A. W. Burges, L. L. Hoimstrom (1974), Е. Hibernian (1976) изучают синдром изнасилованных. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

A. W. Burges, L. L. Hoimstrom (1974), Е. Hibernian (1976) изучают синдром изнасилованных.

2017-06-12 264
A. W. Burges, L. L. Hoimstrom (1974), Е. Hibernian (1976) изучают синдром изнасилованных. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

A. W. Burges, L. L. Hoimstrom (1974), Е. Hibernian (1976) изучают синдром изнасилованных.

Б. Савинков (1990) и Н. Н. Пухавский (2000) разбирают психологические последствия террористи­ческих актов и реакции заложников.

Влияние условий жизнедеятельности на человека

Все эти условия жизни в определен­ных условиях внешней и внутренней среды А. Г. Макла­ков (2005) разделяет на категории:

Обычные (пли оптимальные),

Параэстремальные (от лат. «пара» — около, или особые),

Экстремальные,

Типы экстремальных ситуаций

По масштабам сферы действия:

· Государственные

· Региональные

· Местные

· Объектовые

· Межгосударственные

По видам нанесённого ущерба:

· Прямой и косвенный ущерб

· С человеческими жертвами

· С материальным ущербом

По источнику возникновения:

· Природные

· Бытовые

· Промышленно-технологические

От экстремальных ситуаций следует отличать чрезвычайные.

Вторым типом ЧС является экологическая катастрофа.

Экологическая катастрофа — это особый вид катастроф, вызван­ных действием антропогенных факторов, которые привели к каче­ственному изменению биосферы, оказывающему вредное воздей­ствие на людей, животных, растительный мир и окружающую среду в целом.

К числу экологических катастроф можно отнести: деградацию по­чвы и ее загрязнение тяжелыми металлами (кадмий, свинец, ртуть, хром И др.), загрязнение атмосферы, электромагнитное и ионизирующее из­лучение, кислотные дожди, разрушение озонового слоя, смог и т.д. Глобальная урбанизация, резкое расширение масштабов хозяй­ственной деятельности человека является одной из причин деградации окружающей среды и повышения риска экологических катастроф. Вто­рая наиболее веская причина экологических катастроф — техногенные ЧС, которые сопровождались существенными негативными изменени­ями биосферы.

Техногенные катастрофы.

Под техногенной катастрофой принято считать внезапный выход из строя машин, механизмов и агрегатов во время их эксплуатации, сопровождающийся серьезными нарушениями производственного процесса, взрывами, образованиями очагов пожаров, радиоактив­ным, химическим, биологическим заражением больших территорий, гибелью людей.

Социальные катастрофы. К категории социальных катастроф в пер­вую очередь следует относить войны и военные локальные конфликты, сопровождающиеся ведением активных боевых действий, а также терро­ристические акты и вовлечение в тоталитарные неокульты.

Социальные катастрофы — результат общественно-политической деятельности группы лиц (политических деятелей, партий, сообществ и др.) или государственной власти, обусловивших снижение социаль­но-политической стабильности в обществе или экономического бла­гополучия населения, а в крайних случаях приведших к массовой ги­бели людей.

Социальные катастрофы наиболее трагичны по своим масштабам и количеству жертв. В годы Великой Отечественной войны погибло око­ло 26 млн граждан России, почти 20 млн немцев, около 3 млн итальян­цев.

Война — организованная вооруженная борьба между государства­ми, нациями (народами), социальными группами.

Война как экстремальная ситуация, вызывающая возникновение психогеиий, объединяет но существу психотравмирующие факторы, присущие почти всем стихийным бедствиям и катастрофам.

Эмоциональные состояния человека в экстремальных условиях

В процессе биологической эволюции у человека появилась способ­ность к пристрастному отражению действительности, что является эмо­цией. Эмоциональное состояние в литературе рассматривается в каче­стве разновидности психического состояния, где отражается целостная деятельность в виде определенных уровней функционирования физио­логических процессов и психической деятельности, т.е. изменение со­стояний эмоций связано с изменениями психической деятельности и физиологических процессов.

Общей характеристикой всех психических состояний являют­ся четыре параметра:

1. активационные;

2. тонические;

3. тензионные;

Временные.

1. Активационные параметры отражают интенсивность психичес­ких процессов и детерминированы потребностно-мотивационной сфе­рой. На психологическом уровне активация проявляется в ясности со­знания, скорости психомоторных реакций, действий и движений, энер­гичном поведении и стремлении преодолевать трудности. Континуум данного параметра состоит из двух полюсов: на одном полюсе — воз­буждение, подъем интенсивности психических процессов; а на другом — торможение, спад темпа действий. Уровень активации обусловлен силой актуализированных потребностей и мотивов, оптимистическим отношением к жизненной ситуации, верой в свои возможности.

2.Тонические параметры отражают на психологическом уровне ре­сурс сил, тонус индивида, наличие (отсутствие) энергии. Увеличенная готовность к работе, ощущение собранности характерно для повышен­ного тонуса, а низкая работоспособность, усталость, несобранность, склонность обнаруживать реакции астенического типа на трудные жиз­ненные ситуации свойственна пониженному тонусу.

3.Тензионные параметры отражают степень напряжения и детер­минированы характеристиками эмоционально-волевой сферы. Уровень напряжения может формироваться под воздействием внутренних (пси­хологических) факторов, таких как повышенный уровень требований, предъявляемых к собственной личности; неуверенность в себе, опасе­ния и страхи перед лицом возможных неудач, а также может быть свя­зан с воздействием внешних факторов: с условиями деятельности, об­щения, конкурентности и соревновательности. На одном полюсе кон­тинуума этого параметра раскованность, расслабленность, внутренний психологический комфорт, непринужденность в действиях и поведении, а на другом — закрепощенность, внутренний психологический диском­форт, вынужденность поведения.

4.Временные параметры отражают устойчивость и продолжитель­ность состояния. Считается, что психические состояния по параметру продолжительности занимают промежуточное положение между пси­хическими процессами и свойствами личности.

К наиболее изученным хроническим негативным состояниям от­носится утомление, которое является психологическим эквивалентом астении. Возникает данное затяжное психическое состояние вследствие эффекта суммации: длительное эмоциональное напряжение приводит к накоплению утомления, что в последующем способствует развитию хро­нического (эндемического) утомления. Последствия эндемического утом­ления в течение длительного времени могут оставаться скрытыми.

Обязательным признаком экстремальных психических состояний является напряжение. В экстремальных условиях и в условиях эмоцио­нально окрашенных ситуаций различают три эмоциональных состоя­ния.

Эмоциональное возбуждение расценивается как сигнальная реакция нервной системы на различные психогенные воздействия.

Эмоциональное напряжение — это эмоционально окрашенное волевое Усилие, направленное на решение мыслительной или двигательной задачи.

Эмоциональная напряженность характеризуется временным по­нижением устойчивости психических и психомоторных процессов, а так­же падением работоспособности, вызванным негативными пли чрезмер­ными психогенными воздействиями.

В ситуации бурных эмоциональных реакций и эмоциональной на­пряженности участок нервной ткани, в котором локализован очаг воз­буждения, становится доминантным. Вследствие этого другие влияния временно не реализуются, поскольку господствующая доминанта их гасит. Это продолжается до тех пор, пока не иссякнет эмоциональное подключение временно господствующего доминантного очага. С пре­кращением эмоциональной напряженности способность к объективной оценке информации восстанавливается.

Достаточно информативным показателем эмоциональной напря­женности служит проявление выраженной мышечной скованности (не­произвольного напряжения многих групп мышц). Основной вегетатив­ной реакцией на эмоциональную напряженность является высокая час­тота сердечных сокращений без физических нагрузок. Иногда отмечается обильный профузный пот, вызываемый эмоциональными воздействиями, а не температурными. На лице могут появиться выра­женные вазомоторные реакции, заметные изменения диаметра зрачка. В ряде исследований при значительном эмоциональном напряжении наблюдалось повышение позывов на диурез, резкое усиление работы ки­шечника и др.

В числе причин нарастания психической напряженности просле­живается информационная неопределенность, предвидение возможных аварийных ситуаций и умственное проигрывание соответствующих дей­ствий при их возникновении.

Эмоциональная напряженность характеризуется также падением уровня психических познавательных процессов и ухудшением психо­моторики.Причинами этого становятся избыточная мотивация, излиш­не нагнетаемое чувство ответственности за порученное дело, выражен­ное ощущение серьезной опасности, высокой тревожности и др. Развитию такого негативного психического состояния способствуют низкая эмоционально-волевая устойчивость, выраженная личностная тревож­ность, неуверенность в своих силах.

Среди внешних проявлений эмоциональной напряженности особое место отводится мимике, пантомимике, заиканию и тремору (рук, ног, щек, губ, подбородка). Характерно появление желваков на щеках, затем в связи с утомлением лицевых мышц начинает отвисать нижняя челюсть. Глубокий эмоциональный стресс – открытый («перекошенный») рот. Среди мимических реакций, ха­рактеризующих состояние напряженности, одной из самых информа­тивных является оживление рефлексов: хоботкового; сосательного; ладонно-подбородочного.

Хоботковый рефлекс характеризуется вытягиванием губ «трубоч­кой» («хоботком») при легком постукивании твердым предметом по верхней губе. Его проявление без внешнего воздействия свидетельствует об очень сильном эмоциональном возбуждении или напряженности.

Сосательный рефлекс заключается в движениях губ при легком прикосновении к ним кисточкой.

Ладонно-подбородочный рефлекс выражается в том, что при про­ведении твердым предметом по ладони обнаруживается движение под­бородка и губ.

Кроме внешних проявлений эмоциональной напряженности выде­ляют проявления эмоциональной напряженности в деятельности.

Эмоционально-сенсорные нарушения включают изменения про­цессов ощущений и восприятия.

Эмоционально-моторные нарушения характеризуются падени­ем согласованности и точности движений.

Эмоционально-ассоциативные (эмоционально-мыслительные) нарушения предопределяют ошибочные умозаключения, принятие не­правильных решений.

В отношении влияния на деятельность человека эмоциональные психические состояния подразделяются на стенические, стимулирую­щие деятельность, увеличивающие напряжение и энергию (паника, аг­рессия, бегство), и астенические, формирующие скованность и пассив­ность (оцепенение, слабость). Одна эмоция способна проявляться в этих двух вариантах: например, стенический страх позволяет мобилизовать­ся и противостоять ситуации, а астенический встречается при упадке сил и неспособности сопротивляться обстоятельствам.

Любое эмоциональное состояние по своей природе является фе­номеном сознания. Оно всегда сознательно, но не всегда распознава­емо, в отличие от возбуждения, которое неосознаваемо и недифференцировано. Информационная специфичность эмоционального состояния делает его исключительно важным для эффективности поведения и адаптации индивидуума к новым условиям жизнедеятельности.

К. Изард (2000) среди многочисленных эмоционально-негативных состояний выделяет страх, аффект, фрустрацию и эмоциональный стресс. С. Л. Соловьева (2003) подразделяет экстремальные психиче­ские состояния на экстремальные состояния:

1. физиологического и психофизиологического уровня (страх, стресс, психическую травму);

2. психологического и социально-психологического уровня (кон­фликт, фрустрацию, депривацию и кризис).

Р. Карсон и Дж. Батчер (2004)

1. категории стресса фрустрацию, конфликт и прессинг считают

2. предрасполагающие к нему факторы депривацию, кризис и психическую трав­му.

Следовательно, стресс, обозначаясь типичным эмоционально-пси­хическим состоянием человека в экстремальных условиях, по форме протекания является фрустрацией или конфликтом, а фактором для его возникновения служит психическая травма, кризис или депривация, ко­торые сами могут рассматриваться как этиологические модели различ­ных состояний или расстройств. По мнению П. И. Сидорова, А. В. Парнякова (2002), страх также выражается в виде стрессового состояния, паники, аффекта и др.

Таким образом, наиболее типичным эмоциональным состоянием человека в экстремальной ситуации является стресс, который формируется, развивается и протекает с участием многих других эмоциональ­ных проявлений — страха, аффекта, паники, фрустрации, конфликта, кризиса, депривации и психической травмы.

Аффект

К группе первично возникающих, эмоционально насыщенных и психотравмирующих состояний, проявляющихся в экстремальных ус­ловиях, относится аффект.

Аффект (от лат. affectuctus — душевное волнение, страсть) — силь­ное и относительное кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными и висцераль­ными проявлениями.

Аффект возникает на произошедшее событие и сдвинут к его кон-Цу. Любая эмоция (положительная или отрицательная) и чувство (по­зитивное или негативное) могут переживаться в аффективной форме. Внешне аффект проявляется в резко выраженных движениях, бурных эмоциях, сопровождается изменениями в функциях внутренних орга­нов, утратой волевого контроля.

По мнению Л. С. Выготского (1983). к возникновению аффекта приводит остроконфликтная ситуация, в которой индивид для спасе­ния своей жизни должен действовать, по не знает, как и что делать. Одна и та же ситуация при равной неподготовленности люден или неожи­данности для них у одного человека вызывает аффект, у другого — не нарушает психическую деятельность.

Ажитированное состояние. В ответ на раздражители, сигнализи­рующие об опасности для жизни, на первый план выступают беспокой­ство и тревога. Возбуждение выражается в суетливости, возможности осуществлять только простые автоматизированные акты под влиянием попавших в поле зрения случайных раздражителей.

Активностью

Нарушается способность понимания сложных отношений между явлениями, требующая суждений и умозаключений, мыслительные про­цессы замедленны. У человека возникает чувство пустоты в голове, от­мечается отсутствие мыслей. Появляются вегетативные нарушения в виде бледности, учащенного сердцебиения, поверхностного дыхания, потли­вости, дрожания рук и др. Нарушается восприятие времени и окружаю­щей действительности, что вызывает затруднение понимания ситуации is целом. Осложняется процесс выбора действий, нарушаются логичность и последовательность мышления. В результате этого создаются усло­вия для «высвобождения» стереотипных, автоматизированных дей­ствий, не соответствующих сложившейся ситуации. Ажитированное состояние расценивается как предпатологическое в границах психоло­гической нормы и может восприниматься как растерянность.

Состояние ступора. В условиях угрозы для жизни ступор харак­теризуется внезапным оцепенением, застыванием па месте в той позе, в которой человек находился в момент получения известия об аварии, катастрофе, стихийном бедствии и т.д.; при этом интеллектуальная дея­тельность сохраняется.

Ступор проявляется в напряженной скованности позы, движений и речи.

В литературе у состояния аффекта выделяют три характерных для него аспекта: 1) «заряд» аффекта (энергетический компонент инстинк­тивного влечения); 2) процесс «разрядки»; 3) восприятие окончатель­ной «разрядки» (ощущение, эмоция, чувство). При этом «заряд» аффек­та имеет количественную оценку интенсивности, а процесс «разрядки» ощущается или воспринимается человеком в качественных категориях.

К. М. Гуревич и В. Ф. Матвеев [Лебедев В. И., 2002] пришли к вы­воду, что состояние аффекта в аварийных ситуациях тесно связано с ин­дивидуальными особенностями нервной системы: лица, не обладающие достаточной силой процесса возбуждения или с преобладанием тормоз­ного процесса, вероятнее всего, окажутся несостоятельными в сложных и экстремальных ситуациях.

Паника. Одним из наиболее характерных эмоциональных состояний в эк­стремальных условиях является паника. Она характеризуется дефекта­ми мышления, потерей сознательного контроля и осмысления проис­ходящих событий, переходом на инстинктивные защитные движения, действия, которые могут частично или полностью не соответствовать ситуации.

Паника — это временное переживание гипертрофированного стра­ха, обусловливающее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей, иногда с полной потерей самообладания (характеризуется дефекта­ми мышления, потерей сознательного контроля и осмысления проис­ходящих событий, переходом на инстинктивные защитные движения, действия, которые могут частично или полностью не соответствовать ситуации).

 

В основе паники лежит переживание беспомощности перед реаль­ной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее, вместо того чтобы бороться с ней. Человек мечется, не соображая, что он делает, либо цепенеет, столбенеет, теряет ориентацию, наруша­ются соотношения между основными и второстепенными действиями, выражен распад структуры действий и операций, обостряются оборо­нительные реакции, происходит отказ от деятельности и пр.

Паника выражается в поспешности, неадекватности поступков, при­нятии ошибочных решений с выраженным стремлением избежать мнимой опасности, защитных мер в ситуациях реальной опасности.

В основе масштабности заложено количество людей, охваченных Данным эмоциональным состоянием. По масштабности паника может быть:

· индивидуальная — подвержен один конкретный индивид;

· групповая — от двух-трех до нескольких десятков и сотен чело­век (если они разрознены);

· массовая — тысячи или гораздо больше людей; массовой следу­ет считать панику, когда в ограниченном, замкнутом пространстве (на корабле, в здании и пр.) ею охвачено большинство лю­дей независимо от их общего числа.

Степень панического сознания определяется глубиной охвата:

1. Легкая паника характеризуется способностью человека сохранить полное самообладание и критичность; внешне выражается лег­кой озабоченностью и напряжением мышц (проявляется, если задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале);

2. Средняя паника характеризуется значительной деформацией со­знательных оценок происходящего, снижением критичности, увеличением страха и легкой подверженностью внешним воз­действиям (проявляется при небольших транспортных авари­ях, различных стихийных бедствиях, пожарах, если чрезвычай­ное происшествие близко, но не угрожает);

3. Полная паника характеризуется отключением сознания и невменяемостью; наступает при чувстве большой явной или мнимой смертельной опасности; человек полностью теряет со­знательный контроль своего поведения, бессмысленно мечется, совершает самые разнообразные хаотические действия, поступ­ки, абсолютно исключающие критическую оценку и рациональ­ность.

По времени возникновения панику делят на два основных тина: возникающую сразу после экстремального воздействия катастрофы, вос­принимаемой как смертельная опасность; паника вследствие длитель­ного пребывания в состоянии тревоги, напряжения, приводящего к нерв­ному истощению и фиксированию внимания на предмете тревоги.

По длительности паника может быть кратковременной (секунды и несколько минут), достаточно длительной (десятки минут, часы), про­лонгированной (несколько дней, недель) и непрерывной (более одного года). Непрерывная паника характеризуется не проецируемой вовне формой. Она проявляется вспышками отчаяния, озлобленности, опу­стошенности, депрессии, состоянием постоянной тревоги и напряжен­ности.

В. А. Моляко (1992) отдельно выделяет существование скрытой паники, образной моделью которой может служить айсберг. Данное со­стояние впервые было отмечено как феномен «постчернобыльской» паники, и сегодня оно распространяется на другие техногенные ката­строфы, стихийные бедствия и террористическую угрозу.

По деструктивным последствиям выделяют следующие типы паники:

1. Без материальных последствий и психических деформаций;

2. С разрушениями, физическими и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время;

3. С человеческими жертвами, значительными нервными заболева­ниями, срывами, инвалидностью и длительной утратой трудо­способности и материальными разрушениями.

Причины возникновения и механизмы развития паники. Основ­ными причинами развитии паники являются состояние людей с гипер­болизируемым страхом и ужасом, их неготовность к неожиданностям и внезапным опасностям и отсутствие критичности при оценке ситуаций.

Психофизиологический механизм паники заключается в индукци­онном торможении больших участков коры головного мозга, предопре­деляющем понижение сознательной активности. В результате возника-101 Неадекватность мышления, повышенная эмоциональность восприя­тия, гиперболизация опасности и резкое повышение внушаемости.

Список литературы

 

 

1. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. / А.В. Гнездилов. - СПб.: Речь, 2002. - 162 с.

2. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960 с.

3. Михайлов Л.А., Маликов Т.В., Шатровой О.В. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Л.А. Михайлов. – СПб.: Питер. 2009. – 256 с.

4. Психология экстремальных ситуаций. / Под ред. В.В. Рубцова, С.Б. Малых. – 2-е изд. – М.: Психологический ин-т РАО, 2008. – 304 с.

5. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок – М.: АСТ, Мн: Харвест, 2002. - 480 с.

6. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности /А.А. Реан.- СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008. – 471 с.

7. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. / В.Г. Ромек. - СПб.: Речь, 2005. - 256 с.

8. Сидоров П.И., И.Г. Мосягин, С.В. Маруняк. Психология катастроф. / П.И. Сидоров. – М.: Аспект Пресс. 2008.-414с.

9. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В.. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. / Б.А. Смирнов. – Х.: Гуманитарный Центр, 2007.- 276 с.

10. Тарабрина Н.В. Психология травматического стресса: Теория и практика. – М.:Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 304 с.

 

 

A. W. Burges, L. L. Hoimstrom (1974), Е. Hibernian (1976) изучают синдром изнасилованных.

Б. Савинков (1990) и Н. Н. Пухавский (2000) разбирают психологические последствия террористи­ческих актов и реакции заложников.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.