Экскурсия как особая форма организации занятий, ее особенности. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Экскурсия как особая форма организации занятий, ее особенности.

2017-06-11 1213
Экскурсия как особая форма организации занятий, ее особенности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых. Во время экскурсий дошкольники начинают познавать мир во всем его многообразии, развитии, наблюдают взаимную связь явлений.

С младшими дошкольниками экскурсии проводятся внутри дошкольного учреждения, участка, а начиная со средней группы - за пределами детского сада.

Содержание экскурсий определено программой, по которой работает УДО. Немаловажную роль играет также непосредственное окружение УДО. Учет краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке плана и содержания экскурсий обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала, постепенное усложнение знаний в соответствии с особенностями детского мышления, создает благоприятные условия для развития познавательных интересов.

В каждом учреждении дошкольного образования определяют объекты природы, труда, общественные и культурные заведения, ознакомление с которыми целесообразно осуществлять на экскурсиях. Описание маршрутов экскурсий находится в методическом кабинете дошкольного учреждения.

При планировании системы экскурсий нужно иметь в виду следующее:

- экскурсия должна обеспечить первоначальное яркое целостное восприятие предметов и явлений;

- длярасширения, углубления, обобщения представлений детей о знакомом объекте или явлении проводятся повторные экскурсии;

- постепенное усложнение программного материала должно происходить в двух направлениях: за счет расширения круга наблюдаемых явлений и за счет последовательного углубления и обобщения знаний об одних и тех же явлениях;

- на каждой экскурсии образовательные и воспитательные задачи следует решать в единстве.

Экскурсия имеет определенные структурные части, неразрывно связанные между собой: подготовительный этап, ход экскурсии, последующая послеэкскурсионная работа.

В подготовительный этап входят подготовка педагога и подготовка детей. Педагог намечает тему экскурсии, определяет ее программное содержание, сроки проведения. Накануне педагог осматривает место, куда планируется повести детей, знакомится с состоянием объектов, уточняет объем знаний для усвоения, формулирует примерные вопросы, продумывает содержание пояснении, подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы и поговорки. Решаются и организационные вопросы: каким маршрутом вести детей, где их разместить для наблюдения, отдыха, игр.

Подготовка детей к предстоящей экскурсии необходима в силу того, что их учебная деятельность будет протекать в особых условиях, при наличии разных отвлекающих факторов. Ее результаты во многом зависят от психологической установки, которая создается у детей на подготовительном этапе экскурсии. Для этого используются такие педагогические приемы и средства:

- сообщение новых, интересных для детей сведений о предметах и явлениях, с которыми им предстоит встретиться на экскурсии;

- актуализация опыта детей (перед экскурсией в музей педагог интересуется, кто из детей бывал в музее, что видел, что понравилось);

-использование произведений искусства (художественная литература, репродукции картин, музыка, песни) с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка, так как это, в свою очередь, обостряет наблюдательность, восприятие.

В ходе самой экскурсии используются различные методы обучения, но ведущим является наблюдение. Сначала детям предоставляется возможность познакомиться с объектом в целом. Непосредственное восприятие можно усилить художественным словом: сам педагог или кто-то из детей читает стихотворение (отрывок). От целостного восприятия объекта (явления) педагог ведет детей к его анализу, что дает основу для углубленного познания. При этом используются вопросы разных типов.

Пояснения на экскурсии должны касаться того, что дети непосредственно воспринимают, и быть краткими, точными.

На некоторых экскурсиях основным методом обучения становится беседа, например, с представителем профессии, с которой знакомят детей (работник почты, повар, продавец, библиотекарь, агроном, экскурсовод и др.). Педагог заранее готовит такую беседу.

В процессе экскурсии важно поддерживать мыслительную активность детей. В конце экскурсии подводится итог: что узнали, увидели. Можно предложить нескольким детям рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно.

Послеэкскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочение чувств, отношений, зародившихся на экскурсии. Для этого используются такие приемы:

- оформление материалов, принесенных с экскурсии;

- обращение к художественным произведениям (книга, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства), с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к сравнению предлагаемого с тем, что непосредственно воспринимали;

- работа в уголке книги, в уголке природы;

- организация игр (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых и т.п.);

- обобщающие беседы, которые проводятся по завершении блока образовательной работы по определенной тематике.

///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Характеристика и этапы образовательного процесса. Проблема построения образовательного процесса в истории дошкольной педагогики.

В современной педагогической науке существует несколько разнообразных точек зрения на понимание сущности педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, Б. П. Битинас, З. И. Васильева, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, В. А. Сластенин, Г. И. Щукина и др.).

Педагогический процесс — это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.

Такое общее определение дает возможность выделить ведущие характеристики и особенности педагогического процесса детского сада. Как видно из определения, ведущими характеристиками педагогического процесса являются:

— целенаправленность;

Характер целей педагогического процесса детского сада обусловлен современными тенденциями развития педагогической науки и практики дошкольного образования. В самом общем виде характеристика цели педагогического процесса определяется рядом простых вопросов: зачем ребенку нужен детский сад? для чего родители приводят ребенка в учреждение дошкольного образования?

— целостность;

Целостность педагогического процесса понимается как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранения природы ребенка и ее развития в культуре, обогащения индивидуального культурного опыта в процессе включения в социокультурный опыт, единства развития и образования.

— наличие связей между участниками;

Наиболее распространенным видом связей между педагогом и детьми является взаимодействие как особый вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения.

— системность и процессуальность (деятельностный характер).

Педагогический процесс УДО представляет собой пример системного объекта — совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Если же говорить о реальной практике организации педагогического процесса, то в этом случае можно отметить такую важную характеристику педагогического процесса, как процессуальность, или протяженность во времени. В данном контексте педагогический процесс представляет собой последовательность сменяющих друг друга и требующих решения разнообразных и разноплановых задач.

Несмотря на некоторые различия, в развитии всех педагогических процессов можно выделить однотипные этапы: подготовительный, основной, заключительный (И.П.Подласый).

1. Этап анализа ситуации, определения педагогической задачи, проектирования вариантов решения и выбора оптимальных условий реализации.

2. Этап осуществления плана решения задачи на практике, предусматривающий организацию деятельности и взаимодействия субъектов педагогического процесса.

3. Этап анализа результатов решения поставленной задачи.

В истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса.

В 20-30-е гг., когда система общественного дошкольного воспитания еще только развертывалась, педагогический процесс строился по организующим моментам. Вся жизнь детей в определенные промежутки времени была сосредоточена вокруг организующих моментов. Каждый организующий момент строился на основе следующих частей программы: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, природоведение, физическое воспитание, музо, изо (именно такие формулировки даны в программе), математика. Раскрывалось содержание каждого подраздела и предлагались конкретные формы работы. В конце каждого организующего момента указывалось содержание работы с родителями.

Такой подход к построению педагогического процесса имел как положительные, так и негативные стороны. Положительным было то, что дети в течение довольно длительного времени имели возможность сосредоточиться на определенном познавательном материале; у них формировались навыки социального поведения, мировоззрение.

В дальнейшем применялись и другие формы построения педагогического процесса: тематическая и комплексная. Сущность тематической формы заключается в том, что в качестве основы педагогического процесса выделялась какая-то тема. Содержание ее раскрывалось, как правило, на занятиях. Изучение одной темы могло проходить на нескольких занятиях. В тему могла быть включена и другая деятельность, связанная с нею по содержанию. Отличие данной формы от рассмотренной выше состоит в том, что одна и та же тема могла повторяться в течение учебного года и ей не должен был подчиняться весь воспитательно-образовательный процесс. Содержанием тем мог стать какой-то один раздел программы (чаще всего был раздел общественно-политического воспитания), а другие разделы изучались параллельно.

Комплексное построение педагогического процесса, характеризовались попыткой установить логическую взаимосвязь между разными разделами. В один «комплекс» входили различные виды деятельности детей или разное, но близкое по теме содержание.

Все названные подходы к построению педагогического процесса объединяет одно - стремление сгруппировать, сблизить воспитательные воздействия, не распылять их, а давать концентрированно, целенаправленно. Такая идея положительна, она отвечает особенностям дошкольного возраста. Но принцип концентрированности не может быть применен ко всему содержанию сразу, и тогда какие-то стороны этого содержания становятся как бы второстепенными, а внимание педагога к их освоению снижается. Страдает главное - разностороннее развитие личности.

Более современный подход - организация педагогического процесса на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей. В качестве ведущей (доминирующей) цели выдвигается воспитательная задача. Ее содержание продиктовано особенностями развития детей на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач. От содержания доминирующих целей зависят порядок и взаимодействие разных видов деятельности, многоплановых по содержанию и формам организации и единых по мотивации и цели.

Отличительная особенность такого построения педагогического процесса заключается в том, что меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходит то одна, то другая деятельность, наиболее оптимальная для реализации доминирующей цели. Другие виды деятельности не исключаются, а выполняют сопутствующую роль.

До сих пор продолжается поиск наиболее оптимальной формы построения педагогического процесса в дошкольном учреждении.

? Сколько этапов в своем развитии проходит педагогический процесс?

Принципы построения образовательного процесса в современном учреждении дошкольного образования.

Профессионально организованный образовательный процесс должен строиться на следующих принципах:

- целостность, т.е. создание условий для полноценного развития личности, взаимосвязь всех структурных единиц;

- гуманизация, т.е. вера в ребенка, оптимистическое, уважительное отношение к нему, использование личностно-ориентированной модели педагогического общения, демократического стиля;

- принцип индивидуализации, т.е. развития, формирования личности ребенка с учетом его особенностей;

- принцип демократизации, т.е. открытости образовательного процесса обществу, общественным организациям, родителям; привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе УДО; преобладание помогающей функции;

- принцип противоречивости содержания образовательной работы как основы развития и саморазвития («зона ясных и неясных знаний», по Н.Н. Поддьякову);

- принцип педагогической рефлексии, т.е. развитие умения самопонимания, саморазвития.

? Охарактеризуйте принцип целостности.

Модели построения образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Модель образовательного процесса УДО – это профессионально схематизированная характеристика особенностей образовательной работы. В данной характеристике учитываются стиль образовательной работы, позиция педагога, характер организации предметной среды.

В дошкольной педагогике чаще используют описательные модели. В настоящее время в теории и практике дошкольного образования известны и используются следующие модели образовательного процесса дошкольного образования (Н.Я. Михайленко): 1) учебная; 2) комплексно-тематическая; 3) предметно-средовая; 4) сборная модель.

Учебная модель – классическая модель. Ее истоки заложила А.П. Усова, в настоящее время сторонница данной модели Л.М. Кларина. Знания сообщаются детям регламентированно, по логике предметов. Позиция взрослого – учительская. Форма организации занятий – фронтальная. Идеалом для воспитателя является вариант, когда активность детей удерживается в рамках предмета. Совершенствование модели представляют использование игровых приемов, мотивация.

Достоинства данной модели: систематичность; наличие генеральной линии; соответствие профессиональной подготовке большинства воспитателей.

Недостатки: школьная тревожность, регламентация детской активности.

Комплексно-тематическая модель уходит корнями в прошлое. Декроли предлагал учитывать интересы детей, создавать центры по интересам. Образование строится по тематическому принципу. Темы проецируются на интересы детей. Тема проживается детьми и взрослыми. Позиция взрослого партнерская. Допускается произвольный выбор темы.

Достоинства данной модели: большой простор для детской активности, творчества.

Недостатки: отсутствие систематического образования.

Предметно-средовая модель. Идея принадлежит М.Монтесори – основателю идей самоорганизации в обучении детей. Образование, его содержание проецируется через предметы, пособия среды, опосредованно. Взрослый задает направление образования подбором оборудования среды, используются функциональные помещения (для конструирования, для театрализованной деятельности и т.д.).

Достоинства данной модели: положительный психотерапевтический эффект.

Недостатки: сужение образовательного поля; многие пособия изготавливаются вручную.

Все модели не противоречат друг другу. Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова предлагают выход, который поможет устранить недостатки моделей: использовать сборную модель, или блочное построение образовательного процесса.

1 блок. Специально организованные занятия. Здесь реализуется в основном учебная модель. Основные задачи: освоение форм знакового мышления, развитие произвольности психологических процессов, формирование реалистической оценки себя.

2 блок. Совместная деятельность воспитателя и детей. В этом блоке решаются задачи развития культуры чувств, воли, способности к планированию своей деятельности, знакомства с окружающей жизнью. Реализуются принципы комплексно-тематической модели. Деятельность жестко не регламентируется. Характерна партнерская взросло-детская активность.

3 блок. Самостоятельная деятельность. Создаются условия для развития творческих способностей детей, их самовыражения. В этом блоке реализуются принципы предметно-средовой модели. Педагог выполняет функцию создателя, преобразователя среды, косвенно руководит самостоятельной игрой, театрализованной, музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельностью детей.

? Назовите достоинства комплексно-тематической модели обучения.

Роль взрослого в педагогическом процессе дошкольного учреждения (партнер, организатор).

Центром образовательного процесса должен быть ребенок. Линии взаимодействия участников образовательного процесса УДО: взаимодействие детей между собой; педагог – дети; педагог – дети – руководители УДО; родители – дети – педагог. Взаимодействие педагога в этих линиях должно строиться в рамках сотрудничества, где воспитатель выступает в роли партнера, организатора.

Достижениями сотрудничества, по мнению Г. А. Цукерман, следует считать:

- децентрализацию личности как способность строить свое действие с учетом действий партнера, понимать относительность, субъективность мнений, обнаруживать разницу эмоциональных состояний участников совместной деятельности;

- инициативность (добывание недостающей информации с помощью вопросов, готовность предложить партнеру план общего действия);

- разумное разрешение конфликтов, т. е. не агрессивное, а рациональное, основанное на самокритике и дружелюбии в оценке партнера.

Так позиция взрослого в сюжетно-ролевой игре должна быть исключительно партнерской. В играх с правилами педагог меняет позиции (партнер, арбитр, ведущий) в течение игры; предлагает детям придумывать новые правила к играм, играть в игры с правилами самостоятельно.

Наиболее продуктивный способ взаимодействия в играх с детьми – идти в игре за детьми, а не впереди; осуществлять, если необходимо осторожное руководство – с помощью косвенных приемов.

При организации самостоятельной свободной деятельности взрослый выполняет роль создателя, преобразователя среды, советчика, старшего наставника, иногда арбитра. Высокий уровень развития самостоятельности в различных видах детской деятельности – показатель высокого уровня профессионализма и высокого уровня развития детей.

Кроме педагогов и детей в образовательном процессе взаимодействуют между собой и с детьми, родителями всех категорий сотрудники УДО. Это взаимодействие должно быть целенаправленным, систематическим, результативным, эффективным.

Организуют такое взаимодействие руководители УДО. Для этого четко распределяют обязанности, распределяют график работы и т.д.

? Как меняется позиция педагога на протяжении игр с правилами?

Приобщение родителей к организации жизни и воспитанию детей в учреждении дошкольного образования.

При взаимодействии социальных институтов (семья и УДО) важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Задача УДО признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.

Педагоги должны стремиться не просто продемонстрировать образовательный процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родитель может прийти в группу и играть разные роли: «Гостя», «Добровольца». Близкие ребёнку люди могут помогать воспитателю в организации каких-либо мероприятий, проявлять общие с воспитателем и детьми интересы или умения, украшать помещение к празднику, обустраивать групповую комнату. Педагогу же, в свою очередь, необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Таким образом, у родителей формируются навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, педагоги и родители становятся равно ответственными участниками образовательного процесса, с одной стороны, с другой стороны, педагоги преодолевают в себе, как профессионале, стереотип дистанциирования семьи от системы образования.

Рекомендуется проблему вовлечения родителей в единое пространство детского развития в УДО осуществлять в следующих направлениях:

o работа с коллективом учреждения дошкольного образования по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

o повышение педагогической культуры родителей, педагогической грамотности семьи;

o вовлечение родителей в деятельность УДО, совместная работа по обмену опытом воспитания детей.

В современной дошкольной образовательной организации наиболее распространенными остаются:

o коллективные формы взаимодействия воспитателя с родителями (проведение родительских собраний, игр с педагогическим содержанием, организация Школы молодого родителя);

o групповые (групповые консультации, тренинги, практические занятия);

o индивидуальные (консультирование, беседа, переписка) формы работы;

o совместные с родителями и детьми досуговые мероприятия, спортивные соревнования.

? Что предполагают коллективные формы взаимодействия педагога с родителями?

Особенности организации жизни детей в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования в первой и второй половине дня.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

В целях рационального построения педагогического процесса, надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две-три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать образовательную работу (рекомендуется на 1 сентября в каждой смешанной группе иметь списки детей по подгруппам с указанием даты рождения и возраста детей).

В зависимости от возрастного состава и количества детей, комплектование детей может быть следующим:

в одногрупповом УДО, где фактически вместе воспитываются дети смежного, контрастного и резко контрастного возраста выделяются три подгруппы: 2 группы - дети смежного возраста; 1 группа - старшие дети одного возраста.

В случае комплектования групп детьми близких, смежных возрастов лучше реализуется принцип максимального учета возрастных возможностей детей, на основе которого в «Программе» выделены возрастные группы по годам жизни ребенка (третий, четвертый, пятый…). В каждой такой группе необходимо вести работу по двум возрастным группам. Дифференцированная работа с двумя подгруппами посильна каждому воспитателю и, в то же время, позволяет значительно повысить качество воспитания и обучения, особенно старших детей.

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. В условиях смешанной группы целесообразно составлять режим общий для всех.

- при наличии в группе детей двух смежных возрастов - за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5-10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна - первыми встают на 15 минут раньше старшие дети);

- при определении общего режима для детей трех-четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов.

Важно всегда соблюдать правило - режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна).

Утренняя гимнастика

Обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Утренняя гимнастика вводится в режим дня с первой младшей группы и организуется ежедневно с детьми всех возрастных подгрупп. Ее продолжительность, интенсивность нагрузки, количество упражнений и повтор зависит от возраста детей. Продолжительность и содержание утренней гимнастики различны для детей разного возраста, поэтому желательно в смешанной группе проводить ее сначала с детьми 3-4 лет, затем с 5-6-летними.

Там, где нет для этого условий, утреннюю гимнастику можно проводить одновременно со всей группой. В этом случае надо обязательно учитывать разные требования к качеству, темпу, продолжительности упражнений. Обычно младшие проделывают упражнения меньшее количество раз, чем старшие. От старших детей требуется также более точное и качественное выполнение движений. Для того, чтобы старшие дети могли проделать упражнения большее количество раз, им предлагается одним начать выполнять упражнения и показать малышам, как правильно его делать, затем это же упражнение они проделывают с малышами. Возможны случаи, когда в комплексе гимнастики вводятся более сложные упражнения только для старших. Во время выполнения старшими таких упражнений малыши наблюдают и отдыхают. Оправдывает себя и такой прием, когда более сложные упражнения планируются на конец гимнастики и старшие их выполняют после того, как малыши уходят умываться.

Организация умывания

Один из важных элементов в режиме УДО. Способствует привитию устойчивых гигиенических навыков, развитию самостоятельности, воспитанию взаимопомощи. Проводится дифференцированно, однако дети должны усвоить общие для всех правила:

- заходить в умывальную комнату постепенно, небольшими группами;

- в первую очередь моют руки малыши, старшие помогают им и учат;

- не задерживаться у раковины: остальные дети ждут;

- мыть руки, засучив рукава, не наливать на пол.

Организация питания

Нужно соблюдать следующие правила:

- все необходимое для организации питания (в установленном порядке расставить столы, правильно для детей каждого возраста сервировать их и т.д.) готовить к тому моменту, когда дети начинают мыть руки.

- умывание и рассаживание за стол проводить постепенно, начиная с младших детей и тех, которые едят медленно.

- не задерживать детей после окончания еды.

- пищу для младших детей готовить заранее (разрезать мясо, блины и т.д.).

- порядок обслуживания детей, требования воспитателя и младшего воспитателя должны быть едины и постоянны.

Таким образом, планомерное, целенаправленное руководство питанием детей позволяет упражнять их во многих хороших поступках, прививать устойчивые гигиенические навыки, расширять их бытовую ориентацию, решать задачи нравственного воспитания.

Организация одевания

В разновозрастных группах внимание воспитателя и помощника воспитателя обращается в первую очередь на малышей: их приучают раздеваться сидя на стульчиках, в определенной последовательности, без лишней суеты, торопливости и шалостей. Помогать малышам (в воспитательных целях) воспитатель приглашает старших детей.

При сборах на прогулку целесообразно одевать детей постепенно и подгруппами отсылать их с младшим воспитателем. Воспитатель сам упражняет младших в навыках правильного и последовательного одевания, проводя в этом отношении целенаправленную работу.

Организация прогулки

На прогулке, как и в помещении, воспитатель заботиться о том, чтобы все дети были заняты, интересно играли со своими сверстниками и со старшими детьми, трудились, наблюдали за явлениями окружающей жизни и т.д., создает условия для разнообразной двигательной активности всех детей возрастных подгрупп. При этом важно:

- следить за физическими нагрузками, чередовать игры и занятия разной степени подвижности, не допускать, чтобы малыши, подражая старшим, выполняли вредные и трудные для них движения (висели на руках, забирались на высокие лестницы);

- подвижные игры с младшими детьми целесообразно проводить в середине прогулки, а со старшими сразу после выхода на участок или в конце прогулки, перед возвращением в группу.

В зависимости от цели и физических нагрузок подвижные игры могут проводиться со всеми детьми (3-7 лет), с двумя смежными подгруппами (с детьми 3-5 лет) и отдельно с одной группой. Предпочтение следует отдавать играм с двумя или одной подгруппой, т.к. в этом случае легче учесть разные возможности детей. Важно, чтобы несколько раз в течение недели планировались и отдельно проводились подвижные игры с самыми старшими детьми, т.к. при совместной организации игр физическая нагрузка у старших детей оказывается недостаточной.

В процессе прогулки необходимо наблюдать за содержанием детских игр, взаимоотношением детей в игре. Следить за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались. Необходимо помнить, что за 30 минут до конца прогулки необходимо перевести детей на более спокойную деятельность. Здесь можно провести наблюдения, словесные игры, беседы с детьми.

Организация дневного сна

В режиме разновозрастной группы длительность дневного сна более младших детей сокращена по сравнению с обычными одновозрастными группами, поэтому особенно важно создать благоприятные условия для быстрого засыпания и спокойного сна детей младшей подгруппы. Их надо первыми готовить ко сну и укладывать спать.

Важно помнить, что дети лучше настраиваются на сон, если во время подготовки к нему в группе создается спокойная обстановка. Для этого детей приучают спокойно совершать послеобеденный туалет, раздеваться и аккуратно складывать одежду, не бегать, не говорить громко.

Организация совместной и самостоятельной деятельности детей после дневного сна – дело нелегкое и ответственное. Педагог должен не только позаботиться о четком подъеме детей и закаливающих процедурах, но и сочетать организацию самостоятельной деятельности детей разного возраста (игры, труд и т.д.) с проведением совместных занятий.

Важно уделить особое внимание организации самостоятельной деятельности и формированию положительных отношений между детьми разного возраста, видеть разные интересы и возможности детей, обогащать и уточнять их представления, развивать умения.

Реализуя взаимодействие детей, рекомендуется утвердить в разновозрастной группе следующие правила:

o ·Старшие оказывают младшим помощь по их просьбе; это означает, что они не отказывают в помощи, но и не навязывают ее.

o ·Младшие не мешают старшим работать и играть. Принцип уважения к старшим детям очень важен для их психологического комфорта, поскольку им часто приходится встречаться с требованием со стороны взрослых, уступать малышам.

o ·В группе категорически запрещено отбирать игрушки у другого ребенка, бить и оскорблять, кого бы то ни было в какой бы, то ни было ситуации, ломать чужие постройки, портить продукты труда других детей и брать без разрешения владельца его личные вещи, игрушки, принесенные из дома. За соблюдением этого правила неукоснительно следят все взрослые, работающие в группе.

o ·Младшие дети всегда могут присутствовать и по мере сил участвовать в любом занятии – при условии, что они не мешают старшим детям.

Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель должен, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.

? Какое правило важно соблюдать при проведении всех режимных процессов в разновозрастной группе?


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.