Билет1. В. 1островский как мастер драматург — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Билет1. В. 1островский как мастер драматург

2017-06-11 513
Билет1. В. 1островский как мастер драматург 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ответы на билеты по литературе

Произведения).

Роман И. А. Гончарова “Обломов” — это роман о движении и покое. Автор, раскрывая суть движения и покоя, использовал множество различных художественных приемов, о которых было и будет сказано немало. Но часто, говоря о приемах, использованных Гончаровым в его произведении, забывают о немаловажном значении деталей. И тем не менее в романе присутствует много на первый взгляд незначительных элементов, и им отводится не последняя роль.
Раскрывая первые страницы романа, читатель узнает, что на Гороховой улице в большом доме живет Илья Ильич Обломов.
Гороховая улица — одна из главных улиц Петербурга, на ней жили представители высшей аристократии. Узнав позже, в какой обстановке живет Обломов, читатель может подумать, что автор хотел ввести его в заблуждение, подчеркнув название улицы, где жил Обломов. Но это не так. Автор хотел не запутать читателя, а, наоборот, показать, что Обломов все же мог бы быть чем-то иным, чем он есть на первых страницах романа; что в нем есть задатки человека, который смог бы проложить себе дорогу в жизнь. Поэтому и живет он не где-нибудь, а на Гороховой улице.
Еще одна деталь, о которой редко упоминается, — это цветы и растения в романе. Каждый цветок имеет свое значение, свою символику, а поэтому упоминания о них не случайны. Так, например, Волков, предлагавший Обломову ехать в Екатерингоф, собирался купить букет камелий, а Ольге тетка советовала купить ленты цвета анютиных глазок. Во время прогулки с Обломовым Ольга сорвала ветку сирени. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец.
Но пока они не думали о конце, были полны надежд. Ольга пела Саsta diva, чем, наверное, и покорила окончательно Обломова. Он увидел в ней ту самую непорочную богиню. И действительно, слова эти — “непорочная богиня” — в какой-то мере характеризуют Ольгу в глазах Обломова и Штольца. Для них обоих она действительно была непорочной богиней. В опере эти слова обращены к Артемиде, которую называют богиней Луны. А ведь влияние луны, лунных лучей отрицательно сказывается на влюбленных. Поэтому и расстаются Ольга и Обломов. Что же со Штольцем? Неужели он не поддается влиянию луны? Но здесь мы видим союз слабеющий.
Ольга перерастет Штольца в своем духовном развитии. А если для женщин любовь — это поклонение, то видно, что и здесь луна окажет свое пагубное воздействие. Ольга не сможет оставаться с человеком, которому не поклоняется, которого не превозносит.
Еще одна очень значимая деталь — это развод мостов на Неве. Как раз тогда, когда в душе Обломова, жившего у Пшеницыной, начался перелом в сторону Агафьи Матвеевны, ее заботы, ее райского уголка; когда он со всей отчетливостью понял, какой будет его жизнь с Ольгой; когда он испугался этой жизни и начал погружаться в “сон”, как раз тогда и развели мосты. Между Обломовым и Ольгой прервалось сообщение, порвалась нить, которая их связывала, а, как известно, нить можно связать “насильно”, но заставить ее срастись нельзя, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Ольга вышла замуж за Штольца, они поселились в Крыму, в скромном домике. Но домик этот, его убранство “носило печать мысли и личного вкуса хозяев”, что уже немаловажно. Мебель в их домике не была удобной, но было там множество гравюр, статуй, книг, пожелтевших от времени, что говорит об образованности, высокой культуре хозяев, для которых ценны старые книги, монеты, гравюры, которые постоянно находят в них что-то новое для себя.
Таким образом, в романе Гончарова “Обломов” присутствует много деталей, истолковать которые — значит понять роман глубже.

 

Билет2 В.1. Мысль семейная

Литература и жизнь. Как связаны эти понятия? Литературу невозможно воспринимать в отрыве от действительности. Литература является как бы второй параллельной реальностью. Многие аспекты жизни пересмотрены в ней по-иному. Литература вытекает из жизни. Ведь потребность писать возникает в результате каких-то переживаний, накопления определенного жизненного опыта, который может быть полезен людя
Толстой не выдумывал свои романы и рассказы. Они являются следствием его жизненного опыта, его логическим продолжением. Его жизнь отражается в его произведениях, но многое пересматривается под другим углом. Свое детство он описывает в автобиографической повести «Детство», впечатления от войны — в «Севастопольских рассказах». Вернувшись с войны, он наверстывает упущенное в литературных салонах Петербурга, а потом, остыв, уезжает в Ясную Поляну, где женится и живет, почти не выезжая. Из всего его жизненного опыта он понял, что истина жизни — в максимальной естественности, приближенности к народу, одной из его главных жизненных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос и без которой мы не знали бы Толстого-писателя, семья, которую он создал сам. Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья — это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои, развить его таланты. Семья — это передача опыта поколений, своеобразие нации. Свою дань семье Толстой отдает не только в жизни, но и в литературе.
«Мысль семейная» впервые серьезно была затронута Толстым в «Детстве». Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями, и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития «мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина».
А подробно я остановлюсь на самом известном романе писателя «Война и мир». Несмотря на то что сам Толстой говорил, что в романе главная мысль — «мысль народная», нельзя принижать значение «мысли семейной». Ведь по жанровому своеобразию «Война и мир» — это семейная хроника. Если взять голый сюжет, то это будет история нескольких дворянских семей в эпоху Отечественной войны 1812 года. Война рассматривается через призму «семейной мысли».
Как же раскрывается эта мысль в романе? Семей в романе много, но мировоззрение Толстого можно проследить на трех: Ростовы, Болконские и Курагины. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светская жизнь, любовь, война. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает «мысль семейную».
Болконские и Ростовы — это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа Ростова — любимые герои писателя. Однако, несмотря на это, отношения между этими семьями не всегда остаются безоблачными. Андрей Болконский не любит Николая Ростова. Марья Болконская первоначально пренебрежительно относится к Наташе Ростовой.
Такие противоречия возникают из-за различной нравственной основы семей. В семье Ростовых было принято не бояться выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей они воспитывали Соню и Бориса. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Все это отражалось на материальной стороне жизни Ростовых — они почти полностью обеднели. Только из такой семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но: не несущие никаких духовных ценностей. Именно поэтому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.
В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна: Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, является наградой за страдания. Князь Андрей — это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный. Его призванием становится социально-политическая сфера.
Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай — княжна Марья. То же самое должно было. произойти между князем Андреем и Наташей, но этому мешает смерть Болконского.
Тема семьи у Толстого тесно переплетается с женскими o6разами в романе. Если роль мужчины, по Толстому, проявляется в социальной сфере, то призвание женщины — семья. Некоторые женщины не могут создать своего дома. Это Элен и Анна Шерер. Для писателя это люди, утерявшие свое женское начало, пример нравственного уродства. Другое дело — княжна Марья и Наташа Ростова. Несмотря на то что природа их различна (Наташа — чувство, Марья — ум и религиозность), именно они становятся настоящими матерями и женщинами. В такой чести будет отказано Элен, и она, как пустоцвет, будет отсеяна природой. Толстой убежден, что назначение женщины — быть женой и матерью. Таким образом, писатель, употребляя свой излюбленный прием — антитезу, Ростовым и Болконским противопоставляет семью Курагиных.

Курагины у Толстого - это символ деградировавшей семьи. Семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. В отношениях Элен и Анатоля Толстой видит нечто противоестественное природе. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибли во время войны. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз — «как у других». Этой семье будут даны дети, но они наверняка вырастут нравственными уродами.
Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа — Пьер. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.
Семья для Толстого — это средство самореализации, это один из критериев, по которым нужно судить человека. Ведь жизнь человека коротка и то, как он передает свой жизненный опыт детям, то, как он их воспитает, будет влиять на нравственный облик последующих поколений. Семья — это одно из самых важных приобретений человечества, и только в ней можно воспитать полноценного человека.

 

Билет 3

Вопрос1 Тема семьи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».(см Билет2,вопрос1)

Вопрос 2 Своеобразие лирики А.А. Фета (анализ одного-двух стихотворений).

Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт и лирик. Автор многочисленных стихотворений, темы которых способны привлечь и заинтересовать читателя своей глубиной, неуловимостью и умением трогать сердца. Афанасий Фет способен был рассказать читателю о многих несущих проблемах или погрузить его в мир красоты, грез и воспоминаний. Одним из наиболее понравившихся и запомнившихся мне стало стихотворение «Деревня». Стихотворение «Деревня» написано в 1842 году и относится к раннему периоду творчества поэта, когда он был студентом Московского университета. Главной темой этого стихотворения является любовь к родине и близким к сердцу местам. Тема родины в художественной литературе вечна и каждый поэт и автор по-особенному и по-своему передает эти радостные, мелодичные и светлые чувства:

Люблю я приют ваш печальный,

И вечер деревни глухой...

Строчка за строчкой автор рассказывает о самом любимом и дорогом: о природе, людях, домашней работе, предметах быта. Деревня в его представлении становится целым миром и большой семьей, которую он любит и с трепетом вспоминает каждые детали. Будь это «старушки чепец и очки» или «прощанье смолкающих пташек».

Для того чтобы раскрыть тему автор использовал различные художественные средства, например, анафора «люблю», которая повторяется в начале каждой новой фразы. Эпитеты «вечер деревни глухой», «овса золотые злачки», которые помогают создать живое представление. А благодаря метафоре «прохлады вечерней струю» Афанасий Фет повышает эмоциональную выразительность своего стихотворения. Таким образом, Афанасия Афанасьевича Фет один из выдающихся русских поэтов XIX века, своеобразие лирики которого заключается в том, что он способен передать тончайшие оттенки настроения описывая детали. У него — собственный взгляд на происходящее, поэтому он так легко и непринуждённо способен передать все свои эмоции читателю.

Билет 4 Вопрос1 Нравственные проблемы в пьесах А.Н. Островского (на примере одного произведения

. В основе драмы «Гроза» — изображение просыпающегося чувства личности и нового отношения к миру.

Островский показал, что и в окостенелом мирке Калинова может возникнуть характер поразительной красоты и силы. Очень важно, что Катерина родилась и сформировалась в тех же калиновских условиях. В экспозиции пьесы Катерина рассказывает Варваре о своей жизни в девичестве. Главный мотив ее рассказа — все пронизывающая взаимная любовь и воля. Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречие с веками сложившимся укладом замкнутой жизни женщины, весь круг представлений которой ограничен домашней работой и религиозными мечтаниями.

Это мир, в котором человеку не приходит в голову противопоставлять себя общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности, а потому и нет здесь насилия, принуждения. Но Катерина живет в эпоху, когда самый дух этой морали: гармония между отдельным человеком и представлениями среды — исчез и окостеневшая форма отношений держится на насилии и принуждении. Чуткая душа Катерины уловила это. «Да здесь все как будто из-под неволи».

Очень важно, что именно здесь, в Калинове, в душе героини рождается новое отношение к миру, новые чувства, неясные еще самой героине: «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или. уж и не знаю».

Это смутное чувство — просыпающееся чувство личности. В душе героини оно воплощается в любви. В Катерине рождается и растет страсть.

Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как страшный грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины есть нарушение нравственного долга. В верности своих нравственных представлений Катерина не сомнева ется, она только видит, что никому из окружающих дела нет до подлинной сути этой морали.

Она не видит исхода своей муке, кроме смерти, и именно полное отеутстние надежды на прощение толкает ее нп самоубийство — грех еще более тяжкий с христианской точки зрения. «Все равно уж душу свою я погубила».

Билет № 12

Ответы на билеты по литературе

Билет1.В.1ОСТРОВСКИЙ КАК МАСТЕР ДРАМАТУРГ

Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический драматург период в истории русской сцены, когда она оказалась заполненной или напыщенными трагедиями, или водевилями и чувствительными мелодрамами, частично заимствованными с Запада. Собственно русского, народного театра, который бы широко отображал быт России, не было.

Что же дал русской драматургии Островский?

Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник-реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности и естественности. Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор - всё это отразилось в бытовых пьесах Островского настолько правдиво и ярко, что театральный зритель как бы ощущал на сцене самую атмосферу русской жизни.

Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма и сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», ОстроЕский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы.

Не следует забывать, что Островский описывал жизнь не только купцов. Мы видим в его пьесах и чиновников, и приказчиков, и свах, и актёров, и коммерсантов новой формации, и дворян, и бедных тружеников-интеллигентов, и генералов, и крестьян и т. д. Это целая энциклопедия быта и нравов эпохи со всеми их положительными и отрицательными сторонами.

Возврат к ходульной трагедии и чувствительной методраме после реалистических пьес Островского стал уже невозможен.

Мастерство реалиста сказывается у Островского и в языке его пьес, характеризующем изображаемую среду.

Речь каждого персонажа служит одним из важных приёмов типизации и в произведениях эпического жанра. Но в романах автор располагает разнообразными средствами характеристики героев, до прямой авторской характеристики включительно. В пьесе же авторская речь отсутствует. Поэтому язык персонажей в ней является главнейшим средством их типизации. Действующие лица пьесы, как разъясняет Горький, «создаются исключительно и только их речами». Герой пьесы должен говорить так, как говорил бы человек его характера, образа мыслей, настроений, культурного уровня и общественного положения или профессии. Следовательно, образ героя в пьесе только тогда может получиться типичным и выразительным, когда речь его типична для этого образа.

В пьесах Островского более тысячи действующих лиц, и каждое из них говорит языком, соответствующим своему духовному облику и профессии. Так, лирически окрашенный язык Катерины в пьесе «Гроза» не имеет ничего общего с грубой, отрывистой речью Дикого. А речь Дикого в свою очередь значительно отличается от речи другого самодура - Гордея Торцова («Бедность не порок»), увлекающегося внешней, показной стороной культуры и употребляющего такие «иностранные» слова, как небель, шемпанское, фицианты и т. п.

Умелая индивидуализация речи героев характеризует Островского как замечательного мастера диалога. Достаточно прочитать или прослушать разговор Кабановой, Тихона и Катерины в третьем явлении второго действия или разговор Дикого с Кулигиным во втором явлении четвёртого действия, чтобы убедиться в этом. Различие речи действующих лиц в этих диалогах дано так выразительно и отчётливо, что характер каждого героя делается понятным без всяких разъяснений.

Необходимо отметить в пьесах Островского и искусное использование языковых богатств народной поэзии: песен, пословиц, поговорок и т. п.

Вспомним, например, песни Кудряша в третьем действии драмы «Гроза». Пословицы Островский использует даже в заглавиях пьес: «Не так живи, как хочется», «Не в свои сани не садись», «Свои люди - сочтёмся», «Бедность не порок», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Старый друг лучше новых двух» и т. п.

Верность и меткость народного языка Островского отмечены были уже Добролюбовым.

Оценивая замечательное языковое мастерство Острозского, Горький назвал его «чародеем слова».

Задаче реалистического изображения действительности служит и композиция пьес Островского. Действие его пьес развёртывается обычно медленно, спокойно, в соответствии с тем устойчивым, малоподвижным бытом, который в них изображается. Драматических эффектов в виде выстрелов, самоубийств, переодеваний и т. п. Островский избегает. Самоубийство Катерины в драме «Гроза» нужно рассматривать не как сценический приём, усиливающий впечатление от пьесы, а как драматический финал, подготовленный всем ходом событий.

Очень важным свойством пьес Островского является элемент комического, искусно используемый драматургом. Проявляется он у Островского в разных формах: то как юмор, согретый теплотой и сочувствием, при изображении маленьких, забитых жизнью, честных людей, невольных жертв общественного неравенства, то как обличительный, сатирический смех, направленный против деспотизма самодуров, беззастенчивости и безжалостности хищников, развращённости дворянства и т. п. Сатирическую направленность пьес Островского глубоко вскрыл Добролюбов.

В своих статьях, посвященных Островскому, великий критик разъяснил, насколько эго было возможно в рамках царской цензуры, какое важное идейное значение имел смех Островского, направленный на обличение различных сторон «тёмного царства».

Драматургия Островского - сложное явление, впитавшее в себя опыт целого ряда русских и западноевропейских драматургов, творчество которых внимательно изучал Островский.

Важнейшее достоинство творчества Островского - глубокий реализм, выразившийся в широком, правдивом освещении русского быта, в создании множества типичных образов из различных общественных классов, в замечательной характеристике изображаемой среды и естественности построения пьес.

Вопрос 2. Значение художественной детали в произведениях И.А. Гончарова (на примере одного

Произведения).

Роман И. А. Гончарова “Обломов” — это роман о движении и покое. Автор, раскрывая суть движения и покоя, использовал множество различных художественных приемов, о которых было и будет сказано немало. Но часто, говоря о приемах, использованных Гончаровым в его произведении, забывают о немаловажном значении деталей. И тем не менее в романе присутствует много на первый взгляд незначительных элементов, и им отводится не последняя роль.
Раскрывая первые страницы романа, читатель узнает, что на Гороховой улице в большом доме живет Илья Ильич Обломов.
Гороховая улица — одна из главных улиц Петербурга, на ней жили представители высшей аристократии. Узнав позже, в какой обстановке живет Обломов, читатель может подумать, что автор хотел ввести его в заблуждение, подчеркнув название улицы, где жил Обломов. Но это не так. Автор хотел не запутать читателя, а, наоборот, показать, что Обломов все же мог бы быть чем-то иным, чем он есть на первых страницах романа; что в нем есть задатки человека, который смог бы проложить себе дорогу в жизнь. Поэтому и живет он не где-нибудь, а на Гороховой улице.
Еще одна деталь, о которой редко упоминается, — это цветы и растения в романе. Каждый цветок имеет свое значение, свою символику, а поэтому упоминания о них не случайны. Так, например, Волков, предлагавший Обломову ехать в Екатерингоф, собирался купить букет камелий, а Ольге тетка советовала купить ленты цвета анютиных глазок. Во время прогулки с Обломовым Ольга сорвала ветку сирени. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец.
Но пока они не думали о конце, были полны надежд. Ольга пела Саsta diva, чем, наверное, и покорила окончательно Обломова. Он увидел в ней ту самую непорочную богиню. И действительно, слова эти — “непорочная богиня” — в какой-то мере характеризуют Ольгу в глазах Обломова и Штольца. Для них обоих она действительно была непорочной богиней. В опере эти слова обращены к Артемиде, которую называют богиней Луны. А ведь влияние луны, лунных лучей отрицательно сказывается на влюбленных. Поэтому и расстаются Ольга и Обломов. Что же со Штольцем? Неужели он не поддается влиянию луны? Но здесь мы видим союз слабеющий.
Ольга перерастет Штольца в своем духовном развитии. А если для женщин любовь — это поклонение, то видно, что и здесь луна окажет свое пагубное воздействие. Ольга не сможет оставаться с человеком, которому не поклоняется, которого не превозносит.
Еще одна очень значимая деталь — это развод мостов на Неве. Как раз тогда, когда в душе Обломова, жившего у Пшеницыной, начался перелом в сторону Агафьи Матвеевны, ее заботы, ее райского уголка; когда он со всей отчетливостью понял, какой будет его жизнь с Ольгой; когда он испугался этой жизни и начал погружаться в “сон”, как раз тогда и развели мосты. Между Обломовым и Ольгой прервалось сообщение, порвалась нить, которая их связывала, а, как известно, нить можно связать “насильно”, но заставить ее срастись нельзя, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Ольга вышла замуж за Штольца, они поселились в Крыму, в скромном домике. Но домик этот, его убранство “носило печать мысли и личного вкуса хозяев”, что уже немаловажно. Мебель в их домике не была удобной, но было там множество гравюр, статуй, книг, пожелтевших от времени, что говорит об образованности, высокой культуре хозяев, для которых ценны старые книги, монеты, гравюры, которые постоянно находят в них что-то новое для себя.
Таким образом, в романе Гончарова “Обломов” присутствует много деталей, истолковать которые — значит понять роман глубже.

 

Билет2 В.1. Мысль семейная

Литература и жизнь. Как связаны эти понятия? Литературу невозможно воспринимать в отрыве от действительности. Литература является как бы второй параллельной реальностью. Многие аспекты жизни пересмотрены в ней по-иному. Литература вытекает из жизни. Ведь потребность писать возникает в результате каких-то переживаний, накопления определенного жизненного опыта, который может быть полезен людя
Толстой не выдумывал свои романы и рассказы. Они являются следствием его жизненного опыта, его логическим продолжением. Его жизнь отражается в его произведениях, но многое пересматривается под другим углом. Свое детство он описывает в автобиографической повести «Детство», впечатления от войны — в «Севастопольских рассказах». Вернувшись с войны, он наверстывает упущенное в литературных салонах Петербурга, а потом, остыв, уезжает в Ясную Поляну, где женится и живет, почти не выезжая. Из всего его жизненного опыта он понял, что истина жизни — в максимальной естественности, приближенности к народу, одной из его главных жизненных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос и без которой мы не знали бы Толстого-писателя, семья, которую он создал сам. Семья как школа жизни и семья как институт. В жизни семья — это способ воспроизводства и лучшее средство воспитать в человеке нравственные устои, развить его таланты. Семья — это передача опыта поколений, своеобразие нации. Свою дань семье Толстой отдает не только в жизни, но и в литературе.
«Мысль семейная» впервые серьезно была затронута Толстым в «Детстве». Он изображает свою семью, ее климат, отношения между детьми и родителями, и влияние семейной атмосферы на него самого. Апогеем развития «мысли семейной» в творчестве Толстого стал роман «Анна Каренина».
А подробно я остановлюсь на самом известном романе писателя «Война и мир». Несмотря на то что сам Толстой говорил, что в романе главная мысль — «мысль народная», нельзя принижать значение «мысли семейной». Ведь по жанровому своеобразию «Война и мир» — это семейная хроника. Если взять голый сюжет, то это будет история нескольких дворянских семей в эпоху Отечественной войны 1812 года. Война рассматривается через призму «семейной мысли».
Как же раскрывается эта мысль в романе? Семей в романе много, но мировоззрение Толстого можно проследить на трех: Ростовы, Болконские и Курагины. Члены этих семей были подвергаемы писателем трем основным испытаниям: светская жизнь, любовь, война. Семьи показаны не в отрыве от окружающего мира, но в тесном соприкосновении с ним и контактами между собой. Именно таким образом Толстой раскрывает «мысль семейную».
Болконские и Ростовы — это семьи, которым симпатизирует Толстой. Из них выходят Марья и Андрей Болконские, Наташа Ростова — любимые герои писателя. Однако, несмотря на это, отношения между этими семьями не всегда остаются безоблачными. Андрей Болконский не любит Николая Ростова. Марья Болконская первоначально пренебрежительно относится к Наташе Ростовой.
Такие противоречия возникают из-за различной нравственной основы семей. В семье Ростовых было принято не бояться выражать свои чувства: плакать, влюбляться. Это была одна из самых гостеприимных семей в Москве. Кроме своих детей они воспитывали Соню и Бориса. В доме царила обстановка всеобщей любви и доверия. Все это отражалось на материальной стороне жизни Ростовых — они почти полностью обеднели. Только из такой семьи могут выйти такие дети, как Николай и Наташа. Это люди с сильным интуитивным началом, но: не несущие никаких духовных ценностей. Именно поэтому их тянет к семье Болконских, несущих в себе нравственные и духовные ценности.
В семье Болконских царит спартанская обстановка. Тут не принято плакать, тут не любят гостей, все здесь подчинено разуму. Николай Андреевич, любя свою дочь, заставляет ее учить естественные науки, считая, что она совершенно дурна: Однако в княжне побеждают духовные основы. Счастье, данное ей в конце романа, является наградой за страдания. Князь Андрей — это образ настоящего мужчины: волевой, сильный, практичный, образованный, в меру чувствительный. Его призванием становится социально-политическая сфера.
Две эти семьи образуют как бы две половины, и вполне естественно, что их притягивает друг к другу, и они образуют гармоничные пары. Духовное и практическое воссоединяется в паре Николай — княжна Марья. То же самое должно было. произойти между князем Андреем и Наташей, но этому мешает смерть Болконского.
Тема семьи у Толстого тесно переплетается с женскими o6разами в романе. Если роль мужчины, по Толстому, проявляется в социальной сфере, то призвание женщины — семья. Некоторые женщины не могут создать своего дома. Это Элен и Анна Шерер. Для писателя это люди, утерявшие свое женское начало, пример нравственного уродства. Другое дело — княжна Марья и Наташа Ростова. Несмотря на то что природа их различна (Наташа — чувство, Марья — ум и религиозность), именно они становятся настоящими матерями и женщинами. В такой чести будет отказано Элен, и она, как пустоцвет, будет отсеяна природой. Толстой убежден, что назначение женщины — быть женой и матерью. Таким образом, писатель, употребляя свой излюбленный прием — антитезу, Ростовым и Болконским противопоставляет семью Курагиных.

Курагины у Толстого - это символ деградировавшей семьи. Семьи, в которой материальный интерес ставится выше духовного. Курагины живут искусственной жизнью, они эгоистически заняты повседневными интересами. В отношениях Элен и Анатоля Толстой видит нечто противоестественное природе. Князь Василий увлечен светскими делами настолько, что утерял всякую человеческую сущность. По Толстому, эта семья не имеет права на существование, почти все ее члены погибли во время войны. С Курагиными можно сравнить семью Веры и Берга. Вся их жизнь состоит в подражании другим. Их девиз — «как у других». Этой семье будут даны дети, но они наверняка вырастут нравственными уродами.
Идеалом гармоничной семьи становится пара Наташа — Пьер. Все духовные искания Пьера, вся неутомимая энергия Наташи пошли на создание крепкой и надежной семьи. Можно с уверенностью сказать, что их дети вырастут здоровыми физически и нравственно.
Семья для Толстого — это средство самореализации, это один из критериев, по которым нужно судить человека. Ведь жизнь человека коротка и то, как он передает свой жизненный опыт детям, то, как он их воспитает, будет влиять на нравственный облик последующих поколений. Семья — это одно из самых важных приобретений человечества, и только в ней можно воспитать полноценного человека.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.