Занятие 5. Трехфакторная модель значимого другого. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Занятие 5. Трехфакторная модель значимого другого.

2017-06-11 391
Занятие 5. Трехфакторная модель значимого другого. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы:

1. Трехфакторная модель «значимого другого» А. В. Петровского:

1) Критерии субъективной значимости «другого»; 2) Проблемное поле приложения трехфакторной модели «значимого другого».

2. Теория личностных конструктов Дж. Келли и ее практические приложения в социальной психологии (социально-психологическая модификация техники «репертуарных решеток» Дж. Келли).

Литература

Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб.: Питер, 2005. - С. 72 - 82; 256 - 268.

Кондратьев М.Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости // Социальная психология и общество. – 2011. - № 2. – С. 17-28.

Петровский А. В. Трехфакторная модель «значимого другого» // Вопросы психологии. - 1991. - № 1.

Самойлова И.Г., Усков М.А. Методы социально-психологических исследований (психосемантические методы в исследовании экономической социализации): учеб.-метод. пособие. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. - С. 29 - 40.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Пресс, 1997. - С. 438 - 462.

 

Тема 4. Я-концепция как результат социального развития личности

Занятие 6. Я-концепция личности

Вопросы:

1. Формирование Я-концепции: факторы и механизмы.

2. Структурные компоненты Я-концепции. Концепция Р. Бернса.

3. Изменчивость и стабильность Я-концепции.

4. Временные аспекты Я-концепции.

 

Литература

Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2009. - С. 177 - 197.

Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. - 1999. - № 3. - С. 140 - 147.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - С. 30 - 66; 225 - 245.

Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: учеб. пособие. - М.:ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. - С. 68 - 82.

Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1997. - С. 64 - 73.

Практикум по социальной психологии / под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2008. - С. 84 - 90.

Парыгин Б. Д. Социальная психология: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУП, 2003. - С. 151 - 178.

Свенцицкий А. Л. Социальная психология: учеб. - М.: ТК Велби: Проспект, 2006. - С. 67 - 80.

 

Занятие 7. Духовно-психический потенциал личности

Вопросы:

1. Понятие и природа духовно-психического потенциала личности.

2. Возможности и пределы духовно-психического потенциала личности.

3. Природа скрытых резервов духовно-психических потенциалов личности.

Литература

Братусь Б. С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопр. психологии. – 1993. – № 1. – С. 6–13.

Брушлинский А. В. Гуманистичность психологической науки // Психологический журнал. – 2000. – № 3. – С. 14–23.

Орлов А. Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «я» человека // Вопр. психологии. – 1995. – № 2. – С. 5–19.

Парыгин Б. Д. Социальная психология: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУП, 2003. - С. 181 - 190.

Уилсон Р. Психология эволюции: как перепрограммировать себя на достижение свободы и бессмертия:– Киев: Янус, 1999. – С. 185–248

Фромм Э. Иметь или быть?: пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990. – С. 56–73; 138–210.

Хоружий С. С. Проблема постчеловека или трансформативная антропология глазами синергийной антропологии // Философские науки. - 2008. - № 2. - С. 10-31.

Хоружий С. С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта. // Вопросы философии. - 2003. - № 1. - С. 38 - 62.

Тема 5. Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости

Занятие 8-9.

Вопросы:

1. Психология зрелого возраста и акмеология.

2. Социальная ситуация развития в зрелом возрасте. Трудовая стадия процесса социализации, приходящаяся на зрелость.

3. Теории развития личности в зрелости. Кризисы зрелого возраста. Особенности кризиса середины жизни.

4. Формирование «общественной» идентичности как аспекта социализации. Стремление к самоактуализации. Особенности субъектности в период взрослости.

5. Социальная ситуация развития в старости. Понятия нормального, оптимального и патологического старения.

6. Особенности развития личности в старости. Социальные эмоции в старости.

7. Развитие личности в старости в контексте осмысления и передачи жизненного опыта.

8. Особенности субъективности в старости.

 

Литература

Анцыферова Л. И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. – 2004. – Т. 25. – № 3. – С. 17–24.

Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни. // Психологический журнал. – 1994. - Т. – 15. - №3.- С. 99-105.

Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 168 с.

Зеер Ф.Э, Сыманюк Э.Э. Психология взрослости М.: МПСИ,2011.

Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М.: Академия. 2002.

Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения.- 2009 (3) - С. 34-59.

Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 415 с.

Уилсон Р. Психология эволюции: как перепрограммировать себя на достижение свободы и бессмертия:– Киев: Янус, 1999. – С. 185–248

Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. В 2-х т. –М.: МПСИ, 2009.

Фромм Э. Иметь или быть?: пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990. – С. 56–73; 138–210.


5.2. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Название раздела, темы Задание Время выполнения Форма контроля
1. Раздел 1. Проблемы социализации в изменяющемся мире Тема 1. Социализация: понятие, содержание, механизмы Задание. Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1). В чем сущность социализации личности? 2). Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие целенаправленно? 3). Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или целенаправленное влияние? 4). Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут проявиться в ХХI в., исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т.д.? 5). Почему механизмы социализации рассматриваются как относительно сложные способы усвоения социального опыта? 6). В чем сущность развития? Проанализируйте основные характеристики развития на примере социализирующегося человека. 7). В чем заключается уязвимость детей по сравнению со взрослыми в процессе социализации? 8). Подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека. Проанализируйте этот процесс, используя концепции А.В. Петровского. Задание 2. Составьте классификацию механизмов социализации, обоснуйте ее. 1). В процессе выполнения задания используйте различные психологические и социологические словари. 2). Подготовьте сопоставительную таблицу «Хронологии социального развития человека». Дайте развернутый сравнительный анализ периодизации, выделите малоизученные проблемы социального развития человека. 3). Напишите, какие критерии положены в разработку той или иной периодизации. Почему? Постарайтесь найти максимальное количество периодизаций для анализа соответствующих критериев. Сравните эти критерии между собой. 18 часов Групповая дискуссия по предложенным вопросам   Магистранты письменно готовят задание, а итоги подводятся на занятии
  Тема 2. Информационная социализация личности Задание 1. Прочитать статью Т.Д. Марцинковской и подготовить ответы на вопросы. Библиографические данные: Марцинковской Т.Д. Информационная социализация в изменяющемся информационном пространстве. // Психологические исследования (электрон. научн. журн.). – 2012. – № 5 (26). – С.7 // http:// www/psystudy.ru Вопросы: 1). Почему изучение проблем информационной социализации является сегодня актуальным научным направлением? 2). Обоснуйте тезис о том, что «междисциплинарность исследований информационной социализации продиктована не только научными изысканиями, но и самой жизнью? 3). Какую роль играет межпоколенная трансмиссия в информационной социализации человека? 4). Почему происходит нарушение межпоколенной трансмиссии? 5). Дайте свою интерпретацию полученных в исследованиях Т.Д. Марцинковской данных, что «подростки не доверяют телевизионной информации и многим сообщениям и советам старших, не совпадающим с содержанием информации из интернета». 6). Каковы особенности межпоколенных взаимоотношений в настоящее время? 7). Почему интернет является более предпочтительным источником информации для современных подростков, чем СМИ? 8). Какое место занимает музыка в информационной социализации подростков? Задание 2. Найдите статью, опубликованную в научном журнале не раньше, чем 5 лет назад, по теме. Напишите резюме по содержанию статьи (5-7 предложений) и сформулируйте три вопроса к статье. Список статей (можно взять статью по своему усмотрению): 1). Авдулова Т.П. Тенденции социализации подростков в контексте информационных предпочтений // Психологические исследования (электрон. науч. журн.). – 2011. - № 6 (20). – С. 8 // http://psystudy.ru 2). Белинская Е.П. Совладание с трудностями в эпоху новых информационных технологий: возможности и ограничения // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2014. - № 7 (38). // http://psystudy.ru 3). Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2013. - № 6 (30). // http://psystudy.ru 4). Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Этическая направленность подростков и молодежи в социальных сетях // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2014. - № 7 (37). – С. 2. // http://psystudy.ru 5). Голубева Н.А. Эндогенные факторы информационных предпочтений современных подростков // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2012. - № 1 (21). // http://psystudy.ru 6). Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2011. - № 6 (20). // http://psystudy.ru 7). Дубовская Е.М. Социально-психологические характеристики неформальной группы подростков // Психологические исследования: электр. науч. журн. – 2011. - № 6 (20). – С. 5. // http://psystudy.ru 8). Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. – 2010 - № 3. – С. 90 – 102. 22 часа Групповая дискуссия по предложенным вопросам   Презентация-обсуждение статей по теме 2.  
  Раздел 2. Социальная психология развивающейся личности Тема 3. Проблема развития личности с позиций социальной психологии Задание. Провести диагностику межличностных отношений, используя программу М. Ю. Кондратьева «Социально-психологический и экспериментально-диагностико-коррекционный комплекс для практических психологов закрытых образовательных учреждений».(Можно использовать для обычных школ). Методические рекомендации. Необходимые методические материалы, последовательность выполнения задания подробно изложены в пособии: Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений / М. Ю. Кондратьев. - СПб.: Питер, 2005. - С. 218 - 299). Комплекс М. Ю. Кондратьева включает следующие методики и методические средства: 1) социометрию; 2) референтометрию;3) методику выявления мотивационного ядра межличностных выборов; 4) методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе; 5) методику определения ценностно-ориентационного единства группы; 6) методику подставной самооценки; 7) социально-психологическую модификацию техники «репертуарных решеток» Дж. Келли; 8) принципы организации воспитательно-коррекционной работы. Дополнительно: Психология социального развития / под ред. Н.Н. Толстых.- М.: Юрайт, 2014. – глава 14. 28 часов Обсуждение и и оценка результатов микроисследований по программе диагностики межличностных отношений М.Ю. Кондратьева
  Тема 4. Я-концепция личности как результат ее социального развития   Задание1. (устное выполнение задания). Люди различаются своими «Я-концепциями». Одни принимают концепцию независимого «Я». Другие - взаимозависимого. Эти противоположные идеи способствуют культурным различиям в социальном поведении. В чем, на ваш вгляд, заключаются различия независимой и взаимозависимой «Я-концепций»? Устно обоснуйте свои ответы. Задание 1. Разработайте и проведите тренинг самопрезентации. Литература: Гофман И. представления себя другим в повседневной жизни. – М.: Канон-пресс-Ц, 2000.; Михайлова Е.В. Обучение самопрезентации. – М.: ГУ ВШЭ, 2007; Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг.- СПб.: Речь, 2007. 22 часа Устное обсуждение задания     Письменный отчет (программа тренинга)
  Тема 5. Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости Задание. Провести корректиционно-реабилитационную программу для группы пожилых людей (возраст от 70-75 лет и выше) в одном из ЦСО или в геронтологическом центре на тему: «Новая позитивная психология для пожилых». Программа разработана на базе Воронежского областного геронтологического центра (ВОГЦ). Критериями включения в группу пожилых для проведения программы служит отсутствие обострения тяжелых хронических заболеваний; отсутствие психических расстройств, деменций. (Авторы программы: Н. В. Клевцова, Е. Б. Гайворонская, Т. Н. Грекова, В. И. Донцов, О. Е. Синицына). Сайт: http: // www.vsma.ac.ru / publ /vest/040/site/index16.html).   28 часов Письменный отчет о проведенном занятии (с оценкой).

 


5.3. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Литература

Основная

Антология социальной психологии возраста: учеб. пособие для вузов / под ред. М. Ю. Кондратьева. - М.: МГПИ, 2010. - 416 с.

Социальная психология развития: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Н.Н. Толстых. – М.: Юрайт, 2014. – 603 с. (Книги доступна в электронной библиотечной системе biblio-online).

 

Дополнительная

Абраменкова В. В. Социальная психология детства: учеб. пособие. - М.: ПЕР СЕ, 2008. - 431 с.

Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000. - 416 с.

Абульханова К. А., Воловикова М. И. Психосоциальный и субъектный подходы к исследованию личности в условиях социальных изменений // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28. - № 5. - С. 5 - 14.

Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.

Андреева Г. М. Социальная психология: векторы новой парадигмы [Электронный ресурс] // Психологические исследования. Электрон. науч. журн. - 2009. - N 1 (3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 14.09.2011).

Антология социальной психологии возраста: учеб. пособие для вузов / под ред. М. Ю. Кондратьева. - М.: МГПИ, 2010. - 416 с.

Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни. // Психологический журнал. – 1994. - Т. – 15. - №3.- С. 99-105.

Анцыферова Л. И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека / Л. И. Анцыферова // Психол. журн. – 2004. – Т. 25. – № 3. – С. 17–24.

Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.

Зеер Ф.Э, Сыманюк Э.Э. Психология взрослости М.: МПСИ, 2011.

Коломинский Я. Л., Жеребцов С. Н. Социальная психология развития личности. - Минск: Вышейшая школа, 2009. - 336 с.

Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб.: Питер, 2005.

Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения. М.: Академия. 2002.

Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения.- 2009 (3) - С. 34-59.

Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / под ред. Е. О. Смирновой. - М.: Воронеж; НПО «МОДЕК», 2001.

Мясищев В. Н. Психология отношений: избр. психол. тр. / Акад. Пед. И соц. Наук. - М.: Инт-т практ. психол., 1998. - 368 с.

Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.

Слободчиков В. И., Исаев Е.И. Психология развития человека – М.: Школа-Пресс, 2000. – 415 с.

Социальная психология. Хрестоматия. / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 475 с

Социальная психология в современном мире / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. - М.: Аспект Пресс, 2002.

Парыгин Б. Д. Социальная психология: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУП, 2003. - 615 с.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000. - 522 с.

Самойлова И. Г., Усков М. А. Методы социально-психологических исследований (психосемантические методы в исследовании экономической социализации): учеб.-метод. пособие. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. - 54 с.

Социальная психология: учеб. пособ. для студ. высш. уч. заведений / под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - М.: Академия, 2003. - 600 с.

Социальная психология в трудах отечественных психологов / сост. А. Л. Свенцицкий - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

Социальная психология: практикум. Учеб. пособ. для студ. вузов / под ред. Т. В. Фоломеевой. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 480 с

Социальная психология. Словарь / под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред. -сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 176 с.

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учеб. для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 368 с.

Сушков И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 412 с.

Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. – М., Смоленск, 2010.

Триандис Г. Культура и социальное поведение. - М.: Форум, 2007.

Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. В 2-х т. –М.: МПСИ, 2009.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.

 

 

5.4.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1.http://www.ipd.ru/

Институт развития личности РАО

2.http://www.psy.msu.ru/about/kaf/personal.html

Кафедра психологии личности факультета психологии МГУ

3.http://www.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование»

4.http://www.gumfak.ru/

Электронная гуманитарная библиотека

5.http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

6.http://dictionary.fio.ru

Психологический энциклопедический словарь

7.http://www.magister.msk.ru/library/

Библиотека Магистра (ИНТЕРНЕТ-ИЗДАТЕЛЬСТВО) Электронные издания произведений и биографических и критических материалов

8. www.flogiston.ru

Психологический портал

9. www.koob.ru_socialpsychology

Электронная библиотека по социальной психологии

10.soclib.ru

Электронная библиотека

11. psylib.org.na

12. azps.ru

13. http://e.lanbook.com

Электронно-библиотечная система изд-ва «Лань»:

 

5.5.Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Аудитория для лекций и практических занятий. Мультимедийная техника – для прослушивания аудиозаписей и просмотра видеозаписей, а также для показа презентаций, сопровождающих устные доклады студентов.

 

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа дисциплины «Психология социального развития человека» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рассчитана на профессиональную подготовку магистров по специальности «Психология» по заочной форме обучения. Курс имеет теоретико-практическую направленность и предполагает две основные формы работы: лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения, творческих заданий.

Цель курса заключается в формировании способности к профессиональному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим показателям жизнедеятельности человека в психосоциальном контексте его развития на различных этапах жизненного пути; готовности к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека.

Задачи курса:

-приобретение магистрантами знаний об основных теоретических концепциях процесса социализации личности; о психосоциальной периодизации развития взрослого человека;

-приобретение знаний о специфике социализации человека на этапе взрослости и старости в отличие от социализации ребенка и подростка;

-формирование у магистрантов умений анализировать психосоциальные феномены и явления в статике и динамике, имеющие отношение к социально-психологическим закономерностям развития личности в онтогенезе с учетом факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

-формирование готовности к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека.

Дисциплина относится к базовой части (блок 1) и читается во втором и третьем семестре. Курс является основным и итоговым для формирования профессиональных компетенций: ПК-4, ПК-6, ПК-12. Компетентность ПК-4, как способность анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в филосоцио- и онтогенезе, формируется на начальном уровне в ходе изучения дисциплин: «Качественные и количественные методы исследований в психологии» на установочной сессии, «Актуальные проблемы психологии человека» в первом семестре, «Аддиктивное поведение и программы его коррекции» в третьем семестре.

Совместно с дисциплиной «Психология социального развития человека» профессиональная компетентность ПК-4 на среднем уровне формируется также посредством освоения дисциплин: «Актуальные проблемы психологии человека» на установочной сессии и в первом семестре, «Научные школы и теории в современной психологии» во втором семестре, «Психология позитивных стратегий жизни» в третьем семестре, «Профилактика защиты ребенка от насилия в семье» на факультативе в четвертом семестре.

Высший уровень этой компетенции, наряду с дисциплиной «Психология социального развития человека», обеспечивается дисциплинами: «Проектирование развития одаренных детей» во втором семестре, «Психологическая профилактика агрессивности и насилия» в четвертом семестре. Данная компетенция также развивается в ходе научно-исследовательской и производственной практики в течение всего периода обучения.

Профессиональная компетентность ПК-6, как готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии, формируется на среднем уровне в курсе «Психология социального развития человека» совместно с дисциплинами: «Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога», «Деформация и девиация личности и поведения» в третьем семестре, «Психология групп и организаций и их развитие», «Психология и психотерапия семьи» в третьем и четвертом семестрах.

На начальном уровне ПК-6 закладывается в курсах: «Качественные и количественные методы исследований в психологии» на установочной сессии, «Научные школы и теории в современной психологии» во втором семестре. Высшим уровнем освоения ПК-6 является дисциплина «Психология и психотерапия семьи», на этом же уровне формируется ПК-6 в ходе научно-исследовательской работы.

Профессиональная компетентность ПК-12, как способность к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности, на среднем уровне совместно с дисциплиной «Психология социального развития человека» формируется в курсах: «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» в третьем семестре, «Психология групп и организаций и их развитие» в третьем и четвертом семестре. Начальным этапом для данной компетенции являются дисциплины: «Методологические проблемы психологии», «Срезовая и лонгитюдная психодиагностика в современных исследованиях» в первом семестре, «Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога» в третьем семестре, «Психология и психотерапия семьи» в третьем и четвертом семестрах. Завершающим этапом в формировании ПК-12 являются курсы: «Психология социального влияния» и «Психотехнологии совладающего поведения» в четвертом семестре.

Краткое содержание дисциплины:

Раздел 1. Проблемы социализации в изменяющемся мире.

Тема 1. Социализация: понятие, содержание, механизмы.

Тема 2. Информационная социализация личности.

Раздел 2. Социальная психология развивающейся личности.

Тема 3. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.

Тема 4. Я-концепция как результат социального развития личности.

Тема 5. Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости.

Общий объем дисциплины – 4 зачетных единицы (144 часа), среди них 26 аудиторных часов, 8 лекций, 18 часов практических занятий. 118 часов отводится на самостоятельную работу магистрантов. Формы отчетности: 2 семестр – зачет, 4 семестр – зачет по контрольной работе и экзамен.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.