Инвестиционного проектирования — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Инвестиционного проектирования

2017-06-11 225
Инвестиционного проектирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Планирование инвестиций — это метод, облегчающий сравнение возможных инвестиций. Компании идут на немедленные затраты, связанные с инвестициями, с целью получения долгосрочной выгоды, обычно в виде денежных поступлений. Оценивая финансовые затраты и связанную с ними выгоду, планирование инвестиций дает возможность менеджерам быть более осведомленными и принимать лучшее инвестиционное решение. В то же время даже хороший бюджет инвестиции не может служить гарантией высокого качества инвестиции — за составлением бюджета должен следовать анализ. Сами действия по подготовке бюджета инвестиции являются частью процесса анализа инвестиции. Чтобы сделать бюджет инвестиции работающим, необходимо понимание процесса анализа инвестиции, включающего шесть этапов:

1. Составление списка альтернативных инвестиций.

2. Подготовка для каждой альтернативы прогноза денежных потоков.

3. Расчет соответствующей ставки дисконтирования.

4. Определение текущих стоимостей денежных потоков при выбранной ставке дисконтирования.

5. Выдвижение предположений и оценка качественных факторов.

6. Оценка и классификация альтернативных инвестиций.

Инвестиционный процесс представляет собой последовательность этапов, действий и операций по осуществлению инвестиционной деятельности. Конкретное протекание инвестиционного процесса за­висит от объекта инвестирования. Соответственно и разграничение этапов инвестиционного процесса во многом предопределяется вида­ми инвестирования.

В качестве основных этапов инвестиционного процесса можно выделить следующие два: (1) принятие решения об инвестировании; (2) осуществление инвестиций и эксплуатация объекта инвестирования. Первый этап при­нято подразделять на ряд самостоятельных фаз (подэтапов), которые характерны для осуществления как реальных, так и финансовых ин­вестиций. Число этих фаз может быть различным, однако к наиболее типовым можно отнести следующие три: (а) формирование цели инвестирования; (б) определение направлений инвестирования; (в) выбор конкретных объектов инвестирования.

В процессе принятия решений об инвестировании ставятся и оп­ределяются различные цели. В качестве исходных выступают фор­мальные цели, которые в дальнейшем служат в качестве критерия отбора объектов инвестирования. Формальные цели вытекают из стратегических целевых установок инвестора.

Сформулированные цели инвестирования упрощают решение за­дач, связанных с определением направлений инвестирования. Среди них могут быть как взаимосвязанные инвестиции, так и независи­мые, а также альтернативные (взаимоисключающие друг друга). Завершающей фазой первого этапа инвестиционного процесса яв­ляется выбор конкретных объектов инвестирования, который осуще­ствляется в процессе планирования инвестиций.

Под планированием инвестиций, как правило, понимается про­цесс формирования такого портфеля проектов (инвестиционной про­граммы), который можно рассматривать как один из альтернативных и наиболее предпочтительных вариантов достижения целей инвести­рования. Планирование инвестиций преимущественно осуществляет­ся на основе использования математических моделей, которые не могут в полной мере отражать все факторы инвестиционной деятель­ности.

Принятие окончательного решения о конкретных объектах инвестирования, включаемых в инвестицион­ную программу предприятия, осуществляется высшим руководством предприятия на основе результатов планирования, а также с учетом иных неформализуемых факторов инвестиционной деятельности.

Под инвестиционной моделью понимается такая математическая модель, с помощью которой может быть произведена оценка эффек­тивности и результативности инвестиции по отношению как к уста­новленной цели инвестирования, так и к средствам ее достижения. Следует иметь в виду, что реальные инвестиции наряду с дости­жением поставленной цели приводят к количественным изменениям не только в материально-технической, но и в финансовой сфере. Что касается финансовых инвестиций, то они более обособленны и пре­имущественно затрагивают только финансовую сферу деятельности предприятия. Любое планирование предполагает определенный период, на протяжении которого будут осуществляться и реализовываться (эксплуатироваться) инвестиции.

В системе инвестиционного планирования весь срок планирования подразделяется на ряд интервалов, которые называются периодами. Решения, реализуемые в одном периоде, относят либо к началу, либо к концу соответствующего периода. Отправной точкой планирования является начало первого планового периода. Последствия, возникающие в результате осуществления инвестиций, выражаются количественно посредством платежей, которые подразделяются на выплаты и на поступления.

Итоговая сумма платежей представляет собой сумму выплат и поступлений, произведенных в течение конкретного периода. Период, в течение которого осуществляются поступления и выплаты, называется сроком эксплуатации инвестиции, если речь идет о реальных инвестициях, либо сроком действия, когда речь идет о финансовых инвестициях. Этот промежуток времени либо определяется заранее, либо рассматривается в качестве переменной величины при принятии инвестиционных решений.

В инвестиционных моделях планирования объем капиталовложе­ний может изменяться в течение определенного промежутка време­ни, на который разрабатывается план. При принятии решения пред­почтение отдается проектам с более ранними по времени поступле­ниями от осуществления инвестиций по сравнению с более поздними. Соизмерение потока платежей в различные периоды вре­мени осуществляется методами дисконтирования.

 

1.4. Бизнес-план

 

Бизнес-план является рабочим документом, описывающим процесс функционирования фирмы (под фирмой в дальнейшем будет подразумеваться и любая организация, и любое предприятие).

Бизнес-план содержит методы решения следующих задач: повышение прибыльности работы; определение конкретных направлений и области деятельности фирмы, целевых рынков и места фирмы на этих рынках; выбор состава и определение качественных показателей товаров и услуг; оценка производственных и торговых издержек по созданию и реализации товаров; оценка соответствия кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению намеченных целей; определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, ценообразованию, стимулированию продаж, рекламе и каналам сбыта; оценка финансового и материального положения фирмы и соответствия материальных и финансовых ресурсов достижению намеченных целей.

В настоящее время бизнес-план считается продуктом внутренней управленческой деятельности, который необходим для решения многих вопросов функционирования фирмы, не связанных с привлечением внешних инвестиций. Состав и структура бизнес-плана могут значительно варьироваться в зависимости от назначения, требований инвестора.

1.4.1. Назначение и типология бизнес-плана

 

Бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко применяемый практически во всех областях современной рыночной экономики, независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности.

Задача бизнес-плана дать целостную, системную оценку перспектив инвестиционного проекта. С этой точки зрения он выступает как форма предварительного технико-экономического обоснования крупных и средних проектов в деловом планировании, реализация которых обеспечивает поддержание высокой деловой активности компании. Применительно к малым предприятиям, промышленным и бизнес-проектам он может являться документом, представляющим результаты полного проекта.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относится.

1.4.2. Разделы бизнес-плана. Резюме

 

Многие кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес-плана, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять свое время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта.

Для ответа на эти вопросы в этом разделе бизнес-плана определяются все направления и сферы деятельности фирмы. Границами сфер деятельности могут служить производимые товары, существующие сегменты рынка и технологические возможности самой фирмы.

После определения сфер и направлений деятельности по каждому из них фирма устанавливает цели, к которым стремится фирма. Этими целями могут быть увеличение доли фирмы на сложившихся рынках до определенной величины или повышение общего объема продаж в несколько раз, увеличение роста чистого дохода, увеличение доли сервисных услуг или повышение качества продукции, а также снижение срока освоения новых видов продукции, проникновения на рынки и вытеснения старых товаров [41].

Каждая цель должна иметь стратегию своего достижения, а на основе стратегии разрабатывается перечень определенных мероприятий с их сроком выполнения и конкретными исполнителями, ответственными за проведение этих мероприятий.

Часто в резюме включают основные данные о фирме: дата создания и регистрации, форма собственности, контактные телефоны руководства фирмы, краткое описание сферы, в которой уже действует фирма или в которую она собирается войти.

Последняя страница резюме должна быть посвящена финансовым результатам, которые ожидаются от проекта в будущем. Надо отметить, что резюме составляется после составления бизнес-плана.

Анализ состояния отрасли

 

В этом разделе описываются основные направления и цели, которые предполагается достичь при реализации проекта. Очень важно преподнести идею нового проекта в контексте сложившегося на определенный момент состояния дел в отрасли. Необходимо продемонстрировать глубокое понимание соответствия состояний предприятия или фирмы и той отрасли, в которой оно предположительно будет функционировать.

Кроме этого в этом разделе рекомендуется дать справку по новым продуктам и достижениям в этой отрасли, описать новые рынки и покупателей, новые потребности этих рынков, новые компании и социально-политические тенденции и факторы, которые смогут оказать позитивное или негативное влияние на реализацию проекта.

1.4.4. Виды товаров (услуг)

 

С этого раздела начинается основная часть бизнес-плана. В нем описываются те товары (услуги), которые собирается предложить фирма будущим покупателям и ради производства которых задумывался весь проект. При спаде производства разумно поступает тот, кто для своего бизнеса выбирает те товары (услуги), производство которых требует минимальной кооперации и поставок со стороны, и где достижима широкая заменяемость исходного сырья и материала.

Анализ рынка

 

Рынок и маркетинг являются решающими факторами для всех фирм. Самые современные технологии оказываются бесполезными, если на них нет своих покупателей. Поэтому данный раздел бизнес-плана является наиболее трудным для написания. Необходимо убедить инвесторов и кредиторов в существовании рынка для товара и показать, что предприниматель может продать свою продукцию на нем.

Анализ рынков сбыта осуществляется на основе маркетинговых исследований и происходит в несколько этапов:

1. Сегментирование. Под этим подразумевается разбивка рынка на четкие группы покупателей по определенным принципам (географическому, психографическому, поведенческому, демографическому).

2. Решение об охвате сегментов рынка. После отбора нескольких сегментов рынка перед фирмой стоит вопрос: «Сколько сегментов следует охватить и как определить самые выгодные сегменты?» Фирма может пренебречь различиями в сегментах и обратиться ко всему рынку в целом с одним и тем же предложением (недифференцированный маркетинг), вступить в несколько сегментов и для каждого из них разработать отдельное предложение (дифференцированный маркетинг) или сконцентрировать усилия на большой доле одного или нескольких субрынках (концентрированный маркетинг). Какую бы стратегию маркетинга фирма не выбрала, ей необходимо учитывать свои ресурсы (при ограниченности ресурсов рациональной является стратегия концентрированного маркетинга), степень однородности продукции (для единообразных товаров подходит недифференцированный маркетинг, а для отличающихся друг от друга товаров больше подходит стратегия дифференцированного или концентрированного маркетинга), степень однородности рынка.

3. Выбор наиболее привлекательных сегментов. Здесь фирме необходимо собрать информацию обо всех сегментах: об объемах продаж в денежном выражении, прогнозируемых размерах прибыли, ожидаемых темпах роста сбыта. Наиболее выгодный сегмент должен обладать высоким уровнем текущего сбыта, высокими темпами роста, высокой нормой прибыли.

4. Оценка емкости сегмента. Этот показатель характеризует возможные объемы сбыта товаров (услуг) и определяется количеством реализованных или потенциально реализуемых товаров (услуг) в течение определенного периода.

5. Оценка потенциального объема продаж, т. е. той доли рынка, которую фирма надеется захватить, и, значит, той максимальной суммы от реализации продукции, на которую она может рассчитывать при своих возможностях.

6. Оценка реального объема продаж, т.е. необходимо оценить, сколько реально сможет продать фирма в конкретных условиях деятельности, при затратах на рекламу, а главное – как этот показатель может изменяться месяц за месяцем, квартал за кварталом и т.д.

В этом разделе необходимо собрать следующую информацию о своих конкурентах: является ли область деятельности фирмы новой и быстро меняющейся или давно существующей, какова конкурентоспособность товара (услуги) на рынке, много ли внимания конкуренты уделяют рекламе своих товаров, каков уровень цен на товары (услуги) конкурентов, каков имидж фирм – конкурентов, какой рыночной стратегии придерживаются конкуренты в данный момент времени, каких действий можно ожидать от них в дальнейшем. Если на выбранном фирмой сегменте рынка существует конкуренция, то необходимо определить, на какое место она может претендовать. Анализ сегментов рынка, на которых собирается работать фирма, и решение о ее конкурентоспособности в свою очередь позволяет фирме приступить к детальному планированию комплекса (плана) маркетинга.

План маркетинга

 

Данный раздел призван объяснить потенциальным инвесторам и партнерам основные элементы своего маркетинга, т. е. для каждого товара (услуги) необходимо разработать свои собственные планы маркетинга. В данный раздел бизнес-плана любой предприниматель обязательно включает такие пункты, как цели и стратегии маркетинга, ценообразование, схема распространения товаров, методы стимулирования сбыта, организация послепродажного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения о фирме и ее товарах.

Цели и стратегии маркетинга. При рассмотрении данного пункта бизнес-плана необходимо детализировать цели маркетинга по продаже конкретных товаров (услуг) в отдельности или в ассортименте, по проникновению на конкретные рынки, по выпуску новых товаров (услуг), по конкурентной борьбе на рынках сбыта и т. д. После этого необходимо определить конкретные стратегии маркетинга для достижения каждой из поставленных целей.

Фирма на основе целей маркетинга выбирает определенные стратегии маркетинга, определяет сроки их реализации и ответственных за проведение этих стратегий.

Ценообразование. Процесс формирования фирмой рыночных цен на свои товары включает как минимум семь этапов: постановку задач ценообразования, определение спроса, оценку издержек, проведение анализа цен и товаров конкурентов, выбор метода установления цен, определение окончательной цены и правил ее будущих изменений, учет мер государственного регулирования цен.

Вопрос о типе рынка, на который собирается выходить предприниматель уже решается в разделе «Анализ рынка сбыта» и соответственно накладывает отпечаток на все последующие решения.

1. Постановка задач ценообразования является по сути попыткой определить цель: обеспечение выживаемости; максимизация текущей прибыли; завоевание лидерства по показателям доли рынка; завоевание лидерства по показателям качества товара.

2. Определение спроса. Здесь речь идет об определении эластичности спроса на товар по цене, по который фирма намеревается его продавать. Спрос будет менее эластичным, когда товару нет замены или отсутствуют конкуренты, и покупатели не сразу замечают повышение цен, медленно меняют свои привычки и не торопятся искать дешевые товары или считают, что повышенная цена оправдана повышением качества товара. Если спрос можно считать эластичным, то продавцам стоит задуматься о снижении издержек, поскольку сниженная цена принесет больший объем общего дохода. На основе такой информации предприниматель может построить кривую валового дохода реализации (рис. 1.3, кривая 1), которая показывает, как при данном состоянии рынка выручка будет меняться по мере роста объемов производства.

3. Оценка издержек, затем поиск путей их снижения – этап, обязательный для любого предпринимателя. Одной из причин, оправдывающих необходимость такого анализа, является то, что от вида издержек зависит вид кривой предложения фирмы.

Еще одной предпосылкой анализа издержек является то, что издержки в краткосрочном периоде времени делятся на постоянные (не зависящие от количества выпускаемой продукции) и переменные (зависящие от количества произведенных товаров). Сумма переменных и постоянных издержек дает валовые издержки, кривая которых изображена на рис. 1.3 (кривая 2).

Как видно из графика, кривая вначале резко идет вверх, затем выравнивается или даже снижается, потом снова поднимается. Причина этих изгибов в том, что в начале выпуска продукции производственная деятельность еще не отлажена, низка производительность труда и высок уровень брака. Поэтому на начальном этапе фирму ожидает временное снижение прибыльности производства, что требует финансовой подстраховки. На основе кривых валового дохода и кривой валовых издержек фирма может определить для себя график прибыльности.

 
 

 


Рис. 1.3. График доходности.

 

Как видно, эти кривые пересекаются в точке А, которую называют точкой безубыточности производства. Она отражает порог между убыточностью и прибыльностью коммерческого предприятия, и, естественно, надо стремиться к ее быстрому достижению.

4. Анализ цен и товаров конкурентов. Хотя максимальная цена определяется спросом, а минимальная – издержками, на установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов. Фирме необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов. Изучение товаров и цен конкурентов преследует вполне конкретную цель – определить так называемую цену безразличия, по которой покупателю будет безразлично, чей товар купить.

5. Выбор метода установления цен. Зная кривую спроса, сумму издержек и цены конкурентов, фирма готова приступить к выбору цены собственного товара. Самыми известными и популярными методами являются:

- начисление определенной наценки на себестоимость товара;

- «следование за конкурентом» (фирма назначает цену на товар такую же, как и цена его конкурентов);

- метод установления цен на основе ощущаемой ценности товара (основным фактором при этом считают не издержки, а покупательское восприятие товара, и цена в этом случае призвана соответствовать ощутимой ценностной значимости товара);

- метод установления цены на основе закрытых торгов (фирма отталкивается от ожидаемых ценовых предложений конкурентов, а не от взаимосвязи между ценой и издержками или спросом).

6. Схема распространения товаров (услуг). Под этим подразумевается организация каналов сбыта, т. е. путей, по которым товары движутся от производителя к потребителю. Канал сбыта может быть охарактеризован по числу составляющих его уровней (уровень канала сбыта – любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара к конечному потребителю).

7. Методы стимулирования сбыта. Решение задач стимулирования сбыта достигается с помощью множества разнообразных средств. При этом разработчик плана маркетинга учитывает и тип рынка, и конкретные задачи в сфере стимулирования сбыта.

Основными средствами стимулирования сбыта являются реклама, образцы (предложение товара потребителям на пробу или бесплатно), купоны (дают право на обговоренную экономию при покупке конкретного товара), премии, экспозиции и демонстрации товара в местах продажи, стимулирование сферы торговли (предоставление скидки с определенного количества проданных товаров в определенный отрезок времени, нескольких бесплатных дополнительных товаров посреднику, купившему у фирмы определенное количество товара и т. д.), специализированные выставки, конкурсы, лотереи и игры (они предоставляют возможность удачливым потребителям выиграть какие-то призы).

Что касается рекламы, то к вопросам, которые необходимо решить в этом разделе, относятся разработка стратегии рекламы, определение конкретных рекламоносителей, объем рекламы и т.д. Реклама должна быть направлена на тех потребителей, на которых рассчитан товар.

8. Организация послепродажного обслуживания. Здесь необходимо осветить вопросы, связанные с условиями гарантийного и послегарантийного обслуживания клиентов, с предоставлением круга услуг в каждом из этих видов обслуживания, структурой и месторасположением сервисных подразделений.

1.4.7. Производственный план

 

Раздел готовится только теми предпринимателями, которые планируют заниматься производством товаров. В этом разделе необходимо описать, как организована система выпуска продукции и как осуществляется контроль над производственными процессами, каким образом будут контролироваться основные элементы, входящие в стоимость продукции (например, затраты труда и материалов), как будет размещено оборудование.

По всем операциям необходимо дать схему производственных потоков: показать, откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий с указанием поставщиков, в каких цехах и как они будут перерабатываться, чтобы получить продукцию, каким образом и куда эта продукция будет поставляться с предприятия, какое оборудование может понадобиться в будущем. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, осуществляется на основе оценки издержек, кривой спроса и тем типом рынка, на котором действует фирма.

1.4.8. Организационный план

 

В этом разделе рассматриваются вопросы руководства и управления фирмой. Объясняется, каким образом организована руководящая группа, и описывается роль каждого ее члена. Приводятся краткие биографические данные о руководстве фирмой (возраст, образование сотредников), анализируются знания и квалификация всей команды в целом. Также в этом же разделе должны быть представлены данные о руководителях основных подразделений, их возможностях и опыте, а также об их обязанностях; освещается механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей, т. е. каким образом они будут заинтересованы в достижении намеченных в бизнес-плане целей, как будет оплачиваться труд каждого руководителя.

Не менее важным является разработка системы подбора кадров. Фирмой оговариваются принципы отбора сотрудников, принципы найма, создание системы планирования профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, выбор метода и периодичность оценки качества работы сотрудников, система продвижения работников по службе.

Ознакомившись с организационным планом, потенциальный инвестор должен получить представление о том, кто именно будет осуществлять руководство фирмой и каким образом будут складываться отношения между членами руководства, какова система расстановки кадров и кадровая политика фирмы.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.