Вводные слова и обращения всегда обособляются — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Вводные слова и обращения всегда обособляются

2017-06-11 460
Вводные слова и обращения всегда обособляются 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРАКТИКА

1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Дедушка тоже,(1) видно,(2) наелся,(3) но теперь зачем-то ломает ветки черники.

- Хватит,(4) - говорю я дедушке,(5) - мы наелись,(6) пойдём.

2. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Правда, (1) раньше мать говорила, (2) будто у Лёшки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так, (3) наверно, (4) говорят все матери о своих детях, (5) если даже они у них уроды.

3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Теперь,(1) пожалуйста,(2) стихотворение,(3) - сказала Елена Францевна.

4.Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обращении. Дима прочитал: «Дорогая Валя, (1)учительница хочет, (2) чтобы мы обращались к году. А я обращаюсь к тебе, (3) живущей в том самом году!»

5. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове. (15)Тебе же,(1) душа моя,(2) душевного благородства как раз не хватает. (16)Например,(3) вчера ты съел,(4) если не ошибаюсь,(5) четыре порции мороженого,(6) а с младшей сестрой не поделился.

6. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Приплыла к нему рыбка, (1) сросила:

Чего тебе надобно,(2) старче? (Пушкин).

7. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Государь ты наш Владимир Андреевич,(1) я, (2) твоя старая нянька,(3) решилась тебе доложить о здоровье папенькином. (Пушкин).

8. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Нет,(1) не обиделся,(2) но,(3) к сожалению,(4) ничего взрослые не понимают. Скажешь что-нибудь нечаянно,(5) а они и решат…

9. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) при вводном слове. (17)Яблоня - мичуринка,(1) сорт "золотой налив",(2) и,(3) конечно,(4) взята она,(5) бедная,(6) Квакиным на выбор.

 

Задание 11

«Количество грамматических основ»

Теория

Сложное предложение характеризуется наличием двух и более грамматических основ. (см. задание 8)

Подсказка

Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки], (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

 

Практика

Задание:

Укажите ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии. Ответ за­пи­ши­те цифрой.

1. Тихо – лишь в за­рос­лях ка­мы­ша у самой воды ко­ло­коль­ца­ми зве­не­ли ко­ма­ры. 2. Гоша на­ки­ды­ва­ет ей на плечи кур­точ­ку, остаётся в одной майке, и кожа на его руках по­кры­ва­ет­ся пу­пы­рыш­ка­ми. 3. Я была са­мо­лю­би­ва, и мне ка­за­лось, что «ста­ту­эт­ка» — этo лишь вещь, укра­ше­ние, а не че­ло­век, тем более что ста­ту­эт­ка­ми на­зы­ва­ли и трёх фар­фо­ро­вых собак, оце­пе­нев­ших на нашем бу­фе­те. 4. Тут все пя­те­ро ки­ну­лись в сто­ро­ны, Лёвка под­нял­ся на ноги, а в руке он дер­жал пугач, ко­то­рый стре­лял осо­бы­ми пи­сто­на­ми. 5. По­че­му в этот день нель­зя сде­лать так, как я хочу? 6. Это было от­ли­чи­тель­ной ба­буш­ки­ной чер­той: по её тону часто нель­зя было опре­де­лить, шутит она или го­во­рит всерьёз, хва­лит или вы­сме­и­ва­ет. 7. Как-то я услы­шал по радио, что, если в семье не­сколь­ко детей, не­хо­ро­шо од­но­го из них вы­де­лять. 8. Не любил за то, что опа­да­ли ли­стья и «реже сол­ныш­ко бли­ста­ло», а боль­ше всего за то, что осе­нью часто шли дожди и мама не пус­ка­ла его на улицу. 9. По­лу­ча­ет­ся, что если нам было тя­же­ло, то пусть и им будет так же? 10. Люся и сама по­ти­хонь­ку ри­со­ва­ла, но мы ви­де­ли толь­ко её за­го­лов­ки в школь­ном юмо­ри­сти­че­ском жур­на­ле, ко­то­рый, по пред­ло­же­нию Оли, носил на­зва­ние «Дет­ский лепет». 11. Динка молча си­де­ла за сто­лом, рас­се­ян­но улы­ба­лась Лёне, не за­ме­чая, что он давно сле­дит за ней бес­по­кой­ным взгля­дом.

 

 

Задание 12.

«Виды связи между частями сложного предложения»

Теория

Виды связи в предложении:

1. Сочинительная связь
Сочинительная связь присутствует в равноправных частях: в этом случае нельзя задать вопрос от одной части к другой. Способствуют сочинительной связи сочинительные союзы: и, а, но, или, либо, то – то, не то – не то и др.

Сложносочинённое предложение - это такое предложение, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами. Простые предложения в составе ССП равноправны по отношению друг к другу и между ними можно поставить точку. Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга только запятой.

Рассмотрим схемы ССП и примеры

[ ], и [ ]. [Дверьхлопнула ], и [из нее показал ся гражданин ].

[ ], да [ ]. [Только ивол ги кричат ], да [ кукушкиотсчитывают непрожитые годы].

Ни [ ], ни [ ]. Ни [ калина не растёт меж ними], ни [ трава не зеленеет ].

[ ], или [ ]. [ Залает пёс дворовый], или [ ветерок заше­лестит ].

То [ ], то [ ]. То [ солнце тусклое блестит ], то [ туча чёрная висит ].

[ ], то есть [ ]. [Так же вот жилось в родных Лозищах и Осипу], то есть [ жилось неважно].

[ ], а именно [ ]. [Мужская прислуга была доведена у нас до минимума ], а именно [для всего дома полагалось достаточным не боль­ше двух лакеев ].

[ ], [... же... ]. [ Убеждения внушаются теорией],[ поведение же формируется примером].

Внимание! Союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово. [ ], [...тоже... ]. [ Лицо её было бледно ], [слегка раскрытые губы тоже по­бледнели ]. Внимание! Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго.

Алгоритм выполнения задания

1. В поисках запятой, разделяющей части ССП, ориентируйтесь в первую очередь на сочинительные союзы. Помните, что союзы ЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ стоят не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения (союз ЖЕ) и внутри второго предложения (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ).

2. Помните о том, что сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными членами не имеет никакого отношения к ССП.

3. Внимательно читайте задание! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать - одну или несколько. Учтите также, что, к сожалению, задание в КИМах может быть сформулировано некорректно, то есть, например, вас просят указать всего одну запятую, стоящую между частями ССП, а в указанном предложении на самом деле не одна запятая, а две или более. И наоборот. Кроме того, задание может быть сформулировано неопределённо: то ли одну запятую надо найти, то ли несколько. Поэтому тщательно проверяйте каждую запятую!

 

Подчинительная связь

Подчинительная связь объединяет главную часть и зависимую. От главной части задаётся вопрос к зависимой части. Оформляется подчинительными союзами: что, какой, где, потому что, если, когда и др. Например: «Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье…» - сложноподчинённое предложение. Главное и придаточное предложения связаны подчинительным союзом чтоб.

1. Ориентируйтесь на подчинительный союз или союзное слово.

Средства связи частей СПП

Придаточные предложения разных видов могут присоединяться к главному как союзами, так и союзными словами

 

1. Придаточные предложения, которые присоединяются только союзами
Вид придаточного союзы примеры
1. Причины ибо, так как, потому что, оттого что, по причине (вследствие, ввиду) того что, благодаря тому что и др. Он чувствовал глубокое смущение оттого, что вынужден был молчать о дуэли. (К.Паустовский) Учись на чужих ошибках, ибо у тебя не хватит времени совершить все ошибки самому. (Афоризм)
2. Цели чтобы, для того чтобы, с той целью, чтобы, затем чтобы и др. Открою чистую тетрадь для музыки стихотворенья, чтоб думы черные прогнать. (А.Володеев)
3. Условия если, кабы, раз, как скоро, когда (=если), коли Ничего не сделано, если осталось что-нибудь недоделано. (Посл.)
4. Следствия так что Вода Байкала прозрачна необыкновенно, так что видно сквозь нее, как сквозь воздух. (А.Чехов)
5. Сравнения как, точно, словно, будто, как будто, подобно тому как, вроде того как, чем (тем) и др. Слова лились, как будто их рождала не память рабская, но сердце. ( А.Пушкин) Чем больше человек дает людям и меньше себе требует, тем он лучше. (М.Горький )
2. Придаточные предложения, которые присоединяются только союзными словами
Вид придаточного союзные слова примеры
1. Места где, куда, откуда Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы. (Афоризм)
2. Присоединительные что, отчего, зачем, почему и др. Ему надо было кое-что в городе, зачем он и приехал. (А.Пушкин)
3.Придаточные предложения, которые присоединяются союзами и союзными словами
Вид придаточного союзы и союзные слова примеры
1. а) Определительные;     б)Местоименно- определительные союзные слова: который, какой, чей, где, что, куда и др. союзы (редко): что, чтобы, словно и др.     союзные слова: кто, что, кому Я думал о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба. (А.Пушкин) Вот луг, где сладкий запах меда смешался с запахом болот. (Н.Гумилев)   Прием был такой, что больше мне приходить сюда не хотелось. Не буди того, что отмечталось, не волнуй того, что не сбылось. (С.Есенин)
2. Изъяснительные   союзные слова: что, где, каков, куда, когда, чей и др.   союзы: что, чтобы, будто бы, словно, ли и др. Пойду искать по белу свету, где оскорбленному есть чувству уголок. ( А.Грибоедов)   Всего трудней постичь, что не единым хлебом жив человек. (А.Володеев)
3.Образа действия и степени союзные слова: как, насколько, сколько, поскольку; союзы: что, чем, чтобы, будто, словно и др.   Дядюшка пел так, как поет простой народ. (Л.Толстой)   Эпитет Пушкина так отчетлив и смел, что иногда один заменяет целое описание. (Н.Гоголь)
4. Времени союзное слово: когда (только при наличии в главном предложении слова тогда);   союзы: пока, когда, едва, чуть, в то время как, по мере того как идр. Шкаф открывали тогда, когда надо было достать кондуит. (Л.Кассиль ) Как только стало темнеть, мы двинулись в путь. (А. Алексин) Не заводи седла, пока коня нет. (Пословица)
5. Уступительные союзные слова: как, где, что, куда и др., если сочетаются с усилительной частицей ни; союзы: хотя, пускай, несмотря на то что Сколько бы ни пришлось жить на свете, никогда не перестанешь удивляться России. (К.Паустовский)     Хоть ты и в новой коже, но сердце у тебя все то же. (И.Крылов)

2. Помните, что перед союзным словом КОТОРЫЙ может стоять предлог или другое слово. Например: Зрители, перед которыми выступали артисты, аплодировали стоя.

3. Не путайте придаточное предложение с вводным предложением, указывающим на источник сообщения. Например: Завтра, как предсказывали синоптики, будет дождь.

4. Помните, что придаточное может находиться не только после главного, а также то, что в предложении может быть несколько придаточных. Указываем все запятые, которые отделяют придаточные от главного или выделяют их.

5. Если придаточное стоит перед главным, тогда подчинительный союз или союзное слово находится в начале предложения, а после запятой, разделяющей главное и придаточное, этого союза нет, но номер запятой нужно указать. (Союз …), 1 [ ].

 

Бессоюзная связь.

В бессоюзном сложном предложении (БСП) простые предложения связаны без помощи союзов и союзных слов, а части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой, но и точкой с запятой, двоеточием и тире.

Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части связаны между собой:

1) по смыслу,

2) интонационно,

3) порядком расположения частей,

4) видо-временными формами глаголов-сказуемых.

Смысловая связь выражается в том, что части предложения, входящие в состав бессоюзного сложного предложения, образуют единое целостное высказывание.

Например: Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (М. Г.). В этом сложном предложении рисуется общая картина, детали которой обозначены посредством перечисления частей предложений.

В данном задании представлены предложения с разными видами связи.

 

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Например:

[Переулок был весь в садах], и [у заборов росли липы, бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

Практика

1. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

А между тем в те­ат­ре было тепло,(1) в зале при­ят­но и слож­но пахло,(2) в фойе гу­ля­ли на­ряд­ные люди,(3) окна были уку­та­ны што­ра­ми из па­ра­шют­но­го шёлка,(4) будто ку­че­вы­ми об­ла­ка­ми. Да,(5) храм. На­вер­ное. Но это не мой храм, (6) и боги в нём не мои.

 

2. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Надо было хо­ро­шень­ко об­ду­мать,(1) как ска­зать ему,(2) что она,(3) Динка,(4) по­взрос­ле­ла и ни­ко­гда боль­ше не сядет на раму его ве­ло­си­пе­да,(5) не по­едет с ним ка­тать­ся.

 

3. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Маше су­ли­ли чин ака­де­ми­ка,(1) Ляле – по­ко­ри­тель­ни­цы силь­но­го пола и со­зда­тель­ни­цы счаст­ли­вой семьи,(2) а я про­сто была их по­дру­гой. Мне ни­че­го не су­ли­ли.

Я гор­ди­лась Ля­ли­ной кра­со­той и Ма­ши­ны­ми та­лан­та­ми более гром­ко,(3) чем соб­ствен­ны­ми до­сто­ин­ства­ми,(4) имен­но по­то­му,(5) что эти до­сто­ин­ства были всё-таки не моими: в не­скром­но­сти меня об­ви­нить не могли.

 

4. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

 

Он боль­шой,(1) зелёный,(2) есть где иг­рать и в мяч,(3) и в пря­тал­ки,(4) и в раз­ные дру­гие игры. Ре­бя­та иг­ра­ли почти каж­дый день,(5) осо­бен­но летом. И я по­сте­пен­но пе­ре­зна­ко­мил­ся с ними,(6) и все мы от­но­си­лись друг к другу по-хо­ро­ше­му.

 

5. В приведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все запятые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го предложения, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной связью.

Дед оста­но­вил­ся у го­лу­бо­го цветка,(1) тер­пе­ли­во рос­ше­го кор­нем из мел­ко­го чи­сто­го песка,(2) по­ка­зал на него Афоне,(3) потом со­гнул­ся и осто­рож­но по­тро­гал тот цветок.

— Это я сам знаю! — про­тяж­но ска­зал Афоня. — А мне нужно,(4) что самое глав­ное бывает,(5) ты скажи мне про всё! А этот цвет растёт,(6) он не всё!

 

6. В приведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все запятые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го предложения, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной связью.

Указывайте цифры в по­ряд­ке возрастания.

На подмостки,(1) где стоит боль­шой моль­берт и стул,(2) вы­хо­дит че­ло­век с из­мя­той физиономией,(3) он гром­ко про­каш­ли­ва­ет­ся и на­чи­на­ет говорить:

— По­чтен­ней­шая публика,(4) сей­час вы,(5) без сомнения,(6) уви­ди­те ве­ли­чай­шее чудо,(7) не­объ­яс­ни­мую за­гад­ку природы,(8) художника,(9) ли­шив­ше­го­ся обеих рук.

 

7. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Когда я учил­ся в стар­ших клас­сах,(1) ро­ди­те­ли пре­по­да­ва­ли в уни­вер­си­те­те. Мама вела тер­мо­ди­на­ми­ку,(2) а отец ра­бо­тал за­ве­ду­ю­щим ка­фед­рой на эко­но­ми­че­ском фа­куль­те­те.

Но ал­геб­ра,(3) гео­мет­рия и фи­зи­ка по-преж­не­му были са­мы­ми тёмными для меня пред­ме­та­ми. Ро­ди­те­ли сами по­ни­ма­ли,(4) что по их сто­пам я не пойду,(5) и даже не на­ме­ка­ли на это.

 

8. В приведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все запятые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го предложения, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной связью.

Указывайте цифры в по­ряд­ке возрастания.

Старший так и не понял,(1) что никто не может сде­лать че­ло­ве­ка счастливым,(2) кроме него самого. Каж­дый че­ло­век — тво­рец сво­е­го счастья,(3) и,(4)пока Стар­ший это не осознает,(5) он так и будет жить со своей неосуществлённой мечтой.

 

 

Задание 13.

«Определение типа подчинения»

Теория

Тип подчинения Определение Пример
Последовательное Первое придаточное подчиняется главному, а остальные последовательно друг за другом: 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д. Придаточные присоединяются к главному разными союзами или союзными словами.  
Чаще всего главное предложение стоит перед придаточными. [Молодые казаки ехали и удерживали слезы], (так как боялись отца), (который был тоже несколько смущён), (хотя старался этого не показать). [ ], (так как…), (который…), (хотя…).
Но может быть и другой порядок: - главное предложение может также стоять после придаточных; (Когда человек настолько уязвлён), (что не в силах проявить великодушие), [в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке]. (Когда…), (что…), [ ].
- одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов). [Вода обрушилась так страшно], (что,(когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки). [ ], (что, (когда…), ….). Сравни: [Вода обрушилась так страшно], (что (когда солдаты бежали внизу), то им вдогонку уже летели бушующие потоки). [ ], (что(когда…), то ….).
Параллельное (Внимание! Параллельный тип подчинения называют также и неоднородным.) Придаточные относятся к разным словам одного и того же главного предложения и отвечают на разные вопросы (относятся к разным видам). Придаточные присоединяются к главному разными союзами или союзными словами.  
Главное предложение может находиться между придаточными… (Когда бричка была уже на конце деревни), [Чичиков подозвал к себе первого мужика], (который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно,тащил его на плечах). (Когда…), [ ], (который…).
… или перед придаточными. [Я должен был нанять быков], (чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору), (потому что была уже осень и гололедица). [ ], (чтобы…), (потому что…).
Однородное Придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос (относятся к одному и тому же виду).  
Чаще всего придаточные присоединяются одинаковыми союзами или союзными словами… (!!! Если придаточные связаны союзом И, то запятая между ними не ставится.) [Она знала], (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты ), (что чувствуют они себя связанно ). [ ], (что…), (что…). Сравни: [Она знала], (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты ) и (что чувствуют они себя связанно ). [ ], (что…) и (что…).
…но могут присоединяться и разными. [В своих письмах я не пытаюсь объяснить], (что такое добро) и (почему добрый человек внутренне красив). [ ], (что…) и (почему…).
Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному. [Ему уже не было страшно], (хотя гром трещал по-прежнему ) и (молния полосовала всё небо ). [ ], (хотя…) и (…).
Придаточные могут быть связаны сочинительными союзами А, НО, запятая при этом ставится перед сочинительным союзом, а перед подчинительным союзом или союзным словом не ставится. [А Любка обняла Улю], (с которой она подружилась с того совещания у Туркенича ), но (с которой ещё не успела поздороваться ). [ … ], (с которой…), но (с которой…).
Придаточные могут стоять в середине главного. [А Любка обняла Улю, (с которой она подружилась с того совещания у Туркенича), но (с которой ещё не успела поздороваться), и поцеловала её как сестру]. [ – =, (с которой…), но (с которой…), и =].

 

Практика

1. Среди пред­ло­же­ний 1—7 най­ди­те слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)Мама, когда я ещё не учил­ся в школе, ра­бо­та­ла ин­же­не­ром и много чер­ти­ла. (2)Чер­те­жи были такие кра­си­вые, а её го­то­валь­ня с бле­стя­щи­ми шту­ка­ми была такая не­обык­но­вен­но при­тя­га­тель­ная, что я не мог прой­ти мимо. (3)Ко­неч­но, меня от­лав­ли­ва­ли, не пус­ка­ли, но не­сколь­ко чер­те­жей я всё же ис­пор­тил, какие-то цир­ку­ли сло­мал.

– (4)Его явно тянет к точ­ным на­у­кам, — серьёзно го­во­ри­ла мама отцу.

(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точ­ным на­у­кам не тянет. (6)Я учил­ся очень сред­не. (7)Мама го­во­ри­ла, что если я так про­дол­жу, то стану груз­чи­ком.

2. Среди пред­ло­же­ний 15—23 най­ди­те слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние с од­но­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(15)Когда стем­не­ло и она по­до­шла к морю, он уже сидел и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин ска­зал:

– (18)Вот уж не думал ни­ко­гда, что во мне сидит такой скот! (19)Об­речь кого-то на мед­лен­ное и му­чи­тель­ное уми­ра­ние! (20)Ни­ко­гда бы не по­ве­рил, что спо­со­бен на такое! (21)Я думал: по­си­дит, заснёт, как рыба. (22)А боль я дол­жен был по­ни­мать… (23)Этим нель­зя пре­не­бре­гать...

3. Среди пред­ло­же­ний 7—10 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с од­но­род­ным под­чи­не­ни­ем придаточных. На­пи­ши­те номер этого предложения.

(7)Ста­рый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы на­ру­жу. (8)Там солн­це вы­со­ко сто­я­ло на небе и осве­ща­ло зре­ю­щий хлеб на полях и цветы на до­рож­ной меже. (9)Дед повёл Афоню по­ле­вою до­ро­гой, и они вышли на паст­би­ще, где рос слад­кий кле­вер для коров, где ко­ло­си­лись травы и цвели цветы. (10)Дед оста­но­вил­ся у го­лу­бо­го цвет­ка, тер­пе­ли­во рос­ше­го кор­нем из мел­ко­го чи­сто­го песка, по­ка­зал на него Афоне, потом со­гнул­ся и осто­рож­но по­тро­гал тот цве­ток.

4. Среди пред­ло­же­ний 55—62 най­ди­те сложноподчинённое пред­ло­же­ние с по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем придаточных. На­пи­ши­те номер этого предложения.

(55)Ви­дишь ли, это такая обя­зан­ность каж­до­го че­ло­ве­ка. (56)Без неё нель­зя. (57)Все люди долж­ны что-ни­будь де­лать. (58)Этим они по­мо­га­ют друг другу.

— (59)А чем ты по­мо­га­ешь людям?

— (60)Я хочу на­пи­сать книгу. (61)Такую книгу, чтобы каж­дый, кто про­чи­та­ет её, по­ло­жил бы на своём окне по трид­цать пше­нич­ных зёрен.

(62)Но, ка­жет­ся, си­нич­ка со­всем не слу­ша­ет меня.

5. Среди пред­ло­же­ний 47—51 най­ди­те сложноподчинённое пред­ло­же­ние с па­рал­лель­ным (неоднородным) под­чи­не­ни­ем придаточных. На­пи­ши­те номер этого предложения.

(47)Ри­су­нок ху­дож­ни­ка углем на бу­ма­ге «До­ро­га ухо­дит вдаль...», за­де­лав в стек­лян­ную рамку, по­ве­си­ли в моей ком­на­те. (48)В те­че­ние ряда лет, когда я от­кры­ва­ла глаза, я ви­де­ла до­ро­гу среди де­ре­вьев, из-за ко­то­рых вста­ва­ло солн­це, и вспо­ми­на­ла слова ху­дож­ни­ка: «Упал — встань. Рас­шиб­ся — не хнычь. До­ро­га ухо­дит вдаль, до­ро­га идёт вперёд!» (49)Это были му­же­ствен­ные слова му­же­ствен­но­го че­ло­ве­ка. (50)Уве­чье не по­бе­ди­ло его — он по­бе­дил своё уве­чье. (51)Он не рас­те­рял­ся, не пал духом, он не про­сил ми­ло­сты­ню, как про­сят ка­ле­ки, он ра­бо­тал как мог.

6. Среди пред­ло­же­ний 47—52 най­ди­те сложноподчинённое пред­ло­же­ние с од­но­род­ным под­чи­не­ни­ем придаточных. На­пи­ши­те номер этого предложения.

(47)Когда-то давно его юно­ше­ское серд­це от­клик­ну­лось на древ­нюю муд­рость, но хо­лод­ный ум по-сво­е­му ис­тол­ко­вал её смысл. (48)А ведь «по­стро­ить дом» — зна­чит об­ре­сти ду­хов­ную опору, твёрдую жиз­нен­ную по­зи­цию, не­под­власт­ную бурям и ура­га­нам. (49)«По­са­дить де­ре­во» — зна­чит по­се­ять в людях се­ме­на добра, бе­реж­но хра­ни­мые в твоём серд­це, а «вы­рас­тить сына» озна­ча­ет пе­ре­дать свой опыт дру­гим, по­доб­но детям, тя­ну­щим­ся к тво­е­му свету.

 

(50)И толь­ко Млад­ший понял, что не мечта слу­жит че­ло­ве­ку, а че­ло­век — мечте. (51)Его Мечту можно на­звать одним сло­вом — Лю­бовь. (52)Не к кон­крет­но­му че­ло­ве­ку, а Лю­бовь к Со­вер­шен­ству, к Кра­со­те, Лю­бовь к людям.

7. Среди пред­ло­же­ний 1—7 най­ди­те сложноподчинённое пред­ло­же­ние с не­од­но­род­ным (параллельным) под­чи­не­ни­ем придаточных. На­пи­ши­те номер этого предложения.

1)Каж­дый оби­та­тель квар­ти­ры, в ко­то­рой жил и я, знал, на­сколь­ко Урод­ли­вый был урод­лив.

(2)Мест­ный кот. (3)Обыч­ный такой, не по­ро­ди­стый. (4)Он имел толь­ко один глаз, а на месте дру­го­го зияло от­вер­стие, еле при­кры­тое ко­ша­чьи­ми ве­ка­ми, с той же самой сто­ро­ны от­сут­ство­ва­ло и ухо, а левая нога была когда-то по­ло­ма­на и сро­слась под каким-то не­ве­ро­ят­ным углом, бла­го­да­ря чему со­зда­ва­лось впе­чат­ле­ние, что кот всё время со­би­ра­ет­ся по­вер­нуть за угол. (5)Его хвост давно от­сут­ство­вал, остал­ся толь­ко ма­лень­кий огры­зок, ко­то­рый по­сто­ян­но дёргал­ся…

(6)Если бы не мно­же­ство бо­ля­чек, его, на­вер­ное, можно было бы на­звать тёмно-серым по­ло­са­тым котом со двора. (7)У лю­бо­го, хоть раз по­смот­рев­ше­го на него, воз­ни­ка­ла одна и та же ре­ак­ция: до чего же урод­ли­вый кот.

 

 

Задание 14


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.