Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излаг свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текс изведения. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излаг свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текс изведения.

2017-06-11 1627
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излаг свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текс изведения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произве разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к изведению того автора, которому принадлежит исходный те укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйт выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в ном направлении анализа.

 

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы реч

 

8 В чём, на ваш взгляд, заключается сила Данко?

9 1 Кто из русских классиков изображает в своих произведенияхгероев, способных на жертву? В чём можно сопоставить эти произведения с произведением М. Горького «Старуха Изер-гиль»?

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните зад 10-16.

 

О Муза! я у двери гроба! Пускай я много виноват. Пусть увеличит во сто крат Мои вины людская злоба — Не плачь! завиден жребий наш. Не наругаются над нами:

Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу!

 

Не русский - взглянет без любви На эту бледную, в крови. Кнутом иссеченную Музу...


 

(И.А.Некрасов, 1877)


ВариантП  

 

Ответом к заданиям 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

 

10 К какому роду литературы относится приведённое произведе­ ние Н.А. Некрасова?

 

Ответ:.

 

| 11 | Укажите название изобразительно-выразительного средства, основанного на переносе свойств одного предмета или явле­ ния на другой: «Меж мной и честными сердцами / Порваться долго ты не дашь / Живому, кровному союзу!».

 

Ответ;.

 

| 12 | Укажите название стилистической фигуры, состоящей в нару­шении привычного порядка слов («завиден жребий наш»).

 

Ответ:.

 

13 Из приведённого ниже перечня выберите три названия худо­ жественных средств и приёмов, использованных поэтом в сти­ хотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)гипербола

 

2) ирония

 

3) риторическое восклицание

 

4) эпитет

5) метонимия

 

Ответ:

 

14 Определите размер, которым написано стихотворение Н.А. Некрасова (без указания количества стоп).


 

Ответ:.


88 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

 

При выполнении заданий 15 и 16 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём 5-10 предложений).

 

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст про изведения.

 

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведени разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­ изведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в зада ном направлении анализа.

 

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

15 Как Н. А. Некрасов решает в стихотворении «О, Муза! Я у две­ ри фоба!» тему поэта и толпы?

16 Кто из русских поэтов обращался к теме взаимоотношений поэта и толпы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Н. А. Некрасова?


Вариант 11  

 

Часть 2

 

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предло­ женных тем сочинений (17.1-17.3).

Укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается О баллов).

 

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зре­ ния.

 

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произве­ дения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

 

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произ­ ведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

17.11 Почему А. С. Пушкин назвал Татьяну Ларину «милым идеа-лом» (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)?

 

17.2 Какова роль гротеска в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина?

17.3 Каковы смыслы заглавия рассказа И. А. Бунина «Чистый по­ недельник»?


90 Литература. Подготовка к ЁГЭ-2017

 

ВАРИАНТ 12

 

 

Часть 1

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполн задания 1-9.

 

Мы оба были богаты, здоровы, молоды и настолько хороши со­ бой, что в ресторанах, на концертах нас провожали взглядами. Я, бу­ дучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной,горячейкрасотой, был даже «неприлично красив», как сказал мне однажды один знаменитый актёр, чудовищно толстый человек, великий обжора и умница. «Чёрт вас знает, кто вы, сицилианец ка­ кой-то»,— сказал он сонно; и характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке. А у неё красота была какая -то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте во­ лосы, мягко блестящие, как чёрный соболий мех, брови, чёрные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенён был тёмным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застёжка­ ми (а на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в вегетарианской столовой на Арбате); и насколько я был склонен к болтливости, к простосердечной весёлости, настолько она была чаще всего молчалива: всё что-то думала, всё как будто во что-то мысленно вникала; лёжа на диване с книгой в руках, часто опускала её и вопросительно глядела перед собой: я это видел', заезжая иногда к ней и днём, потому что каждый месяц она дня три-четыре совсем не выходила и не выезжала из дому, лежала и читала, заставляя и меня сесть в кресло возле дивана и молча читать.

 

— Вы ужасно болтливы и непоседливы,— говорила она, —дайте мне дочитать главу...

 

- Если бы я не был болтлив и непоседлив, я никогда, может быть, не узнал бы вас, — отвечал я, напоминая ей этим наше знакомство: как-то в декабре, попав в Художественный кружок* на лекцию Анд-


 

* Московский литературно-художественный кружок, членами которого б ыл и братья Бунины.


Вариант 12  

 

рея Белого, который пел её, бегая и танцуя на эстраде, я так вертелся

 

и хохотал, что она, случайно оказавшаяся в кресле рядом со мной

 

и сперва с некоторым недоумением смотревшая на меня, тоже нако­ нец рассмеялась, и я тотчас весело обратился к ней.

— Всё так,— говорила она,— но всё-таки помолчите немного, почитайте что-нибудь, покурите...

 

— Не могу я молчать! Не представляете вы себе всю силу моей любви к вам! Не любите вы меня!

— Представляю. А что до моей любви, то вы хорошо знаете, что, кроме отца и вас. у меня никого нет на свете. Во всяком случае вы

у меня первый и последний. Вам этого мало? Но довольно об этом. Читать при вас нельзя, давайте чай пить...

 

(И. А. Бунин. «Чистый понедельник»)

 

Ответом к заданиям 1-7является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

 

1 | Укажите жанр произведения И. А. Бунина «Чистый понедель­ ник».

 

Ответ;

 

Назовите категорию поэтики литературного произведения, ко­ торая, наряду с пространством, является одной из форм бытия и мышления и позволяет дать всестороннюю характеристику жизни бунинских героев.

 

Ответ:.

 

Какой художественный приём использует автор, сопостав­ ляя характеры своих персонажей — всегда готового к шутке, живого, лёгкого героя и молчаливую, задумчивую его воз­ любленную?

 

Ответ:


92 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

 

 

Установите соответствие между персонажами «Чистого поне­ дельника» и их высказываниями: к каждой позиции перво­ го столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ   ВЫСКАЗЫВАНИЯ
A) героиня 1) «И буду ждать, когда и вы узнаете, что та­
Б) герой   кое любовь, счастье!»
B) Качалов 2) «Где-то на Ордынке есть дом, где жил
    Грибоедов. Поедем его искать...»
  3) «Царь-девица, Шамаханская царица, твоё
    здоровье!»
  4) «Ох, не убивайся, не убивайся так! Грех,
    грех!»

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи­ ми буквами.


 

Ответ;


 

А Б В


 

 

Герои «Чистого понедельника» делятся друг с другом своими взглядами на любовь. Назовите такую форму устной речи, которая служит одним из способов раскрытия характеров пер­ сонажей.

 

Ответ: _.

 

Каким термином принято обозначать образные определения, дающие художественную характеристику внешнего облика героини («...смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы...»)?

 

Ответ: _

 

Как называется цикл произведений И.А. Бунина, в который входит «Чистый понедельник»?

 

Ответ:


Вариант 12  

 

При выполнении заданий 8 и 9 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

 

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст про­ изведения.

 

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­ изведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в задан­ ном направлении анализа.

 

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.


 

 

н9|


 

Чем различаются представления о любви главных героев про-изведения И. А. Бунина «Чистый понедельник»?

 

В каких произведениях русской литературы XX в. создана по­ добная или принципиально отличная от бунинской концеп­ ция любовного чувства?


 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-16.

 

Учись у них - у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся, кора.

 

Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвёт последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты!

 

Но верь весне. Её промчится гений. Опять теплом и жизнию дыша.

 

Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.


(А. А. Фет, 1883)


94 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

 

Ответом к заданиям 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

 

10 Как называется художественный приём, основанный на упо­ доблении событий человеческой жизни явлениям природы, который использует автор представленного стихотворения?

 

Ответ: _

 

11 | Каким термином принято в литературоведении обозначать стилистическую фигуру, способствующую усилению эмоцио­ нальности и выразительности высказывания («молчи и ты!»)?

 

Ответ:.

 

12 А. А. Фет прибегает в данном стихотворении к системе звуко­ вых повторов, пауз, различных видов интонации, создающих мелодику звуковых сочетаний («И за сердце хватает холод лю­ тый...»). Укажите название этого художественного приёма.

 

Ответ: _ _.

 

13 I Из приведённого ниже перечня выберите три названия ху­ дожественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) анафора

 

2) гипербола

3)олицетворение

4) эпитет

5) инверсия

 

Ответ:


!Вариант 12  

 

[ 14 | Укажите название стилистического явления, свойственногохудожественной манере А. А. Фета, которое передаёт чувства в цвето-световом выражении и воспроизводит впечатление от предмета.

 

Ответ:

 

При выполнении заданий 15 и 16 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5- 10 предложений).

 

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст про­ изведения.

 

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­ изведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в задан­ ном направлении анализа.

 

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

15 I Какую роль в передаче психологического состояния лириче­ского героя А. А. Фета играют образы деревьев?

 

16 [ В каких произведениях русской литературы XIX века при­сутствуют образы деревьев и в чём сходство или различие их функций с произведением А. А. Фета?


96 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

 

Часть 2

 

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предло­ женных тем сочинений (17.1-17.3).

Укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается О баллов).

 

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зре­ ния.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произве­ дения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

 

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произ­ ведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

17.1 Согласны ли вы с мнением о том, что «немая сцена» комедии

 

Н. В. Гоголя «Ревизор» имитирует сцену распятия?

 

17.2 Прокомментируйте высказывание В. Аникина о стиле поэмы

 

Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: «...соединение стилевых потоков связано с идейным замыслом глав и произ­ ведения в целом».

 

17.3 | Какое развитие в романе Ч. Т. Айтматова «Плаха» получаютевангельские мотивы?


вариант 13  

 

ВАРИАНТ 13

 

Часть 1

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9.

 

Обломов с вечера, по обыкновению, прислушивался к биению своего сердца, потом ощупывал его руками, поверил, увеличилась ли отверделость там, наконец, углубился в анализ своего счастья, и вдруг попал в каплю горечи и отравился.

 

Отрава подействовала сильно и быстро. Он пробежал мысленно всю свою жизнь: в сотый раз раскаяние и позднее сожаление о ми­ нувшем подступило к сердцу. Он представил себе, что б он был те­ перь, если б шёл бодро вперёд, как бы жил полнее и многостороннее, если б был деятелен, и перешёл к вопросу, что он теперь и как могла, как может полюбить его Ольга, и за что?

«Не ошибка ли это?» — вдруг мелькнуло у него в уме, как мол­ ния, и молния эта попала в самое сердце и разбила его. Он застонал. «Ошибка! да... вот что!» — ворочалось у него в голове.

 

«Люблю, люблю, люблю», - раздалось вдруг опять в памяти, и сердце начинало согреваться, но вдруг опять похолодело. И это троекратное «люблю» Ольги - что это? Обман её глаз, лукавый шёпот ешё праздного сердца; не любовь, а только предчувствие любви!

 

(И. А. Гончаров. «Обломов»)

 

Ответом к заданиям 1-7является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

 

1 К какому роду литературы относится произведение И. А. Гон-

 

чарова «Обломов»?

 

Ответ:.

 

2 Принципы какого литературного направления нашли своё

 

воплощение в романе И. А. Гончарова?

 

Ответ:.


 

Т. За*.№ »


 

 


Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

 

Зарождению какого конфликта способствуют сомнения героя? Ответ:.

 

Установите соответствие между персонажами и чертами их характера: к каждой позиции первого столбца подберите со­ ответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

 

ПЕРСОНАЖИ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
A) Обломов 1) деятельный, предприимчивый, хитрый,
Б) Штольц корыстный
B) Ольга 2) практичный, рациональный и деятель­
  ный человек, который знает чего хочет
  и постоянно развивается
  3) человек с тонкой поэтической душой,
  склонный к постоянным мечтаниям
  4) умный и нежный человек, не лишён­
  ный жизненной практичности

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи­ ми буквами.


 

Ответ:


 

А Б В


 

 

Назовите приём, основанный на уподоблении соотносимых понятий и явлеций: «...вдруг мелькнуло у него на уме, как мол­ ния, и молния эта попала в самое сердце...»

 

Ответ:.

 

Как называется образное определение («Обман её глаз, лука­ вый шёпот ещё праздного сердца...»)?

 

Ответ:


 

г


Вариант 13  

 

Г Укажите название тропа, основанного не переносе свойств одного предмета или явления на другой («„Люблю, люблю, люблю“, — раздалось вдруг опять в памяти, и сердце начинало согреваться, но вдруг опять похолодело»).

 

Ответ:.

 

При выполнении заданий 8 и 9 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём — 5-10 предложений).

 

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст про­ изведения.

 

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­ изведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в задан­ ном направлении анализа.

 

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

8 Каким предстаёт Илья Обломов в приведённом фрагменте?

9 В каких произведениях русской классики изображены слож­ ные отношения между мужчиной и женщиной и в чём эти ситуации можно соотнести со взаимоотношениями героев

И. А. Гончарова?

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-16.

 

 

Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг. Шумят деревья весело-сухие, И тёплый ветер нежен и упруг.


 

 

I. Зас Г* 33


100 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

 

И лёгкости своей дивится тело,

 

И дома своего не узнаёшь,

А песню ту, что прежде надоела. Как новую, с волнением поёшь.

 

(А.А.Ахматова, 1915)

 

Ответом к заданиям 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

 

10 Какое поэтическое течение начала XX века представляет ран­ нее творчество А. А. Ахматовой?

 

Ответ:.

 

11 Назовите фигуру речи, состоящую в нарушении привычного порядка слов («Перед весной бывают дни такие...»).

 

Ответ:.

 

12] Как называется стилистический приём, основанный на пов­ торении гласных звуков («Перед весной бывают дни.такие», «И дома своего не узнаёшь»)?

 

Ответ:.

 

13 \ Из приведённого ниже перечня выберите три названия ху­ дожественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) олицетворение

 

2) гротеск

 

3) эпитет

4) градация

5) анафора

 

Ответ:


 

«г


Вариант 13  

 

14 Определите размер, которым написано стихотворение

 

А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...» (без ука­ зания количества стоп).

 

Ответ:.

 

При выполнении заданий 15 и 16 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

 

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст про­ изведения.

 

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­ изведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в задан­ ном направлении анализа.

 

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

15 Как в стихотворении А. А. Ахматовой раскрывается тема об­ новления души?

 

16 Кто из русских поэтов, помимо А. А. Ахматовой, соотносит состояние мира природы и человеческой души и в чём эти произведения близки ахматовским?


102 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

 

Часть 2

 

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предло­ женных тем сочинений (17.1-17.3).

Укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается О баллов).

 

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зре­ ния.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произве­ дения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

 

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произ­ ведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

17.1 Как в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» раскрывается «философия отцов»?

 

17,2 Какие вечные темы находят отражение в лирике Н. А. Некра­ сова?

 

17.3 В чём заключается сложность отношения А.А. Блока к рево­ люции (по поэме А. Блока «Двенадцать»)?


Вариант 14  

 

ВАРИАНТ 14

 

Часть 1

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9.

 

Художник обновил Шухову «Щ-854» на телогрейке, и Шухов, уже не запахивая бушлата, потому что до шмона оставалось недалеко, с верёвочкой в руке догнат бригаду. И сразу разглядел: однобригад-ник его Цезарь курил, и курил не трубку, а сигарету — значит, под-стрельнуть можно. Но Шухов не стал прямо просить, а остановился совсем рядом с Цезарем и вполоборота глядел мимо него.

 

Он глядел мимо и как будто равнодушно, но видел, как после каждой затяжки (Цезарь затягивался редко, в задумчивости) ободок красного пепла передвигался по сигарете, убавляя её и подбираясь к мундштуку.

Тут же и Фетюков, шакал, подсосался, стал прямо против Цезаря

и в рот ему засматривает, и глаза горят.

У Шухова ни табачинки не осталось, и не предвидел он сегодня прежде вечера раздобыть — он весь напрягся в ожидании, и желанней ему сейчас был этот хвостик сигареты, чем, кажется, воля сама, — но он бы себя не уронил и так, как Фетюков, в рот бы не смотрел.

 

В Цезаре всех наций намешано: не то он грек, не то еврей, не то цыган - не поймёшь. Молодой ещё. Картины снимал для кино. Но и первой не доснял, как его посадили. У него усы чёрные, слитые, густые. Потому не сбрили здесь, что на деле так снят, на карточке.

- Цезарь Марковиов - не выдержав, прослюнявил Фетюков.-Дайте разок потянуть!

И лицо его передёргивалось от жадности и желания.

 

...Цезарь приоткрыл веки, полуспущенные над чёрными глазами, и посмотрел на Феткжова. Из -за того он и стал курить чаще трубку, чтоб не перебивали его, когда он курит, не просили дотянуть. Не та­ бака ему было жалко, а прерванной мысли. Он курил, чтобы возбу­ дить в себе сильную мысль и дать ей найти что-то. Но едва он поджи­ гал сигарету, как сразу в нескольких глазах видел: «Оставь докурить!»

 

...Цезарь повернулся к Шухову и сказал:


104 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

 

- Возьми, Иван Денисыч!

 

И большим пальцем вывернул горящий недокурок из янтарного короткого мундштука.

 

Шухов встрепенулся (он и ждал так, что Цезарь сам ему пред­ ложит), одной рукой поспешно благодарно брал недокурок, а вто­ рою страховал снизу, чтоб не обронить. Он не обижался, что Цезарь брезговал дать ему докурить в мундштуке (у кого рот чистый, а у кого и гунявый), и пальцы его закалелые не обжигались, держась за самый огонь. Главное, он Фетююва-шакала пересёк и вот теперь тянул дым, пока губы стали гореть от огня. М-м-м-м! Дым разошёлся по голод­ ному телу, и в ногах отдалось и в голове.

 

{А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»)

 

Ответом к заданиям 1-7является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

 

1 Принципы какого направления развивает в своём творчестве

 

А. И. Солженицын?

 

Ответ: _

 

Во фрагменте встречаются слова типа «шмон», «гунявый». Как называется подобная разновидность речи, выходящая за рам­ ки литературной нормы?

 

Ответ: _

 

Как называется способ раскрытия особенностей внутренней жизни героев, к которому А, И. Солженицын прибегает в рас­ сказе неоднократно?

 

Ответ; _

 

4 Установите соответствие между персонажами и чертами их характера: к каждой позиции первого столбца подберите со­ ответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.


Вариант 14    
ПЕРСОНАЖИ ХАРАКТЕРИСТИКА  
A) Тюрин 1)«...бендеровцам в лес молоко носил.
Б)Гопчик Срок дади как взрослому. Он - телёнок
B) Буйновский ласковый, ко всем мужикам ластится.
  А уж и хитрость у него: посылки свои
  в одиночку ест, иногда по ночам жуёт».

2) «Он слов зря никогда не роняет, уж если рассказывать пустился — значит, в доб­ рой душе.

 

Тоже он в шапке есть не научился... Без шапки голова его уже старая. Стриже­ на коротко, как у всех, айв печном огне видать, сколь седины меж его сероватых волос рассеяно».

 

3) «...он и на лагерную работу как на мор­ скую службу смотрит; сказано делать — значит, делай!»

 

4) «Лицо его всё вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тёсаного, тёмного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что немного выпадало ему за все годы отси­ живаться придурком».

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи­ ми буквами.

 

Ответ; А Б В I  
       

 

5 | В приведённом отрывке автор противопоставляет Ивана Де­нисовича Фетюкову. Как в литературоведении называется композиционный приём, в основе которого лежит противо­ поставление?

 

Ответ;


106 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

 

Назовите троп, в основе которого лежит перенос свойств с од­ ного предмета или явления на другие по сходству или аналогии («Он курил, чтобы возбудить в себе сильную мысль и дать ей найти что-то»).

 

Ответ;.

 

Как называется выразительная подробность, важная для ха­ рактеристики героя (например, «янтарный короткий мун­ дштук» Цезаря)?

 

Ответ;

 

При выполнении заданий 8 и 9 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10предложений).

 

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст про­ изведения.

 

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­ изведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в задан­ ном направлении анализа.

 

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

8 1 Какие черты характера Ивана Денисовича раскрываютсяв приведённом отрывке?

 

Кто из русских писателей изображает в своих произведени­ ях героев, воплощающих русский национальный характер, и в чём эти произведения можно сопоставить с рассказом А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?


Вариант 14  

 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-16.

 

ПОЭТ Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

 

Он малодушно погружён; Молчит его святая лира; Душа вкушает хладный сон, И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

 

Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснётся, Душа поэта встрепенётся, Как пробудившийся орёл. Тоскует он в забавах мира. Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит гордой головы; Бежит он, дикий и суровый, И звуков и смятенья полн, На берега пустынных волн, В широкошумные дубровы...

 

(А. С. Пушкин, 1827)

 

Ответом к заданиям 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

 

10 Назовите род литературы, к которому относится произведение

 

А. С. Пушкина «Поэт».

 

Ответ: _

 

11 Назовите вид тропа, основанный на сопоставлении предметов или явлений: «Душа поэта встрепенётся, / Как пробудившийся орёл».


 

Ответ:.


108 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

 

12 Укажите вид тропа, в основе которого лежит перенос свойств одних предметов и явлений на другие («Молчит его святая лира;/Душа вкушает хладный сон»).

 

Ответ:.

 

13 | Из приведённого ниже перечня выберите три названия ху­ дожественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) метонимия 2)гипербола

3) инверсия

 

4) эпитет

5) олицетворение

 

Ответ;

 

| 14 | Определите стихотворный размер стихотворения А. С. Пуш­кина «Поэт» (без указания количества стоп).

 

Ответ:

 

При выполнении заданий 15 и 16 сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст про­ изведения.

 

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­ изведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в задан­ ном направлении анализа.

 

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

15 Какова роль противопоставления миров в стихотворении

 

А. С. Пушкина «Поэт»?


Вариант 14  

 

16 Кто из русских поэтов раскрывал в своих произведениях слож­ ные отношения поэта с окружающим миром?

 

Часть 2

 

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предло­ женных тем сочинений (17.1-17.3).

Укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается О баллов).

 

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зре­ ния.

 

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произве­ дения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

 

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произ­ ведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормыречи.

 

17.1 Какие мотивы и образы встречаются в философской лирике М. Ю. Лермонтова?

 

17,2 Какова роль антитезы в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война

 

и мир»?

 

17.3 Каким в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» предстаёт образ русского солдата?


110 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

 

ВАРИАНТ 15

 

Часть 1

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1-9.

 

Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы

 

в своей должности. Мало сказать; он служил ревностно, — нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его. Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, даже попал бы в статские советники; но выслужил он, как выража­ лись остряки, его товарищи, пряжку в петлицу да нажил геморрой

в поясницу. Впрочем, нельзя сказать, чтобы не было к нему никакого внимания. Один директор, будучи добрый человек и желая вознагра­ дить его за долгую службу, приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье; именно из готового уже дела ве­ лено было ему сделать какое-то отношение в другое присутственное место; дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье. Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тёр лоб и наконец сказал; «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». С тех пор оста­ вили его навсегда переписывать. Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало. Он не думал вовсе о своём платье: вицмундир у него был не зелёный, а какого-то рыжевато-мучного цвета. Воротничок на нём был узенький, низенький, так что шея его, несмотря на то что не была длинна, выходя из воротника, казалась необыкновенно длинною, как у тех гипсовых котёнков


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.328 с.