История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-06-11 | 245 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Для описания социально-психологических качеств личности и механизмов социальной детерминированности поведения личности в исследованиях используют такие понятия, как "социальный статус", "социальная роль", "социально-психологические мотивы", "социальная установка".
Социальный статус представлен в социально-психологических исследованиях как некая позиция личности в рамках и по отношению к социальной системе общества. Статус в любом обществе неизменно определяет не только место человека в обществе, но и его значимость, важность для общества. Иногда в качестве синонима понятия статус используют понятие "социальный престиж" личности, хотя это не вполне одно и то же, поскольку престиж как некая мера возникает в пределах относительной иерархии всеми признанной шкалы "социального достоинства" (ценности как реальной стоимости личности в условиях рыночных отношений). Другое понимание статуса определено привязкой личности к некой социальной страте, когда уже не сам человек, но его принадлежность к определенному общественному слою будет определять его статус.
В социальной психологии наиболее трудным моментом в "статусной" проблемной сфере считается возможность и опасность для личности иметь противоречивый статус. Такая ситуация может возникнуть вследствие неравномерного развития общественных отношений в так называемые кризисные или переходные с точки зрения политико-экономической определенности исторические эпохи (например, статус человека с хорошим образованием может быть подорван статусом низкооплачиваемости полученной профессии). Согласованность общественных статусов личности принято называть "статусной кристаллизацией", с которой в современном обществе чаще всего соотносятся факторы образовательного и профессионального престижа, а также удовлетворенность человека своим доходом и национальной принадлежностью (эти факторы выделены в социальных исследованиях). Считается, что неудовлетворенность личности своим статусом хотя бы по одному из названных параметров способствует проявлению социальных чувств "недовольства", что может побудить к активности в направлении изменения системы стратификации в обществе (парадоксальным примером такого положения вещей для нашего общества можно считать непристижность профессии учителя)[5].
|
Социальная рольпредставлена, прежде всего, как социальная функция личности в системе межличностных отношений или как социально определяемый набор атрибутов и ожиданий общества в отношении некоторых социальных позиций в социально обусловленной индивидуальной деятельности (например, роль "учителя" или роль "родителя", если при этом воспроизводятся некоторые общепринятые образцы поведения).
Хорошо разработанные "теории ролей" существуют в рамках символического интеракционизма и в рамках функционального подхода. В символическом интеракционизме роль понимается как особая форма символического взаимодействия (чтобы был отец, должен быть сын; врач без больного тоже не существует и т.п.); считается, что ребенок знакомится с обществом посредством игрового копирования взрослых и принятия для себя некоего образца другого человека, каким он в данный момент не является, но хотел бы быть; взрослый строит и поддерживает исполнение социальной роли, опираясь на социально-одобряемый образец ролевого поведения. В символическом интеракционизме исследуются модификации и трансформации, которые часто возникают при неверной ролевой идентификации или ролевых противоречиях. В рамках функционального подхода в большей степени развивается социологическое представление о ролях, когда роль превращается по сути в понятие культурной и социальной нормы и рассматривается на фоне статичных предписанных ожиданий как унифицированная система; при этом может постулироваться жесткая детерминация ролевого поведения.
|
Противоречивость роли бывает связана с несовместимостью социальных ожиданий в отношении человека с точки зрения разных людей (например, функции учителя с точки зрения учеников, родителей и администрации могут быть совершенно различными). Также несовместимы могут быть две роли, которые предписаны одному человеку и должны выполняться им одновременно (например, женщина как мать и одновременно как учитель своего собственного ребенка). Противоречивость роли и ролей может породить "ролевой конфликт" как в сознании конкретной личности, так и в межличностном и даже групповом общении. Но из такого положения выход иногда осуществляется индивидуально с применением формального или неформального типа исполнения роли или с использованием некоторого ролевого дистанцирования (человек может быть сильно привязан к своей роли и переживать ее противоречия личностно, но он также может не слишком отождествлять себя со своими ролями, дистанцируясь от них на "безопасное" для себя психологическое расстояние). С социально-психологических позиций интересно разделение желания и умения личности играть определенную роль в обществе, что создает неповторимую личностную окраску, зависящую как от значимости конкретной роли для человека, так и от психологического умения "быть в роли", "носить маску"[6].
Социальные мотивыв пространстве общения и деятельности выступают как побуждения к активности, как совокупность внешних или внутренних условий активности, или как осознаваемая причина поступков и конкретной деятельности активного субъекта. Они безусловно "направляют" личность к актуальной активности, а также создают "пространство поисковой активности" при ориентировочной социальной ситуации. Считается также, что личностная мотивация развивается при расширении круга деятельности, и именно она задает импульс материальной или духовной преобразовательной деятельности человека.
Потенциальными для человека мотивами чаще всего бывают присущие данному обществу объективные ценности, идеалы, интересы, которые он в случае интериоризации может принять как побудительные и тогда они могут стать актуальными, реально действующими мотивами; интериоризированные мотивы выполняют функции смыслообразовательных для личности мотивов, они же придают отражаемой в индивидуальном сознании человека действительности личностный смысл.
|
Социальная установка (или социальный аттитюд) представляет собой готовность или предрасположенность личности реагировать или действовать определенным образом, которая предопределена прошлым опытом или неосознаваемым состоянием готовности именно так реагировать и действовать, что также может быть обусловлено особенностью протекания психических процессов. Социальный аттитюд часто трактуется как субъективная ориентация индивида в социуме как члена группы или общества на те или иные ценности, предписывающие социально-приемлемые способы поведения посредством обязательности соблюдения социальных норм.
Исторически понятие установки было введено в научной оборот школой Д.Н.Узнадзе, где оно использовалось только с точки зрения устойчивости реагирования организма под влиянием простейших физиологических потребностей человека. Позже оно уже использовалось в изучении механизмов стабильного, устойчивого, целенаправленного характера протекания деятельности даже в условиях изменения социальной ситуации; при этом было обнаружено, что социальная установка может освобождать субъекта от необходимости принимать решение в стандартной ситуации, но она же может стать существенным инерционным фактором, приводящим к косности, и затрудняющей приспособление субъекта к новым условиям. При изучении социальных отношений точно также социальная установка оказалась связанной с устойчивым социальным поведением личности, с одной стороны, и она же обнаружила себя как помеха в ходе процессов социализации и социальной адаптации, с другой стороны.
Важность исследования установки в контексте социальной психологии оказалась связанной с тем, что установки так или иначе влияют на поведение человека. В современных исследованиях социальная установка чаще всего предстает как механизм, облегчающий процесс саморегуляции, или используется как инструмент прогнозирования возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. При этом содержание установки выявляется как объективный фактор деятельности, на который направлена установка (это может быть мотив, цель или условие деятельности). Сообразно этому установки разделяют на смысловые, целевые и операциональные. Смысловые установки проявляются в деятельности в виде личностного смысла, совмещающего мировоззрение, симпатии и антипатии по отношению к значимым объектам, и в готовности проявлять ативное отношение к тому, что наделено личностным смыслом. Целевые установки возникают при условии значимости достижения цели, они определяют устойчивость в характере протекания деятельного процесса, а в случае прерывания деятельности их можно обнаружить в виде динамической тенденции к обязательному завершению. Операциональные установки имеют место в ходе решения задачи, что помогает деятелю учитывать условия наличной ситуации, вероятностно прогнозировать эти условия, опираясь на прошлый опыт проведения подобных ситуаций.
|
Формирование и изменение установок пытаются объяснить многие теории (особенно активно их изучали американские психологи): теория научения, теория когнитивного соответствия, теория баланса, теория когнитивного диссонанса. В теории научения рассматриваются установки как и другие привычки людей[7]:
- информацию и чувства можно усваивать, имея обычный жизненный опыт;
- затем могут возникать естественные ассоциативные связи с подобными явлениями;
- можно просто копировать чужое поведение, имитировать его как поощряемое и т.п.
Теория когнитивного соответствия делает упор на осмысленность установки, при этом определено, что люди стремятся к осмысленности и согласованности своих знаний; пытаются привести в соответствие с собственной "психологикой" разнообразие мнений и ценностей, которые они разделяют посредством самоубеждения.
Теория баланса предлагает рассматривать установки как динамичную среду, которая стремится к тому, чтобы не иметь негативных знаков; психологическим балансом считается ситуация, когда кто-то согласен с человеком, который ему нравится и не разделяет мнение того, кто не нравится; дисбаланс отношений связан с тем, что возникает несогласие с нравящимся человеком, тогда его пытаются переубедить или изменяют к нему общее отношение. Теория когнитивного диссонанса рассматривает несоответствие между установками индивида и его поведением; диссонанс возникает как психическое напряжение, побуждая человека изменить свое поведение в соответствии с установками или изменить установки, если он не может отказаться от своих привычек. Западные исследователи провели множество исследовательских экспериментов и установили, что в разных случаях могут использоваться различные объяснительные схемы. Было обнаружено, что выбор объяснительной теории зависит также от того, является ли поведение, о котором идет речь, важным для человека или нет. От некоторых привычек легко можно отказаться, другие вырастают в ранг принципов и даже становятся частью действующей "Я-концепции".
|
Помимо формообразующих социальный характер личности социальных установок, статусов, ролей и мотивов для существования человека в обществе важны также его социально-перцептивные свойства. К ним относятся такие личностные качества как способность к "сочувствию - сопереживанию" другому человеку, способность к пониманию "другого", феномен "доверия", и "когнитивной сложности" личности. Кратко представим каждое явление[8].
Сочувствиепредставляется как способность к уподоблению эмоциональному состоянию другого человека; настоящее сочувствие связано с возникающим непроизвольно "заражением" эмоционально-чувственным тоном (непосредственное сочувствие) или с эмоциональной идентификацией на основе определенного уровня межличностных отношений (опосредованное сочувствие). Сопереживание (иначе, эмпатия) представляет собой способность постижения и отражения эмоционально-чувственного состояния другого человека; оно основано на механизмах проекции и подражания аффективным и моторным реакциям другого, иногда оно возникает как феномен отождествления с тем, кому сопереживают, но при этом у сопереживающего возникают не подобные чувства, а собственные чувства по отношению к переживаниям другого человека.
Способность к пониманию, а также способность к постижению смысла - так называют в социальном познании вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, которое субъективно ощущается как уверенность в адекватности воссозданных представлений по поводу содержания воздействия. Понимание не отождествляется со знанием или способностью человека усвоить и воспроизвести некоторые сведения, но оно всегда ощущается как ясно видимая осмысленность явления и без усмотрения логического каркаса причинно-следственных связей. В рамках социокультурного опыта человека возможно понимание на основании идентификации, проекции и социальной перцепции. Психологически понимание опирается на язык, т.е. на понимание слова, выражения, а также на адекватное восприятие жанра и стиля речи. Неправильное понимание присутствует в социальном познании как проблема неверных значений, искаженной лингвистической символики, отображения случайного элемента в понимающем сознании и некоторых других специфических проблемах.
Направленностьличности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих ее деятельность в относительно независимых ситуациях. Направленность личности также включает в себя интересы, склонности и убеждения, в которых выражается мировоззрение человека.
Ценностные ориентациисвязаны с целостным самоощущением человека, с положительной или отрицательной значимостью для него явлений окружающего и внутреннего мира. Личность и ее ценности оформлены в "ценностную детерминацию", где обязательно представлены социокультурная сфера общества (традиции, обычаи и религиозно-культурный фон), которая присоединяется к человеку в процессе социализации. Ценностные представления общества в сознании человека проходят через процессы индивидуации и социокультурной идентификации и наполняются при этом тем, что принято называть "личностным смыслом". И в этом двойном означивании человеком самого себя ценностное поле культуры переплавляется в личностное "духовное поле" ценностей, благодаря которому человек приобретает уникальность, занимает свое место в обществе.
Ценностная детерминация сознания личности в виде структуры смысловых значимостей и идейных императивов развивается по законам исторической динамики культуры и цивилизации; она предлагает человеку специфические формы жизнедеятельности, наполненные знаковыми (осмысленными) общением и деятельностью.
Помимо ценностной детерминации сознания, человеку присуща нормативная детерминация. Она имеет своим источником нормативную базу общества и однозначно и жестко определяет поведение человека в рамках "стандартно нормальной" жизни в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Задается такая детерминация извне с помощью неких программных шаблонов, которые помещают человека в узкие бытийные рамки, но обеспечивают при этом более или менее целостную общественную организацию, обусловленную определенным уровнем социально-экономического развития общественных отношений.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!