Вопрос 8. Философские основания науки. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Вопрос 8. Философские основания науки.

2017-06-11 553
Вопрос 8. Философские основания науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Научные концепции на что-то опираются.

- философские основания науки – общие мировоззренческие установки, формируемые в рамках методологии научного познания, а также научная картина мира и стиль мышления, составляющие социокультурную основу мировоззрения.

- но! Не идеалогия. В естественной науке она как правило приносит только вред.

- существуют также общенаучные методологические принципы тесно связанные с философскими. Среди них: принцип соответствия (сохранение старой теории в условиях появления новой, более общей. Прежняя теория сохраняет значение для частной области), принцип дополнительности (получение информации б одних физических величинах микрообъекта, мы теряем информацию о других), принцип наблюдаемости (теория должна иметь эмпирическое обоснование), принцип инвариантности (данные пэксперимента повторяются при тех же условиях).

- Аристотель сформулировал проблему: разделил физику (наблюдение + изучение природы) и метафизику (более общее понятие о природе); т.е. физика опирается на метафизику, которая изучает общие причины и начала всех вещей. Физика изучает конкретные вещи, например, движение стрелы – цель ее и т.д., а метафизика изучает целевую причину (Нус – общая цель и источник движения).

- Платон: если знать общие принципы, то можно разобраться в каждом конкретном случае.

- Ф. Аквинский: все частнонаучные знания должны быть подведены под общий (религиозный) принцип.

- Маркс опирался на принципы исторического материализма.

- Кун: включает совокупность философских и методологических предписаний в структуру парадигмы

- Лакатос: жесткое ядро исследовательской программы составляет научная метафизика, т.е. совокупность философских утверждений о структуре реальности

- Поппер: трактовал философию как набросок теории. фаллибилизм (ложность любого утверждения, которая рано или поздно обнаружится) – метафизический принцип, на нем все основывается. Указывает, что философские категории не могут фальсифицироваться (а значит не научны) и становяться таковыми только в контексте исследований частных наук.

- Этому противостоит позитивизм: нужны конкретные исследования, метафизика только обобщает результаты и методы других наук (а до этого философия считалась царицей наук).

- существует связь между понятийным аппаратом теории и универсальными категориями философии, кот. Оформляют результаты познания

Т.о. философские основания дают возможность осмыслить результаты опытных исследований конкретных наук

- Включение научного знания в культуру предполагает его философское обоснование. Например: обоснование Фарадеем материального статуса электрических и магнитных полей с ссылками на принципы единства материи и силы. В фундаментальных областях исследования развитая наука имеет дело с объектами, еще не освоенными ни в производстве, ни в обыденном опыте. Для обыденного здравого смысла эти объекты могут быть непривычными и непонятными. Знания о них и методы получения таких знаний могут существенно не совпадать с нормативами и представлениями о мире обыденного познания соответствующей исторической эпохи. Следовательно, научные картины мира (схема объекта), а также идеалы и нормативные структуры науки (схема метода) не только в период их формирования, но и в последующие периоды перестройки нуждаются в своеобразной стыковке с господствующим мировоззрением той или иной исторической эпохи, с категориями ее культуры. Ее обеспечивают философские основания науки. В ее состав входят обосновывающие постулаты, идеи и принципы, которые обеспечивают эвристику (новизну) поиска. Эти принципы обычно целенаправляют перестройку нормативных структур науки и картин реальности, а затем применяются для обоснования полученных результатов – новых антологий и новых представлений о методе.

- Философские основания науки, что не исключает их системной организации. Можно выделить как минимум две взаимосвязанные подсистемы:

1). Онтологическая подсистема, представленная сеткой категорий, которые служат матрицей понимания и познания исследуемых объектов – вещь, свойства, отношения, состояния, причинность.

2). Эпистемологическая подсистема, выраженная категориальными схемами, которую характеризуют познавательные процедуры и их результат – понимание истинны, метода, доказательства факта.

Вопрос: «Включать или не включать философские основания науки во внутреннюю структуру науки?». Ответы:

1). Позитивисты. Не включать: влияние философии на процесс научного познания является чисто внешним, и если включить философские основания в структуру научного знания, то науке грозит рецидив натурфилософствования, подчинение ее различным философским спекуляциям, от которых наука с трудом избавилась к началу XX века.

2) Натурфилософы и сторонники влиятельной метафизики (в т.ч. марксистко-ленинской философии) – включать. Т.к. они служат обоснованию ее теоретических конструкций, расширяют ее когнитивные ресурсы и познавательный горизонт.

3) В моменты научных революций, в период становления новых фундаментальных знаний философские основания науки входят в структуру научного знания, однако после того, как научная теория достигла необходимой ступени зрелости, философские основания науки удаляются из ее структуры.

Учебник Лебедева: Каково основное содержание и специфика различных типов философских оснований науки? Онтологическиеоснования науки представляют собой принятые в той или иной науке общие взгляды о картине мира, типах материальных систем, характере их детерминации, формах движения материи, общих законах функционирования и развития материальных объектов. Гносеологические основания науки суть принимаемые в рамках определенной науки положения о характере процесса научного познания, соотношении чувственного и рационального, теории и опыта, статусе теоретических понятий. Логические основания науки — принятые в науке правила абстагирования, образования исходных и производных понятий и утверждений, правила вывода. Методологические основания науки представляют собой принимаемые врамках той или иной науки положения о методах открытияи получения истинного знания, способах доказательстваи обоснования отдельных компонентов теориии теорий в целом.Наконец, ценностные, или аксиологические, основания науки представляют собой принятые утвержденияо практической и теоретической значимостинауки в целом или отдельных наук в системе духовнойи материальной культуры, о целях науки, о научномпрогрессе, его связи с общественным прогрессом, обэтических и гуманистических аспектах науки.

Вопрос 9. Сциентизм и антисциентизм.

- возникновение двух альтернативных философско-мировоззренческих установок в к. 19. – н. 20 века. Критерий – оценка НТП и в целом роли науки в жизни современного общества.

Сциентизм – абсолютизирует значение науки.

Культ науки и провозглашение ее как наивысшей ценности развития человеческой цивилизации привел к утверждению в XX в. сциентистского мировоззрения.

1) Наука - культурно-мировоззренческий образец и рассматривался сторонниками этого мировоззрения как идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки».

2) Управление государством, стандарты образования и другие социальные сферы ориентируются на научную методологию.

3) Общественный прогресс отождествляется с НТП

4) Наука – это прежде всего естествознание. Он предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук, точное математизированное естествознание и распространял критерии научности на все виды человеческих взаимоотношений с миром, на все типы знания и человеческое общение. В связи с этим, области знания, не подпадающие под стандарты естествознания, подвергаются жесткой дискредитации. Поставленная позитивизмом проблема демаркации, предполагающая поиск твердых критериев отличия науки от ненаучного знания зафиксировала уничижительное сциентистское отношение к псевдонауке.

Одновременно возник и антисциентизм, провозглашавший прямо противоположные установки, характеризующийся весьма пессимистическим отношением к возможностям науки. Антисциентизм исходил из негативных последствий НТР и требовал ограничения экспансии науки, возврата к традиционным ценностям и способам деятельности – искусство, здравый смысл, религия. Обращает внимание на негативные процессы порожденные НТП и естественно-научных мировоззрением.

Причины возникновения сциентизма.

1) Стимулом развития науки следует признать растущие потребности человека. Однако оценка новых знаний не может оставаться в узко-профессиональных рамках, без учета социальных последствий их использования. Пример, эксперименты на человеке (Бучилло, Исаев). Необходимо обратить внимание на нравственной, этической стороне такого рода исследования. Проблема этического нигилизма.

2) Растущее отчуждение и абсурдность жизни человека. Человек – винтик в огромном механизме.

3) Экологические проблемы

Антисциентизм неоднороден. Выделяют:

1) Умеренный антисциентизм – против крайностей сциентизма, абсолютизирующего роль науки и принижении других форм духовной деятельности (искусство, философия, религия, этика). Критика осуществляется с позиций гуманизма

2) Агрессивный антисциентизм – отрицает науку как таковую, противостоит прогрессу.

В целом – проблема антисциентизма и сциентизма отражает раскол современной культуры на научно-техническую и художественно-гуманитарную.

Сциентизм.

- Марбургская школа неокантианства (Коген, Наторп, Кассирер): философия должна быть наукой и строиться по образцу науки.

- Феноменология Гуссерля: хотел возродить философию как строгую науку и найти основания остальных наук.

- Позитивизм (Конт): после религиозной и философской стадии развития человеческого духа наступает научная стадия.

- Прагматизм (Пирс, Дьюи, Джемс): философия должна быть практичной и помогать человеку во всех жизненных ситуациях.

- Аналитическая философия: Л. Витгенштейн (ученик Б.Рассела): в качестве эталона науки выступает формальная логика, задающая общие критерии научности, эмпирическое знание дано человеку в чувственном восприятии и обеспечивает абсолютно достоверное познание, а теоретическое познание сводится к эмпирическому; любое высказывание можно свести к атомарным предложениям. Пришли к принципу верифицируемости. Р. Карнап: есть осмысленные высказывания (теоретическая часть науки) и общие (философские).

- Критический рационализм: принцип фальсифицируемости К. Поппера (теория научна, только если потенциально может быть опровергнута).

- Структурализм: окружающий мир как совокупность зашифрованных истин, задача – найти языковые структуры, лежащие в основе всего.

Антисциентизм.

- Баденская школа неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) – познание нельзя оторвать от культуры, наука не должна доминировать.

- «Философия жизни» (Шопенгауэр, Ницше, Дильтей) – абсолютизация интуитивного, внерационального.

- Экзистенциализм: Хайдеггер: наука выражает ограниченное знание по сравнению с философией. Экзистенциалист Серен Кьеркегор противопоставляет науку как неподлинную экзистенцию вере – как подлинной экзистенции и совершенно обесценивает науку.

- Персонализм: постижение иррационального.

- антисциентист Герберт Маркузе выразил свое негодование против сциентизма, сформулировав концепцию «одномерного человека», в которой показал, что подавление природного, а затем и индивидуального в человеке сводит многообразие всех его проявлений лишь к одному технократическому параметру. Те перегрузки и перенапряжения, которые выпадают на долю современного человека, свидетельствуют о ненормальности самого общества. Ситуация осложняется тем, что узкий специалист, который крайне перегружен, заорганизован и не принадлежит себе, - это не только представитель технических профессий, в подобном измерении может оказаться и гуманитарий.

- Известный ученый-логик Бертран Рассел в поздний период своей деятельности стал сторонником антисциентизма. Он видел основной порок цивилизации в гипертрофированном развитии науки, что привело к утрате подлинно гуманистических ценностей и идеалов.

- Автор концепции личностного знания Майкл Полани подчеркивал, что современный сциентизм сковывает мысль не меньше, чем это делала церковь. Он не оставляет места нашим важнейшим внутренним убеждениям и принуждает нас скрывать их под маской слепых и нелепых, неадекватных терминов.

Марксистская философия отвергает обе эти формы абсолютизации социальной роли науки. Подчёркивая исключительную роль науки в обществе, жизни, марксизм-ленинизм рассматривает её в связи с другими формами обществ, сознания и показывает сложный, многосторонний характер этой связи. С этой точки зрения, наука выступает как необходимый продукт развития человеческой культуры и вместе с тем – как один из главных источников и стимуляторов исторического прогресса самой культуры, материальной и духовной. Отсюда глубокая взаимосвязь науки с мировоззрением, огромное влияние, которое оказывают общественные науки на весь ход обществ, развития, на борьбу идей в современном мире. В марксистско-ленинской философии оценка социальной роли науки даётся в реальном контексте конкретных социальных систем, обусловливающих существенно разную, нередко противоположную роль научного знания в жизни общества.

 

Ещё материал из других ответов:

Сущность науки и ее роль в обществе. Сциентизм и антисциентизм.

Наука - это вид человеческой деятельности, направленный на выработку и систематизацию объективного, рационально обоснованного, воспроизводимого и проверяемого знания. ( Новая философская энциклопедия, 2010, ИФ РАН )

Наука – это общественный институт, который занимается обеспечением и воспроизводством научной деятельности. ( Новая философская энциклопедия, 2010, ИФ РАН )

Сущность науки заключается в том, что наука занимается выработкой и систематизацией объективного, рационального обоснованного, проверяемого и воспроизводимого знания. Т. е. продуцирует научное знание. Критерии научности:

1) Объективность знания. Познание должно быть нацелено на реальные объекты без привнесения в процесс познания чего - либо субъективного и сверхприрдного. Философские построение не всегда можно называть мировоззренческими системами, нацеленными на получение, построенными на объективных знания.

2) Рациональность, рационалистическая обоснованность, доказательность знания. Некоторые философские системы, например, философия жизни.

3) Эссенциалистская направленность. Т. е. направленность науки на воспроизведение закономерностей функционирования и развития объекта, выражается в воспроизводимости научного результата.

4) Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.

5) Проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, и испытание логикой, логическим путем; научная истина характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счете оказываются подтвержденными. Проверяемость научных истин, их воспроизводимость через практику придает им свойство общезначимости.

В этом плане научное мировоззрение, построенное на оперировании научным знанием, отличатся от мифологического, обыденного, религиозного и философского ( хотят тут есть разные мнения, так не считает Петр Алексеев, который приравнивает философское знание и научное ).

Функции науки в обществе ( Философия: Энциклопедический словарь ):

1) Производство новых знаний

2) Прогностическая функция

3) Объяснительная функция

4) Наука как основа мировоззрения и коллективной саморефлексии человечества

5) Наука как производительная сила общества ( естественные науки )

6) Наука как социальный фактор развития общества ( в большей степени обществоведческие и гуманитарные науки )

Сциентизм и Антисциентизм.

Сциентизм ( лат. scientia наука, знания ) — сис - ма убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества.

Антисциентизм: возможности науки в решении проблем человеч - ва ограничены; крайнее проявл .: наука враждебна человеческому существованию. Наука утилитарна, не способна понять истинные проблемы мира и человека.

СциентизмАтисциентизм

Достижения науки – это благо и прогрессДостижения науки – это угрозы миру

Знание – это наивысшая культурная ценностьЗнание – это один из результатов человеческой деятельности, не самый главный

Знание может сделать человечество счастливее и лучше управляемым. Знание не может сделать человечество счастливым. Знание не есть мудрость.

Антропогенные катастрофы – это результат человеческого факторы и неполноты наших знанийАнтропогенные катастрофы – это результат развития науки.

Просвещение: усиливается поток предостережений против науки. Ж .- Ж. Руссо: в научных исследованиях возникает множество опасностей и ложных путей, перед тем, как достичь пользы, которую принесёт истина, приходится пройти множество ошибок.

Н. Бердяев: «Вера в бога науки ныне пошатнулась, доверие к абсолютной науке, к возможности построить научное мировоззрение, удовлетворяющее природу человека, подорвано… Науки нет, есть только науки [= дисциплины ]. <> Наука есть лишь частная форма приспособления к частным формам бытия».

Позицию интисциентизма занимает экзистенциализм ( реакция на позитивизм, на мировую войну ), экологисты, франкфуртская школа ( апофеоз точного знания привел к созданию атомной бомбы, торжеству нацизма ).

Г. Маркузе ( франкф. шк .), «Одномерный человек»: современный человек, в частности технический специалист, подвержен большому кол - ву перегрузок и напряжений, не принадлежит себе, эти обстоятельства указывают на болезненное и ненормальное состояние совр. общ - ва. Не только специалисты технических специальностей, но и гуманитарии сдавлены тисками нормативности и долженствования.

 

 

Вопрос 10. Проблема рациональности. Научная рациональность.

(Лекция Л.И. Яковлевой) Научная рациональность: в широком смысле - стиль мышления, в узком - логико-методологические представления. Точка отсчета – деятельность, которая рациональна, если люди друг друга понимают и если она эффективна. В науке не всегда понятно, где эффект → важнее социальный аспект. Нормы, правила, стандарты; метод как стандартизированная процедура.

Рациональность (А. И. Ракитов) – система правил, норм и эталонов, принятых и общезначимых в рамках данного социума для достижения социально осмысленных целей (и ценностей).

Компоненты рациональности:

1) идеалы и нормы обоснования, объяснения и описания;

2) идеалы организации знания.

В. С. Шевырев: два вида рациональности. Закрытая (с одной научной картиной мира, школа) и открытая (рациональная постановка цели, выход за пределы устоявшегося). Непонятно, почему ставится каждая новая цель и признается рациональной → обращение к культуре (Кун, Лакатос; Пуанкаре – принцип конвенционализма). У Куна – мистический скачок. Шевырев – связь типов рациональности с рассудочным мышлением (со строгими правилами, по заданной схеме) и разумным (регулируется идеями, то есть менее жестко).

Рассудочная рациональность лежит в основе западной цивилизации (цивилизация – схема, культура – другое, она может выйти за пределы существующего). На рассудочной рациональности основана жизнь общества: каждого человека можно и нужно научить профессии, определенным навыкам. Нет рациональных цивилизаций без религиозной основы; религия – первооснова познания.

(Лекция Шестаковой) Мишель Фуко: 1) Возрождение, 2) классический рационализм (16 – 18 вв.), 3) современный (с 19 в.). Разница между классическим и современным: в классическом все знание искало порядок, связи, стройность; в современном – отсутствие однородности; три измерения: физико-математические науки, философия (ищет общий принцип) и науку о языке, жизни и производстве; они пересекаются.

(Учебник Степина): Типы научной рациональности: 1) классическая (концентрация на объекте исследования и исключение всего, что относится к субъекту и его действиям, цель – получить объективное знание); 2) неклассическая (учитывает связи между знаниями об объекте и средствами получения знания, но не изучает эти связи специально); 3) постнеклассическая (учитывает и рассматривает все связи, в том числе соотносит познание с ценностями и целями). Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире). Подробнее о неклассическом типе научной рациональности - Глава 4 настоящей работы.

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Каждый новый тип научной рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.

Межкультурные контакты нередко заканчиваются сильным влиянием взаимодействующих культур друг на друга. Посредством заимствований происходит проникновение культурных новаций из одних культур в другие, где подобные новации по объективным причинам возникнуть не могли. Для любого общества подобные культурные контакты имеют как положительное, так и отрицательное значение. С одной стороны, они способствуют взаимообогащению культур, сближению народов, демократизации общества. С другой, — интенсивное и слабо контролируемое заимствование повышает потенциальную опасность утраты той или иной общностью своей культурной самобытности. Одним из проявлений подобных процессов являются изменения культурной идентичности. В социальных науках под идентичностью преимущественно понимается либо осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социальной группе, общности, позволяющее ему определить свое место в данном социокультурном пространстве, либо как самотождественность социокультурного образования (в частности при социологическом, политологическом подходах). В этом случае самотождественность может рассматриваться в аспекте социальных и культурных изменений. В основе существования и развития любой культуры, общества лежат базовые системы ценностей — выступающие связующим ядром культуры, а также связанные с ними традиции, нормы, правила, стандарты поведения, культурные коды, символы и образцы. Тесно связанные между собой, они формируют единое поле культуры, которое делает социальные взаимодействия понятными, упорядоченными и предсказуемыми; среди прочих, ценности определяют приоритеты и векторы дальнейшего развития. Идентичность формируется непосредственно через социализацию (если говорить исключительно о культуре, то здесь больше подходит термин «аккультурация»), путем усвоения и принятия господствующих в данном обществе элементов сознания, вкусов, привычек, норм, ценностей.

 

Вопрос 11. Научное, вненаучное, донаучное знание. Наука и псевдонаука. Критерии демаркации. 


- знание – результат познавательного процесса. В широком смысле – вся информация, получаемая о предмете познания.

- античная традиция определяла знание по сравнению с мнением. Мнение – строится на чувстве, касается единичных предметов, изменчиво и относительно. Знание – рационально, всеобъемлюще и неизменно. Знание трактуется как истина.

- средневековая философия – сравнение знания и веры. Вера не требует доказательств.

- Новое время – знание отождествляется научному знанию

- на современном этапе выделяют: философское, религиозное, мифологическое, художественно-образное и обыденное знание

Наука – важнейшая форма развития познания. Наука – познавательная деятельность, выраженные в научных трудах результаты этой деятельности в виде некой совокупности имеющихся в данный исторический момент знаний, образующих научную картину мира.

- критерии научности полученного знания:

1) логические критерии: реализовались в требованиях к формализации и матемизации знания

- непротиворечивость – запрет на одновременное доказательство двух противоречащих концепций

- полнота – все высказывания могут быть доказаны

- независимость

2) эмпирические:

-верификация – удостоверение теории эмпирически установленными фактами. Пример индукция и дедукция. Дедуктивные умозаключения более истинны, но основная их посылка все равно индуктивна (Все люди смертны. Сократ – человек. Он смертен). Недостаточность принципа верификации доказал Поппер – вненаучные представления (астрология, магия) имеют множество фактов, подтверждающих их, но научными их не делает.

- фальсификация – эмпирический способ опровержения. Поппер – наука допускает фальсификацию своих гипотез и тем самым обеспечивает рост научного знания. Лакатос различет догматический и утонченный фальсификационизм (последний допускает наличие противоречий между фактами и теорией).

3) социокультурные критерии:

- Ильин выделяет экстралогические и неэмпирические

- простота

- эвристичность (новизна)

- когерентность

-инвариантность и т.д.

 

Проблема демаркации научного и ненаучного знания.

- наука возникла из философии. Первоначально философия отделилась от богословия, затем от философии. Очищение науки – экспериментально-математическое естествознание (едва не очистилась даже от гуманитарных наук)

- наука и миф. Цель мифа – объяснение природных явлений и человеческого бытия. Выделяют первичную мифологию (древние мифы) и вторичную (с развитием религии). Язык мифа – символы.

- наука и религия. Религия – совокупность идей, обосновывающих существование сверхестественного начала. 1) фетишизм, 2) магия, 3) тотемизм, 4) теизм. Познание – через откровение и медитацию.

- наука и обыденное познание – обычаи, обряды, ритуалы. Различают индивидуальное и общественное обыденное познание. Обыденное предшествует и определяет индивидуальное (а приори – Кант). Обыденное познание – сложившийся образ мира, порожденный эмпирическими условиями жизни людей и выражающий их потребности и нужды.

- наука и донаучное знание – народное познание. Пример Степина – определение границ земельных участков во время разлива Нила определило развитие математики (нужно было определить площадь).

- проблема демаркации науки и тех форм вненаучного знания, которая стремится стать научными – пример, парапсихология, астрология и проч. «Эффект Барнули» - экспериментальное опровержение астологических прогнозов.

Специализированное вненаучное знание подразделяется на:

1) Псевдонаука – на грани науки – уфология, теория космических катастроф и т.д.

2) Антинаука – мистические учения

3) Девиантная наука – знание, отклоняющееся от принятых в науке норм.

 

Вопрос 12. Преднаука Древнего Востока. 


(Учебник Лебедева) Главная проблема – существовало ли на Древнем Востоке теоретическое знание. Сейчас считается, что нет, поэтому – не наука, а преднаука. Наиболее развитые цивилизации до 4в. до н.э. (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) вырабатывали знания путем индуктивного обобщения непосредственного практического опыта. Практические потребности: необходимость рассчитать площадь заливаемой поверхности при разливе рек, площадь участков земли, торговля, строительство, мореходство, астрология для культов. Основныечерты: 1) нет критического обновления и осмысления полученных данных, знание носит рецептурный характер; 2) прикладной характер знания; 3) знание нерационально и догматично, доверие к нему основано на авторитете обладающего этим знанием (жрецы); 4) задачи решаются «по случаю», общих правил нет, есть только разные громоздкие таблицы (решение уравнений, кубы, квадраты и т.д.), но без доказательств, почему надо решать именно так.

(Лекция Соколова) Изобрели письменность, счет и систему образования для передачи знания. Обучение основано на заучивании, а не на логике. Учат системы знаков (письменность) и законы. Зачатки минералогии, химии, медицина, астрономия, астрология. Философии нет.

Древняя Индия

- философская мысль возникает в период формирования социальным классов – каст (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры)

- в сер. 2 тысячелетия до н.э. в северо-западную Индию вторгаются воинственные племена ариев. Арии слагали гимны – ригведы. «Веды» - священное знание, «риг» - гимн. Ригведы несли в себе зачаток как религиозного, так и философского видения мира и человека

- центральный миф ригведы говорит нам о происхождении мира: сначала была вода, потом возник холм, из холма вырывается вода (реки) и огонь (солнце), столбом, который подпирает небо становиться Дерево. Философская интерпретация мифа такова: в нем формируется понятие первоначального хаоса, который постепенно заменяется упорядоченностью – космосом.

- проблема познания. Подлинный объект познания – человек со стороны бытия его духа. Когда человек бодрствует, он руководствуется своим чувственным опытом, но его сопровождают различные страхи и переживания, препятствующие проявлению самосознания. Это означает, что для познания необходимо: либо сон, либо йога. Окончательным решением вопроса видится физическая смерть, при которой сознание абсолютно отделяется от чувственного опыта и растворяется в космосе.

- проблема свободы человека. Действует законно кармы – каждый получает воздаяние по своим поступкам. На основании этого закона выделяются касты: карма брахманов – управлять и т.д. Философское знание также носило элитарный характер: низшим кастам нет смысла задумываться.

- развиваются различные школы. Пример, школа Вайшешика (3 в. до н.э.) – учение об атомах. Атомы – частички 4 стихий: земли, воды, света и воздуха, из которых состоит мир. Аналогичные взгляды – см. Левкипп, Демокрит, Эпикур, но нет свидетельств, что в Индии знакомились в их работами.

Древний Китай.

- зарождение философии 8-6 в. до н.э.

- Основной источник – Книга Перемен, представляющая собой связующее звено, между предфилософией и собственно философией. Человек, природа и Вселенная рассматриваются как единое целое, подверженное переменам. Механизм перемен раскрывается через взаимосвязь базовых начал ЯН и ИНЬ. Существует также промежуточный элемент – ЦЗЫ, символ гармонии – их дитя. Отсюда 8 триграмм и 64 гексаграмм. Действует основной закон – закон ДАО – постоянная смена инь и ян, гармония.

- идея китайского мудреца – следствие разрушения родового мировоззрения (нарушения и в космосе – разрыв неба и земли). Мудрец – посвященный, стремиться восстановить гармонию. Существует 2 типа мудрецов, за которыми концепции человека:

1) даосский мудрец – естественный человек. Трактат Дао дэ цзин 6-5 в. до н.э. – люди должны быть простыми и скромными. Способствовали развитию наук: медицины, алхимии, боевых искусств и т.д.

2) конфуцианский – человек политический. Конфуций (6-5 в. до н.э.) средства достижения гармонии: ритуал и исправление имен

 

Вопрос 13. Этапы эволюции античной науки.

Наука в Древней Греции

 

(Лекция Соколова) Отличие от Древнего Востока: появилось целенаправленное получение нового знания и методы получения этого знания, т.е. наука стала самоценной, неутилитарной. Наука и философия развиваются одинаковыми темпами. У Аристотеля первая философия (собственно философия) и вторая (натурфилософия, т.е. философия природы).

Периодизация:

а) рождение науки и философии, переход от мифологического мышления к рационально-понятийному (6 -1 пол. 5 в. до н.э.), пифагореизм;

б) классический период (2 пол. 5 – 4 вв.), намечается разделение науки и философии, Платон, Аристотель (все систематизировал), атомисты;

в) эллинизм (кон. 4- 1 вв. до н.э.), смешение с культурой Древнего Востока, начало институционализации науки, Птолемей, Архимед, математика, астрономия, география, история, медицина;

г) поздняя античность (1-сер. 6 вв.) – упадок.

(Учебник Лебедева+ семинар Шестаковой) Демократия, ценность личного достоинства у греков, доводы и критицизм как сила проведения закона → отношение к


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.