Тема 1. Роль и задачи торговли на современном этапе — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 1. Роль и задачи торговли на современном этапе

2017-06-11 293
Тема 1. Роль и задачи торговли на современном этапе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лицензирование.

Лицензирование– комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением в лицензии изменений и (или) дополнений, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, аннулированием лицензий, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

В розничной и оптовой торговли необходима лицензия на:

1. на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий. Лицензиат – только юридическое лицо Республики Беларусь;
складские помещения, принадлежащие лицензиату на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, должны находиться на территории Республики Беларусь;.

2. на розничную торговлюалкогольными напитками:
лицензиат – только юридические лица Республики Беларусь, либо зарегистрированные в Республике Беларусь индивидуальные предприниматели (вправе осуществлять розничную торговлю только в объектах общественного питания в розлив).

Лицензии выдаются лицензирующими органами на основании заявлений.

 

Вопрос 4.Государственные, унитарные и арендные предприятия.

В республике Беларусь существуют следующие формы собственности:

- государственная,

- частная.

В зависимости от этого в РБ существуют различные типы предприятий, основанные на государственной, коллективной и частной собственности.

Государственные предприятия основаны на государственной форме собственности. Государственная собственность является достоянием всех людей данной страны. Управление и распоряжение объектами собственности здесь от имени народа осуществляют органы государственной власти. В государственной собственности находятся те предприятия, преобразование которых в негосударственные формы нецелесообразно: связь, водоснабжение, энергетика и др.

В Республике Беларусь государственная собственность существует в 2-х разновидностях: республиканской и коммунальной.

Республиканская собственность является достоянием всех граждан Республики Беларусь. К ней относятся: земля, ее недра, республиканские банки, средства государственного бюджета, предприятия и народнохозяйственные комплексы, учебные заведения и др. имущество. Коммунальная (муниципальная) собственность выражает отношения по поводу имущества ассоциации граждан, живущих в областях, районах и др. административно-территориальных образованиях. Права собственника здесь осуществляют местные органы власти. К ней относятся средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные и строительные предприятия, учреждения народного образования, культуры и т.д.

Существенное место в государственной торговле занимает система Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. Образовано с 8.09.2016. В состав министерства передаются Департамент ценовой политики Министерства экономики, а также управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома. На новый антимонопольный орган возложены функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции на товарных рынках республики, в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен и тарифов, контроля и регулирования потребительского рынка, в области госзакупок, рекламной деятельности и защиты прав потребителей. Ключевой целью нового министерства является решение проблемы защиты внутреннего рынка республики путем создания равных конкурентных условий для всех его участников, создание цивилизованных и эффективных инструментов контроля ценообразования.

Задачами такой реорганизации являются:

1. выработка предложений об основах государственной политики в области ценообразования, разработка методологии формирования и применения цен и тарифов, осуществление контроля за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании, в том числе в строительстве, за исключением контроля за соблюдением указанного законодательства субъектами хозяйствования, осуществляющими реализацию потребительских товаров (в том числе при их производстве и оптовой, розничной торговле);

2. организация и осуществление государственного контроля за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, деятельностью субъектов естественных монополий;

3. ганизация, формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, Государственного реестра субъектов естественных монополий;

разработка методов и средств, направленных на:

·проведение единой государственной ценовой и антимонопольной политики на основе научных исследований, изучения и использования мирового опыта путем осуществления в рамках компетенции Департамента мер антимонопольного и ценового регулирования;

· создание условий для развития конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующих на товарных рынках республики.


Для организации и координации торговой деятельности в республике в его составе Министерства сформированы функциональные управления, такие как:

 

УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
 
УПРАВЛЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
 
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ
 
УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ И ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
УПРАВЛЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И КОНТРОЛЯ ЗА РЕКЛАМОЙ
 
УПРАВЛЕНИЕ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
 
УПРАВЛЕНИЕ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ и другие.  

Производственным кооперативом признается коммерческая организация, участники которой осуществляют предпринимательскую деятельность на началах объединения имущественных паевых взносов и личного трудового участия, и несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в равных долях, если иное не определенно в уставе, в пределах, установленных уставом, но не менее величины полученного годового дохода в производственном кооперативе.

Участниками производственного кооператива могут быть только физические лица, причем наличие статуса индивидуального предпринимателя не требуется. Число участников производственного кооператива, не связанного с участием имущественным, его участники именуются членами кооператива. Фирменное наименование производственного кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив». Допускает также использование слова «артель». Учредительным документом является устав. Имущество производственного кооператива изначально состоит из паевых взносов его членов и является его собственностью. Оно делится на паи, однако, это не означает наличие наличия долевой собственности. Размер пая не зависит от паевого взноса и других взносов и не влияет, в свою очередь, на права члена в отношении кооператива. В любом случае член производственного кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием. К моменту госрегистрации производственного кооператива член кооператива обязан внести не менее 10% паевого взноса, а остальную часть в течение года с момента государственной регистрации, если менее продолжительный срок не установлен уставом. кооператива, которая не может быть разделена на паи.

Таблица - Основные типы оптовых торговых предприятий

Признак классификации предприятий Тип
Товарная специализация Узкий товарный профиль (узкая специализация) Широкий ассортиментный профиль (универсализация) Специализация по потребительским комплексам
Территориальный масштаб обслуживаемых рынков Местные внутриобластные Региональные межобластные Республиканские Международные
Степень и направления диверсификаций в другие виды деятельности Оптовые Оптово-розничные Оптовые торгово-сервисные Оптовые с собственным производством товаров
Степень автономности Оптовые предприятия производственных объединений Оптовые предприятия розничных торговых объединений и фирм Независимые оптовые объединения и предприятия
Функциональная специализация Посредничество и приобретение товаров, в том числе для: - завозящих районов; - оптового сбыта; - сбыта и завоза. Складские и транспортно-экспедиционные услуги Посредничество без приобретения товаров Ярмарки и аукционы

 

 

Вопрос 2. Предприятия потребительской кооперации.

Потребительская кооперация – система потребительских обществ, их союзов и созданных ими в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей членов потребительских обществ и населения Республики Беларусь унитарных предприятий и учреждений.

Потребительское общество – добровольное объединение граждан или юридических лиц в форме кооператива с целью удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Союз потребительских обществ – добровольное объединение потребительских обществ, их союзов, созданное в целях координации деятельности и защиты общих имущественных интересов.

Задачи потребительской кооперации:

1) организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;

2) закупка сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств, дикорастущих плодов и др.;

3) производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;

4) оказание платных услуг населению;

5) организация рынков для торговли товарами;

6) создание и развитие проектных, научных, производственных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных и других организаций;

7) создание и развитие санаторно-курортных учреждений;

8) создание и развитие учебных заведений в целях подготовки специалистов для потребительской кооперации;

9) осуществление внешнеэкономической деятельности.

Тема 8. Виды торговых зданий, их характеристика. Основные группы помещений магазина. Требования, предъявляемые к торговым зданиям

Вопросы.

1. Виды торговых зданий, их характеристика. Основные группы помещений магазина.

2. Требования, предъявляемые к торговым зданиям.

 

Вопрос 1. Виды торговых зданий, их характеристика. Основные группы помещений магазина

Материально-техническая база магазинов включает в себя здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водоснабжение, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструменты и прочий инвентарь.

Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам:

I. Капитальности сооружения:

1) капитальные здания – служат для размещения магазинов;

2) облегченные здания – служат для устройства мелкорозничных торговых предприятий (павильонов, ларьков, киосков), которые легко собираются и разбираются, их быстро можно перемещать с одного места на другое.

II. Месту расположения:

1) отдельно стоящие торговые здания – располагают на специально отведенных площадках, у транспортных остановок, в местах, удобных для покупателей. К ним применяются современные архитектурно-планировочные решения и создаются условия для внедрения новых технологий;

2) отдельно стоящие здания совмещенного типа – так называемые торговые комплексы или торговые центры, более экономичны как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации. Кроме магазинов они могут включать предприятия питания и бытового обслуживания, что обеспечивает комплексность обслуживания населения, а также производственные предприятия и магазины по продаже готовой продукции этих предприятий (пекарня и хлебный магазин, колбасных цех и магазин колбасных изделий и т.д.);

3) встроенные магазины располагаются напервых этажах жилых зданий, их достоинство заключается в том, что они максимально приближены к покупателю. Вместе с тем такие магазины имеют ряд существенных недостатков: планировка торгового зала нерациональная, вытянутая, торговый зал имеет частую сетку колонн, которая препятствует эффективной организации технологического процесса, затрудняют погрузочно-разгрузочные работы и др.;

4) встроено-пристроенные здания магазинов – могут быть 2 типов: пристроенные с фасада и с торца жилого дома. Этот вид зданий больше характерен для городов и крупных населенных пунктов. Во встроено-пристроенных магазинах торговый зал вынесен за пределы жилого дома, что дает возможность спроектировать торговый зал нужной конфигурации с более широким шагом колонн.

III. Особенностям объемно-планировочного решения (этажности):

1) одноэтажные торговые здания – магазины, расположенные в одноэтажных зданиях без подвала, с точки зрения функционально-технологических решений наиболее просты и удобны в эксплуатации, так как в них упрощаются пути движения товаров, нет необходимости в устройстве лестниц и применении средств междуэтажного перемещения товаров. Они наиболее удобны для покупателей;

2) многоэтажные с подвальными помещениями или без них торговые здания возникает необходимость в строительстве в крупных городах, где плотная застройка и нехватка земельных участков.

IV. Материалу стен и конструктивных элементов:

1) кирпичные;

2) каменные;

3) блочные;

4) крупнопанельные;

5) железобетонные;

6) деревянные.

V. Функциональному назначению и конструктивным особенностям:

1) универсальные – имеются условия для организации торговли различными товарными группами;

2) специальные – необходимы для торговли особыми видами товаров – мебелью, бытовой техникой и др.

Помещения, входящие в состав магазина, по своему функциональному назначению делятся на следующие группы:

1) торговый зал, включающий торговый зал и площади для дополнительного обслуживания покупателей (кафетерии, раскрой тканей, подгонка швейных изделий по фигуре, оформление кредита, звукозапись и т.д.);

2) помещение для приема, хранения и подготовки товаров к продаже (разгрузочные, приемочные, кладовые для хранения и подготовки товаров к продаже, фасовочные, разрубочные, для проверки технически сложных товаров и др.);

3) подсобные помещения (кладовые для хранения тары, упаковочных материалов, пункт приема посуды и др.);

4) административно-бытовые помещения (кабинет директора, торговый отдел, бухгалтерия, комната для отдыха персонала, медпункт, санитарные устройства и т.д.);

5) технические помещения (вентиляционные камеры, машинное отделение холодильных установок и др.);

6) площадь связи (проходы, проезды).

Объемно-планировочное решение помещений должно обеспечить оптимальную связь между ними. При этом следует соблюдать следующие требования:

¨ торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки и хранения товаров, обеспечивать кратчайшие пути для грузопотоков;

¨ проходы в административные, бытовые, подсобные и технические помещения не должны проектироваться через торговые залы и помещения для хранения и подготовки товаров к продаже;

¨ помещения, где хранятся товарно-материальные ценности, не должны быть проходными;

¨ расположение помещений магазина должно соответствовать последовательности и прямолинейности технологического процесса.

 

Вопрос 2. Требования, предъявляемые к торговым зданиям

Требования, предъявляемые к торговым зданиям:

1) технологические – наличие специальных помещений для организации торгового процесса и рационального движения покупательских, товарных потоков; условия для механизации трудоемких операций, обслуживания покупателей с минимальными затратами труда и средств;

2) архитектурно-строительные – использование современных индустриальных методов строительства отдельных помещений; возможность реконструкции и расширения отдельных помещений, наличие удобных подходов и подъездов к магазину;

3) технические обеспечение необходимой влажности воздуха, температуры, освещенности;

4) эстетические – оформление и отделка помещений в соответствии с их назначением, современным дизайном;

5) экономические – эффективность торгового процесса, выбор условий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строительство, эксплуатацию;

6) санитарно-гигиенические – устройства систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения, канализации. Это необходимо не только для обеспечения надлежащих условий работы торгового персонала, но и для создания оптимальных режимов хранения товаров.

Тема 9. Требования, предъявляемые к технологическим решениям магазинов. Устройство и планировка торгового зала. Размещение торгового оборудования, узлов расчета

 

Вопросы.

1. Требования, предъявляемые к технологическим решениям магазинов.

2. Устройство и планировка торгового зала. Размещение торгового оборудования.

3. Организация узлов расчета.

 

Вопрос 1. Требования, предъявляемые к техническим решениям магазинов.

Основные проектно-технологические требования к магазинам сводятся к следующим положениям:

¨ не допускать пересечения покупательских и товарных потоков;

¨ использовать гибкую планировку, позволяющую в случае необходимости быстро и без существенных затрат осуществлять внутреннюю перепланировку магазина, не меняя параметров здания;

¨ способствовать перекомпоновке помещений в соответствии с новыми требованиями современных технике и технологий, изменением ассортимента и функций торгового предприятия.

Для создания необходимых для работы условий следует соблюдать конкретные технологические требования к устройству магазина:

¨ обеспечение беспрепятственного рационального движения покупательских потоков;

¨ выделение зон (помещений) в соответствии с содержанием технологического процесса, использованием прогрессивных технологий, интенсивностью покупательских и грузовых потоков;

¨ организация кратчайших путей движения и исключение перекрестных потоков.

Требования к технологической планировке.

•Технологическая планировка должна учитывать следующие требования:
• торговые залы и вспомогательные помещения должны быть изолированы друг от друга и иметь оптимальное соотношение;
•помещения для хранения и подготовки товара к продаже должны быть технологически связаны с торговым залом и обеспечивать кратчайший путь доставки товара к зонам выкладки;
• зоны приёма товара должны размещаться вблизи помещений для их хранения;
• планировка должна создавать покупателям возможность беспрепятственного выбора товара в минимально короткий срок.
•свободный доступ к товару повышает товарооборот на 30-70%, а плохой обзор, отсутствие доступа, задержка с исполнением просьбы "показать товар ближе" может снизить оборот вдвое;
• планировка магазина должна обеспечить лёгкость и простоту совершения покупок, свободу передвижения по торговому залу, рациональное размещение товаров, а также стимулировать совершение импульсивных покупок.

В основе правильной планировки торговой площади лежат следующие принципы:

·отсутствие в торговых залах «мертвых зон»;

·максимальное увеличение «горячих зон»;

·регулирование потока покупателей;

·функциональность «каждого квадратного метра».

Грамотная планировка торгового зала совсем не предполагает заполнение свободного пространства товаром или оборудованием. Но каждый метр должен эффективно использоваться, быть функциональным.

 

Устройство магазинов должно обеспечивать функциональные удобства и отвечать эстетическим требованиям. Для главной функциональной зоны – торгового зала, который должен занимать 60-80% всей полезной площади магазина, конкретными технологическими требованиями к устройству магазина, с точки зрения покупателя, являются свободный доступ покупателей к товарам, узлам расчета, входу и выходу.

Магазин должен отвечать также и важнейшим эргономическим требованиям: создавать условия для максимальной производительности труда, механизации технологических операций, обеспечивать комфортные условия труда, необходимые режимы хранения товаров.

 

Вопрос 2. Устройство и планировка торгового зала. Размещение торгового оборудования.

В процессе разработки проекта магазина необходимо определить габариты торгового зала. К оптимальным размерам торгового зала следует отнести квадрат или прямоугольник с соотношением сторон 1:1,5 или 1:2 и примыканием к нему по длинной стороне или по периметру помещений для хранения и подготовки товаров к продаже. Может быть и другая его конфигурация. Высота торгового зала зависит от его площади, но не менее 3,3 м.

Оптимальными габаритами являются такие, где покупательские и грузовые потоки являются наикратчайшими. Менее удобна вытянутая форма торгового зала. В этом случае удлиняются грузопотоки, затруднена расстановка торгового оборудования, снижается эффективность использования торговой площади.

При размещении товарных секций (отделов) рекомендуется учитывать частоту спроса и приближать отделы, торгующие товарами повседневного спроса, к основным потокам покупателей.

Товары, требующие длительного времени и специальных условий для отбора покупателями (технически сложные и др.), целесообразно располагать в стороне от основных интенсивных потоков.

Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:


установочную площадь;

демонстрационную площадь;
площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;
площадь рабочих мест обслуживающего персонала;
площадь контрольно-кассового узла.


Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием.

Экспозиционная (демонстрационная площадь) — это площадь для выкладки товаров. К экспозиционной площади относится и площадь, которая занята основаниями крупногабаритных товаров. Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании.

Площадь узлов расчета включает площади для установки кассовых кабин, столов упаковки, проходов между ними. Площадь для расчетного узла должна составлять не более 15% площади торгового зала.

В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30 % всей площади торгового зала.
Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле:


Ку=Sy/Sт.з,,
где Ку - коэффициент установочной площади;

Sт.з.- площадь торгового зала;

Sy - установочная площадь магазина, м2;


Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого количества оборудования. Если же значение коэффициента завышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет препятствовать их свободному перемещению.
Однако следует учесть, что этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем меньше доля установочной площади) и от его специализации.
Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего большую экспозиционную площадь.
Степень использования площади торгового зала под выкладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади.

Его рассчитывают по следующей формуле:


Кэксп=Sэксп/Sт.з,

,
где Кэксп - коэффициент экспозиционной площади торгового зала;

Sэксп - экспозиционная площадь магазина;

Sт.з. -площадь торгового зала.


Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки оборудования. Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотношение, примерно равное 0,7-0,8.
Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок или стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруднить отбор товаров покупателями.
Коэффициент экспозиционной площади зависит от специализации магазина: он будет ниже в магазинах, где применяются холодильные прилавки и подобное холодильное оборудование, в магазинах, торгующих крупногабаритными товарами, и т.д.
Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока.

Расстановка оборудования в торговом зале должна способствовать эффективному использованию торговой площади, создавать максимум удобств для показа и отбора товаров покупателями. Используют следующие основные формы размещения оборудования в торговом зале: линейную (продольную и поперечную); боксовую; выставочную, смешанную.

Линейная планировка позволяет формировать желаемые направления потоков покупателей, проектировать единый узел расчета, создать лучшие условия для выкладки и отбора товара, а также просмотра торгового зала. При ширине торгового зала до 12 м целесообразно применять линейную планировку с продольной расстановкой оборудования, от 12 до 24 м – с поперечным размещением.

Если в торговом зале есть несущие колонны, их следует «вписывать» в линии оборудования, чтобы они не мешали движению.

Боксовая планировка торгового зала используется в том случае, если возникает необходимость выделить секции (отделы) в магазинах с относительно большой торговой площадью. При этом в каждом боксе проектируется самостоятельный узел расчета. Такая планировка менее эффективна по сравнению с линейной.

Выставочная планировка целесообразна в том случае, когда требуется представить покупателю для осмотра и выбора предлагаемые к продаже образцы товаров, как правило, тканей, крупногабаритных и других товаров. Проектирование выставочных помещений имеет свои особенности. Главная задача – показать товар, обратит внимание на все его преимущества.

Смешанная планировка используется, как правило, в крупных магазинах, с широким торговым залом (более 24 м), торгующих товарами, требующими различных условий продажи. В таком случае возникает необходимость сочетать линейную, боксовую, выставочную части помещения. Иногда возникает необходимость проектировать размещение рабочих мест продавцов в виде отдельных островков. Это позволяет создать необходимые условия торговли для каждой товарной группы с учетом их специфики.

Определяя планировочное решение торгового зала, следует учитывать метод продажи товаров и виды услуг, оказываемых покупателям.

Вопрос 3. Организация узлов расчета.

В магазинах самообслуживания количество кассовых кабин (рабочих мест контролеров-кассиров) определяется в зависимости от торговой площади: в продовольственных магазинах на каждые 80-100 м2 площади торгового зала предусматривается одно рабочее место кассира-контролера; в непродовольственных магазинах такие места оборудуются на каждые 140-160 м2. Планировка узлов расчета должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки. Кассовые кабины должны располагаться таким образом, чтобы поток покупателей проходил слева от рабочих мест кассиров. При организации единого узла расчета необходимо предусматривать применение совмещенной системы «вход-выход». Помимо кассовых кабин, для устройства узлов расчета используют столы для упаковки товара, оборудование для хранения личных вещей покупателей.

В торговле используют следующие способы организации узлов расчёта:

· Централизованный;

· Децентрализованный;

· Тандемный.

При централизованной организации узлов расчёта кассовые кабины устанавливают на выходе из торгового зала. Используют при продаже товаров методом самообслуживания. Этот способ наиболее эффективен так как он:

1. Сокращает время на расчёты,

2. Увеличивает пропускную способность магазина,

3. Увеличивает товарооборот,

4. Сокращает время пребывания покупателя в магазине,

5. Повышает культуру обслуживания

Децентрализованная организация узлов расчёта предполагает установление кассового аппарата в каждом отделе или секции. Используется при продаже через прилавок или при боксовой планировке магазина. Такая организация узлов расчета замедляет процесс обслуживания и часто способствует возникновению конфликтных ситуаций.

Тандемный метод предполагает, что один кассир сканирует покупку, а второй производит расчет с покупателем. Используется мелкооптовыми магазинами с целью ускорения процесса расчетов.

Если магазином оказываются дополнительные услуги, при планировке это необходимо учитывать.

Кафетерии, столы заказов следует располагать с внешней стороны расчетного узла относительно торгового зала.

Для оказания покупателям дополнительных услуг по подгонке готового платья, растяжке головных уборов, раскрою тканей, гравировке, для музыкальных записей и др. должны быть предусмотрены специальные площади. Они могут примыкать к соответствующему отделу в торговом зале или может быть выделена специальная зона для оказания услуг. Важно, чтобы покупателям были созданы необходимые условия для получения услуг, и эти зоны целесообразно размещать в стороне от основных покупательских потоков и товарно-материальных ценностей магазина.

Виды помещений склада

Основные оперативные помещения для хранения, сортировочные цеха, цеха для фасовки товаров, площади для приемки товаров
Вспомогательные площади для хранения тары, карантинные камеры, комнаты для образцов
Административно-бытовые конторские помещения, гардеробы, помещения для отдыха и принятия пищи, душевые
Подсобно-технические вентиляционные камеры, машинное отделение лифтов, котельная, ремонтные мастерские, помещения для сторожевой и пожарной охраны

 

Внутренняя планировка и расположение складских помещений и площадей должны обеспечивать рациональную организацию технологического процесса внутрискладского товародвижения.

Площади хранения товаров располагаются, как правило, по длине складского здания. Они должны быть непосредственно связаны с площадью для приемки и отпуска товаров.

Помещения для приемки, распаковки, подсортировки, фасовки располагаются в непосредственной близости с местом хранения соответствующих товаров. Экспедиционные помещения (по отпуску товаров) должны непосредственно примыкать к пунктам загрузки транспортных средств.

Административно-бытовые помещения следует размещать отдельно от операционных. Эти помещения могут располагаться в торцевой части складского здания либо в отдельном здании, причем во всех случаях с отдельным входом снаружи, минуя операционные складские площади. Конкретные плани­ровки отдельных складов оптовых баз и их общая технологическая взаимосвязь определяются типовыми и индивидуальными проектами оптовых баз.

Основные требования, предъявляемые к устройству и планировке товарных складов:

1) обеспечить полную сохранность товаров;

2) обеспечить правильную организацию технологического процесса;

3) создать наилучшие условия труда работникам склада;

4) широко применять средства комплексной механизации и автоматизации трудоемких процессов.

 

Тема 16. Содержание торгово-технологического процесса (ТТП) складов

 

Вопросы.

1. Содержание ТТП склада.

2. Организация приемки товаров на складе. Особенности приемки товаров, поступивших железнодорожным транспортом.

 

Вопрос 1. Содержание ТТП склада.

Многообразие видов складов обуславливает различную структуру и последовательность выполнения складских операций. Для каждого склада определяют рациональную схему технологического процесса с учетом принципов, обеспечивающих высокую его эффективность. В основном на складах выполняются 3 группы опрераций, представленных в таблице.

 

Таблица — Организация ТТП склада.

1.Поступление товаров 1.1.Проверка документов и осмотр транспортного средства. 1.2. Приемка товара по количеству и качеству. 1.3.Перемещение товара в места хранения.
2.Хранение товаров 2.1.Определение мест хранения товара. 2.2.Укладка товара в места хранения. 2.3.Обеспечение надлежащих режимов хранения. 2.4.Контроль товаров в процессе хранения.
3.Отпуск товаров 3.1. Прием заявок от РТС. 3.2.Оформление документов на отпуск товаров. 3.3.Комплектование партий для отгрузки в РТС. 3.4.Доставка товаров в места погрузки, загрузка в транспортные средства.

 

Факторы, влияющие на складской технологический процесс:

Ø объем поступающих и отгружаемых партий товаров;

Ø физико-химические свойства товаров;

Ø условия и порядок хранения товаров;

Ø состав и внутренняя планировка складских помещений;

Ø технологическое оборудование склада;

Ø размеры товарных запасов и длительность их хранения;

Ø местонахождение складов на пути движения товаров.

 

Принципы организации складского технологического процесса:

Ø планомерность и ритмичность;

Ø сохранение потребительской стоимости товаров;

Ø максимальное использование складской площади;

Ø эффективное использование оборудования;

Ø рациональная организация товарного потока;

Ø высокая произво


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.