длин­ны­ми кры­лья­ми у плодов. В по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды остав­ля­ет по­сто­ян­ное зна­че­ние признака, как стро­е­ние глаза у приматов. Дви­жу­щий отбор дей­ству­ет в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды и остав­ля­ет кра­е­вые зна­че­ния признаков, что ука­за­но под А В и Г.

 

Ответ:12112

8. Установите со­от­вет­ствие между характеристикой животного и критерием вида, к которому её относят.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА   КРИ­ТЕ­РИЙ ВИДА
А) оби­та­ние в по­строй­ках че­ло­ве­ка Б) окрас­ка по­кро­вов тела В) рас­се­ле­ние по бе­ре­гам рек Г) пи­та­ние раз­но­об­раз­ной пищей Д)на­ли­чие ко­неч­но­стей ко­па­тель­но­го типа Е) раз­ви­тие сле­пой кишки   1) эко­ло­ги­че­ский 2) мор­фо­ло­ги­че­ский

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Критерии вида — это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.

Морфологический — внутреннее и внешнее строение.

Физиолого-биохимический — как работают органы и клетки.

Поведенческий — поведение, особенно в момент размножения.

Экологический — совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.)

Географический — ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид.

Генетико-репродуктивный — одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.

 

Ответ:121122

9. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми форм есте­ствен­но­го от­бо­ра и фор­мой отбора.

 

ПРИМЕР   ФОРМА ОТБОРА
А) по­яв­ле­ние ро­ю­щих ко­неч­но­стей у крота Б) огра­ни­че­ние вы­со­кой пло­до­ви­то­сти у птиц В) «индустриальный меланизм» у бабочек Г) воз­ник­но­ве­ние бактерий, устой­чи­вых к антибиотикам Д) со­хра­не­ние новорождённых со сред­ней мас­сой тела   1) движущая 2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щая

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д
         

Пояснение.

1) дви­жу­щая: по­яв­ле­ние ро­ю­щих ко­неч­но­стей у крота; «ин­ду­стри­аль­ный ме­ла­низм» у ба­бо­чек; воз­ник­но­ве­ние бак­те­рий, устой­чи­вых к ан­ти­био­ти­кам

2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щая: огра­ни­че­ние вы­со­кой пло­до­ви­то­сти у птиц; со­хра­не­ние но­во­рождённых со сред­ней мас­сой тела

 

Ответ:12112

10. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой есте­ствен­но­го от­бо­ра и его формой.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТ­БО­РА   ФОРМА ОТБОРА
А) от­би­ра­ет новые при­зна­ки в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды Б) из­ме­ня­ет ча­сто­ту встре­ча­е­мо­сти признака В) со­хра­ня­ет сред­нее зна­че­ние признака Г) дей­ству­ет в от­но­си­тель­но по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды Д) за­креп­ля­ет новую норму реакции Е) долго со­хра­ня­ет ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы осо­бей в по­пу­ля­ции не­из­мен­ны­ми   1) дви­жу­щий отбор 2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

1) дви­жу­щий отбор: от­би­ра­ет новые при­зна­ки в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды; из­ме­ня­ет ча­сто­ту встре­ча­е­мо­сти при­зна­ка; за­креп­ля­ет новую норму ре­ак­ции

2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор: со­хра­ня­ет сред­нее зна­че­ние при­зна­ка; дей­ству­ет в от­но­си­тель­но по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды; долго со­хра­ня­ет ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы осо­бей в по­пу­ля­ции не­из­мен­ны­ми

 

Ответ:112212

11. Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком прыт­кой яще­ри­цы и кри­те­ри­ем вида, ко­то­рый он иллюстрирует.

 

ПРИЗНАК   КРИТЕРИЙ ВИДА
А) зим­нее оцепенение Б) длина тела — 25–28 см В) тело ве­ре­те­но­вид­ной формы Г) раз­ли­чия в окрас­ке сам­цов и самок Д) оби­та­ние на опуш­ках лесов, в овра­гах и садах Е) пи­та­ние на­се­ко­мы­ми   1) морфологический 2) эко­ло­ги­че­ский

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

1) мор­фо­ло­ги­че­ский:длина тела — 25–28 см; тело ве­ре­те­но­вид­ной формы; раз­ли­чия в окрас­ке сам­цов и самок

2) эко­ло­ги­че­ский: зим­нее оце­пе­не­ние; оби­та­ние на опуш­ках лесов, в овра­гах и садах; пи­та­ние на­се­ко­мы­ми

 

Ответ:211122

12. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром и спо­со­бом видообразования, ко­то­рый этот при­мер иллюстрирует.

 

ПРИМЕР   СПОСОБ ВИДООБРАЗОВАНИЯ
А) оби­та­ние двух по­пу­ля­ций обык­но­вен­но­го окуня в при­бреж­ной зоне и на боль­шой глубине озера Б) оби­та­ние раз­ных по­пу­ля­ций чёрного дрозда в глу­хих лесах и вб­ли­зи жилья че­ло­ве­ка В) рас­пад аре­а­ла лан­ды­ша май­ско­го на изо­ли­ро­ван­ные участ­ки в связи с оледенением Г) об­ра­зо­ва­ние раз­ных видов синиц на ос­но­ве пи­ще­вой специализации Д) фор­ми­ро­ва­ние лист­вен­ни­цы да­ур­ской в ре­зуль­та­те рас­ши­ре­ния аре­а­ла лиственницы си­бир­ской на во­сток   1) географическое 2) эко­ло­ги­че­ское

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д
         

Пояснение.

1) гео­гра­фи­че­ское: рас­пад аре­а­ла лан­ды­ша май­ско­го на изо­ли­ро­ван­ные участ­ки в связи с оле­де­не­ни­ем; фор­ми­ро­ва­ние лист­вен­ни­цы да­ур­ской в ре­зуль­та­те рас­ши­ре­ния аре­а­ла лист­вен­ни­цы си­бир­ской на во­сток;

2) эко­ло­ги­че­ское: оби­та­ние двух по­пу­ля­ций обык­но­вен­но­го окуня в при­бреж­ной зоне и на боль­шой

глу­би­не озера; оби­та­ние раз­ных по­пу­ля­ций чёрного дроз­да в глу­хих лесах и вб­ли­зи жилья че­ло­ве­ка; об­ра­зо­ва­ние раз­ных видов синиц на ос­но­ве пи­ще­вой спе­ци­а­ли­за­ции

 

Примечание.

Географическое ви­до­об­ра­зо­ва­ние — об­ра­зо­ва­ние но­во­го вида путем гео­гра­фи­че­ской изо­ля­ции по­пу­ля­ции при рас­се­ле­нии или рас­па­де­нии ареала.

 

Экологическое ви­до­об­ра­зо­ва­ние — об­ра­зо­ва­ние но­во­го вида путем осво­е­ния по­пу­ля­ци­ей но­во­го места оби­та­ния в пре­де­лах сво­е­го аре­а­ла или в ре­зуль­та­те возникновения раз­ли­чий в об­ра­зе жизни.

 

Ответ:22121

13. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми ре­зуль­та­тов есте­ствен­но­го от­бо­ра и фор­ма­ми отбора, к ко­то­рым эти при­ме­ры относятся.

 

ПРИМЕРЫ   ФОРМА ОТБОРА
А) по­яв­ля­ют­ся бактерии, устой­чи­вые к антибиотикам Б) со­кра­ща­ет­ся число рас­те­ний клёна с очень ко­рот­ки­ми и очень длин­ны­ми кры­лья­ми семян В) на фоне закопчённых деревьев, уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ство тёмных бабочек Г) с по­хо­ло­да­ни­ем кли­ма­та по­сте­пен­но воз­ни­ка­ют жи­вот­ные с гу­стым шёрстным покровом Д) стро­е­ние глаза при­ма­тов не из­ме­ня­ет­ся ты­ся­чи лет   1) дви­жу­щий отбор 2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

1) дви­жу­щий отбор: по­яв­ля­ют­ся бак­те­рии, устой­чи­вые к ан­ти­био­ти­кам; на фоне за­копчённых де­ре­вьев, уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ство тёмных ба­бо­чек; с по­хо­ло­да­ни­ем кли­ма­та по­сте­пен­но воз­ни­ка­ют жи­вот­ные с гу­стым шёрст­ным по­кро­вом;

2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор: со­кра­ща­ет­ся число рас­те­ний клёна с очень ко­рот­ки­ми и очень длин­ны­ми кры­лья­ми семян; стро­е­ние глаза при­ма­тов не из­ме­ня­ет­ся ты­ся­чи лет

 

Ответ:12112

14. Установите со­от­вет­ствие между со­бы­ти­ем и процессом, в со­от­вет­ствии с за­ко­ном Харди–Вайнберга.

 

СОБЫТИЕ   ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ
А) му­та­ци­он­ный про­цесс отсутствует Б) от­сут­ству­ют ми­гра­ции и эмиграция В) число до­ми­нант­ных ал­ле­лей на­мно­го пре­вы­ша­ет число ре­цес­сив­ных аллелей Г) вы­со­кая го­мо­зи­гот­ность популяций Д) от­сут­ству­ет дав­ле­ние есте­ствен­но­го отбора Е) идёт обмен ге­на­ми с дру­ги­ми популяциями   1) по­пу­ля­ция эволюционирует 2) по­пу­ля­ция счи­та­ет­ся «идеальной»

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Закон Харди — Вайнберга — это закон популяционной генетики — в популяции бесконечно большого размера, в которой не действует отбор, не идет мутационный процесс, отсутствует обмен особями с другими популяциями, не происходит дрейф генов, все скрещивания случайны — частоты генотипов по какому-либо гену (в случае если в популяции есть два аллеля этого гена) будут поддерживаться постоянными из поколения в поколение и соответствовать уравнению:

 

p2 + 2pq + q2 = 1

 

Где p2 — доля гомозигот по одному из аллелей; p — частота этого аллеля; q2 — доля гомозигот по альтернативному аллелю; q — частота соответствующего аллеля; 2pq — доля гетерозигот.

 

Ответ: 221221.

15. Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми обык­но­вен­ной без­зу­б­ки и кри­те­ри­я­ми вида, для ко­то­рых эти при­зна­ки характерны.

 

ПРИЗНАКИ   КРИТЕРИИ ВИДА
А) ли­чин­ка раз­ви­ва­ет­ся в воде Б) ра­ко­ви­на об­ра­зо­ва­на двумя створками В) тело по­кры­то мантией Г) пи­та­ет­ся вод­ны­ми организмами Д) кро­ве­нос­ная си­сте­ма незамкнутая Е) взрос­лое жи­вот­ное оби­та­ет в пресных водоёмах   1) морфологический 2) экологический

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д Е
           

Пояснение.

Мор­фо­ло­ги­че­ский: ра­ко­ви­на об­ра­зо­ва­на двумя створ­ка­ми, тело по­кры­то ман­ти­ей, кро­ве­нос­ная си­сте­ма не­за­мкну­тая

Эко­ло­ги­че­ский: ли­чин­ка раз­ви­ва­ет­ся в воде, пи­та­ет­ся вод­ны­ми ор­га­низ­ма­ми, взрос­лое жи­вот­ное оби­та­ет в прес­ных

водоёмах

 

 

Кри­те­рии вида — это при­зна­ки, по ко­то­рым срав­ни­ва­ют 2 ор­га­низ­ма, чтобы опре­де­лить, от­но­сят­ся они к од­но­му виду или к раз­ным.

Мор­фо­ло­ги­че­ский — внут­рен­нее и внеш­нее стро­е­ние.

Эко­ло­ги­че­ский — со­во­куп­ность фак­то­ров внеш­ней среды, не­об­хо­ди­мых для жизни вида (тем­пе­ра­ту­ра, влаж­ность, пища, кон­ку­рен­ты и т. п.)

 

 

Ответ: 211212.

16. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой вида Дель­фин обык­но­вен­ный (дельфин-белобочка) и кри­те­ри­ем вида, к ко­то­ро­му эту ха­рак­те­ри­сти­ку относят.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   КРИТЕРИЙ ВИДА
А) Хищ­ни­ки пи­та­ют­ся раз­ны­ми ви­да­ми рыб. Б) Самцы на 6–10 см круп­нее самок. В) Жи­вот­ные осво­и­ли вод­ную среду обитания. Г) Ве­ли­чи­на тела — 160–260 сантиметров. Д) Бе­ре­мен­ность самок про­дол­жа­ет­ся 10–11 месяцев. Е) Жи­вот­ные ведут стад­ный образ жизни.   1) морфологический 2) физиологический 3) экологический

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г Д
         

Пояснение.

Критерии вида:

1) мор­фо­ло­ги­че­ский: самцы на 6–10 см круп­нее самок; ве­ли­чи­на тела — 160–260 сан­ти­мет­ров.

2) фи­зио­ло­ги­че­ский: бе­ре­мен­ность самок про­дол­жа­ет­ся 10–11 ме­ся­цев.

3) эко­ло­ги­че­ский: хищ­ни­ки пи


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.