Средство художественной выразительности. Метафора. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Средство художественной выразительности. Метафора.

2017-06-12 1377
Средство художественной выразительности. Метафора. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Средство выразительности в литературе по-другому называется термином «троп». Троп представляет собой риторическую фигуру, выражение или слово, которое используется в переносном значении для того, чтобы усилить художественную выразительность, образность языка. Различные виды этих фигур в литературных произведениях употребляются широко, используются они также в повседневной речи и ораторском мастерстве.

Слово «метафора» в переводе означает «переносное значение», «перенос». Это выражение или слово, которое употребляется в непрямом значении, в основе данного тропа лежит сравнивание предмета (неназванное) с другим по сходству какого-либо признака. То есть метафора – оборот речи, который состоит в употреблении выражений и слов в переносном смысле на основе сравнения, сходства, аналогии.

Принято различать в современной теории, описывающей метафору, следующие два вида: диафору (то есть контрастную, резкую метафору), а также эпифору (стертую, привычную).

Развернутая метафора представляет собой осуществляемую последовательно на протяжении либо всего сообщения в целом, либо большого его фрагмента.

Существует и так называемая реализованная метафора, которая предполагает оперирование выражением без учета его фигурального характера. Другими словами, так, как если бы обладала прямым значением метафора. Результат подобной реализации зачастую бывает комическим.

В образовании различных художественных метафор важную роль играют ассоциативные связи, существующие между различными предметами. Метафоры как средство выразительности в литературе активизируют наше восприятие, нарушают общепонятность и автоматизм повествования.

В художественной речи и языке выделяются следующие две модели, по которым образуется данный троп. В основе первой из них лежит олицетворение или одушевление. Вторая опирается на овеществление.

БИЛЕТ №16

1. Н.С. Лесков. Изображение русского национального характера (на примере произведения «Очарованный странник»).

В своих произведениях Н. С. Лесков раскрывает душу русского человека, пытается выявить в русском характере только ему свойственные черты и особенности. Одним из таких стал Иван Флягин. В портрете героя угадываются фольклорные и прежде всего былинные черты. Лесков сопоставляет Ивана с Ильей Муромцем.

Иван Флягин прожил нелегкую жизнь. Ему выпало немало страданий, но он постоянно стремится найти себя, понять жизнь и людей. Он все время путешествует, и мотив дороги еще больше подкрепляет авторскую мысль о том, что герой находится в постоянном поиске, в движении. Из каждого этапа жизни герой выносит опыт. Жизнь его начинается с преступления. В азарте быстрой езды он по неосторожности губит монаха. И хотя Иван Флягин еще очень молод и не очень-то раздумывает над своим преступлением, монах все время является ему во сне, будоража его душу. И тот начинает понимать, что когда-нибудь ему придется искупить этот грех.

Одним из важных моментов в жизни Флягина стало воспитание девочки, от которой уехала мать. Мы видим, что служба в няньках помогает герою раскрыть его щедрую душу, его огромную доброту. Когда же ему приходится выбирать между долгом и милосердием (отдавать или не отдавать девочку приехавшей за ней матери), он поступается долгом.

Иван попадает в плен к татарам. Здесь он начинает любить свою родину, и ему открывается свойственная русскому тоска по родимой земле.

Флягин не может стать своим среди татар, потому что его душа этого не принимает. Иван всем сердцем тоскует по русским просторам.

Когда же герою становится невмоготу, он уходит куда-нибудь подальше и молится. Он бросает своих татарских жен и детей не потому, что черств сердцем, а потому что ту жизнь в плену он не воспринимает всерьез. Она для него чужая, а значит, чужое все то, что с ней связано. Он сбегает.

Но и на Руси нет герою покоя. Он все не может пока найти свое место в жизни. Иван бросается в беспробудное пьянство, однако случай спасает его, и он навсегда излечивается от пагубной привычки. Он встречает цыганку Грушу. Груша наделена необыкновенной красотой и талантом петь. Сила чувств к ней Флягина настолько глубока, что он живет отныне не для себя. Любовь изменяет его. Он снова совершает преступление – толкает Грушу в реку. Но теперь уже он делает это для того чтобы спасти душу женщины. Иначе она грозит руки на себя наложить, а самоубийц, как известно, церковь не прощает.

И опять Иван в пути. Чтобы искупить свой грех, он идет в солдаты, меняясь жребием с незнакомым человеком, пожалев его родителей-стариков. Однажды ему приходится совершить подвиг. После этого он рассказывает командиру всю правду о себе. Он сам судит себя, осознав себя «великим грешником». Он растет духовно, потому что несет ответственность за свои поступки перед Богом и людьми.

Жизнь Флягина удивительна: в ней есть какая-то тайна, загадка. Так, например, видения и чудеса сопровождают героя на протяжении всей его жизни, Лесков подчеркивает этим непредсказуемый характер русской жизни.

Религиозно-мифологические элементы в повести поднимают ее над повседневностью и выводят на уровень библейского толкования судьбы человека. На примере истории Ивана Флягина автор показывает путь человека, смысл которого состоит в обретении души. Герой Лескова последовательно проходит стадии: грешник – скиталец – странник – праведник. Иван начинает с неразличения добра и зла. Он даже не чувствует вины за гибель монаха, а жалея голубков, не жалеет кошку, отсекая у нее хвост. Но затем происходит пробуждение души героя. Причем важным моментом является то, что помогают ему в этом Грушина красота, ее пение и любовь к ней, Таким образом, через любовь и красоту герой идет к пониманию добра. Именно в любви к Груше Иван Флягин перестает жить для себя. Убивая цыганку, он берет ее грех на свою душу.

В конце повести Иван становится монахом. Но и в монастыре он не успокаивается. Он продолжает духовно расти.

Слово «очарованный» в отношении к герою Лескова можно понимать по-разному. Он живет загадочной жизнью, в которой находится место видениям, странным событиям, ангелам-хранителям и даже колдовству. Кроме того, под очарованностью можно понимать и тот период «сна души», в котором некоторое время пребывает герой.

В повести «Очарованный странник» Лесков создал образ русского «очарованного богатыря», который типизирует в себе черты национального характера: бесстрашие, чувство собственного достоинства, артистизм натуры. Но главная суть этого русского человека – жить для других, отдавая всего себя своему народу.


2. Тема Великой Отечественной Войны в поэзии XX века (на примере произведения А. Твардовского «Василий Тёркин» и стихотворения

К. Симонова «Жди меня»).

В памятное тревожное утро 22 июня 1941 года, когда предутреннюю тишину советского пограничья нарушили первые залпы немецких орудий, рев танков со свастикой на броне, вой падающих бомб, наш народ встал во весь рост на защиту Отечества.

В общем строе сражающегося народа нашла свое место и многонациональная советская литература. В самые трудные для народа дни войны громко звучали голоса советских поэтов.

Поэма «Василий Тёркин» рассказывает о похождениях бойца Василия Теркина во время Великой Отечественной войны. Поэма сочинялась автором буквально в промежутках между боями, на передовой линии. Василий Теркин поддерживал дух народа, помогал находить силы для продолжения борьбы, вселял надежды. Основная черта поэмы – смысловая завершенность каждой главы. Любую из них можно читать как отдельную историю, но вместе они образуют великую поэму. Автор завершал главы, так как во время войны любой день мог оказаться последним для любого бойца, в том числе и для самого автора. Второй причиной было то, что связь в те годы осуществлялась с перебоями, и было бы проблематично доставлять каждую из глав до каждого городка или деревни.

В феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала стихотворение К. Симонова «Жди меня». Оно быстро завоевало сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых.

Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь – «жди», повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа.

Каждая строфа начинается словами «жди меня, и я вернусь» – это главная мысль произведения. Она проста и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как «Аминь» в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.