Когнетино — поведенческая терапия. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Когнетино — поведенческая терапия.

2017-06-12 679
Когнетино — поведенческая терапия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КПТ — одно из современных направлений психотерапии, которое опирается на значительную роль познавательных процессов в происхождении человеческих комплексов и психологических проблем. Создатель КПТ — А. Бек.

Поведенческие техники используются с целью устранения негативных мыслей, создания новых стереотипов мышления и способов поведения.

КПТ показана при депрессии, панических атаках, фобиях, зависимостях.

КПТ основана на принципах теории обучения предполагающей, что различные типы поведения и сопутствующие им признаки развиваются в результате привычной реакции человека на внешние условия. Определенным образом реагируя на внешний стресс, человек вырабатывает определенную модель поведения, не всегда правильную.

Этапы КПТ:

1. Логический анализ (анализ пациентом своих чувств, мыслей, выявляются ошибки приводящие к неправильному поведению)

2. Эмпирический анализ (пациент учится отличать объективную реальность от воспринимаемой).

3. Прогматический анализ (определение альтернативных способов реагирования на ситуацию)

Методики:

• визуализация

• имитационное поведение (предлагается смоделировать и воспроизвести желаемое поведение)

• ролевой тренинг

• игротерапия

• сказкотерапия

• метод аутоинструкций (составление инструкций, используя внутреннюю речь)

Гештальт — терапия детей и подростков

Осознавание себя и своих жизненных обстоятельств становится предметом работы в ГТ с ребенком. Ясное осознавание себя позволяет ребенку построить эффективное поведение и удовлетворить актуальную потребность в росте.

Препятствиями для осознавания себя являются паузы в процессе построения контакта между человеком и окружающим миром: конфлюенция, интроекция, проекция, ретрофлексия.

ГТ как процесс ориентированная терапия дает нам большой выбор конкретных методов работы. Предметом ГТ может быть как индивидуальный процесс ребенка, так и процесс отношений между ребенком и др людьми. В зависимости от этого терапевт поддерживает саморегуляцию ребенка и системы «ребенок-родитель». Акцент делается не только на восприятие себя, но и на восприятие других. Для этого терапевт использует многообразие вариантов совместной деятельности: рисование, моделирование, разыгрывание сюжетов, игры по правилам и др виды совместных действий, где требуют ичитывать присутствие др человека.

Собственно терапии предшествует этап диагностики, который позволяет определить, какие процессы контакта или саморегуляции нарушены. На этом этапе терапевт может собирать инф о раз-ии ребенка и о его жизненной ситуации. Для этого он может использовать беседу, наблюдение и эксперимент.

Далее следует собственно терапия, на этом этапе терапевт с ребенком работают над решением конкретно поставленных задач. Терапевт может использовать различные техники и методики гештальт-терапии.

По завершении работы происходит осмысление проделанного за время терапии, оценка происшедших изменений, обозначение обнаруженных ресурсов и определение дальнейшего раз-ия ребенка.

Особенности ГТ детей (Оклендер).

Особенности детской психики, которые надо учитывать в процессе терапии:

• очень развит механизм интроекции, нарушена ф-ия «Я» и рассеяна граница контакта;

• ребенок зависим от семейного и соц окружения;

• терапия детей включает и обучающий компонент и просветительский для родителей

• терапевт должен быть нейтрален к ребенку

• ребенок не может пока самостоятельно осознать свои чувства и потребности, поэтому терапевт должен помочь и разъяснить.

Методы работы (К.Бремс):

• рисуночные методы

• скульптурные методы

• поэзия

• методы по раз-ию сенсорного опыта

• драматургическое творчество (разыгрывание сценок)

• игротерапия

При выборе методов работы с ребенком, терапевт должен учитывать психическое раз-ие ребенка и его возраст.

 

24. Игротерапия в работе с детьми и подростками: история, специфика, цели и техники.

История

• 1919 год - Гермина Хуг-Хельмут стала первым терапевтом, использовавшим игротерапию для лечения детей.

• 1932 год - Мелани Кляйн интегрировала игры в свои сеансы, чтобы сделать их более привлекательными для детей и помочь им чувствовать себя комфортнее.

• 1938 год - появилась так называемая игровая терапия отыгрывания, предназначенная для работы с детьми, перенесшими особые травмы. В ходе такой терапии врач при помощи игры пытался вызвать у ребенка те же переживания, которые были у него в момент травмы, а также те, которые ему тогда по какой-то причине пришлось сдерживать. В этом же году была разработана активная игротерапия, которую применяли в работе с очень импульсивными детьми. Считалось, что если дать ребенку возможность выразить через игру страх, гнев и другие очень сильные эмоции, то постепенно наступит улучшение и поведение ребенка станет более социально приемлемым.

В последующие годы игротерапия становилась все более направленной, то есть появлялись конкретные методы для разрешения определенных проблем. В игротерапии начали использовать рисование, музыку, различные техники релаксации.

• Сегодня одной из важнейших составляющих игротерапии является установление границ допустимого. Ребенок, которого совершенно не ограничивают, испытывает чувство незащищенности и не может в полной мере доверять взрослым. Это не означает, что нужно устанавливать жесткие рамки, которые мешают развитию. Ограничений должно быть как можно меньше, но настолько много, насколько это необходимо.

Специфика

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. (Осипова А.А)

Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:
1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,
2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.
Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов -замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.

Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми.

Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.

Основные функции психолога, ведущего игровые занятия
1. Создание атмосферы принятия ребенка.
2. Эмоциональное сопереживание ребенку.
3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.
4. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Он возможен лишь при условии, что психолог, сензитивный к чувствам ребенка, принимает его установки и выражает искреннюю веру в возможности ребенка принять на себя ответственность за решение проблемы. Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии.

Цели игротерапии:

• облегчение психоэмоционального состояния родителей и ребенка

• укрепление собственного «Я» ребенка

• раз-ие способности эмоциональной саморегуляции ребенка

• восстановление у ребенка доверия к взрослым и сверстникам

• оптимизация отношений в системах «ребенок-взрослый» и «ребенок-др дети»

Функции игры: диагностическая, терапевтическая, коррекционная, обучающая.

Можно выделить несколько направлений (техник), в зависимости от того, какую теоретическую модель использует психотерапевт:

Психоаналитическое (психодинамическое) направление, в котором спонтанная игра клиента (обычно ребёнка) понимается прежде всего как путь к его бессознательному. Основоположниками метода являются А.Фрейд и М. Кляйн. Для Мелани Кляйн спонтанные игры ребёнка являлись эквивалентом свободных ассоциаций взрослых пациентов. Для Анны Фрейд — способом установления союза с ребёнком против некоторой части его душевной жизни. Кляйн, в отличие от Анны Фрейд, предлагала ребёнку сразу интерпретировать игру, считая, что суперэго уже достаточно развито для этого.

Недирективная игровая психотерапия, воплощающая подходы гуманистической психологии К. Роджерса. Представляет собой спонтанную игру в хорошо оснащённой игровой комнате, при создании безопасных психотерапевтических условий.

Поведенческая игровая психотерапия, основанная на теориях и Скинера и Бандуры. Основная задача терапевта в ней— обучение тому, как правильно играть свои социальные роли.

«Освобождающая» игровая психотерапия, представляющая собой терапию отреагирования. Разработана в 1930-х годах Д.М. Леви. В ней применяются игровые ситуации, в которых ребёнок может пережить конфликтную или страшную для него ситуацию вновь, но в безопасной обстановке. Воссоздание такого травмирующего события позволяет больному освободиться от психического напряжения, вызванного этим событием.

Структурированная игровая психотерапия — развитие метода освобождающей игровой терапии. Разработана Г. Хембриджем. Пациенту предлагается уже структурированная игровая ситуация, с помощью которой можно решить конкретные задачи (агрессивность к сиблингу, тревога по поводу разлуки с матерью и т.п.)

Игровая психотерапия построения отношений, основанная на идеях Тафта и Ф. Оллена. Акцентируется на отношениях между терапевтом и клиентом «здесь и теперь», без попыток объяснять их прошлый опыт.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.