Виды политических процессов. Политические изменения как фактор общественного развития. Теория политической модернизации — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Виды политических процессов. Политические изменения как фактор общественного развития. Теория политической модернизации

2017-06-12 270
Виды политических процессов. Политические изменения как фактор общественного развития. Теория политической модернизации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Виды политических процессов. Политические изменения как фактор общественного развития. Теория политической модернизации

 

Основные виды политического процесса

 

В зависимости от критериев политические процессы можно разделить на следующие типы:

 

1. базовые и периферийные.

2. внутриполитические и внешнеполитические,

3. революционный и эволюционный

4. ангажированные и неангажированные,

5. открытые и скрытые,

6. стабильные и нестабильные.

 

1.По значимости для общества тех или иных форм политического регулирова­ния социальных отношений политичес­кие процессы можно подразделить на базовые и периферийные.

Базовые процессы характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленчес­кие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политическо­го участия и государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.).

Периферийные же полити­ческие процессы раскрывают динамику формирования отдель­ных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влия­ния на доминирующие формы и способы отправления власти.

В то же время и базовые, и периферийные политические про­цессы различаются по времени и характеру осуществления, сориентированностью своих субъектов на нормы соперничества или со­трудничества, могут протекать явно или в скрытой форме. К приме­ру явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их пуб­личных притязаниях к государственной власти, которая в свою оче­редь делает доступной для общественного контроля фазу подготов­ки и принятия управленческих решений. В противоположность от­крытому теневой процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обраще­ния к официальным органам государственного управления.

Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основ­ных стадий взаимодействия своих субъектов, структур, институ­тов. Например, электоральный процесс формируется в связи с из­бирательными циклами, и потому политическая активность насе­ления развивается здесь в соответствии с фазами выдвижения кан­дидатов в законодательные (исполнительные) органы, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. Как пра­вило, пик такой активности приходится на время выборов, после чего политическая жизнь как бы затихает, а осуществление кон­трольных функций за управляющими рутинизируется.

 

Циклы государственного управления может задавать деятель­ность правящих партий. К примеру, в бывшем СССР очередные съезды КПСС, определяя «исторические» задачи, рубежи пяти­леток и проч., обусловливали ритм деятельности всех институтов власти на внутри- и внешнеполитической арене. В то же время сегодня — в период реформации общественных отношений — решающее влияние на ритмы функционирования государствен­ных учреждений, способы политического участия населения ока­зывают уже не решения высших органов управления, а отдель­ные политические события, изменяющие расстановку и соотно­шение политических сил (например августовский «путч» ГКЧП в 1991, апрельский референдум в 1993, кризис в октябре 1993 г.). Аналогичный «рваный» ритм задавали политическому процессу военные перевороты в ряде афро-азиатских государств, меняв­шие как институциональные структуры управления, так и усло­вия включения населения в политическую жизнь.

Политическое развитие и политическая модернизация

Политическое развитие: понятие и критерии.

Критерии политического развития по Паю (США)

· Структурная дифференциация отражает процесс усложнения социальных отношений, вследствие деятельности людей и появления новых групп интересов.Политическая система должна быстро реагировать на появление новых требований. Осуществить это возможно с помощью структурной дифференциации и высокой специализации функций институтов политической системы. Каждая политическая структура (законодательная, исполнительная, судебная) выполняет четко очерченную функцию. При этом все специализированные структуры тесно взаимосвязаны и составляют внутренне интегрированную систему. В политически неразвитых обществах подобного разделения труда между политическими структурами не существует. Обычно все властные и управленческие функции в них сосредоточены в руках узкого круга лиц и институтов.

· Возрастание способности системы к инновации мобилизации и выживанию обусловливается потребностью социально дифференцированного общества в быстром приспособлении к меняющимся условиям своего функционирования. Для этого политическая система должна быть способна мобилизовать материальные и людские ресурсы для выполнения общезначимых целей. Ей необходимо развивать свою мобилизационную способность. Более сложные политические системы обладают значительным потенциалом к выживанию, поскольку располагают разнообразными каналами коммуникации и социализации (школа, вуз, церковь, армия и т. д.). Через эти каналы политическая система культивирует определенные образцы политического поведения и внушает доверие к власти, поддерживает веру в ее законность (легитимность) и справедливость.

· Тенденция к равноправию проявляется в снятии всех ограничений (социальных, политических, национальных) на участие народа в политической деятельности, предоставление всем гражданам возможности свободного занятия государственных постов.

Политическое развитие в таком ракурсе рассматривается как приобретение политической системой новых позитивных качеств и новых возможностей (или совершенствование прежних).

 

Виды политических процессов. Политические изменения как фактор общественного развития. Теория политической модернизации

 

Основные виды политического процесса

 

В зависимости от критериев политические процессы можно разделить на следующие типы:

 

1. базовые и периферийные.

2. внутриполитические и внешнеполитические,

3. революционный и эволюционный

4. ангажированные и неангажированные,

5. открытые и скрытые,

6. стабильные и нестабильные.

 

1.По значимости для общества тех или иных форм политического регулирова­ния социальных отношений политичес­кие процессы можно подразделить на базовые и периферийные.

Базовые процессы характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленчес­кие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политическо­го участия и государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.).

Периферийные же полити­ческие процессы раскрывают динамику формирования отдель­ных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влия­ния на доминирующие формы и способы отправления власти.

В то же время и базовые, и периферийные политические про­цессы различаются по времени и характеру осуществления, сориентированностью своих субъектов на нормы соперничества или со­трудничества, могут протекать явно или в скрытой форме. К приме­ру явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их пуб­личных притязаниях к государственной власти, которая в свою оче­редь делает доступной для общественного контроля фазу подготов­ки и принятия управленческих решений. В противоположность от­крытому теневой процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обраще­ния к официальным органам государственного управления.

Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основ­ных стадий взаимодействия своих субъектов, структур, институ­тов. Например, электоральный процесс формируется в связи с из­бирательными циклами, и потому политическая активность насе­ления развивается здесь в соответствии с фазами выдвижения кан­дидатов в законодательные (исполнительные) органы, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. Как пра­вило, пик такой активности приходится на время выборов, после чего политическая жизнь как бы затихает, а осуществление кон­трольных функций за управляющими рутинизируется.

 

Циклы государственного управления может задавать деятель­ность правящих партий. К примеру, в бывшем СССР очередные съезды КПСС, определяя «исторические» задачи, рубежи пяти­леток и проч., обусловливали ритм деятельности всех институтов власти на внутри- и внешнеполитической арене. В то же время сегодня — в период реформации общественных отношений — решающее влияние на ритмы функционирования государствен­ных учреждений, способы политического участия населения ока­зывают уже не решения высших органов управления, а отдель­ные политические события, изменяющие расстановку и соотно­шение политических сил (например августовский «путч» ГКЧП в 1991, апрельский референдум в 1993, кризис в октябре 1993 г.). Аналогичный «рваный» ритм задавали политическому процессу военные перевороты в ряде афро-азиатских государств, меняв­шие как институциональные структуры управления, так и усло­вия включения населения в политическую жизнь.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.