Глава 5. Инновационные методы контроля — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 5. Инновационные методы контроля

2017-06-12 674
Глава 5. Инновационные методы контроля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Не унижать, не выбивать из под ног

уверенности, не глушить плохой

оценкой стремление овладеть знаниями.
М. И. Яновская

Варианты применения интерактивного контроля

Система контроля качества профессиональной подготовки в высшей медицинской школе включает в себя такие интерактивные компоненты как тестирование, кейсы, экзамены. Контроль учебных достижений студентов должен носить индивидуальный характер, быть систематичным, объективным, непротиворечивым, всесторонним и дифференцированным (то есть учитывать специфические особенности предмета и его разделов). Помимо разнообразия форм проведения контроля важно обеспечить единство требований преподавателей и гуманизм контроля.

Теоретической основой использования интерактивных методов контроля в высшей школе служат концептуальные положения:

теории тестового педагогического контроля (В. А. Аванесов);

теории создания тестов для системы образования (А. Н. Майоров);

теории моделирования учебных технологий (В. П. Беспалько);

теории оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю. К. Бабанский, Г. И. Щукина);

теории ценностного восприятия личностью учебного материала (И. Я. Лернер);

теории активизации познавательного интереса (Г. И. Щукина).

Поскольку сутью контроля качества подготовки специалиста-медика является не выявление отрицательных или положительных фактов, а глубокий анализ их причин и разработка на этой основе и осуществление практических мер по совершенствованию образовательного и воспитательного процесса и педагогической деятельности, то к каждому из методов контроля предъявляются конкретные требования.

Тестирование как метод измерения знаний и умений студентов обладает рядом преимуществ, к которым отнесены объективность, быстрота, технологичность, охват всех разделов учебных программ, возможность использовать математические методы для обработки результатов.Но эти преимущества могут быть реализованы, только если соблюдаются требования как к заданиям в тестовой форме, так и к организации проведения тестирования.

Тест рассматривают как систему заданий возрастающей трудности специфической формы, которая должна коррелировать с выбранным критерием, и позволяющая объективно оценивать уровень и структуру знаний студентов. Если тесты по содержанию гомогенные (по одному предмету), то необходима предметная чистота содержания (отсутствие пересечения в задании содержания одной учебной дисциплины с содержанием другой), если же проверяется сумма знаний по разным предметам, то тесты являются гетерогенными. Качество теста отражается в его надежности (устойчивость результатов теста, получаемых при его применении), валидности (чем полнее отобрано содержание курса в тестовом задании, тем выше валидность теста), объективности. При составлении тестового задания содержание ранжируется, и характеризуется научной достоверностью, вариативностью, репрезентативностью. М. В. Буланова-Топоркова с коллегами указывают, что степень трудности заданий должна варьировать, причём одно-два задания могут выполнить все, порядка 60-70% приходится на задания средней трудности, и присутствуют одно-два задания, которые не может сделать никто.

Задание в тестовой форме представляет собой единицу контрольного материала, которая является утвердительным предложением с неизвестным компонентом, то есть задание формулируется не вопросом, а положением, с которым соглашается или нет испытуемый.

Таблица 1

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕСТУ

ТЕСТ ЗАКРЫТОЙ ФОРМЫ ТЕСТ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ
1. Стандартная инструкция к выполнению (перед первым заданием, до смены типа заданий), слово «инструкция» писать не надо
2. Полная чёткость и ясность текста (не должно быть разночтений).
3. Краткость изложения (6 – 9 слов)
4. Логическая форма высказывания, простая стилистическая конструкция
5. Равная правдоподобность заданий. 5.Дополняющее слово ставится в конце.
6. Задание включает больше слов, чем ответ. 6. Дополняющее слово должно быть единственным
7. Все ответы, правильные и неправильные, должны быть равны по длине. 7. Все прочерки должны быть одинаковой длины.
8. Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа.  
9. Исключаются лишние слова в задании (на приведенном рисунке, из перечисленных примеров) и в ответах.  

 

Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических ВУЗов России предъявляет такие требования к тестовым заданиям:

- в задания не надо вводить дополнительной инструкции типа «укажите», «выберите»;

- задание должно быть сформулировано утвердительным положением, с которым соглашается или нет испытуемый, а не должно быть вопросом;

- отрицательные ответы типа «не» «все, кроме» дидактически вредны, так как приводят к реверсии запоминания - запомнится неправильный ответ;

- «все перечисленное» тоже не хорошо, особенно, когда встречается в отдельных заданиях – скорее всего это правильный ответ;

- задания лучше делать с несколькими правильными ответами, чем с одним неправильным или ответом – подсказкой;

- шрифтовое оформление: текст задания пишется прописными (заглавными) буквами, варианты ответов – строчными (с заглавной буквы их писать не надо – это продолжение формулировки задания), знаки препинания между заданием и вариантами, между вариантами и после последнего не ставятся.

Располагать задание следует компактнее и максимально удобно для работы (одинарный межстрочный интервал внутри задания; варианты ответов смещаются ближе к центру и не обязательно с одинаковым отступом в разных заданиях).

Нумеровать варианты лучше цифрами.

Выравнивание текста (тестовых заданий и вариантов ответов) следует производить по ширине, а не по левому краю или центру.

Между номером задания и текстом лучше ставить неразрывный пробел (Ctr+Shf+пробел)

Если текст задания не умещается на одной строке, при форматировании этого абзаца следует делать выступ первой строки на номер (при размере кегля 14 шрифта Times New Roman: выступ первой строки будет 0,5 см, если в номере задания одна цифра и 0,8 см, если в номере задания две цифры)

Целесообразно в одном тесте предлагать студентам различные формы тестовых заданий. Существуют четыре основные формы тестовых заданий.

Тест закрытой формы

Студент делает выбор правильного ответа из нескольких правдоподобных, предложенных на выбор. Задания закрытой формы содержат варианты ответа, как правильные, эталонные, так и отвлекающие, «дистракторы». Если «дистрактор» подобран верно, то студенты часто выбирают его, давая неправильный ответ. Если студенты не выбирают какой-либо «дистрактор», то это неудачный «дистрактор» и его следует исключать из тестового задания.

В современной дидактике известны такие варианты теста закрытой формы: с одинарной (один правильный ответ), множественной выборкой (несколько правильных ответов), с альтернативным тестовым заданием (выбор ответа из вариантов: да, нет).

На клинических кафедрах используют тестовое задание в виде ситуационной задачи.

Пример тестового задания в виде ситуационной задачи

  У служащей крупной гостиницы, оснащённой кондиционерами, остро повысилась температура – до 400С, появился озноб, кашель с мокротой, кровохарканье, боли в грудной клетке при дыхании, миалгии, тошнота, понос. При рентгенографии выявлены инфильтративные изменения в обоих лёгких. Несколько дней назад сослуживец больной был госпитализирован с пневмонией. Наиболее вероятная причина пневмонии 1) клебсиелла 2) легионелла 3) микоплазма пневмонии 4) палочка Пфейффера  

 

Вариант тестового задания в виде ситуационной задачи целесообразно

использовать в качестве входного контроля для проверки качества самоподготовки студентов к занятию либо в качестве текущего контроля, если время ограничено и нет возможности обсудить ситуацию коллегиально.

Тест открытой формы подразумевает, что ответ студентов заключается в дописывании ключевого слова в утверждении, что превращает его в истинное или ложное.

Тестовое задание на соответствие содержит два множества, правый столбик - для выбора (включает на 1-2 элемента больше), левый - для ответа.

Тестовое задание на установление правильной последовательности

Студент даёт ответ,указывая с помощью нумерации операций, действий или вычислений требуемую заданием последовательность.

Примеры стандартных инструкций и тестовых заданий

Разных видов

Тест закрытой формы Выберите один или несколько правильных ответов.   001. ПРОТЕОГЛИКАНОВЫЙ АГРЕГАТ СОДЕРЖИТ 1) хондроитинсудьфат 2) коровый белок 3) гепарин 4) связывающий белок 5) гиалуроновую кислоту 6) дерматансульфат 7) альбумин   Ответ: 1, 2, 4, 5, 6 Тест открытой формы Дополните высказывание.   002. СИНТЕЗ КЕТОНОВЫХ ТЕЛ ПРОИСХОДИТ В МИТОХОНДРИЯХ ПЕЧЕНИ ИЗ _________________   Ответ: ацетил КоА Тестовое задание на соответствие Установить соответствие.   003. ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАБОЛИТОВ ПЕНТОЗНОГО ЦИКЛА ПРЕВРАЩЕНИЯ ГЛЮКОЗЫ  
1) НАДФ Н+ А) синтез нуклеотидов
2) рибозо-5фосфат Б) восстановительные реакции при синтезе жирных кислот
3) глицеральдегидфосфат В) реакции гидроксилирования
4) фруктозо-6-фосфат Г) аэробный гликолиз
  Д) анаэробный гликолиз

Ответ: 1-А,Б; 2 –А; 3-Г,Д; 4-Г,Д

Тестовое задание на установление правильной последовательности

Установить последовательность.

 

004. ИНТЕРМЕДИАТЫ В ГЛЮКОНЕОГЕНЕЗЕ

1) лактат

2) фосфоенолпируват

3) глюкоза

4) фруктозо-1,6-дифосфат

5) 1,3-дифосфоглицерат

6) оксалоацетат

7) глицеральдегидфосфат

8) диоксиацетонфостат

9) глюкозо-6-фосфат

10) 2-фосфоглицерат

11) пируват

12) фруктозо-6-фосфат

13) 3-фосфоглицерат

 

Ответ: 1,11,6,2,10,13,5,7,8,4,12,9,3

 

Выбор формы тестового задания обусловлен целями создания теста: определить знания или умения (например, тестовое задание наустановление правильной последовательности помогает оценить умения, поскольку выявляет знание алгоритма профессиональных действий), видом контроля (например, тест открытой формы хорош для текущего контроля, поскольку позволяют студенту самостоятельно сформулировать ответ) и содержанием дисциплины.

При проведении тестирования у студента должна быть в наличии инструкция к выполнению, а преподавателями должны осуществляться меры, предотвращающие искажение результатов (списывание, подсказку) и утечку информации о содержании тестов.

Оценка тестов допускает варианты: либо одним баллом оценивается выполнение всего задания и если из 10 заданий одно неправильное, то сумма баллов равна 9 (полигамическая оценка), либо оценивается каждый правильный ответ баллом.

Соответственно выбранного критерия определяется результат тестирования:

· вариант А) если студент дал правильный ответ и набрал баллов 70% и больше, то «знаний достаточно» и тест пройден, если меньше, то уровень знаний недостаточный, тест не засчитан;

· вариант Б) тестирование является частью экзамена, тогда оценка выставляется следующим образом:

- «удовлетворительно», если обучающийся ответил правильно на 70 -79% тестовых заданий;

- «хорошо» - при 80-89%;

- «отлично» - при 90-100% правильных ответов.

Суммарный результат менее 70% не позволяет студенту участвовать в следующем этапе экзамена.

Получив результаты теста, студент должен иметь возможность проанализировать свои ошибки. Существует большое количество компьютерных программ позволяющих проводить тестирование не только в контролирующем, но и в обучающем режиме (представлен ошибочный ответ студента и даётся правильный вариант ответа). Если тестирование проводилось на бумажном носителе, студент должен иметь возможность узнать свои ошибки и получить правильный ответ. Подводя итог проведенного теста, преподаватель рассматривает со студентами типичные ошибки.

Тестирование используют для входного, текущего, рубежного, итогового контроля (выявление теоретических знаний и умений). Наряду с традиционными видами устного контроля (фронтальный опрос; показательный ответ - краткий разбор ответа на вопрос; опрос по цепочке - развернутый ответ на вопрос одного студента в логической последовательности продолжает следующий студент с последующим обсуждением; решение ситуационных клинических задач) можно применять для входного и текущего контроля тестирование. Возможные варианты использования тестирования:

1) после окончания тестирования (на бумажном носителе) студентам выдаётся ключ к тесту, и они проводят самопроверку или взаимопроверку с последующим обсуждением результатов;

2) тестирование проводится в виде игры: группа подразделяется на две команды (выбирают название, капитана); у каждого студента на руках напечатанный экземпляр теста; преподаватель в произвольной последовательности называет номер вопроса; студент, первый определивший правильный ответ, поднимает руку, при этом если ответ корректный, команде засчитывается балл, если ответ не верный, то право ответа переходит к другой команде.

Оценочные кейсы традиционно используют в обучении студентов-медиков на этапах рубежного и итогового контроля. Всемирной организацией здравоохранения разработаны определенные требования к подготовке экзаменационных упражнений (задач) на моделирование в медицине. Клиническая задача, имеющая целью воспроизведение взаимоотношений между врачом и больным должна включать следующие характеристики:

1. Задача должна быть представлена обычной, получаемой от больного информацией, а не суммой наиболее характерных признаков. Описание задачи по языку должно соответствовать типичной для больного форме изложения.

2. Упражнение должно содержать задание на серию последовательных и взаимосвязанных решений, отражающих различные этапы в постановке диагноза и определении курса лечения больного.

3. Экзаменующийся должен уметь получить конкретную информацию о результатах каждого решения, которые послужат основой дальнейших действий.

4. После получения таких данных экзаменующийся теряет возможность изменить полученное решение, даже если оно неэффективно для больного, т.к. подлежит экзаменационной оценке.

5. Формулировка задачи должна включать различные медицинские подходы и учитывать различные реакции больного соответствующие этим подходам.

6. Каждый раздел задачи должен предполагать много возможных привходящих обстоятельств и свободный выбор методов диагностики и лечения. По форме это может быть как бы произвольный перечень процедур. По сути это должна быть тщательно подобранная группа процедур, позволяющая экзаменующемуся получать информацию необходимую для успешного решения задачи. Выбор гипотезы решения должен быть абсолютно свободным, что предполагает возможные ошибочные варианты. Этот ход мышления студентов оцениваются соответствующим образом.

7. Необходимо сведения сократить до минимума данных задачи, получаемых в готовом виде, что приведет к поиску экзаменующимся информации, необходимой ему для правильного решения.

При составлении оценочных кейсов (интегрированных клинических ситуационных задач) учитываются временные рамки, отводимые для зачёта или экзамена. Поэтому предлагаемый студенту кейс для разбора клинического случая содержит все необходимые сведения без избыточных или недостающих данных.

Примером может служить кейс, применяемый на переводном экзамене 5 курса педиатрического факультета ВолгГМУ, любезно предоставленный профессором Е. И. Волчанским.

 

Пример оценочного кейса

Кейс 1 применяемый на переводном экзамене 5 курса педиатрического факультета Девочка А., 12 лет, поступила с жалобами на боли в животе, постоянные, тупые или давящие, через 2-3 часа после еды, снижение аппетита, тошноту, горечь во рту, головные боли. Анамнез болезни:впервые боли в животе появились 2 года назад, лечилась в стационаре – получала таблетки аллахола, валерианы, холосас, состояние улучшилось. Обострение болевого синдрома начинается после приёма жирной или жареной пищи, не уменьшаются после приёма но-шпы, направлена на обследование. Анамнез жизни:родилась от 2-ой беременности и родов, без осложнений, закричала сразу. Масса при рождении 3 700 г. Росла и развивалась соответственно возрасту, профилактические прививки сделаны в срок. Перенесла: корь в 2 года, ОРВИ, ангину. Привита по календарю. Аллергологический анамнез: пищевой и лекарственный непереносимости не выявлено, получала ампициллин, эритромицин; кровь и её препараты не переливались, гормонами не лечилась. Семейный анамнез: у отца – заболевание желудка, у матери – желчнокаменная болезнь. Эпидемиологический анамнез: в контакте с инфекционными больными не была, у членов семьи за последние 3 недели расстройства стула не было, туберкулёз и венерические болезни в семье отрицаются. Объективный статус:состояние удовлетворительное, сознание ясное, положение активное. Температура 36,70С. Правильного, астенического телосложения, пониженного питания. Кожа и видимые слизистые чистые, физиологической окраски. Эластичность кожи хорошая, тургор снижен. Подкожно-жировой слой распределён равномерно. Пальпируются шейные, подчелюстные, подмышечные, паховые лимфатические узлы 2 размера, безболезненные, не спаянные с окружающими тканями. Мышцы развиты симметрично, сила и тонус достаточные. Патологии со стороны костной системы не обнаружено, суставы симметричны, движения в них в полном объёме. Носовое дыхание свободное. Грудная клетка цилиндрической формы, безболезненна при пальпации. Перкуторно – ясный лёгочный звук, дыхание везикулярное, равномерно проводится по всем лёгочным полям, хрипов нет. ЧД – 24 в минуту. Пульс 76 в минуту, хорошего наполнения и напряжения. Верхушечный толчок пальпируется в 5 межреберье слева, кнутри от среднеключичной линии, локальный, не усилен. Границы относительной сердечной тупости: правая – по правому краю грудины, верхняя – по краю 3 ребра, левая – на 0,5 см кнутри от левой среднеключичной линии. Тоны сердца ритмичные, ясные, шумов нет, АД 100/60 мм. рт. ст. Язык влажный, обложен у корня белым налётом. Зубы санированы. Живот симметричный, участвует в акте дыхания. При пальпации отмечается болезненность в правом подреберье. Положительные симптомы Керра, Ортнера, Образцова. Печень пальпируется на 0,5 см ниже края реберной дуги, размеры по Курлову: 8-9-10 см, край закруглён, эластичен. Селезёнка не увеличена. Стул оформлен, нерегулярный, через 1-2 дня. Почки не пальпируются, симптом поколачивания с двух сторон отрицательный. Половые органы сформированы правильно, по женскому типу. Мочеиспускание свободное, безболезненное. Ребёнок спокойный, в сознании, сухожильные рефлексы сохранены, менингиальные симптомы отрицательные. Вес – 34 кг, рост – 152 см. Данные лабораторных и инструментальных методов обследования Общий анализ крови: Эр – 4,6×10, Нb – 124 г/л, Л 6,4×10, э-5%, л-24%, м-7%, СОЭ – 3 мм/час. Общий анализ мочи: цвет- жёлтый, уд. вес 1012, реакция – слабокислая, Л -1-2 в п/зр, белка – нет. Протеинограмма: общий белок – 68 г/л, альбумины- 61%, альфа-1-глобулины 4%, альфа-2-глобулины - 5%, бета- глобулины- 10%, гамма-глобулины – 20%. Общий билирубин – 17 мкмоль/л, тимоловая проба – ЕД, сулемовая проба – 2,0 мл, АСТ- 34 МЕ/л, АЛТ - 24 МЕ/л, холестерин – 5,8 ммоль/л. Копроскопия: Л-2-3 в п/зр, растительная клетчатка+, крахмал++, жир нейтральный ++ Яйца глистов не обнаружены, цисты лямблий – обнаружены. Уроамилаза – 32 ЕД Бактериальный посев кала – на шигеллы, сальмонеллы, брюшной тиф, паратифы – отрицательный. ФГДС – пищевод свободно проходим. Желудок обычной формы, натощак пусто. Складки слизистой продольные, прослеживаются на всём протяжении, розовые. Перистальтика активная, а привратник свободно проходим. Слизистая луковица и кольцо двенадцатиперстной кишки – нормальные, розовые, эвакуация обычная. УЗИ печени и желчного пузыря – печень структурна, эхоплотность обычная, портальная вена 1,4 см, общий желчный проток – 0,7 см. Желчный пузырь гомогенный, овоидной формы, размеры 90×18 мм, толщина стенки 1 мм. Оральная холецистография – контраст хорошо наполнил желчный пузырь, положение его обычное, форма грушевидная, конкрементов не определяется. Контуры ровные, чёткие, размеры 8,05×4,8 см. После желчегонного завтрака пузырь сократился, размеры 7,7×3,0 см. Дуоденальное зондирование: I фаза 18 мин количество – 6,0 мл рН= 6,0 II фаза 4 мин нет III фаза 4 мин количество – 6,0 мл рН= 7,0 IV фаза 20 мин количество – 17,0 мл рН= 7,0 V фаза 7 мин количество – 6,0 мл рН= 6,5
Задание 1. Поставить диагноз 2. Провести дифференциальный диагноз 3. Назначить лечение 4. Составить план диспансерного наблюдения 5. Дать прогноз 6. Составить рекомендации для родителей и ребёнка

 

Кроссворд как форма контроля. Кроссворд можно использовать как вариант входного контроля (очень простой, слов на 10, составлен преподавателем, проводится в начале занятия) и как форму рубежного контроля. Достоинства использования кроссворда как формы рубежного контроля:

1) контроль знаний учащихся имеет творческий характер и увлекает студентов;

2) повторение изученного материала осуществляется с выходом на более глубокий уровень проработки;

3) студенты осваивают базовые понятия дисциплины;

4) наблюдается расширение активного словарного запаса;

5) задание посильно даже слабому студенту;

6) задание способствует развитию креативного мышления и выработке нестандартного решения;

7) повышается интерес к дисциплине и неравнодушие к результатам своей работы.

Опыт использования такой формы контроля свидетельствует, что студенты неформально подходят к работе по составлению и решению кроссвордов. Например, по окончании модуля «Вирусные гепатиты» с целью проверки умения будущих специалистов ориентироваться в клинической и лабораторной диагностике, предлагается составить на занятии простейший кроссворд из 30 слов в произвольной форме, в котором должны быть зашифрованы основные термины и понятия, используемые при описании острой и хронической инфекционной патологии печени. Каждый студент составляет кроссворд, обменивается с кроссвордом, составленным другим студентом и разгадывает его, что сопровождается интеллектуальным и визуальным восприятием пройденного материала.

Конференция может служить целямоценкиучебных достижений студентов и используется обычно на этапе итогового контроля результатов производственной практики, еслипо результатам практики не предусмотрен экзамен. В таком случае итоговый балл формируется из оценки за ведение документации (дневник практики, отчёт) и оценки за представление результатов практики на итоговой конференции. Для дисциплин, изучение которых в соответствие с учебным планом не завершается зачётом или экзаменом, проведение научной студенческой конференции может стать интересным финальным аккордом в познании данного предмета и прологом к изучению последующих дисциплин. Проведение конференции позволяет, с одной стороны, выявить уровень знаний и умений студентов, а с другой – с помощью междисциплинарного подхода проложить мостик к будущей профессиональной деятельности.

Портфолио

Портфель индивидуальных учебных

достижений – нечто большее, чем

просто альтернативный способ оценки.

В. К. Загвоздкин

Портфолио рассматривают как современную образовательную технологию накопления и систематизации информации, основанную на методе аутентичного оцениваниярезультатов образовательной и профессиональной деятельности (портфолио - технология) либо как портфолио - продукт.Под аутентичным оцениванием понимают вид оценивания, применяю­щийся в практико-ориентированной деятельности и предусмат­ривающий оценивание сформированности умений и навыков личности в ус­ловиях помещения ее в ситуацию, максимально приближенную к требованиям реальной жизни – повседневной или профессиональной.

Известны различные виды портфолио. По виду деятельности – образовательной и посубъекту деятельности портфолио подразделяют на индивидуальную (портфлолио студента) и групповую (портфолио студенческой группы). В зависимости от цели, которая отражает результат, ради которого собирается портфолио, существуют: портфолио – собственность (собирается для себя); портфолио – отчёт (собирается для преподавателя). Исходя из того, что портфолио – это способ системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов для текущей оценки компетентностей или конкурентоспособного выхода на рынок труда, то по содержанию различают виды портфолио:

портфолио достижений

портфолио личностного развития

презентационный портфолио

портфолио документов

портфолио работ

портфолио проекта

тематический портфолио

портфолио карьерного продвижения и т.д.

Когда и какие виды портфолио целесообразно применять в медицинском вузе? Самостоятельную работу по значительному числу дисциплин можно организовать в форме рабочего портфолио, портфолио процесса, тематического портфолио. При ориентации студентов на осмысленное построение профессиональной карьеры можно посоветовать им создание оценочного портфолио (портфолио достижений). Каждый из перечисленных вариантов имеет свои достоинства и недостатки.

Рабочее портфолио содержит коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, для демонстрирования прогресса студента в какой-либо учебной сфере. Это портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики. В него могут быть включены различные творческие и проектные работы студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, семинарах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Преимущество «Портфолио работ» заключается в том, что даёт широкое представление об учебной динамике по изучаемому предмету.

Ограничение «Портфолио работ»: Представляет широкий массив информации, который трудно систематизировать и оценить. В связи с чем, требует четкой регламентации и уточнения целей, процедуры и критериев оценивания.

Тематическое портфолио включает в себя материалы, которые отражают цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы. В него входят работы студентов в рамках той или иной темы курса (модуля).

Преимущества «Тематического портфолио»

Дает возможность глубокой и детальной проработки отдельной темы.

Ограничения «Тематического портфолио»

Дискретность предоставляемой информации, ее выпадение из общего контекста курса. Чем более конкретной теме посвящено портфолио, тем больше происходит его трансформация в кейс.

Если студенты рано определились со своей будущей специальностью, то можно рекомендовать им создание тематического портфолио на протяжении всех лет учёбы в вузе. Такое портфолио будет иметь междисциплинарный характер и к моменту начала обучения на кафедре по избранной специальности может свидетельствовать о профессиональной ориентации студента, его личностном развитии и достижениях. В качестве примера можно привести студентку М., которая уже на втором курсе определила круг своих профессиональных интересов - дерматовенерология и с удовольствием подготовила реферативные сообщения на кафедре биохимии «Биохимия кожи», на кафедре нормальной физиологии «Кожа и стресс» и т.д. Использование тематических портфолио позволяет сохранить интерес к работе и поддержать познавательную активность на достаточно высоком уровне.

Оценочное портфолио рассматриваюткак инструмент достижения успешности, одну из оценочных норм компетентностей конкуретноспособного специалиста на рынке труда. В состав оценочного портфолио включают характеристики, отражающие отношение студента к учебной деятельности. Такое портфолио может содержать отчёты и отзывы о прохождении производственных практик, о выступлении на научно-практических конференциях, оттиски статей в профессиональных журналах, грамоты и благодарности за участие в олимпиадах, форумах, конференциях, соревнованиях, свидетельство о занесении на доску почёта университета, сертификаты об успешном освоении тренинговых и дополнительных обучающих программ, резюме (подготовленное студентом, с оценкой собственных учебных достижений), рекомендательные письма от преподавателей. В качестве примера приведём оценочное портфолио победителя конкурса «У.М.Н.И.К.», студентки 6 курса медико-биологического факультета В. Портфолио студентки В. содержит 5 тезисов выступлений на научных конференциях, благодарственные письма за 1 место в конкурсе научно-исследовательских и прикладных проектов «Исследование экологического состояния малой реки Нижнее Мечётки с целью её охраны и улучшения», от комитета по культуре администрации области за участие в поэтическом спектакле на «Неделе молодёжной книги», от главы администрации города, почётную грамоту за 1 место в областной олимпиаде по биологии, грамоту ректора университета, диплом о присуждении премии для поддержки талантливой молодёжи, учреждённой Указом Президента РФ.

Преимущества «Оценочного портфолио»

Дает возможность осознать студентом качество выполняемой учебной деятельности и наметить пути для саморазвития.

Ограничения «Оценочного портфолио»

Сложность учета собранной информации.

Какой вариант портфолио рекомендовать студенту – решать, видимо, следует в каждом конкретном случае, исходя из поставленной дидактической цели, учебных ситуаций на кафедре. Портфолио создаётся в бумажном или в электронном формате. Если речь идёт о портфолио студенческой группы, то на сайте кафедры или университета должен быть выделен раздел, в который помещаются материалы портфолио. Портфолио достижений тоже лучше оформлять в электронном виде, что в дальнейшем позволит эффективно общаться посредством Интернета с работодателями. Электронное портфолио легче обслуживать, оперативно вносить в него все необходимые изменения.

Вопросы структуры портфолио (обязательные элементы, рубрики),этапы деятельности в образовательной технологии «портфолио», рекомендации к процессу создания подробно представлены в ряде публикаций. Рассмотрим параметры оценки портфолио.

Существует несколько подходов к оцениванию портфолио: оценивается только процесс и характер работы над портфолио; либо оцениваются по заданным критериям только отдельные части портфолио (например, обязательные рубрики); оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое; оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям. Возможен вариант, когда портфолио не оценивается, а студент выбирает отдельные части для презентации на итоговом занятии, что является допуском к зачёту или экзамену.

Организация процедуры оценивания портфолио подразумевает, что исходно решены вопросы процедуры подведения итогов (закрытый формат или публичная защита) и взаимодействия (возможные варианты: студент – преподаватель, студент – студент, студент – малая группа, студент старшего курса – студент младшего курса, студент – преподаватель – представитель организации, направивший на обучение, студент – эксперт (из числа, значимых авторитетных для студента лиц). Обсуждение результатов работы с портфолио, как правило, подводится на специальном занятии, которое называется «портфолио-конференция» и проводится с использованием различных интерактивных форм деятельности.

Критерии оценивания портфолио определяются совместно со студентами, но могут быть предложены преподавателем и зависят от особенностей учебного предмета, условий обучения, видов формируемых компетенций и т.д. При оценивании портфолио учитываются общие и специфические критерии. К общим критериям отнесены: раскрытие темы и достижение поставленной образовательной цели; использование разнообразия методологических и теоретических конструкций в качестве базиса решения учебно-познавательных задач; глубина анализа при решении профессиональных задач; уровень систематизации и интеграции изучаемого материала в единую профессиональную схему; наличие обоснования выбранной концепции и собственной точки зрения в выполненной работе; наличие обязательных рубрик и выводов; формулирование доказательной базы своих утверждений; самооценка эффективности выполнения работы. К специфическим критериям относят применение исследовательских методов работы; проективный характер портфолио; качество оформления; анализ полезности портфолио для самого учащегося. Существенно, что оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации.

Среди средств оценивания портфолио можно отметить произвольную письменную рекомендацию и трансферный лист.

Примеры шаблонов трансферного листа

1) Трансферный лист оценки портфолио вариант №1 Тема портфолио______________  
Я считаю, что … (мнение о портфолио) Особенно удачным является… (достоинства)
В то же время, я посоветовал бы… (рекомендации) Не кажется ли тебе, что…  

 

Работу выполнил____________Работу проверил____________

2)

Трансферный лист оценки портфолио вариант №2

Интересные впечатляющие моменты Темы, которые наиболее хорошо раскрыты Общие советы Главные выводы

3)

ПВС

положительно советы вопросы

4)

МУВ

мнение уточнение вопросы

 

5)

ДВП

достоинства вопросы пожелания

 

 

Принципиальным при создании портфолио выступают два момента: принцип "добровольности" (прежде всего, с точки зрения студента) и блок самооценки. Создание порфолио позволяет студенту включиться в процесс развития своих компетенций, в рефлексию своих изменений, систематизировать выполненную им учебно-познавательную работу, проследить в динамике свои достижения, а преподавателю даёт возможность выявить индивидуальный стиль обучения студента, особенности его интеллекта и культуры. Портфолио можно представить не только как инструмент оценивания, но и как инструмент сопровождения на индивидуальном образовательном маршруте, что в связи с появлением вариативной части основной образовательной программы становится особенно актуальным.

Проверьте себя!

1. Какой из предложенных ниже тестов не отвечает предъявляемым требованиям, и по каким (какому) параметрам?

А. Выберите один или несколько правильных ответов.

005. МЕТОД ПОЛИМЕРАЗНОЙ ЦЕПНОЙ РЕАКЦИИ ОСНОВАН НА 1. взаимодействии антигена с антителом

2. рестрикции ДНК

3. многократном копировании фрагментов

нуклеиновых кислот

4. клонирования ДНК

Б. 6. Какой фермент используется для синтеза ДНК in vitro при ПЦР

1. Рестриктаза

2. Tag-полимераза

3. Эндонуклеаза

4. РНК-полимераза

2. В чём отличие пр


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.