Формы и методы административной деятельности органов внутренних дел (милиции) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Формы и методы административной деятельности органов внутренних дел (милиции)

2017-06-11 411
Формы и методы административной деятельности органов внутренних дел (милиции) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Глава 10. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИЛИЦИИ

 

§ 1. Содержание, виды и понятие административной
деятельности милиции

 

Содержание административной деятельности милиции (т. е. то, что она в себя включает) ее смысл и назначение составляет реализация ее функций, осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами.

Функции милиции обусловлены, в конечном счете, объективными факторами. Количество и характер этих функций зависят от целей и задач, которые государство ставит перед милицией, ее назначения. Содержание многих функций при любых условиях остается неизменным. В данной связи в административной деятельности по целенаправленности можно выделить две больших группы функций, взаимосвязанных и взаимообусловленных: внутриорганизационных и внешних.

Внутриорганизационные административные функции более постоянны и имеют своим назначением обеспечение четкого функционирования всех служб и подразделений, их личного состава (сотрудников милиции), а также эффективное использование других сил и средств. К ним относятся: анализ, прогнозирование и планирование, формирование управляющей и управляемой систем, подбор и расстановка кадров, организация взаимодействия, контроль и проверка исполнения, учет и т. п. Важной частью внутриорганизационной деятельности является функция регулирования, которая призвана обеспечить необходимую для осуществления субъектами этой деятельности их упорядоченность. Через регулирование осуществляется непосредственное руководство деятельностью служб (подразделений) и сотрудников.

Внутриорганизационная деятельность направлена на формирование подразделений и служб, определение функциональных обязанностей сотрудников, на руководство подчиненными службами, аппаратами подразделений и т. п. Эта деятельность способствует эффективному осуществлению внешне организационной деятельности, то есть деятельности по реализации задач борьбы с преступностью, обеспечению общественного порядка и безопасности.

Административно-правовые отношения в этом случае возникают между органом внутренних дел в лице руководителя и его сотрудниками (например, при назначении на должность, перемещении сотрудников, присвоении им специальных званий, поощрении, привлечении к дисциплинарной ответственности и в других случаях).

Внутриорганизационные функции выполняются всеми службами и подразделениями милиции, включая и те, которые занимаются оперативно-разыскной работой или проводят дознание. Однако, несмотря на всю важность и необходимость этих функций, они являются вспомогательными, направленными на обеспечение слаженной работы коллектива конкретного органа или подразделения, эффективной реализации внешних административных функций милиции.

Внешние административные функции милиции связаны с практическим решением ею своих задач вовне. Их осуществление выходит за пределы внутриорганизационных отношений и распространяется на неподчиненные им государственные и негосударственные организации, а также на их должностных лиц и на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Внешний административно-правовой характер имеет реализация таких функций, как охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, регистрация транспортных средств, выдача лицензий, разрешений и т. д. Это та деятельность, для осуществления которой и создается в конечном счете конкретный орган внутренних дел или его подразделение.

В данном случае административно-правовые отношения возникают между органом внутренних дел в лице его сотрудников (должностных лиц) с одной стороны и гражданами, государственными органами, предприятиями, организациями и должностными лицами не подчиненными органам внутренних дел в служебном отношении.

По характеру управленческих задач, решаемых при осуществлении административной деятельности милиции, ее функции можно подразделить на общие, специальные и обеспечивающие.

К общим функциям административной деятельности милиции относятся: прогнозирование и планирование; организация; регулирование; учет; контроль. Данные функции являются составными элементами любой управленческой деятельности и реализуются как в рамках внутриорганизационной, так и внешнеорганизационной административной деятельности милиции.

К обеспечивающим функциям относятся: кадровое, финансовое, материально-техническое, психологическое, медицинское и иное обеспечение административной деятельности милиции. Эта деятельность направлена на то, чтобы обеспечить согласованную и ритмичную деятельность конкретных органов и подразделений при решении стоящих перед ними внешних задач.

В процессе исполнения внешних административных функций в наибольшей мере проявляется социальное назначение милиции как исполнительного органа государственной власти. В учебной литературе[55] их выделяют в качестве специальных (основных). Исходя из Закона РФ «О милиции» и Положения о милиции общественной безопасности в Российской Федерации, ее специальными (основными) административными функциями являются:

– обеспечение безопасности личности; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

– обеспечение общественного порядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах (несение патрульно-постовой службы);

– предотвращение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений;

– осуществление лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью в соответствии с действующим законодательством;

– обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, действующих в этой области;

– охрана, конвоирование и содержание задержанных и лиц, заключенных под стражу;

– охрана на основе договоров с физическими и юридическими лицами принадлежащего им имущества;

– оказание населению согласно закону различной социальной помощи;

– осуществление по подведомственности производства по делам об административных правонарушениях;

– обеспечение исполнения в пределах своей компетенции отдельных административных наказаний (например, исполнение постановления судьи об административном аресте и др.).

Перечисленные и другие административные функции выполняют участковые уполномоченные милиции, подразделения патрульно-постовой службы милиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения, охраны объектов по договорам, а также инспекторский состав подразделений лицензионно-разрешительной работы, подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства, по делам несовершеннолетних. В реализации определенных административных функций милиции участвуют сотрудники специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, наряды дежурных частей территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте.

Общие, обеспечивающие и специальные (основные) функции находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. В совокупности они составляют содержание (сферу, объем) административной деятельности милиции.

Для административной деятельности милиции характерно то, что она преимущественно связана с внешней по отношению к милиции сферой. Эта деятельность – наиболее обширное, емкое направление в работе милиции. В связи с этим большая часть сотрудников милиции осуществляет внешние административные функции. В процессе осуществления этой деятельности ее субъекты вступают в административно-правовые отношения с гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, государственными органами, организациями, общественными объединениями, государственными служащими, служащими (представителями) общественных объединений.

В зависимости от юридических свойств перечисленных специальных (основных) направлений административной деятельности в научной литературе[56] выделяют следующие ее виды:

а) учетно-регистрационная (например, учет средств цветного копирования, регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним, регистрационный учет граждан по месту пребывания и месту жительства, регистрация заявлений, сообщений и иной поступающей информации о преступлениях, регистрация и учет административных правонарушений);

б) лицензионно-разрешительная (лицензирование частной детективной и охранной деятельности, выдача лицензий на продажу и приобретение гражданского и служебного оружия, выдача разрешений на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, разрешений на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения, выдача лицензий на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков);

в) административно-юрисдикционная (осуществление производства по делам об административных правонарушениях, назначение административных наказаний, исполнение административных наказаний);

г) контрольно-надзорная (осуществление административного надзора за соблюдением установленных правил в сфере общественного порядка, безопасности дорожного движения, соблюдения гражданами и должностными лицами паспортных правил и правил регистрационного учета, соблюдения установленных федеральным законом правил частной детективной и охранной деятельности и других).

Исходя из того, что задачи милиции решают в единстве все службы и подразделения в присущих им формах и методах, административные функции в определенной мере выполняют и сотрудники криминальной милиции. Предупреждая и пресекая преступления и административные правонарушения, оперативные уполномоченные, руководствуясь административно-правовыми нормами, задерживают и доставляют в милицию правонарушителей, проводят профилактические беседы, применяют специальные средства принуждения и огнестрельное оружие и т. п.

На основе вышеизложенного можно определить, что административная деятельность милиции представляет собой, осуществляемую в административно-правовых формах, с использованием административно-правовых методов, подзаконную, исполнительно-распорядительную деятельность, направленную на организацию слаженной работы служб и подразделений, их личного состава и непосредственное обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрану общественного порядка, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений, принятие мер по привлечению нарушителей к ответственности. Она по своему воздействию охватывает как внутриорганизационную, так и внешневластную сферу деятельности органов внутренних дел.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.