Безусловная материнская любовь — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Безусловная материнская любовь

2017-06-11 435
Безусловная материнская любовь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первые месяцы и годы - это тот период жизни, когда ребенок наиболее сильно чувствует привязанность к матери. Эта привязанность начинается с момента рождения, когда мать и ребенок составляют единство, хотя их уже двое. Ребенок, хотя он теперь уже живет не в утробе, всё еще полностью зависит от матери. «Я любим, потому что я - ребенок своей матери. Я любим, потому что я беспомощен. Я любим, потому что я прекрасен, чудесен. Я любим, потому что мать нуждается во мне. Это можно выразить в более общей форме: Я любим за то, что я есть.

Это переживание любимости матерью - пассивное переживание. Нет ничего, что я сделал для того, чтобы быть любимым - материнская любовь безусловна. Мать любит новорожденного младенца, потому что это ее дитя, потому что с появлением этого ребенка решилось нечто важное, удовлетворились какие-то ожидания. Все, что от меня требуется, это быть - быть ее ребенком. Материнская любовь - это блаженство, это покой, её не нужно добиваться, её не нужно заслуживать. Но есть и негативная сторона в безусловной материнской любви. Её не только не нужно заслуживать - её ещё и нельзя добиться, вызвать, контролировать. Если она есть, то она равна блаженству, если же её нет, это все равно как если бы всё прекрасное ушло из жизни - и я ничего не могу сделать, чтобы эту любовь создать.

Однако день за днём маленький человек становится всё более независимым: он учится ходить, говорить, самостоятельно открывать мир; связь с матерью несколько утрачивает свое жизненное значение и вместо неё всё более и более важной становится связь с отцом.

Условная отцовская любовь

Связь с отцом совершенно другая. Мать - это дом, из которого мы уходим, это природа, океан; отец не представляет никакого такого природного дома. Он имеет слабую связь с ребёнком в первые годы его жизни, и его важность для ребёнка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери. Но отец представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, созданных человеческими руками вещей, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец - это тот, кто учит ребёнка, как узнавать дорогу в мир.

Обращаясь к истории… Раньше частная собственность могла быть унаследована только одним из сыновей, - и отец начал с нетерпением ждать появления сына, которому он мог бы оставить свою собственность. Естественно, что им оказывался тот сын, которого отец считал наиболее подходящим для того, чтобы стать наследником, сын, который был более всего похож на отца, и, следовательно, которого он любил больше всех. Отцовская любовь - это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня».

В обусловленной отцовской любви мы находим, как и в безусловной материнской, отрицательную и положительную стороны. Отрицательную сторону составляет уже тот факт, что отцовская любовь должна быть заслужена, что она может быть утеряна, если человек не сделает того, что от него ждут. В самой природе отцовской любви заключено, что послушание становится основной добродетелью, непослушание - главным грехом. И наказанием за него является утрата отцовской любви. Важна и положительная сторона. Поскольку отцовская любовь обусловлена, то я могу что-то сделать, чтобы добиться ее, я могу трудиться ради нее; отцовская любовь не находится вне пределов моего контроля, как любовь материнская.

Отклонения в развитии

Если бы о человек обладал исключительно отцовским сознанием, он был бы злым и бесчеловечным. Если бы он обладал только материнским сознанием, он утратил бы способность здраво рассуждать и препятствовал бы себе и другим в развитии.

Если ребёнок имел любящую, но излишне снисходительную или властную мать и слабого и безразличного отца, он может остаться зафиксированным на ранней привязанности к матери и развиться в человека, который зависит от матери, чувствует беспомощность, обладает ярко выраженными чертами рецептивного характера, склонного подвергаться влиянию, быть опекаемым, нуждаться в заботе, и которому недостает отцовских качеств - дисциплины, независимости, способности самому быть хозяином своей жизни. Он может стараться найти «мать» в смысле авторитета и власти в ком угодно, как в женщинах, так и в мужчинах.

Если же мать холодна, неотзывчива и властна, ребёнок может перенести потребность в материнской опеке на своего отца и на последующие отцовские образы. В этом случае конечный результат либо будет схож с предыдущим, либо мы получим человека, который односторонне ориентирован на отца, полностью подчинён принципам закона, порядка и авторитета, лишён способности ожидать и получать безусловную любовь. Это развитие будет всё усиливаться, если отец авторитарен и в то же время сильно привязан к сыну.

Определенные типы неврозов - например, маниакальный невроз, - развиваются в большей степени на основе односторонней привязанности к отцу, тогда как другие типы, - вроде истерии, алкоголизма, неспособности утверждать себя и бороться за жизнь реалистически, а также депрессии, -являются результатом центрированности на матери.

Но что характерно для всех невротических развитий, так это то, что одного начала - или отцовского, или материнского - недостаточно для развития. Основа духовного здоровья и зрелости – это полноценный синтез материнской и отцовской философии.

А. С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви:

1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость).Формула семейного воспитания при этом такова: «хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом». Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение.

2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: «смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним». Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь ему в проблемах.

3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: «хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю». Для такого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно его опекать, не веря в детские способности и возможности, не доверяя ребенку.

4. Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу:«нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит». Родителям свойственно не вполне осознанно оправдание личностных особенностей ребенка его наследственностью, условиями рождения и т. п. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире.

5. Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: «ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела». Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке.

6. Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: «я мучаюсь и страдаю оттого, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим». Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким «неудачником». Для родителей характерно признание своего бессилия и переадресация ответственности специалистам – для «исправления».

7. Преследование (антипатия, уважение, близость). Формула:«мой ребенок негодяй, и я докажу ему это!» Родители пытаются строгостью и жестким контролем «переломить» ребенка, выступают инициаторами привлечения к воспитанию общественности. Однако наряду с внутренней убежденностью, что их ребенок превратится в законченного негодяя, присутствует признание детской силы и воли.

8. Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: «я не хочу иметь дело с этим негодяем». В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы «издали следят» за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: «оградите нас от чудовища».

 

 

ротиворечивый характер родительского отношения отражен в известных западных типологических моделях, предложенных более 30 лет назад. Так, известная модель Е. С. Шафер и Р. А. Белл основана на двух факторах – эмоциональном (любовь/ненависть) и поведенческом (автономия/контроль). В известной модели Д. Баумринд, дополненной Э. Макоби и Дж. Мартиным, два сходных по содержанию фактора, отражающих особенности внутрисемейного взаимодействия – уровень контроля и уровень принятия, образуют четыре основных типа родительского отношения [34]. Это авторитетный (высокий уровень принятия и контроля), авторитарный (высокий уровень контроля, низкий уровень принятия), разрешающий (высокий уровень принятия, низкий уровень контроля) и пренебрегающий (низкий уровень принятия и контроля) типы отношений.

Одна из наиболее известных типологических моделей родительского отношения в российской психологии была предложена А. Я. Варга[6]. Наряду с параметрами «принятие» и «контроль», упоминаемыми в вышеприведенных моделях, автор выделяет два дополнительных параметра: уровень дистанции и социальная желательность поведения.

Доминирование одного или нескольких параметров составляет, по крайней мере, четыре типа родительских отношений:

-принимающе-авторитарное отношение, которое характеризуется тем, что родители принимают ребенка и одобряют его, но требуют социальных успехов;

-отвергающее с явлениями инфантилизации, характеризующееся тем, что родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально неодобряемые черты и дурные наклонности, а также видят его более младшим по возрасту;

-симбиотическое отношение характеризуется наличием симбиотических тенденций в общении с ребенком, гиперопекой;

-симбиотически-авторитарное отличается от предыдущего типа наличием гиперконтроля.

Причина противоречивости и амбивалентности родительского отношения заложена в самом характере межличностных отношений, так как родительское отношение является лишь частным случаем человеческих отношений. Опираясь на положения диалогического подхода к анализу межличностных отношений, разработанного М. М. Бахтиным, М. Бубером, С. Л. Рубинштейном, Е. О. Смирнова и М. В. Соколова выделяют два противоположных начала, на которых основаны все человеческие отношения: предметное – когда другой человек выступает как объект познания, оценки, воспитания, и личностное – когда другой является самоценной, целостной личностью, не сводимой к своим частичным проявлениям. «Если первый аспект определяет обособленность и противопоставленность людей, то второй отражает их общность, причастность друг к другу. Единством и противоположностью этих аспектов определяется сложность и неоднозначность отношений между людьми: и личностное и предметное начала присущи каждому человеку, однако степень их выраженности существенно различается» [34,с.59].

Е.В.Могилевская [7] приводит развернутую типологию родительского отношения, в основе которой цели, реализуемые родителями в процессе взаимодействия с ребенком:

1. отвержение – непринятие ребенка как конкретной личности, отношения холодные, унижающие. Цель запретов – ограничение контактов с ребенком;

2. безразличие-холодное отношение, но без враждебности. Родители уделяют ребенку внимание только в ситуации настойчивого требования со стороны ребенка. Родительская забота распространяется в основном на удовлетворение физических потребностей ребенка;

3. гиперопека или тревожное отношение – стремление оградить ребенка от трудностей и неприятностей. Самостоятельность и независимость наказываются. При этом ребенок занимает центральное, привилегированное место в семье. Отношения с ним эмоционально насыщенны;

4.с верхтребовательность – родительское отношение отличает доминантность. Основное средство воспитания введение запретов и ограничений. Основная задача родителя формирование в ребенке определенных важных для родителя качеств и способностей;

5. устойчивость– восприятие ребенка как части общей жизненной ситуации. Родители охотно занимаются с ребенком, но и не делают особых усилий, чтобы воспитывать его. Эмоциональное отношение устойчивое и позитивное;

6. активная любовь или помогающее отношение – родители посвящают ребенку много времени, стараются помочь в стремлении ребенка к независимости и самостоятельности. Занимают партнерскую позицию.

Отличие любви материнской и отцовской (Э.Фромм).

Фромм описывает их следующим образом, акцентируя внимание на том, что это совершенно разные по своей сути виды любви: «Мать — это дом, который мы покидаем, это природа, океан. Связь с отцом иного порядка. В первые годы жизни ребенка она весьма ослаблена и совершенно несравнима с близостью матери к ребенку. Зато отец выражает противоположную сторону человеческого существования и на той стороне — разум, рукотворные вещи, порядок и закон, освоение новых земель и приключения. Отец — тот человек, который вводит ребенка в большой мир».

Любовь отца и матери обеспечивают потребности ребенка. Младенцу необходимы безоговорочная материнская любовь и забота как физиологически, так и психически. Но после шести лет ребенок уже ощущает потребность в отцовской любви. Он нуждается в наличии авторитета и руководстве. Функция матери — охранительная. Она обеспечивает ребенку безопасность в жизни. В обязанности отца входит учить его, руководить, чтобы в дальнейшем он справлялся с задачами, которые ставит перед ним общество, в котором ему предстоит жить. В идеальном случае материнская любовь не препятствует взрослению ребенка. Она не поощряет его беспомощности, не продлевает период его зависимости от нее, а, наоборот, делает все, чтобы помочь ему стать независимым. При этом мать обязана смотреть на мир оптимистически, чтобы не передать ребенку чувство неуверенности и тревожное состояние. Отцовская любовь должна руководствоваться принципами и надеждами. Ей надлежит быть терпеливой и снисходительной, а не подавляющей и авторитарной. Она должна прививать ребенку веру в собственные силы, дать ему возможность в свое время посмотреть на себя с уважением, и чтобы это самоуважение помогло ему освободиться от зависимости от авторитета отца.

Однако преобладание или наличие только материнского или отцовского начала в воспитании ребенка может препятствовать нормальному развитию его личности. В крайних случаях, считает Э.Фромм, это может привести к невротизации личности. Так неврозом может страдать мальчик, у которого любящая, но слишком снисходительная или напротив, властная мать и слабый равнодушный отец. В первом случае ребенку грозит чрезмерная фиксация на своей ранней привязанности к матери. Из такого ребенка может вырасти человек, во всем зависящий от своей матери, не способный справиться со своими проблемами. В нем ярко выражены черты рецептивного характера, он подвержен чужому влиянию, постоянно нуждается в опеке, в заботе. Словом, ему не хватает отцовских качеств — независимости, дисциплинированности, умения управлять собственной жизнью. Как в женщинах, так и в мужчинах он будет искать себе "мать", которая стала бы для него авторитетом и властвовала бы над его жизнью. Если же мать холодна, неотзывчива и властна, ребенок может перенести потребность в материнской защите на своего отца и на последующие его образы. В данном случае можно получить картину, аналогичную предыдущей. Или же ребенок вырастет с односторонней ориентацией на отца и свою жизнь полностью будет подчинять принципам закона, порядка и авторитета. Он не станет ждать безоговорочной любви и не получит ее. Подобное состояние усугубится, если отец авторитарен и одновременно сильно привязан к сыну.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.