Развитие связной речи детей. Лингвистические основы — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Развитие связной речи детей. Лингвистические основы

2017-06-11 376
Развитие связной речи детей. Лингвистические основы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие текста. Основные проблемы построения текста в современной лингвистике. Единицы текста. Актуальное членение и развёртывание текста.

Материальная выраженность текста (звуковая, интонационная, графическая).

Текстовые категории информативности, содержательности, смысловой и структурной цельности, связности, завершённости. Виды текста. Диалогический и монологический тексты.

Основные типы речи: повествование, описание, рассуждение.

 

Методика развития связной речи

Понятие связной речи.

Особенности развития связной речи в дошкольном детстве.

Задачи и содержание обучения связной речи.

Методика развития диалогической речи дошкольников.

Методика развития монологической речи дошкольников.

 

Блок «Художественная литература в детском саду»

Лингвистические основы»

Специфика слова как материала словесного искусства. Функциональная и лингвистическая специфика художественного текста.

Вопрос об интерпретации художественного текста.

Цели и характер обучения технике восприятия художественного текста. Вопрос о суггестивном воздействии художественного текста. Психопоэтика.

Звуковая организация художественного текста как чувственно воспринимаемый аспект образной системы произведения. Текстовые связи. Лингвистические средства выражения референциальной связи в художественном тексте.

Образ мира в художественном тексте. Смысловые парадигмы. Семиотический уровень смысла художественного текста. Интертекстуальность как вид смысловой компрессии в художественном тексте. Сильные позиции художественного текста и их функции.

 

Методика работы с художественной литературой в детском саду

Роль детской художественной литературы в формировании личности ребёнка.

Особенности восприятия литературных произведений детьми дошкольного возраста.

Задачи ознакомления детей с художественной литературой.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания. Круг детского чтения.

Методы ознакомления с художественной литературой.

Методика заучивания стихотворений.

Уголок книги в детском саду.

Литературный досуг.

 

Блок «Подготовка детей к обучению грамоте. Обучение грамоте»

Лингвистические основы»

Фонематический характер русской графики. Значения букв. Позиционный (слоговой) принцип русской графики. Обозначение мягкости согласных. Обозначение звука [j]. Пиктография и идеография в современном русском и международном культурном пространстве. Графические символы, логотипы. Графические игры.

 

Методика подготовки и обучения детей грамоте

Сущность подготовки детей к обучению грамоте.

Механизмы чтения и письма.

Формирование у дошкольников представлений о речи, слове, предложении.

Ознакомление детей со слоговым составом слова, с ударением, со звуковым строением слова.

Приёмы запоминания букв.

Приёмы чтения слогов-слияний.

Подготовка к обучению письму.

 

Основная литература

1. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. - Русский язык и литература, Дошкольная педагогика и психология. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2007. - 320 с. -

2. Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал.

3. Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический журнал.

4. Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. и напр. - Филология / Г.Я. Солганик; Т.С. Дроняева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2007. - 256 с.

5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. - Дошкольная педагогика и психология / Н.А. Стародубова. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 256 с.:

6. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.

7. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. - М.: Знак, 2009. - 592 с.

 

Дополнительная литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.

4. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.

5. Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет: методич. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.

6. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет [Текст]: учебно-методический комплекс / С. И. Карпова, В. В. Мамаева. - СПб.: Речь, 2007. - 144 с.

7. Киселева О. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству. – Томск: Изд. ТГПУ, 2006. – 84 с.

8. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 224 с.

9. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 64 с.

10. Новоторцева Н. В. Первые шаги в освоении чтения: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005. – 240 с.

11. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

12. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с.

13. Цейтлин С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

14. Чуковский К.И. От двух до пяти; коммент. Е. Чуковская. - М.: Изд-во "Мелик-Пашаев", 2010. - 447 с.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.