Наука XIX в. Особенности и основные достижения. Влияние на философию. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наука XIX в. Особенности и основные достижения. Влияние на философию.

2017-06-12 1396
Наука XIX в. Особенности и основные достижения. Влияние на философию. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План изложения: 1. Характеристика классического типа научной рациональности. Начало преодоления ограниченностей классической науки: идея эволюции в естествознании, немеханические картины мира в физике и науке в целом.

2. Формирование научной философии: «три великих естественнонаучных открытия» и другие предпосылки

3. Математика: неевклидова геометрия (Лобачевский, Больяй, Риман, Гаусс); теория множеств Г. Кантора, ее парадоксы и кризис основ математики

4. Физика: термодинамика и закон сохранения энергии (Джоуль, Гельмгольц, Майер); электромагнитная индукция и электромагнитная картина мира Максвелла; электро- и радиотехника как первая отрасль научного (всеобщего) труда

5. Дифференциация технических наук и становление технического образования

● Химия: развитие концепции химического атомизма: Дальтон и Менделеев; структурный подход в химии: Бутлеров и Вант-Гофф.

● Биология: клеточная теория (Шлейден и Шванн); теория биологической эволюции Дарвина, происхождение человека; критика дарвинизма (Марк, Дженкинс); рождение генетики (Мендель) и ее переоткрытие (де Фриз, Корренс, Чермак)

● Физиология ВНД (Сеченов и Павлов). Рождение психологии (Фрейд); экспериментальная психология (Вундт, Рибо).

● Дифференциация социально-гуманитарных наук: история, культурология, социология, демография, классическая политэкономия, науки о языке и др. Формационный и цивилизационный, натуралистический и культур-центристский подходы как главные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

1. В.С. Степин предложил три типа рациональности:

классическая рациональность (основные критерии научного познания таковы, что они сосредоточивают внимание исследователя исключительно на характеристиках объекта, не принимая во внимание субъекта познания).

неклассическая рациональность (учитывает отнесенность характеристик объекта к средствам и операциям, используемым в процессе исследования).

постнеклассическая рациональность (соотносит знания об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности).

Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки. Наука XVII в. обладала единством: 1) единством лиц (ученые охватывали все отрасли науки), 2) наличие единой руководящей идеи и метода (математика), 3) огромный интерес к важнейшим техническим проблемам того времени.

Характеристика:

· идеал «чистого объективного знания»

· Ориентация на законы классической механики (законы динамические, исключающие случайность и обеспечивающие однозначный прогноз – механический детерминизм)

· Материальная природа – пассивное начало, не способное к саморазвитию, самоорганизации

· Наука и производство развиваются без существенной связи друг с другом.

Начало преодоления ограниченностей классической науки: идея эволюции в естествознании, немеханические картины мира в физике и науке в целом. Наука вступает в период крупных обобщений во всех фундаментальных отраслях, формулируются законы, оформляются крупные научные теории – завершается собирательный этап, наука становится обобщающей систематизирующей. Требования развивающегося материального производства (развитый машинный труд классического капитализма) определили необходимость в раз работке теоретического научного знания, т.к. далее развивать производство методом проб и ошибок, только техническими и эмпирическими методами уже невозможно.

В конце XIX в наука начинает становиться главной производительной силой. Формируется марксизм.

2. Научная философия – диалектический и исторический материализм. Предпосылки возникновения.

Научные: зрелая классическая наука, «три великих естественнонаучных открытия» - клеточная теория, закон сохранения энергии и теория эволюции Дарвина. Эти открытия выражали диалектизирующий характер естествознания середины XIX в, появился научный материализм, включающий диалектику.

Социально-экономические: зрелое капиталистическое общество, возникает класс неудовлетворенного пролетариата, материальное производство – основа жизни, которое развивается по своим законам.

Философские: материализм Фейрбаха и диалектика Гегеля, развитие марксизма.

3. Математика.

• эффективность применения математики в естествознании подталкивала учёных к мысли, что познание в математике есть часть познания реального мира.

• роль и престиж математики в науке и экономике заметно растут, растёт и её государственная поддержка.

• Появляются первые математические общества: Лондонское, Американское, Французское, Московское.

• Содержание предмета математики растёт. Понятия становятся более общими.

• делаются попытки построения строгой системы определений и доказательств, производится критический пересмотр приёмов доказательства.

Наиболее значимым для философии открытием является неэвклидова геометрия: Лобачевский; Риман; Гаусс:

◦ основана на изменении пятого постулата Эвклида, который гласит, что «В каждой плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, не пересекающая данную прямую».

◦ пространство таково, что для одной прямой можно провести две различные, параллельные ей, но пересекающиеся друг с другом прямые.

◦ представляет собой учение об искривлённом пространстве и носит название геометрией отрицательной кривизны (пространство вогнуто).

◦ Двумерное пространство может быть представлено поверхностью «граммофонной трубы» (псевдосфера).

В противоположность геометрии отрицательной кривизны появилась так же геометрия положительной кривизны (Риман), то есть геометрия выпуклого пространства. Реальные физические приложения обнаружены намного позже (теория относительности Эйнштейна).

Кантор вводит самое абстрактное понятие в математике – понятие множества. Теория множеств сталкивается с серьёзными парадоксами:

◦ Парадокс универсального множества: «Если универсальное множество строить для бесконечного количества элементов, то мощность его будет равна бесконечности. Но мощность множества всех подмножеств этого универсального множества больше мощности самого универсального множества, то есть больше бесконечности. А мощность множества всех подмножеств множества всех подмножеств универсального множества – ещё больше». Таким образом, возникает некоторая бесконечная иерархия бесконечностей.

◦ Парадокс Рассела-Цермело: «Пусть K – множество всех множеств, которые не содержат себя в качестве своего элемента. Содержит ли K само себя в качестве элемента? Если да, то, по определению K, оно не должно быть элементом K – противоречие. Если нет – то, по определению K, оно должно быть элементом K – вновь противоречие».

Возникает осознание того, что бесконечность обладает внутренним противоречием: она всегда больше самой себя.

Философский смысл теории множеств:

Глубокое изучение проблемы бесконечности, установление свойств бесконечных множеств, осмысление связи бесконечного и конечного.

Формализация наиболее общих понятий математики, выходящих за её пределы: множество, подмножество, элемент множества.

Попытка создания метатеории, с помощью которой можно обосновывать математические теории.

4. Физика

• закон сохранения энергии. Майер, Гельмгольц, Джоуль. Поскольку энергия не появляется из ничто и не исчезает, а лишь переходит из формы в форму, то это свидетельство в пользу диалектико-материалистического подхода.

• Классическая термодинамика. Карно, Фурье, Клаузиус, Больцман, Томсон. 3 закона (начала).

• Электродинамика. Фарадей, Максвелл: электрические, магнитные и оптические явления связаны, имеют одну сущность (электромагнитные волны) – принцип всеобщей связи.

• Сформировалась электромагнитная картина мира («материя – это поле»). механическая картина мира окончательно потеряла общенаучный статус.

• Электродинамика стала первой теорией, непосредственно внедренной в материальное производство (электротехника родилась в научных лабораториях): всеобщий (научный) труд (предсказанный Марксом) начало НТР. Наука становилась главной производительной силой

5. НТР, научный труд приводят к технизация науки

• В конце 18 - 19 веке начинают распространяться технические вузы.

• В условиях капитализма начался процесс «технологизации» и самого человека. Формируются предпосылки социология и социальная статистика, демография. О. Конт, А. Кетле. «Массовое общество» и «средний человек» - исследование человека как объекта с помощью количественных методов. Математическая статистика.

• Негативная тенденция: человек тем самым превращается в придаток машины, отчуждается от процесса труда, становится объектом, «винтиком». Человек теряет собственно человеческое измерение, становится «частичным человеком».

Химия

• Развитие принципа атомизма – атомно-молекулярное учение в химии: на основе работ Лавуазье – Д. Дальтон. Количественные методы в химии привели к ее оформлению как «точной науки».

• Периодический закон химических элементов Менделеева: химия окончательно стала целостной и строгой наукой. Философский смысл: предсказательные функции эвристичной научной теории, принцип атомизма, принцип всеобщей связи; основа научно организованного химического производства – химия стала второй отраслью научного труда уже в начале 20 века.

• Развитие органической химии: искусственный синтез органических соединений; учение Бутлерова и Вант-Гоффа об изомерии (диалектика формы и содержания, структурализм).

Биология

• «Два великих естественнонаучных открытия» - клеточная теория (Шлейден и Шванн) и теория эволюции Дарвина

• Единый план строения всего живого, клетка единица (атом) жизни. Принцип всеобщей связи – с переходом к идее эволюции. Диалектика.

• Ламарк и др. высказывали идею биологической эволюции. Но только Дарвин дал научное объяснение эволюции в живой природе, ввел человека в общую последовательность природной эволюции – через симиальную («обезьянью») гипотезу происхождения человека. Стихийный материализм и диалектика. Параллельное открытие закона естественного отбора с А. Уоллесом.

• Генетика: 1865, Мендель – законы наследственности. В 1900 г. переоткрытие генетики (параллельное открытие). Выяснилось, что научное объяснение наследственной изменчивости возможно только благодаря генетике – преодоление важного затруднения классического дарвинизма.

Гуманитарные науки 19 века

• История. Сформировались 2 парадигмы как теоретико-методологические основы всего социально-гуманитарного знания в 19-20 вв. Единая история человечества и объективные законы (мат. производства).

• Формирование культурцентристской (люди-уникальные субъекты, мир культуры, культурологические методы – понимание смысла) и натуралистической парадигм (люди - повторяющиеся объекты, изучаемые методами сходными с естественнонаучными – причинно-следственное, номологическое объяснение) социально-гуманитарного знания.

• Лингвистика (Гумбольдт, Соссюр), литературоведение, культурология.

• Классическая английская политэкономия конца 18-начала 19 в. – трудовая теория стоимости (А. Смит, Д. Рикардо); принцип «невидимой руки рынка» (А. Смит); мальтузианство (Т. Мальтус)


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.